kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Состояние реализации принципа преемственности в усвоении географических понятий между начальным и средним звеном в школах РСО-Алания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В концепции предмета “География” коллективом учёных и методистов под руководством академика РАО  В.П. Максаковского  справедливо подчёркнуто, что “география – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у школьников комплексно, системное и социальное ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знающий их с территориальным (региональным) подходом, как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики”.

Особая ответственность географии как классического школьного предмета заключена в том, что она ориентирует учащихся на  приобретение фундаментальных знаний для формирования гуманистического мировоззрения. Именно в школьной географии должны быть заложены определённые основы теории и методологии географической науки, которые в дальнейшем получат развитие на гораздо более высоком уровне научного познания.

В настоящее время для современного образования характерна вариативность, следствием чего является обострение проблемы преемственности в содержании, формах и методах по географии между начальным и средним звеном общеобразовательной школы.

Целью нашего исследования являлось проанализировать состояние реализации принципа преемственности в усвоении географических понятий между начальной и средней школой.

Нами был проведён срез знаний в выпускных начальных классах республики по естествознанию, в ходе которого необходимо было выяснить:

  1. уровень усвоения географических понятий;
  2. понимание взаимосвязей между объектами живой и неживой природы;
  3. знания краеведческого материала.

Учащимся было предложено 2 варианта по 11 тестов, большая часть которых составляли вопросы по географии.

Результаты оценки ответов учащихся показали, что средний балл знаний не превысил 30 %. Особенно трудными оказались вопросы по географии Северной Осетии. Правильно ответило всего 12%.

Основные географические понятия, изучаемые в курсе начальной школы у учащихся 4 классов были слабо сформированы: такие, например, как “водоём”, “рельеф”, “почва”.

Вызывало затруднение задание, требующие указать стрелками, какой знак относится к тому, или иному полезному ископаемому. Правильно ответили 8%. Это говорит о том, что учащиеся не знакомы с изображением полезных ископаемых на географической карте и проведённая контрольная работа показала, таким образом, недостаточное владение детьми первоначальными географическими знаниями и умениями, что приводит к удлинению периода вхождения в предмет в среднем звене и осложняет его дальнейшее усвоение.

Огромная ответственность за выход из сложившейся ситуации возложена, в равной степени, как на учителей  начальных классов, так и на учителей – географов.

В ходе эксперимента, также нами было проведено анкетирование среди учителей республики Северная Осетия Алания по проблеме реализации основных направлений преемственности географического образования в системе “начальная-основная школа”.

Было опрошено 53 педагога, из которых 35 учителей начальных классов и 18 преподавателей географии. Это учителя как городских, так и сельских школ.

Целью анкетирования являлось – выявить, как реализуется преемственная связь начального и среднего географического образования.

Так на вопрос: “Знакомы ли вы с программами по географии?” 8 учителей начальных классов смогли ответить “да”. Среди географов, только один оказался знаком с программами по естествознанию для начальной школы.

Вопрос “Овладение и применение методов обучения школьников” у опрашиваемых не вызвал затруднения, хотя когда мы конкретизировали многие учителя не могли дать точного ответа.

11 учителей начальных классов утверждали, что они иногда посещали уроки природоведения в 5 классе и практически никто не посещал уроки географии в 6-7 классах. Среди географов только шестеро когда-либо посещали уроки природоведения в 4 классе.

Вопрос “Принимается ли современное решение по проблеме обучения на педагогических советах, совещаниях, методических объединениях и какие?” вызвал положительные отклики у учителей начальных классов, работающих по системе Занкова Л.В., где география, как самостоятельный предмет вводится во 2 классе. На этот вопрос “да” ответили 10 учителей начальной школы и 6 учителей-географов.

Таким образом, проблема преемственности географических знаний между начальным и средним звеньями в школах Республики Северная Осетия – Алания нуждается в серьёзном исследовании и для её решения необходимо выполнение ряда условий:

  1. Учителям начальной школы познакомиться с основными программами по географии для среднего звена, а учителям предметникам с программами по естествознанию для начальной школы.
  2. Проводить совместные методические объединения с целью совместного решения реализации преемственности в содержании, методах и формах географического образования.
  3. Проводить регулярные взаимопосещения уроков для ознакомления со стилем и темпом работы.

 

Просмотр содержимого документа
«Состояние реализации принципа преемственности в усвоении географических понятий между начальным и средним звеном в школах РСО-Алания. »

Состояние реализации принципа преемственности в усвоении географических понятий между начальным и средним звеном в школах РСО-Алания.

В концепции предмета “География” коллективом учёных и методистов под руководством академика РАО В.П. Максаковского справедливо подчёркнуто, что “география – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у школьников комплексно, системное и социальное ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знающий их с территориальным (региональным) подходом, как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики”.

Особая ответственность географии как классического школьного предмета заключена в том, что она ориентирует учащихся на приобретение фундаментальных знаний для формирования гуманистического мировоззрения. Именно в школьной географии должны быть заложены определённые основы теории и методологии географической науки, которые в дальнейшем получат развитие на гораздо более высоком уровне научного познания.

В настоящее время для современного образования характерна вариативность, следствием чего является обострение проблемы преемственности в содержании, формах и методах по географии между начальным и средним звеном общеобразовательной школы.

Целью нашего исследования являлось проанализировать состояние реализации принципа преемственности в усвоении географических понятий между начальной и средней школой.

Нами был проведён срез знаний в выпускных начальных классах республики по естествознанию, в ходе которого необходимо было выяснить:

  1. уровень усвоения географических понятий;

  2. понимание взаимосвязей между объектами живой и неживой природы;

  3. знания краеведческого материала.

Учащимся было предложено 2 варианта по 11 тестов, большая часть которых составляли вопросы по географии.

Результаты оценки ответов учащихся показали, что средний балл знаний не превысил 30 %. Особенно трудными оказались вопросы по географии Северной Осетии. Правильно ответило всего 12%.

Основные географические понятия, изучаемые в курсе начальной школы у учащихся 4 классов были слабо сформированы: такие, например, как “водоём”, “рельеф”, “почва”.

Вызывало затруднение задание, требующие указать стрелками, какой знак относится к тому, или иному полезному ископаемому. Правильно ответили 8%. Это говорит о том, что учащиеся не знакомы с изображением полезных ископаемых на географической карте и проведённая контрольная работа показала, таким образом, недостаточное владение детьми первоначальными географическими знаниями и умениями, что приводит к удлинению периода вхождения в предмет в среднем звене и осложняет его дальнейшее усвоение.

Огромная ответственность за выход из сложившейся ситуации возложена, в равной степени, как на учителей начальных классов, так и на учителей – географов.

В ходе эксперимента, также нами было проведено анкетирование среди учителей республики Северная Осетия Алания по проблеме реализации основных направлений преемственности географического образования в системе “начальная-основная школа”.

Было опрошено 53 педагога, из которых 35 учителей начальных классов и 18 преподавателей географии. Это учителя как городских, так и сельских школ.

Целью анкетирования являлось – выявить, как реализуется преемственная связь начального и среднего географического образования.

Так на вопрос: “Знакомы ли вы с программами по географии?” 8 учителей начальных классов смогли ответить “да”. Среди географов, только один оказался знаком с программами по естествознанию для начальной школы.

Вопрос “Овладение и применение методов обучения школьников” у опрашиваемых не вызвал затруднения, хотя когда мы конкретизировали многие учителя не могли дать точного ответа.

11 учителей начальных классов утверждали, что они иногда посещали уроки природоведения в 5 классе и практически никто не посещал уроки географии в 6-7 классах. Среди географов только шестеро когда-либо посещали уроки природоведения в 4 классе.

Вопрос “Принимается ли современное решение по проблеме обучения на педагогических советах, совещаниях, методических объединениях и какие?” вызвал положительные отклики у учителей начальных классов, работающих по системе Занкова Л.В., где география, как самостоятельный предмет вводится во 2 классе. На этот вопрос “да” ответили 10 учителей начальной школы и 6 учителей-географов.

Таким образом, проблема преемственности географических знаний между начальным и средним звеньями в школах Республики Северная Осетия – Алания нуждается в серьёзном исследовании и для её решения необходимо выполнение ряда условий:

  1. Учителям начальной школы познакомиться с основными программами по географии для среднего звена, а учителям предметникам с программами по естествознанию для начальной школы.

  2. Проводить совместные методические объединения с целью совместного решения реализации преемственности в содержании, методах и формах географического образования.

  3. Проводить регулярные взаимопосещения уроков для ознакомления со стилем и темпом работы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: ЕВСЮКОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

Дата: 26.09.2014

Номер свидетельства: 114997

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства