kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический совет на тему «ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю у значительной части учащихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Формулировка цели и способа её достижения: добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательного стандарта выпускниками начальных классов в средней школе за счет следующих функциональных действий:

- введение активных методов обучения в начальной школе и использования различных педагогических технологий в основной школе;

- расширение образовательного пространства и систематического взаимопосещения уроков в начальной школе и в 5 классе основной школы учителями 4 класса и учителями-предметниками 5 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет на тему «ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА. "»

Педагогический совет на тему

«ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА.»

План работы педсовета:

1.Объявление темы, целей и задач.

Сообщение «Проблема преемственности начального и среднего звена».

2.Комментарии психолога: «Возрастные и психологические особенности школьников 4-5 классов.

3.Социальная адаптация ребенка при переходе из 4 класса в среднее звено».

Работа в творческих группах:

4. разработка тактического плана действий по решению проблемы преемственности.

5. Практические советы: Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом.

6. Выступление на тему «Современный урок математики. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке».

7. Проект решения педсовета.

Школа должна перейти от

традиционной установки на

формирование исключительно

«знаний, умений и навыков»

к воспитанию универсальных

способностей личности,

основанных на новых социальных

потребностях и ценностях

открытого общества.

Ход педсовета.

1. Сообщение «Проблема преемственности начального и среднего звена».

Формулировка проблемы: снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю у значительной части учащихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Формулировка цели и способа её достижения: добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательного стандарта выпускниками начальных классов в средней школе за счет следующих функциональных действий:

- введение активных методов обучения в начальной школе и использования различных педагогических технологий в основной школе;

- расширение образовательного пространства и систематического взаимопосещения уроков в начальной школе и в 5 классе основной школы учителями 4 класса и учителями-предметниками 5 класса.

Преемственность между начальной и основной школой можно продемонсрироваь схемой:

Вход в начальную школу

Основной процесс – обучение в начальной школе

Выход из начальной школы. Вход в основную школу

Основной процесс – обучение в основной школе

(5 класс,1-я четверть)

Выход - результаты обучения в 1-ой четверти5 класса.

Одной из причин возникновения рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.

Причины дезатаптации школьников1и 5 классов

и их следствие.

Неполнота данных

о выпускниках

начальной школы. Недостаточное изучение

данных о выпускниках несоответствие

Немотивированность начальной школы, их оценок реальным

учителей на изучение возможностях и реальных результатам

данных о выпускниках учебных результатах обучения.

начальной школы

Неподготовленность Неадаптивность методики преподавания к возможностям

учителей к работе детей данного возраста.

с детьми младшего Скачкообразный переход к новым по сравнению с начальной

школьного возраста школой методам обучения.

Рассогласованность

в содержании учебных Непонимание учащимися учебного материала

курсов начальной вследствие его вступления в противоречие

и основной школы с ранее изученным в начальной школе.

Рассогласованность

в нормах выставления

оценок с начальной Демотивированность учебной

или их отсутствие деятельности учащихся

в основной школе.

Рассогласованность

в сложности содержания Неподготовленность к восприятию

образовательных усложненного содержания учебных

программ курсов в 5 классе.

Снижение успеваемости учащихся 5 класса по сравнению с начальной школой обусловлено следующими причинами:

- невладение методикой активизации обучения;

- недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы;

- направленность содержания учебных пособий на репродуктивный характер деятельности учащихся;

- преобладание вербальных методов обучения;

- недостаток самостоятельной работы на учебных занятиях в начальной школе;

- преобладание деятельности по образцу над творческой;

- неспособность справляться самостоятельно с учебным содержанием курсов 5 класса.

2. Комментарии психолога к рассмотрению вопроса о возрастных и психологических особенностях школьников 4-5 классов. Социальная адаптация учащихся.

Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и переход учащихся из начальной школы в основную. Этот период относится к подростковому возрасту (10-11 – 15 лет), иногда его называют переходным, так как в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к более взрослому состоянию и связан с перестройкой психических процессов. Данный возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший возраст. Характерным для подросткового возраста новообразованием является чувство взрослости, а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям.

В это время наступает пубертатный кризис, то есть биологическое и физиологическое изменение, связанное с развитием соматических и половых функций.

Меняется его социальная значимость, характерным для этого возраста является имитация чьего - либо поведения. В отношении со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности. Но часто встречаются неуверенные в себе, замкнутые и излишне агрессивные, заносчивые дети, требующие к себе особого внимания. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности.

В данный период изменяются условия учения. В отношении детей предъявляются более высокие требования к их интеллектуальному и социальному развитию, к степени сформированности определенных учебных знаний и действий, к уровню развития и саморегуляции.

Меняется развитие познавательных процессов.

Память в подростковом возрасте перестраивается, переходя от механического запоминания к смысловому. Смысловая память приобретает опосредованность, логический характер, становиться более доступным запоминание абстрактного материала.

Внимание подростка превращается в хорошо управляемый, контролируемый процесс. Если у младших школьников преобладает произвольное внимание, то внимание подростка становится сосредоточенным, устойчивым, формируется непроизвольное внимание. Происходит изменение внимания от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому.

Воображение подростка может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Реальность воображаемого мира – это его реальность. Подросток уже владеет непроизвольным и произвольным воображением. В данный период формируется воссоздающее воображение. Развитие творческого воображения связано с интеллектуальным развитием. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. Таким образом, воображение подростков может оказать влияние на познавательную деятельность, эмоционально – волевую сферу и личность ребенка.

Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальным преобразованием в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений ребенка.

3. Практические советы «Преемственность в обучении математики между начальной школой и 5 классом».

При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Поэтому пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние»: с одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой – учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т. д, одновременно постепенно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением у детей знаний и умений уже на новом уровне.

Очевидно, что подготовка к работе в 5 классе с учителями математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроке в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников. Привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем – на протяжении всего времени обучения в 5-6 классах.

Наблюдение за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе.

При знакомстве с учащимися будущего 5 класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 4 классе, так и в системе дальнейшей работы с классом.

5.  Выступление на тему «Современный урок математики. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке»

Урок – главная часть учебного процесса. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства.

Как построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Первое с чего надо начинать подготовку к уроку:

  Четко определить и сформулировать для себя его тему;

  Определить место темы в курсе;

  Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок. Иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  И, наоборот обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет реализована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.

Определить и четко сформулировать для себя и для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли энциклопедические издания, монография, научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

- узнавание нового материала;

- воспроизведение;

- применение знаний в знакомой ситуации;

- применение знаний в незнакомой ситуации;

- творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

- подводящие ученика к воспроизведению материала;

- способствующие осмыслению материала учеником;

- способствующие закреплению материала учеником.

Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и прочее.

Сгруппировать отобранный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с выбранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

- что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает. Продумать оформление классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Продумать задание на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

Основные звенья (этапы)

современного урока.

организационный момент. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к уроку. постановка цели знания перед учащимися. организация восприятия и осмысления новой информации, то есть условие исходных знаний. первичная проверка понимания. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнения в её применении по образцу. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний. домашнее задание к следующему уроку. подведение итогов урока.

Не следует также забывать, что урок математики отличается от всех остальных уроков содержательной стороной. То есть при проведении урока математики важным являются предметно-математические требования. При этом нельзя определить, какие из них: общедидактические или специфически - математические важнее. Например, если учитель неверно подобрал систему заданий, подводящих учеников к осознанию той или иной математической закономерности, никакие дидактические приемы, реализованные на уроке, не компенсируют эту методическую ошибку.

Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки к обучению математики, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а другой – затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала.

Только дифференцированный подход позволяет сделать учебный процесс белее плодотворным, интересным и полезным для дальнейшего обучения в старших классах.

Дифференцированный подход невозможен, если не соблюдается принцип обучения прогрессивными методами. Необходимо обучать детей на наивысшем уровне их познавательных возможностей. А так как большую часть времени на уроке дети работают самостоятельно, то необходимо обучать их методам приобретения знаний, а не набору тех или иных фактов и применению их в простейших случаях. Следование данному принципу позволяет выявлять более способных учеников и создавать для них условия, благоприятные для их развития.

Деление учащихся на «слабых» и «сильных» должно быть условным и временным. Любой ученик должен иметь возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определенных успехов на своем уровне. А ученик, который имеет пробелы в знаниях и не справляется с темпом продвижения при изучении программного материала, требует к себе повышенного внимания и других форм работы.

Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных этапах урока. На этапе введения нового понятия учителю лучше работать со всем классом, а после того как выполнено несколько упражнений, переходить к дифференцированной самостоятельной работе.

Применение разноуровневых заданий помогает поддержать интерес к изучению математики. Но их использование ни в какой мере не должно вести к расслоению детского общества уровню способностей.

Опыт показывает, что при дифференцированном подходе к детям значительно повышается уровень усвоения знаний, достигаются определенные положительные успехи в работе. Особенность используемой формы дифференциации состоит в том, для самостоятельной работы учащимся предлагаются три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант – самый трудный, второй – менее сложный и третий – самый легкий. Каждый ученик имеет возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант.

Но возможны и другие варианты. Например, по мере надобности учитель может руководить работой учащихся одного из уровней, в то время как другие работают самостоятельно.

У всех учащихся появляется уверенность в своих силах, они не испытывают затруднений при решении новых задач, в которых встречаются незнакомые ситуации. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения.

Проект решения.

С целью решения вопросов преемственности необходимо:

1. Изучить психологические возможности детей младшего подросткового возраста.

2. Сравнить содержание изучаемых предметов и согласовать основные программные темы, обеспечить условия для повторения учебного материала. Отразить эти вопросы в рабочих программах.

3. Согласовать методы и приемы обучения в 4 и 5 классах, обеспечить условия для «мягкой» адаптации учащихся 5 класса к новым формам обучения.

4. Провести анализ адаптационного периода, выявить трудности, возникающие у пятиклассников, и разработать мероприятия для их преодоления. Рассмотреть эти вопросы на методическом совещании.

Литература.

Абрамова Г. С. Возрастная психология. 1999г.

Гриценко Л. И. Личностно-социальное воспитание: теория и практика. 2001г.

Рекомендации Министерства образования РФ «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на среднюю» 1999г.

«Завуч начальной школы» 2004г. № 6 с.10-14.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Образец тактического плана действий

по решению проблемы преемственности.

Задачи

Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственный

исполнитель

Выявить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в основной школе

Контрольные работы, тесты.

сентябрь

Учителя-предметники

Изучить индивидуальные особенности и оценить обученность пятиклассников

Педагогический консилиум

2-я неделя сентября

Учителя-предметники

Согласовать нормы выставления оценок и требований к учащимся

Заседание МО

1-я неделя сентября

Учителя-предметники. Руководители МО.

Скоординировать домашнюю работу учащихся 5 класса

Индивидуальная работа с учителями-предметниками.

Сентябрь - октябрь

Учителя-предметники.

Руководители МО.

Подвести итоги обучения учащихся 5 класса в 1 четверти

Контрольные работы, тесты

Ноябрь

Учителя-предметники

Теоретически и практически подводить учителей к решению проблемы «Активизация обучения младших школьников»

Открытые уроки

Октябрь

Учителя начальных классов, руководители МО

Организовать обмен опытом по проблеме «Методы обучения детей младшего школьного возраста»

Открытые уроки

Октябрь - апрель

Учителя начальных классов, руководители МО

Разработать диагностические задания для выявления предметных умений учащихся 4-5 классов

Заседания МО

Март - апрель

Учителя начальных классов, учителя-предметники

Изучение личности выпускника начальных классов

Тесты, беседы

апрель

Классный руководитель

Модель выпускника 4 класса.

учебно-организационные умения:

- работать по алгоритму

- самостоятельно составлять алгоритм

- владеть методами самоконтроля

- уметь оценить ответ одноклассника

2. учебно-информационные умения:

- владеть техникой чтения в соответствии с возрастом

- уметь работать с учебником

- уметь работать с дополнительной литературой, справочниками, словарями, энциклопедиями.

3. учебно-коммуникативные умения:

- владеть в соответствии с возрастом устной монологической речью

- вести диалог

-излагать логически мысли

- владеть в соответствии с возрастом письменной монологической речью:

- списывать текст

- записывать под диктовку

- писать изложения

- писать сочинения разных жанров

- писать рецензию

- писать статью

4. учебно-интеллектуальные умения:

- анализировать

- сравнивать

- классифицировать

- обобщать

- абстрагировать

- синтезировать

- выделять главную мысль

- отвечать на вопросы

- самостоятельно ставить вопросы

- выполнять творческие задания

- уметь переносить (использовать) приобретенные знания в нестандартной (новой) учебной ситуации.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогический совет на тему «ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА. "

Автор: Батурбаева Елена Владимировна

Дата: 16.05.2016

Номер свидетельства: 327015


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства