Преемственность младшего и среднего звена на уроках естественно - научного цикла
Преемственность младшего и среднего звена на уроках естественно - научного цикла
В статье освещаются вопросы преемственности между начальным и средним звеном общеобразовательной школы в изучении предметов естественно-научного цикла. Важнейшим условием решения проблем преемственности в основном звене школы является сохранение идеи оптимального общего развития ученика.Проблема преемственности между учебниками начальной, основной и старшей школы конечно существует, особенно на этапе перехода от одного звена к другому. Поэтому необходим синтетический подход к обучению школьников на разных этапах образования, как школьного, так и дошкольного и вузовского.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преемственность младшего и среднего звена на уроках естественно - научного цикла »
Преемственность младшего и среднего звена
на уроках естественно - научного цикла
Жилякова Ирина Васильевна
МКОУ «Лицей села Верхний Мамон
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области»
«Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии и ОБЖ в основной школе. Обеспечивая преемственность с начальной школой, стандарт по природоведению сохраняет все содержательные линии, характерные для естественнонаучной части предмета «Окружающий мир». Пропедевтический характер природоведения обеспечивается ориентацией стандарта на формирование общих для всех естественных наук познавательных умений.
Кроме вертикальной преемственности стандарт обеспечивает и горизонтальные межпредметные связи. Содержание стандарта по природоведению скорректировано с математикой (начальные умения в построении графиков и интерпретации данных), русским языком (начальные умения работы с естественнонаучной информацией) и информатикой (использование телекоммуникационных технологий).
В условиях модернизации современного образования (в том числе естественнонаучного) появляется необходимость определения направлений преемственности содержания начальной и средней школы, то есть принятие учителями общей для всех ступеней основной идеи, цели и содержания образования, методов, организационных форм обучения, методики определения результативности.
.
В условиях обеспечения преемственности начального и основного звена, с учетом требований Федерального компонента образовательной области "Естествознание" разработан курс "Природоведение" для 5 классов. Данный курс содержательно связан с курсом "Мы и окружающий мир" начальной школы.
Важнейшим условием решения проблем преемственности в основном звене школы является сохранение идеи оптимального общего развития ученика. Это реализуется и достигается в курсе "Природоведение" благодаря богатству содержания, построенного на основе интегрирования ценностей и основных положений современных естественных наук (физической географии, биологии, физики, химии, астрономии).
Задача учителя – обеспечить качественный переход от недостаточно осознанных, эмоционально воспринимаемых форм действительности (начальная школа) к осознанным, волевым интеллектуальным действиям. Это достигается в первую очередь через осознание самого процесса учения, формирования научных основ естественных дисциплин. Учащиеся 5 класса имеют качественную предметную подготовку по основным содержательным линиям: развитие научных знаний разного уровня обобщения (мироведческих, страноведческих и краеведческих); история открытия и познания природы Земли; развитие человека и человеческого общества; сведения о людях, открывших и открывающих знания о мире. Это предусматривает не только углубление и введение научных понятий, но и применение этих знаний в незнакомой ситуации. Ранее усвоенное понятие обогащается новым содержанием при изучении других связанных с ним и зависимых от него понятий. Таким образом, каждый раз изученное понятие выступает в новых связях и с разных точек зрения, и школьник воспроизводит изучение понятие (при этом нельзя путать с многократным повторением). Для этого преподавание курса важно строить в системе учебных задач, заданий и упражнений. К завершению изучения курса "Природоведение" у учащихся должна сложиться целостная структура восприятия живой и неживой природы, ее развития во времени и пространстве. Это становится особенно важным при переходе на изучение дисциплин "География" и "Биология".
Учебный материал курса продолжает формирование общих умственных действий, прежде всего действия классификации (группировки): основные виды полезных ископаемых, царства живой природы, виды условных знаков картографических источников и т.п. При этом используется формирование соответствующих операций классификации: рассмотрение ряда объектов по одному признаку (например, формы рельефа по высоте), рассмотрение ряда объектов с разных точек зрения; осуществление вывода и обобщения (внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа, и т.п.)
Построение курса "Природоведение" для 5 и 6 классов позволяет:
- показать отличительные особенности живой и неживой природы планеты Земля;
- начать формировать понимание протекания длительных процессов и явлений на планете на планетарном, региональном, локальном уровнях;
- выработать представление о целостности, единстве явлений и процессов, происходящих в пределах географической оболочки;
- развивать чувство уважения и любви к своей Родине, через активное познание и сохранение родной природы, истории и культуры;
- объяснить различные связи и отношения между объектами и явлениями (природа – общество – человек);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности.
Ключевой идеей содержания курса является изучение взаимодействия живой и неживой природы. На планете Земля (как единицы Солнечной системы) существует уникальное образование – географическая оболочка.
Ее состав и строение, закономерности и особенности, а также проблемы сохранения жизни рассматриваются в 5 классе. Большое внимание уделяется средам обитания живых организмов.
В курсе "Природоведение" 5 и 6 классов знания и умения, полученные учащимися в рамках данной образовательной области, формируют широкий взгляд на мир, человечество и природу, ответственное отношение к окружающему миру.
В программе большое внимание уделяется умению работать с картой. Картографический материал присутствует в разных ее частях. Получив вначале (или вспомнив из начальной школы) необходимый минимум картографических знаний, школьники овладевают остальными знаниями постепенно, постоянно работая с картой и на уроках, и дома. От урока к уроку расширяется количество географических объектов, вводятся новые термины и понятия, материал сравнивается, обобщается и закрепляется. Постепенно складывается целостное представление о мире.
Преемственность и непрерывность биологического и экологического образования в нашем лицее состоит в том, что педагоги начальной школы формируют первоначальную понятийную базу в области биологии и экологии, у детей происходит первичное осмысление важнейших экологических связей и норм поведения в окружающей среде. Продолжается углубление знаний необходимых для формирования целостной картины окружающей среды. Этому способствует преподавание курсов по программе А.А. Плешакова «Зелёный дом». Обучение ведется по учебнику «Мир вокруг нас». Кроме того в 3 и 4 классах дополнительно проводятся занятия по факультативным курсам “Экология для младших школьников” (3 класс) и “Планета загадок” (4 класс), причем проводить эти занятия могут учителя биологии, которым предстоит принимать эстафету образования лицеистов на следующей ступени обучения
Проблема преемственности между учебниками начальной, основной и старшей школы конечно существует, особенно на этапе перехода от одного звена к другому. Поэтому необходим синтетический подход к обучению школьников на разных этапах образования, как школьного, так и дошкольного и вузовского. Что касается естественнонаучных дисциплин, в частности биологии и экологии, то в нашем лицее педагогический коллектив постоянно работает над решением этой проблемы. Курс природоведения в 5 классе осуществляется с использованием учебника Плешакова А.А. и Н.И Сонина "Природоведение" Данный курс в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед. Большое внимание уделяется проведению практических работ.
Основные понятия биологии и экологии, изучаемые в курсе природоведения, являются каркасом, на котором строится изучение биологии и экологии организмов разных царств живой природы в 6-8 классах по линейке учебников, созданную под руководством А. А. Плешакова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. На базе материала о взаимосвязях организмов друг с другом и с окружающей средой вводится преподавание физико-химических и клеточных основ функционирования живых организмов в 9-10 классах по учебнику В.Б. Захарова. Теоретическое видение глобальных процессов и явлений формируется при изучении принципов функционирования над организменных систем (биоценозов, биосферы) в 11 классе (учебник В.Б. Захарова), которым завершается профильное обучение школьников биологии и экологии, составляющих фундамент подготовки будущих специалистов в вузе. Замечу, что в лицее предусмотрены спаренные уроки, способствующие более качественной подготовке учащихся к занятиям, дающие большие возможности учителю по варьированию способов объяснения учебного материала и контролю его усвоения.
В зависимости от специфики вуза, в который собирается поступать выпускник школы, изучение основных биологических и экологических явлений и процессов при самостоятельной работе учащихся может происходить на объектах различной степени сложности: от молекул до экосистем. Тем самым уже в средней школе закладывается базис содержательного решения проблемы преемственности между биологическими курсами на основе межпредметных связей с физикой, химией, математикой, последовательно развивающей основные биологические понятия, которые углубляются, расширяются, обогащаются новыми связями с учетом доступности и познавательных возможностей учащихся, их непрерывной экологической подготовки.
Экологическое сознание как важная составная часть мировоззрения школьников формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно – эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения (Лихачев, 1999). Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания
Цель воспитательной и образовательной работы – в развитии экологического сознания детей, начиная с младшего школьного возраста, как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; в формировании у них экологической культуры; в готовности к активной природоохранной деятельности.
Система реализуется на уроках природоведения, курса «Окружающий мир» в начальной школе и биологии, географии, экологии, химии, физики – в средних и старших классах.
В начальной школе такая система образования дает возможность удовлетворить изначальный интерес к окружающему миру, потому что интерес к живой и неживой природе проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать и если возможно попробовать на вкус. Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, важно помнить о воспитании бережного отношения к природе (Тарабарина, 2003).
В средних и старших классах школьники узнают, что такое экологическое равновесие, как растения, насекомые, птицы, животные, леса и поля, недра земли и атмосфера взаимодействуют друг с другом, создают друг для друга благоприятные условия существования. Познание этих связей убеждает учащихся, что нарушение этих связей меняет биологический баланс в природе, наносит ей непоправимый ущерб, ухудшает условия жизни человека. Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства, узнают о принципах и устройствах, о возможностях организации безотходных производств.
В формирование экологического состояния детей вносят и предметы гуманитарного цикла, которые одушествляют природу, роднят человека с ней, дают возможность осознать себя ее неотъемлемой частью.
Экологическое воспитание в средней школе отличается преемственностью. Учителя естественно-биологического цикла ежегодно проводят мероприятия, смотры знаний, конкурсы, игры для младших школьников.
Формирование экологического сознания в школе идет по следующим направлениям:
1. Просветительное. Подрастающему человеку, в процессе обучения, внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращения опасного необратимого нарушения экологического равновесия.
2. Развивающее направление реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. В этом плане проводятся экологические исследовательские работы («Экологическая карта »), экологические опыты на пришкольном участке, экскурсии на водоем, луг, лес, поле и др, акции «Подрост», «Ель», «Первоцвет», «Муравей» и др.
3. Воспитательное - проявляется в формировании у учащихся нравственного, эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности ограничено сливается с чувством восхищения величием и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности и воспитывает чувство патриотизма. В школе проводятся мероприятия «Чистое село – чистая планета» и др.
4. Организующее направление состоит в стимулировании активной природоохранной деятельности учащихся. Например, во время летнего экологического лагеря, дети собирают лекарственные травы, одновременно, изучая их назначение; старшие школьники постигают азы экологического законотворчества – «Экология и закон». Весной и осенью школьники всех классов помогают в уборке территории от мусора, участвуют в посадке лесополос и уборке урожая и пр.
5. Прогностическое – заключается в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе. Данное направление школа старается пронести через все ступени образования и в каждый этап учебно-развивающего процесса.
Основными показателями экологической воспитанности, является понимание школьниками современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, наслаждаться и любоваться ею. Очень важно любить природу и эту любовь стараться привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением и иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы постичь все тайны природы и сохранить ее будущим поколениям.
Природа – великий учитель!
Преемственность.
Система учебных курсов под названием «Зелёный дом» разработана А.А. Плешаковым (1999). Эта система учебных курсов с экологической направленностью, разработка которой началась более десяти лет назад в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации.
Уже в те годы чётко определилась главная цель проекта – создание условий для формирования у младших школьников основ экологического сознания, необходимого современному человеку, находящемуся в крайне непростых взаимоотношениях с природной средой.
В настоящее время «Зелёный дом» – целостная система учебных курсов, обеспечивающая ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественнонаучное и экологическое образование. Она включает курсы:
«Ознакомление с окружающим миром» (1-ые и 2-ые классы);
«Природоведение» (3-и и 4-ые классы);
«Мир вокруг нас» (1-ый класс трёхлетней начальной школы);
«Экология для младших школьников» (факультативный курс для 3 класса);
«Планета загадок» (факультативный курс для 4-го класса).
Особенности системы:
1. Решает проблемы преемственности, связанные с переходом ребёнка от дошкольного к начальному образованию и от начального – к изучению естественных наук в среднем звене;
2. Включает как основные, так и факультативные курсы, что позволяет полнее учитывать интересы и возможности детей.
На первом этапе обучения младшие школьники знакомятся с окружающим миром. При этом элементы экологических знаний постоянно присутствует в курсе, однако они не обособлены, а органично вписаны в общее содержание, включающее природные и социальные аспекты. Такой подход, на мой взгляд, отвечает как познавательным потребностям детей, так и задачам экологического образования, поскольку направлен на осознание учащимися многообразия и единства мира, места и роли в нём человека. Учебный материал представлен содержательными линиями: природа, жизнь города и села, здоровье и безопасность, общение, первоначальные географические представления.
В последующих классах дети изучают «Природоведение». Этот, традиционный для начальной школы, предмет в рамках «Зелёного дома» коренным образом обновлён. По существу, заново выстроено его современная экологическая версия, опирающаяся на присущее младшим школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способность овладеть определёнными теоретическими знаниями. В основу курса положены идеи многообразия природы, её экологической целостности, единства природы и
человека. В третьем классе эти идеи раскрываются в процессе изучения природных компонентов (воздух, вода, почва, растения, животные и так далее.), а в четвёртом классе – при изучении природы России и родного края.
Работая учителем начальной школы, я на практике знакома с курсом «Природоведение» автора А.А. Плешакова. В настоящее время, на мой взгляд (и на взгляд более опытных учителей начальной школы, работающих со мной), этот курс наиболее полно и в доступной степени отвечает целям и задачам экологического обучения и воспитания младших школьников.
Преемственность. Реализация межпредметных связей
Экологическое сознание как важная составная часть мировоззрения школьников формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно – эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения
Лихачев
Проблема преемственности между учебниками начальной, основной и старшей школы конечно существует, особенно на этапе перехода от одного звена к другому.
. В системе биологического и экологического образования важнейшая роль принадлежит начальной школе. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе.
У детей происходит первичное осмысление важнейших экологических связей и норм поведения в окружающей среде. Продолжается углубление знаний необходимых для формирования целостной картины окружающей среды. Этому способствует преподавание курсов по программе А.А. Плешакова «Зелёный дом». Обучение ведется по учебнику «Мир вокруг нас». Кроме того в 3 и 4 классах дополнительно проводятся занятия по факультативным курсам “Экология для младших школьников” (3 класс) и “Планета загадок” (4 класс), причем проводить эти занятия могут учителя биологии, которым предстоит принимать эстафету образования лицеистов на следующей ступени обучения. «Курс природоведения в 5 классе осуществляется с использованием учебника Плешакова А.А. и Н.И Сонина "Природоведение"» и завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета. Но продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии и ОБЖ в основной школе. Обеспечивая преемственность с начальной школой, стандарт по природоведению сохраняет все содержательные линии, характерные для естественнонаучной части предмета «Окружающий мир». Пропедевтический характер природоведения обеспечивается ориентацией стандарта на формирование общих для всех естественных наук познавательных умений
Задача учителя – обеспечить качественный переход от недостаточно осознанных, эмоционально воспринимаемых форм действительности (начальная школа) к осознанным, волевым интеллектуальным действиям.
Это предусматривает не только углубление и введение научных понятий, но и применение этих знаний в незнакомой ситуации. Ранее усвоенное понятие обогащается новым содержанием при изучении других связанных с ним и зависимых от него понятий. Таким образом, каждый раз изученное понятие выступает в новых связях и с разных точек зрения, и школьник воспроизводит изучение понятие (при этом нельзя путать с многократным повторением). Для этого преподавание курса важно строить в системе учебных задач, заданий и упражнений. К завершению изучения курса "Природоведение" у учащихся должна сложиться целостная структура восприятия живой и неживой природы, ее развития во времени и пространстве. Это становится особенно важным при переходе на изучение дисциплин "География" и "Биология".
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед. Большое внимание уделяется проведению практических работ и умению работать с картой Основные понятия биологии и экологии, изучаемые в курсе природоведения, являются каркасом, на котором строится изучение биологии и экологии организмов разных царств живой природы в 6-8 классах по линейке учебников, созданную под руководством А. А. Плешакова, В.Б. Захарова, Сонина. На базе материала о взаимосвязях организмов друг с другом и с окружающей средой вводится преподавание физико-химических и клеточных основ функционирования живых организмов в 9-10 классах по учебнику В.Б. Захарова. Теоретическое видение глобальных процессов и явлений формируется при изучении принципов функционирования надорганизменных систем (биоценозов, биосферы) в 11 классе (учебник В.Б. Захарова)