Просмотр содержимого документа
«Предупреждение и коррекция нарушения письменной речи у младших школьников»
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »
Алимбаева Евгения Дмитриевна
Учитель-логопед
СШ №1
Ноябрь,2020год
Дисграфия у младших школьников – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений.
По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: - дефектов устной речи,
недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности,
мелкой моторики рук,
телесной схемы,
чувства ритма.
Нередко встречаются дизонтогенетические формы дисграфии, при которых наблюдается запаздывание созревания функциональных систем, участвующих в овладении навыком письма.
Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИЙ У ДЕТЕЙ
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь"), пробы Хеда, рядоговорения.
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и само массажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)
9. Расширение "поля зрения " ребенка.
10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.
Артикуляторно-акустическая дисграфия - это дисграфия на почве растройств устной речи или«косноязычие в письме» Коррекционная работапри артикуляторно-акустической дисграфии
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Коррекционная работа придисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Развитие языкового анализа и синтеза
Развитие слогового анализа и синтеза
3. Развитие фонематического анализа и синтеза
Аграмматическая дисграфия
Коррекционная работаприграмматической дисграфии
1. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Оптическая дисграфия
Коррекционная работапри оптической дисграфии
Развитие зрительно-пространственных функций:
зрительного гнозиса,
зрительного мнезиса,
зрительного анализа и синтеза,
пространственных представлений.
Игры и упражнения, используемые в работе по профилактике дисграфии у учащихся
Игра: «Что за шум?»
Для этой игры понадобится коллекция самых разнообразных шумов. Например, звон телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды и др. Лучше, если это будет магнитофонная запись. Если такой записи нет, можно их «озвучить» голосом или провести подручными средствами.
Правила игры: Ведущий демонстрирует ученикам шум, они должны его отгадать.
Игра: «Делай с нами»
ЛОГОПЕД определяет запрещенное движение, затем начинает двигаться. Школьники повторяют за ним все, кроме запрещенного движения.
Игра «Что получилось?
ЛОГОПЕД предлагает ученикам выполнить ряд действий по расстановке букв, например:
выложи букву О;
справа от нее положить букву К;
слева от буквы О положить букву С. Какое слово получилось?