kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предупреждение и коррекция нарушения письменной речи у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предупреждение и коррекция нарушения письменной речи у младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Предупреждение и коррекция нарушения письменной речи у младших школьников»

«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »   Алимбаева Евгения Дмитриевна Учитель-логопед СШ №1 Ноябрь,2020год

«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »

Алимбаева Евгения Дмитриевна

Учитель-логопед

СШ №1

Ноябрь,2020год

Дисграфия у младших школьников – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений.  По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: - дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.  Нередко встречаются дизонтогенетические формы дисграфии, при которых наблюдается запаздывание созревания функциональных систем, участвующих в овладении навыком письма. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

Дисграфия у младших школьников – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений.

По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: - дефектов устной речи,

  • недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности,
  • мелкой моторики рук,
  • телесной схемы,
  • чувства ритма.

Нередко встречаются дизонтогенетические формы дисграфии, при которых наблюдается запаздывание созревания функциональных систем, участвующих в овладении навыком письма.

Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИЙ У ДЕТЕЙ

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь"), пробы Хеда, рядоговорения.

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и само массажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)

9. Расширение "поля зрения " ребенка.

10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Артикуляторно-акустическая дисграфия -  это дисграфия на почве растройств устной речи или«косноязычие в письме»   Коррекционная работа  при артикуляторно-акустической дисграфии

Артикуляторно-акустическая дисграфия - это дисграфия на почве растройств устной речи или«косноязычие в письме» Коррекционная работа при артикуляторно-акустической дисграфии

Дисграфия на почве нарушения языкового   анализа и синтеза   Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.  Развитие языкового анализа и синтеза  Развитие слогового анализа и синтеза  3. Развитие фонематического анализа и синтеза

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

  • Развитие языкового анализа и синтеза
  • Развитие слогового анализа и синтеза

3. Развитие фонематического анализа и синтеза

Аграмматическая дисграфия Коррекционная работа  при грамматической дисграфии 1. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Аграмматическая дисграфия

Коррекционная работа при грамматической дисграфии

1. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Оптическая дисграфия Коррекционная работа  при оптической дисграфии Развитие зрительно-пространственных функций:

Оптическая дисграфия

Коррекционная работа при оптической дисграфии

Развитие зрительно-пространственных функций:

  • зрительного гнозиса,
  • зрительного мнезиса,
  • зрительного анализа и синтеза,
  • пространственных представлений.
Игры и упражнения, используемые в работе по профилактике дисграфии у учащихся  Игра: «Что за шум?» Для этой игры понадобится коллекция самых разнообразных шумов. Например, звон телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды и др. Лучше, если это будет магнитофонная запись. Если такой записи нет, можно их «озвучить» голосом или провести подручными средствами. Правила игры: Ведущий демонстрирует ученикам шум, они должны его отгадать.  Игра: «Делай с нами»   ЛОГОПЕД определяет запрещенное движение, затем начинает двигаться. Школьники повторяют за ним все, кроме запрещенного движения.

Игры и упражнения, используемые в работе по профилактике дисграфии у учащихся

Игра: «Что за шум?»

Для этой игры понадобится коллекция самых разнообразных шумов. Например, звон телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды и др. Лучше, если это будет магнитофонная запись. Если такой записи нет, можно их «озвучить» голосом или провести подручными средствами.

Правила игры: Ведущий демонстрирует ученикам шум, они должны его отгадать.

Игра: «Делай с нами»  

ЛОГОПЕД определяет запрещенное движение, затем начинает двигаться. Школьники повторяют за ним все, кроме запрещенного движения.

Игра «Что получилось? ЛОГОПЕД предлагает ученикам выполнить ряд действий по расстановке букв, например: выложи букву О; справа от нее положить букву К; слева от буквы О положить букву С. Какое слово получилось? (кот, жук, дом, дым, пол, ком, кол …)   Игра: «Обозначь хлопками схему слова» ЛОГОПЕД: «Рыба, заяц, зима, весна, овощи, природа, голова» Ученики хлопками обозначают схему слова, выделяя сильным хлопком ударный слог. Например: но-га – хХ (х – слабый хлопок, Х – сильный хлопок).

Игра «Что получилось?

ЛОГОПЕД предлагает ученикам выполнить ряд действий по расстановке букв, например:

  • выложи букву О;
  • справа от нее положить букву К;
  • слева от буквы О положить букву С. Какое слово получилось?
  • (кот, жук, дом, дым, пол, ком, кол …)

  Игра: «Обозначь хлопками схему слова»

ЛОГОПЕД: «Рыба, заяц, зима, весна, овощи, природа, голова»

Ученики хлопками обозначают схему слова, выделяя сильным хлопком ударный слог.

Например: но-га – хХ (х – слабый хлопок, Х – сильный хлопок).

.  Упражнение «Расставь буквы»   Прочитай пословицу по первым буквам картинок  Нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами и написать слова, которые получились «Делу время, потехе – час».

.

Упражнение «Расставь буквы»

Прочитай пословицу по первым буквам картинок

Нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами и написать слова, которые получились

«Делу время, потехе – час».

«Найди все слова в цепочке»    «Спрятанные слова» Какие слова здесь спрятались? Запиши их в клетках. Придумай предложения с каждым из слов. Упражнение: «Составь слова» к, о, с (сок) е, р, о, м (море)  у, д, б (дуб) ш, а, к, а (каша) м, р, и (мир) а, к, у, р (рука) т, о, р (рот) б, о, н, е (небо) ы, с, р (сыр) а, с, о, к (коса) д, м, ы (дым) д, а, в, о (вода)

«Найди все слова в цепочке»

 

«Спрятанные слова»

Какие слова здесь спрятались? Запиши их в клетках. Придумай предложения с каждым из слов.

Упражнение: «Составь слова»

к, о, с (сок) е, р, о, м (море)

у, д, б (дуб) ш, а, к, а (каша)

м, р, и (мир) а, к, у, р (рука)

т, о, р (рот) б, о, н, е (небо)

ы, с, р (сыр) а, с, о, к (коса)

д, м, ы (дым) д, а, в, о (вода)

Для работы с предлогами используем схемы Упражнение: «Закончи предложение» Если сегодня понедельник, то завтра будет … Если сегодня четверг, то завтра будет … Сегодня пятница, а вчера был … а, завтра будет … и т.д.

Для работы с предлогами используем схемы

Упражнение: «Закончи предложение»

Если сегодня понедельник, то завтра будет … Если сегодня четверг, то завтра будет … Сегодня пятница, а вчера был … а, завтра будет … и т.д.

Заключение  Актуальность профилактики дисграфий у учащихся с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития, обеспечение готовности к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка.  Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов в речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико- грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико- пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

Заключение

Актуальность профилактики дисграфий у учащихся с ОНР состоит в

наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и

психического развития, обеспечение готовности к

обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение

вторичных отклонений в развитии аномального ребенка.

Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех

компонентов в речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой

структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза,

несформированностью монологической связной речи, лексико-

грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-

пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции,

мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и

соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения

письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий

должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих

нормальный процесс овладения письмом.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Предупреждение и коррекция нарушения письменной речи у младших школьников

Автор: Алимбаева Евгения Дмитриевна

Дата: 10.01.2021

Номер свидетельства: 569667

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Коррекция нарушений письменной речи (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза) у обучающихся начального уровня образования"
    ["seo_title"] => string(80) "korrektsiia_narushenii_pismennoi_rechi_disgrafii_na_pochve_iazykovogo_analiza_i_"
    ["file_id"] => string(6) "477865"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1537073259"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения  учащихся младшего школьного возраста."
    ["seo_title"] => string(129) "statianatiemuorghanizatsiialoghopiedichieskoirabotypoustranieniiunarushieniiachtieniiauchashchikhsiamladshieghoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "275788"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452617671"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения  учащихся младшего школьного возраста."
    ["seo_title"] => string(130) "statianatiemuorghanizatsiialoghopiedichieskoirabotypoustranieniiunarushieniiachtieniiauchashchikhsiamladshieghoshkolnoghovozrasta1"
    ["file_id"] => string(6) "275789"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452617678"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Родительское собрание в 3 классе по теме “Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?” "
    ["seo_title"] => string(105) "roditiel-skoie-sobraniie-v-3-klassie-po-tiemie-chto-takoie-disghrafiia-i-kak-pomoch-riebionku-disghrafiku"
    ["file_id"] => string(6) "175463"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424272426"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методические  рекомендации  "Преодоление  дисграфии  на  почве  языкового  анализа  и  синтеза""
    ["seo_title"] => string(100) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-prieodolieniie-disghrafii-na-pochvie-iazykovogho-analiza-i-sintieza"
    ["file_id"] => string(6) "291201"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455093082"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства