kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекция нарушений письменной речи (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза) у обучающихся начального уровня образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специально  подобранный  материал  по  предупреждению  и  коррекции  нарушений  письменной  речи  помогут учителям  начальных  классов,  а  также  родителям  в  коррекционной  работе  при  обучении  младших  школьников  русскому  языкуСпециально  подобранный  материал  по  предупреждению  и  коррекции  нарушений  письменной  речи  помогут учителям  начальных  классов,  а  также  родителям  в  коррекционной  работе  при  обучении  младших  школьников  русскому  языку.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция нарушений письменной речи (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза) у обучающихся начального уровня образования»

Коррекция нарушений письменной речи (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза)

у обучающихся начального уровня образования


Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку.  Это явление не случайное, так как письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. 

Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется на основе достаточно высокого уровня его развития. Поэтому любая речевая патология на разных этапах развития устной речи является одной из причин затруднений  формирования письменной.

К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растёт, которые допускают множество специфических ошибок при письме. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Но основная причина плохой успеваемости в недоразвитии тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. У детей с речевыми нарушениями зачастую плохо развиты слуховое и зрительное внимание, восприятие и память, наблюдаются и затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой. Это не вина, а его беда.

Что же такое нарушение письменной речи? Как проявляются? Как  помочь ребенку?

По данным исследований нейропсихологов, для детей со специфическими нарушения чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций.

Такие специфические трудности письма, как пропуск и смешение букв, перестановка букв в слове, недописывание слов, ошибки в употреблении мягкого знака и другие свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии.

Дисграфия не является самостоятельным речевым нарушением, это составляющая нарушений темпов развития психики и моторики, которые часто связаны с незрелостью и амбидекстрией (активное участие обеих полушарий в развитии психомотрики).

Различные виды дисграфии (нарушений письма) - явление в школе нередкое. По данным исследований, 40 % детей от общего количества учащихся начальных классов имеют тот или иной вид дисграфии. Поэтому проблема оказания помощи детям с нарушениями письма остаётся очень актуальной.

Чаще всего в письменных работах обучающихся педагоги сталкиваются со специфическими ошибками, относящимися к дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ (искажения звуко-буквенной структуры слова).

Специально подобранный материал по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи помогут учителям начальных классов, а также родителям в коррекционной работе при обучении младших школьников русскому языку.

Наиболее характерны следующие ошибки:

  • Пропуски согласных при их стечении (диктант— «дикат»)

  • Пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма»)

  • Перестановка букв (тропа - «прота»)

  • Добавление букв (таскали - «тасакали»

  • Пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота»)

  • Слитное написание слов, предлогов, с другими словами (идёт дождь - «идёдошь»)

  • Раздельное написание частей слова (приставки и корня слова) - наступила - «на ступила»

  • Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них

Игры и игровые упражнения на формирование звукобуквенного анализа и синтеза, чтения слогового и целыми словами

1. Игра «Слова-матрешки»

Расширение поля зрительного восприятия, развитие внимания, формирование навыка чтения, активизация и обогащение словаря.

Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них. Следующий этап - найти слова в сплошном наборе букв, прочитать в нём короткие предложения. (бусы, гроза, чайник, снегирь).

  • стол(в) - ствол.

  • заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: лист (лифт), корона (ворона), город (горох).

  • найти в предложении слова, различающиеся одной буквой: «Ваня не скрыл, что вскрыл письмо», «Осы не любят росы».

2 . Вставка букв в слова

Цель: формирование навыка чтения, развитие звукового анализа, формирование понятия о смыслоразличительной роли буквы, получаем разные слова

  • Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись: Л_ПА, Л_ПА, Л_ПА.

  • Вставить разные согласные, чтобы слова не повторялись: _ОДА, О_ДА, О_ДА.

  • Добавить букву, чтобы получилось новое слово: кот(р) - крот, стол(в) - ствол.

  • Заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: лист (лифт), корона (ворона), город (горох).

  • Найти в предложении слова, различающиеся одной буквой: «Ваня не скрыл, что вскрыл письмо», «Осы не любят росы».

  • Прочитать 4 слова (столбик). Назвать буквы, которые пропущены в каждом из них.

__руг д__озд __венит __стреча

д__уг др__зд з__енит вс__реча

др__г дро__д звен__т вст__еча

дру__ дроз__ звени__ встр__ча

  • Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст, грз, грд, брбн.

3. Составление слов из букв

Задание, развивающее навыки звукобуквенного синтеза. Может предлагаться как со зрительными опорами, так и без них. Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить: не пропустил ли он букву ( в этом случае останется пустая клетка). Можно выполнить, подобное задание отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из букв. Например, Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к)

4. Шифровки (Д/и «Разведчики»)

Задания, которые позволяют упражнять не только в звукобуквенном анализе, но и развивать внимание. Инструкция: послушайте слово, опеделите, есть ли в нем звуки С,Ш; запишите буквы, обозначающие эти звуки по порядку, укажите их место в слове. При выполнении задания слова приобретают следующий вид: Саша - С1ш3, шестой - ш1с3 и т.д.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Новикова Людмила Вячеславовна

Дата: 16.09.2018

Номер свидетельства: 477865

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства