kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровые упражнения для предупреждения и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ (нарушение интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые упражнения для предупреждения и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ (нарушение интеллекта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровые упражнения для предупреждения и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ (нарушение интеллекта»

«Игровые упражнения для предупреждения и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ (нарушение интеллекта».


Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта.


Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи.

Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому дети с нарушением интеллекта с трудом овладевают сложными по семантике словами (абстрактными, обобщенными) и грамматическими формами.

Их ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие речи. Наряду с этим имеют место и другие факторы, вызывающие у них нарушения речи: аномалии в строении речевого аппарата (нарушение зубного ряда), обуславливающие ринолалию, механическую дислалию, локальное органическое поражение подкорковых отделов головного мозга, приводящие к возникновению органического заикания, дизартрии. В результате медленная динамика.

Научение говорению происходит в естественной среде. Если устная речь формируется в результате естественного общения со взрослыми, то письменная появляется в результате специального обучения, это сознательное произвольное действие.

Любая деятельность включает в себя Мотив, цель (если есть голосовой набор), условия, действия, контроль и оценка результатов.

Письменный язык представлен тремя системами знаков (прописные, строчные, печатные), которые во многих случаях графически отличаются друг от друга, плюс набор правил, именуемых правописанием. Русское правописание базируется на трех принципах: фонетическом, морфологическом и традиционном.

.

Для реализации программы написания буквы необходимы

  1. Процессы фонематического уровня (поиск соответствия между звуком и буквой, кодирование звука в букву, составление из букв слова).

  2. Лексический уровень (подбор слов, поиск подходящих выражений).

  3. Грамматический уровень (языковые законы построения связной речи, выбор грамматических форм, синтаксических конструкций).

Учитывая эти трудности

Обязательным является пролонгированный этап подготовки к обучению грамоте (добукварный период 1 четверть). Формируются графомоторные навыки.

Пролонгированный период изучения букваря, 1 год обучения.

Чтобы заинтересовать ребенка, привлечь внимание, применяем в своей работе игровые технологии, которые способствуют сохранению познавательной активности ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии используются на занятиях с детьми начальной школы. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.


На этапе знакомства с буквой применяем игровые альбомы.

В данном альбоме предлагается правильное написание буквы, работа с тактильными буквами, на что похожа буква, сложи букву из ее элементов, найди букву среди других похожих (для развития зрительного восприятия).

Правильное написание письменной буквы.

Первое нарушении, которое мы замечаем, зеркальное написание букв. Оптическая дисграфия вызванная нарушением зрительных и зрительно-пространственных функций. Выражается в зеркальности на письме, на этапе знакомства с буквой, формирования образа буквы на стадии усвоения навыка мы не трактуем это как нарушение, есть сопутствующие признаки: не усваивает лево-право, плохо ориентируется на листе бумаги, не различает в какую сторону смотрит буква и ошибается на письме, когда ребенок примерно до пятого класса. Будет страдать ориентировка в схеме тела, плюс когнитивные нарушения дают такие трудности.

Есть замечательное пособие, визуальная подсказка.

Буквы взяты, у которых есть одностороннее написание. То есть они несимметричные, которые могут быть и горизонтально и вертикально несимметричны. Почти все буквы, которые здесь расположены, смотрят вправо. А когда вы предлагаете детям вот вариант вот эти картинки должны быть перед лицом. Ребёнок должен чётко знать, что это барабан, визуально вспоминать с какой стороны слева или справа находится барабан.

Затем нужно убрать эти картинки и попробовать по памяти написать.

Сделали игру на липучках. Для закрепления правильного написания. В рабочем поле ребенку предлагается поставить букву и указать стрелкой ее направление.


Моторная реализация написания буквы.

Написание буквы начинается с осознанной ориентации на строке и на листе.

Подробно это описано в методике Т.Ф. Воронской.


Возможно использование элементов этой методики: штриховка, обводка, дополнительные ориентиры для написания буквы (выделение линий красным цветом, точки для ориентации на строке)


Особое внимание уделяем развитию фонематического слуха, развитию умения различать звуки сходные по звучанию и близкие по месту образования.

Применяются различные игры

Лото, звуковые дорожки.

Все применяют в работе занятия по логоритмике.

Подробно остановимся фоноритмике.


Возможно применение технологии авторов Атаманова Наталья Борисовна, Строганова Вера Васильевна «ЛогоЛадошки» в обучении грамоте, профилактике и коррекции нарушений письменной речи: динамическая модель слова..

Технология моделирования звуко-слоговой и кинетической структуры слова позволяет детям в течение всего логопедического занятия находиться в активном движении и при этом постоянно поддерживает их познавательную активность и высокую мотивацию к процессу обучения.

Образовательная технология «ЛогоЛадошки» предполагает систему организации программы движений рук (хлопков и отстукиваний) для создания динамической модели слова. После подробного анализа предложенного слова на основе составленной схемы ученик перекодирует зрительно-схематический образ данного слова в последовательную цепочку движений.

Цвет ладошек соответствует классической графической схеме по звуковому составу (синий цвет – твердый согласный, зеленый цвет – мягкий согласный, красный цвет-гласный, розовый цвет - гласные второго ряда, буквы для обозначения мягкости согласного).

Работа сопровождается заполнением аналитических таблиц для звукового анализа слов.

Закрепляются ладошки на вертикальной поверхности попарно, крепятся на уровне удобном для манипуляций ребенка.

Возможно использовать при изучении учебного материала и правил орфографии.

Работа с предложением.

Распространение предложений. Составление схем предложений. Составление предложений из слов данных в правильной форме, из слов данных в начальной форме.

Составлению предложений способствует использование фразовых конструкторов.

Необходимо учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже, правильно употреблять предлоги, уточнять и пополнять словарный запас.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Алевтина Александровна Гардина, Наталия Геннадьевна Скворцова

Дата: 14.12.2022

Номер свидетельства: 620355

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства