kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Особенности овладения письменной речью у детей с нарушением интеллекта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: "Особенности овладения письменной речью у детей с нарушением интеллекта". Представлены особенности по чтению и письму, ошибки на уровне звуков, слогов, слов и связной речи. Ребенок с нарушением интеллекта в три раза дольше овладевает процессом чтения в отличие от нормы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности овладения письменной речью у детей с нарушением интеллекта" »

Ребенок в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и в норме. Дети с интеллектуальной недостаточностью по данный Г.Я. Трошина овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме. Процесс овладения чтением характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями.
  • Ребенок в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и в норме. Дети с интеллектуальной недостаточностью по данный Г.Я. Трошина овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме. Процесс овладения чтением характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями.
- усвоение букв (причина: зрительное восприятие); - сличение звуков в слоги; - формирование обобщенных представлений о слоге.
  • - усвоение букв (причина: зрительное восприятие);
  • - сличение звуков в слоги;
  • - формирование обобщенных представлений о слоге.
1. При усвоении букв: 1) незнание большого количества букв; 2) замены сходных по начертанию букв (т-г); 3) замены букв, обозначающих звонкие, глухие согласные звуки. 2. При чтении слогов:
  • 1. При усвоении букв:
  • 1) незнание большого количества букв;
  • 2) замены сходных по начертанию букв (т-г);
  • 3) замены букв, обозначающих звонкие, глухие согласные звуки.
  • 2. При чтении слогов:
  • 1) побуквенное чтение слогов без последующего слияния;
  • 2) побуквенное чтение слогов с последующим слиянием;
3)замена слогов другими слогами, отличающимися лишь гласным звуком (жу-жа);

3)замена слогов другими слогами, отличающимися лишь гласным звуком (жу-жа);

  • 4) замены согласных звуков в слоге (ру-ну);
  • 3. При чтении слов:
  • 1) побуквенное чтение слов (р-у-к-а);
  • 2) слово читается правильно, но воспроизводится повторно как один бессмысленный слог (шу-ра=ру);
  • 3) не читается конечный звук слова (вода-вод);
  • 4) в слове твердая согласная заменяется мягкой (петух-петюх);
  • 5) в конце слова после согласного добавляется гласный звук (вот-вота) и др.
Т.о. нарушения чтения у учащихся можно представить в виде следующих проявлений: 1) неусвоение букв; 2) побуквенное чтение; 3) искажение звуковой и слоговой структуры слова; 4) нарушение понимания прочитанного.
  • Т.о. нарушения чтения у учащихся можно представить в виде следующих проявлений:
  • 1) неусвоение букв;
  • 2) побуквенное чтение;
  • 3) искажение звуковой и слоговой структуры слова;
  • 4) нарушение понимания прочитанного.
По данным ученых, нарушения письма у детей с интеллектуальной недостаточностью встречаются значительно чаще, чем у детей с сохранным интеллектом. У детей этой группы отмечаются специфические ошибки, вследствие недоразвития звуковой стороны речи, недоразвития лексико-грамматической стороны речи и многочисленные стойкие орфографические ошибки.
  • По данным ученых, нарушения письма у детей с интеллектуальной недостаточностью встречаются значительно чаще, чем у детей с сохранным интеллектом. У детей этой группы отмечаются специфические ошибки, вследствие недоразвития звуковой стороны речи, недоразвития лексико-грамматической стороны речи и многочисленные стойкие орфографические ошибки.
Автор выделяет 3 вида ошибок, характеризуя возможные механизмы и условия их проявления в письме детей. 1. Ошибки на уровне буквы и слога:
  • Автор выделяет 3 вида ошибок, характеризуя возможные механизмы и условия их проявления в письме детей.
  • 1. Ошибки на уровне буквы и слога:
  • 1) ошибки звукового анализа . Несформированность действий звукового анализа проявляется в следующем:
  • А) пропуски букв – свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех звуков (снки-санки; кичат-кричат; колкочи-колокольчики; девча-девочка).
Иногда пропускают несколько звуков, что приводит к грубым искажениям слоговой структуры слова; Б) перестановки букв и слогов – выражается трудностью анализировать последовательность звуков в слове. Слоговая структура слова может оставаться сохранной ( чунал-чулан, зиам-зима, корвом-ковром, сотл-стол); В) добавление гласных и согласных букв ( шокола-школа, девочика-девочка, гулямем-гуляем). 2) фонематического восприятия. В основе ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих артикуляторно-акустическое сходство.
  • Иногда пропускают несколько звуков, что приводит к грубым искажениям слоговой структуры слова;
  • Б) перестановки букв и слогов – выражается трудностью анализировать последовательность звуков в слове. Слоговая структура слова может оставаться сохранной ( чунал-чулан, зиам-зима, корвом-ковром, сотл-стол);
  • В) добавление гласных и согласных букв ( шокола-школа, девочика-девочка, гулямем-гуляем).
  • 2) фонематического восприятия. В основе ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих артикуляторно-акустическое сходство.
Характерны ошибки в виде замен и смешений букв. Фонемы, которые смешиваются по акустическим и артикуляторным признакам: А) парные звонкие и глухие согласные ( б-п, д-т, з-с, в-ф, ж-ш, г-к); Б) лабиализованные гласные: о-у, е-ю ( рочей, клеква, салет, дедошка, самолют); В) сонорные звуки: р-л, й-л ” ; Г) свистящие, шипяшие: с-ш, з-ж, с-щ; Д) аффрикаты: ч-щ, ч-ц, ч-т ” , ц-т, ц-с. 3) смешение букв по кинетическому сходству: о-а, б-д, и-у, п-т, л-м, х-ж; У-Ч, П-Т, Л-М, ч-ъ; и-ш, л-я, Н-К, а-д.
  • Характерны ошибки в виде замен и смешений букв. Фонемы, которые смешиваются по акустическим и артикуляторным признакам:
  • А) парные звонкие и глухие согласные ( б-п, д-т, з-с, в-ф, ж-ш, г-к);
  • Б) лабиализованные гласные: о-у, е-ю ( рочей, клеква, салет, дедошка, самолют);
  • В) сонорные звуки: р-л, й-л ” ;
  • Г) свистящие, шипяшие: с-ш, з-ж, с-щ;
  • Д) аффрикаты: ч-щ, ч-ц, ч-т ” , ц-т, ц-с.
  • 3) смешение букв по кинетическому сходству: о-а, б-д, и-у, п-т, л-м, х-ж; У-Ч, П-Т, Л-М, ч-ъ; и-ш, л-я, Н-К, а-д.
В указанных парах букв отмечается совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент буквы ребенок испытывает трудности. Он либо неправильно передает количество однородных элементов (и-ш, л-м), либо ошибается выбранным последующим элементом (и-у, б-д); 4) смешение букв по оптическому сходству. Возникает в результате нарушения зрительного восприятия, анализа и контроля пространственных представлений (в-д, с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш). Эти буквы похожи расположением элементов в пространстве;
  • В указанных парах букв отмечается совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент буквы ребенок испытывает трудности. Он либо неправильно передает количество однородных элементов (и-ш, л-м), либо ошибается выбранным последующим элементом (и-у, б-д);
  • 4) смешение букв по оптическому сходству. Возникает в результате нарушения зрительного восприятия, анализа и контроля пространственных представлений (в-д, с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш). Эти буквы похожи расположением элементов в пространстве;
5) специфические ошибки – одновременная фиксация заглавной и строчной буквы, появляется в результате закрепления графо-моторных навыков в процессе выполнения упражнений в прописях (Пп).  2. Ошибки на уровне слова:
  • 5) специфические ошибки – одновременная фиксация заглавной и строчной буквы, появляется в результате закрепления графо-моторных навыков в процессе выполнения упражнений в прописях (Пп).
  • 2. Ошибки на уровне слова:
  • 1) раздельное написание частей слова ( и дут, я сный, на чало; п челы, поп росил);
  • 2) слитное написание служебных слов с последующими или предыдущими словами ( кдому, надерево);
  • 3) соединение частей разных слов (У дедмо Рза – у Деда Мороза);
4) ошибки, обусловленные трудностью анализа и синтеза частей слов. Проявляются в виде ошибок словообразования, особенно при образовании прилагательных от существительных ( Цветок растет в поле – поленой. Хвост медведя – медведий). 3. Ошибки на уровне предложения.
  • 4) ошибки, обусловленные трудностью анализа и синтеза частей слов. Проявляются в виде ошибок словообразования, особенно при образовании прилагательных от существительных ( Цветок растет в поле – поленой. Хвост медведя – медведий).
  • 3. Ошибки на уровне предложения. Основная масса выражается в аграмматизмах, в нарушении связи слов ( большая белое пятно, ворона перезимовало). На уровне предложения дети часто пропускают или заменяют предлоги ( вызвал доске; мы Шариком бегали).
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Особенности овладения письменной речью у детей с нарушением интеллекта"

Автор: Железнова Юлия Анатольевна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Особенности нарушений письменной речи и их коррекция у умственно отсталых школьников. "
    ["seo_title"] => string(97) "osobiennosti-narushienii-pis-miennoi-riechi-i-ikh-korriektsiia-u-umstvienno-otstalykh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "237489"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444321711"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "«Социальная адаптация учащихся СКОУ VIII вида  средствами обучения деловому письму»"
    ["seo_title"] => string(95) "sotsial-naia-adaptatsiia-uchashchikhsia-skou-viii-vida-sriedstvami-obuchieniia-dielovomu-pis-mu"
    ["file_id"] => string(6) "292276"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455259646"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Консультация для родителей"
    ["seo_title"] => string(31) "konsultatsiia_dlia_roditelei_51"
    ["file_id"] => string(6) "546914"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587054015"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Предупреждение и преодоление дисграфических ошибок"
    ["seo_title"] => string(63) "priedupriezhdieniie-i-prieodolieniie-disghrafichieskikh-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "307934"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458479121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства