kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер класс по постановке звуков [Ч], [Щ]

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен план работы над звуками ч и щ. Будет полезна тем кто делает первые шаги в профессии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс по постановке звуков [Ч], [Щ]»

Мастер - класс Постановка ЯЗЫЧНО-ПЕРЕДНЕНЁБНЫх  звуков Ч Щ

Мастер - класс

Постановка ЯЗЫЧНО-ПЕРЕДНЕНЁБНЫх

звуков Ч Щ

характеристики Щ Ч Ротовой, шумный, глухой, щелевой, язычно-передненёбный. Ротовой, шумный, глухой, смычно-щелевой, язычно-передненёбный

характеристики

Щ

Ч

Ротовой, шумный, глухой, щелевой, язычно-передненёбный.

Ротовой, шумный, глухой, смычно-щелевой, язычно-передненёбный

Положение органов речи при произношении Ч 1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются. 2. Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены. 3. Зубы сближены либо сомкнуты. 4. Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха. 5. Звук ч глухой и мягкий.

Положение органов речи при произношении

Ч

1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.

2. Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.

3. Зубы сближены либо сомкнуты.

4. Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.

5. Звук ч глухой и мягкий.

Щ 1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на небо. Мышцы языка напряжены. 2. Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены. 3. Зубы сомкнуты либо сближены. 4. Выдыхаемый воздух выходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением. 5. Звук щ глухой, мягкий.

Щ

1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на небо. Мышцы языка напряжены.

2. Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.

3. Зубы сомкнуты либо сближены.

4. Выдыхаемый воздух выходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.

5. Звук щ глухой, мягкий.

Постановка звука Ч

Постановка звука Ч

  • По подражанию
  • От Т (Ть)
Упражнение.  Произнесение звука, имитирующего звук т. 1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы!). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, имитирующий звук т. То медленно, та быстро произносить этот имитирующий звук. На ладони руки ощущается тёплая струя воздуха, выходящая толчком.

Упражнение.

  • Произнесение звука, имитирующего звук т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы!). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты.

Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, имитирующий звук т. То медленно, та быстро произносить этот имитирующий звук. На ладони руки ощущается тёплая струя воздуха, выходящая толчком.

  • Примечание . Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.
Упражнение.

Упражнение.

  • Упражнение . Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.
  • 1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к небу, полезно упражнение «цоканье» .
  • Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вдохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться
Игры И.Л. Лебедевой

Игры И.Л. Лебедевой

  • «Емелина печь» (слоги, чистоговорки)
  • «Урок», «Загадочная игра», «Чепуха», «Дискотека», «Рифмы», «Шифровальщики», «В речке плавают словечки» , «Каблучок: чок, чок, язычок – молчок!» , «Очень страшная игра», «Путешествие по ЧемоДании», «Альпинисты»(слова)
  • «Слова – однофамильцы», Лото «Мой, моя, моё, мои», «Бесконечная игра» (словосочетания, фраза)
Игры - драматизации Паучок и пчела. - Кто этой ночью плачет на печи, на даче? - Это я, паучок, намочил я колпачок, в чай упал я ночью, чайник для меня как бочка. - Я, пчела, помочь готова, вот бечёвка, вот калач, вот печенье, вот мяч – только, паучок, не плач!

Игры - драматизации

Паучок и пчела.

- Кто этой ночью плачет на печи, на даче?

- Это я, паучок, намочил я колпачок, в чай упал я ночью, чайник для меня как бочка.

- Я, пчела, помочь готова, вот бечёвка, вот калач, вот печенье, вот мяч – только, паучок, не плач!

  • Мне, пчела, чуть-чуть полегче, не мечтал я о таком. Ты, лети ко мне на печку - напою тебя чайком!
Постановка Щ

Постановка Щ

  • От Ш
  • От Сь ( при помощи чайной ложечки)
  • От Ч
Упражнение. Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это упражнение ребёнок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части. Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук ш. Будет слышаться звук щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются логопедом за счёт давления пальцем. Необходимо добиться долгого звучания. Для большей наглядности при произнесении звука логопед произносит звук щ вместе с ребёнком.

Упражнение.

  • Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это упражнение ребёнок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части. Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук ш. Будет слышаться звук щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются логопедом за счёт давления пальцем.
  • Необходимо добиться долгого звучания. Для большей наглядности при произнесении звука логопед произносит звук щ вместе с ребёнком.

Примечание . Какие могут быть ошибки при постановке звука щ? 1. При выдыхании (когда произносится звук ш) кончик языка отходит от альвеол. Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука щ слышится звук ш или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитком, не пропускающим, частично воздух. Воздух прорывается через более узкую щель, чем при произнесении звука ш. 2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Кончик языка лежит у альвеол. Если же кончик языка ускользает из-под пальца и продвигается вглубь рта (за альвеолы), то звук щ либо не слышен, либо слышен неясно. Упражнение без помощи логопеда . Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребёнок.

Примечание . Какие могут быть ошибки при постановке звука щ?

1. При выдыхании (когда произносится звук ш) кончик языка отходит от альвеол.

Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука щ слышится звук ш или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитком, не пропускающим, частично воздух. Воздух прорывается через более узкую щель, чем при произнесении звука ш.

2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Кончик языка лежит у альвеол. Если же кончик языка ускользает из-под пальца и продвигается вглубь рта (за альвеолы), то звук щ либо не слышен, либо слышен неясно.

Упражнение без помощи логопеда . Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребёнок.

Вот так щука! —   Нина! Нина! Щука! Щука! — Наше счастье. Ну, тащи! Вот так счастье! Вот так щука! — Нету щуки... Не ищи.

Вот так щука!

—   Нина! Нина!

Щука! Щука!

— Наше счастье.

Ну, тащи!

Вот так счастье!

Вот так щука!

— Нету щуки...

Не ищи.

Литература

Литература

  • Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов -- М.: Просвещение, 1979.
  • Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [Ч],[Щ].- Ярославль: Академия развития, 1996
  • Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг!- М.: Вентана Граф, 2005
  • Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии.— М.: Просвещение, 1989
Спасибо за внимание  Презентацию подготовила учитель-логопед I кк МБДОУ д/с «Веточка» Корень А.А. Добро пожаловать http://www.maam.ru/users/631761 http://annakoren.wixsite.com/annakoren http://vetochka-vanino.detsad.27.ru/

Спасибо за внимание

Презентацию подготовила

учитель-логопед I кк

МБДОУ д/с «Веточка»

Корень А.А.

Добро пожаловать

http://www.maam.ru/users/631761

http://annakoren.wixsite.com/annakoren

http://vetochka-vanino.detsad.27.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Мастер класс по постановке звуков [Ч], [Щ]

Автор: Корень Анна Анатольевна

Дата: 28.10.2017

Номер свидетельства: 435015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Мастер класс: «Приёмы становления и развития навыков правильной устной речи учащихся на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_priiomy_stanovleniia_i_razvitiia_navykov_pravilnoi_ustnoi_rechi_uch"
    ["file_id"] => string(6) "633715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1686769472"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Мастер класс на тему: «Развитие вокально-хоровых способностей дошкольников через театрализованную деятельность»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_na_temu_razvitie_vokalno_khorovykh_sposobnostei_doshkolnikov_cherez"
    ["file_id"] => string(6) "569086"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1609321960"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Мастер-класс для родителей "Эти непослушные звуки""
    ["seo_title"] => string(50) "master_klass_dlia_roditelei_eti_neposlushnye_zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "530711"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575724442"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Труд творчество талант (мастер-класс)"
    ["seo_title"] => string(38) "trud_tvorchiestvo_talant_mastier_klass"
    ["file_id"] => string(6) "399627"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1489344338"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Мастер-класс " Использование технологии проблемного обучения в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_ispol_zovaniie_tiekhnologhii_probliemnogho_obuchieniia_v_nachal_no"
    ["file_id"] => string(6) "378130"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484150383"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства