1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
2. Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
3. Зубы сближены либо сомкнуты.
4. Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
5. Звук ч глухой и мягкий.
Щ
1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на небо. Мышцы языка напряжены.
2. Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
3. Зубы сомкнуты либо сближены.
4. Выдыхаемый воздух выходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.
5. Звук щ глухой, мягкий.
Постановка звука Ч
По подражанию
От Т (Ть)
Упражнение.
Произнесение звука, имитирующего звук т.
1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы!). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты.
Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, имитирующий звук т. То медленно, та быстро произносить этот имитирующий звук. На ладони руки ощущается тёплая струя воздуха, выходящая толчком.
Примечание . Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.
Упражнение.
Упражнение . Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.
1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к небу, полезно упражнение «цоканье» .
Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вдохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться
- Это я, паучок, намочил я колпачок, в чай упал я ночью, чайник для меня как бочка.
- Я, пчела, помочь готова, вот бечёвка, вот калач, вот печенье, вот мяч – только, паучок, не плач!
Мне, пчела, чуть-чуть полегче, не мечтал я о таком. Ты, лети ко мне на печку - напою тебя чайком!
Постановка Щ
От Ш
От Сь ( при помощи чайной ложечки)
От Ч
Упражнение.
Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это упражнение ребёнок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части. Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук ш. Будет слышаться звук щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются логопедом за счёт давления пальцем.
Необходимо добиться долгого звучания. Для большей наглядности при произнесении звука логопед произносит звук щ вместе с ребёнком.
Примечание . Какие могут быть ошибки при постановке звука щ?
1. При выдыхании (когда произносится звук ш) кончик языка отходит от альвеол.
Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука щ слышится звук ш или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитком, не пропускающим, частично воздух. Воздух прорывается через более узкую щель, чем при произнесении звука ш.
2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Кончик языка лежит у альвеол. Если же кончик языка ускользает из-под пальца и продвигается вглубь рта (за альвеолы), то звук щ либо не слышен, либо слышен неясно.
Упражнение без помощи логопеда . Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребёнок.
Вот так щука!
— Нина! Нина!
Щука! Щука!
— Наше счастье.
Ну, тащи!
Вот так счастье!
Вот так щука!
— Нету щуки...
Не ищи.
Литература
Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов -- М.: Просвещение, 1979.
Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [Ч],[Щ].- Ярославль: Академия развития, 1996
Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг!- М.: Вентана Граф, 2005
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии.— М.: Просвещение, 1989