kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс для родителей "Эти непослушные звуки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс  "Эти непослушные звуки" позволит родителям освоить игровые приемы артикуляционной гимнастики и уточнить приемы постановки звуков родного языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для родителей "Эти непослушные звуки"»

Мастер-класс для родителей «Эти непослушные звуки»

Все родители хотят видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всём. Многие родители переживают из-за того, что ребёнок неправильно произносит какие-то звуки. И это оправданно. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Родителей часто волнуют проблемы звуковой стороны речи нарушения звукопроизношения у ребенка, которые сильно заметны для окружающих. Большинство родителей, которые, так или иначе, столкнулись с этой проблемой, задаются одним вопросом, когда лучше начать занятия по исправлению звуковой стороны речи. К 5 годам у ребенка в норме должна сформироваться речь без каких-либо звуковых дефектов, но не всегда так гладко может получаться. Поэтому мы решили помочь вам в этом вопросе. Что можете сделать вы, уважаемые родители, для профилактики?

Можно выделить три этапа коррекции звука: подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика), постановка звуков и автоматизация (закрепление) их в речи (в слогах, словах, в предложениях, в стихах и в связной речи). Сегодня мы с вами поговорим об артикуляционной гимнастике и о постановке звуков. Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциации движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика

Продемонстрируем водный комплекс артикуляционных упражнений на удержание артикуляционной позы (статические упражнения, направленные на активизацию артикуляционного кинестетического праксиса) и на переключение артикуляционных поз (динамические упражнения, направленные на активизацию артикуляционного кинетического праксиса).

1. «Окошко» Рот широко раскрыть («жарко»), удерживать на медленный счет до 5. Спокойно закрыть рот («холодно»). Чередовать раскрытие-закрытие.

2. «Заборчик» Улыбнуться, показать зубки («заборчик»), удерживать на медленный счет до 5. Улыбка очень активная. Следить, чтобы ее ширина не уменьшалась и не было асимметрии.

3. «Дудочка» («Трубочка») Вытянуть губы вперед (как бы беззвучно произнося «У»), удерживать на медленный счет до 5. Очень активное выдвижение губ вперед. Следить, чтобы оно не уменьшалось.

4. «Хоботок» Губы вытянуты вперед (хобот у слоника), сделать втягивающее движение. Сочетать с причмокиванием. Чередовать на медленный счет до 5.

5. «Месим тесто» («Накажи непослушный язык») Пошлепать язык губами: «пя-пя-пя», затем покусать язык зубками, выдвигая его изо рта и втягивая, повторить 5-6 раз.

 6. «Коврик» Рот широко раскрыть, язык распластать на дне ротовой полости, спинка языка опущена. Загнуть кончик языка кверху (как будто начинаем скатывать ковер). Закрыть рот и попытаться закрутить язык внутрь, присасывая его и подтягивая кзади. Повторить 3-4 раза. Постараться добиться выполнения без синкинезий.

7. «Блинчик» Положить широкий плоский язык на нижнюю губку. Кончик не высовывается за губу. Удерживать на медленный счет до 5-8. Следить, чтобы язык не дергался, не «уползал» с губы и чтобы нижняя губа не подворачивалась.

8. «Шарик» Рот закрыт. Надуть щеки («шарик»), удержать (счет до 5), сдуть (счет до 5), повторить. Другой вариант ритмичные переключения: надуть-сдуть, рот не раскрывать. Повторить 6 раз.

9. «Орешки» Рот закрыт. Колоть твердым кончиком языка то в левую, то в правую щеку. Другой вариант упереть кончик языка в левую щеку, подержать (поза очень активная, счет до 5-8), убрать, упереть в другую щеку. Рот не раскрывать.

10. «Иголочка» Раскрыть рот, высунуть узкий длинный язык и удерживать его напряженным, ровным на медленный счет до 5-8. Язык не должен извиваться, укорачиваться, загибаться книзу, дрожать, не сжимать язык губами, он должен держаться сам, без опоры.

11. «Лопаточка» Раскрыть рот (рот в положении широкой улыбки), сделать язык широким, удерживать его точно посередине между верхней и нижней губой на медленный счет до 5-8. Язык активен, не высовывать его слишком изо рта (тогда он сузится), не укладывать расслабленный на нижнюю губу.

12. «Часы» («Маятник») Рот раскрыт. Язык движется влево-вправо, точно прикасаясь кончиком то к левому, то к правому углу рта (качается маятник у часов). В медленном темпе. Язык не должен прикасаться к губам. Под счет до 6.

13. «Качели» Рот раскрыт. Язык движется вверх-вниз, прикасаясь кончиком: - то к верхней, то к нижней губе; -то к краю верхних резцов, то к краю нижних резцов; -то к альвеолам за верхними резцами, то к основаниям нижних резцов. Важна точность прикосновения. Выполнение ритмичное, 5-10 повторов, не терять амплитуду. Упражнение на переключение движений.

14. «Жало» Раскрыть рот, высунуть узкий длинный язык, затем медленно втянуть его, не закрывая рта, повторить 5-10 раз в медленном темпе. Рот открыт в течение всего упражнения, язык очень активен, не подтягивать к нему губы, не «возить» языком по нижней губе. Выполнение ритмичное, 5-10 повторов, не терять амплитуду. Упражнение на переключение движений.

15. «Крестик» Рот раскрыт, язык движется к верхней губе - к нижней губе, от правого угла рта - к левому углу рта (сочетание «Качелей» с «Часами»). Требуется высокая дифференциация и координация движений языка, не должно быть синкинезий. Выполняется ритмично, под счет до Следить за точностью, четкостью, темпом движений. Можно добавить «Жало», тогда движение будет регулироваться ребенком уже не в двух, а трех плоскостях.

16.«Почисти зубки» Рот раскрыт. Губы в широкой улыбке. Кончик языка выполняет мелкие и очень точные движения («чистит зубы») вверх-вниз: сначала по внутренней поверхности нижних резцов, затем верхних - от основания зубов к краю, за края зубов не выходить. Выполнять ритмично, под счет.

17. «Парашютик» («Фокус») Упражнение на выработку направленной воздушной струи. Учимся дуть на кончик языка вверх. Положить на нос ватку («Парашютик»), подуть теплым воздухом вверх.

18. «Загони мяч в ворота» Установить «ворота» (руки или карандаш), положить перед собой на стол ватку и, дуя на кончик языка вниз холодным воздухом, точно попасть «мячом» в ворота. Углы рта поджать, щеки не надувать.

19. «Желобок» Свернуть язык желобком боковые края языка поднимаются и стремятся прикоснуться друг к другу, можно вдоль посередине языка положить зубочистку и попытаться ее «обнять» языком. Подуть в образовавшийся желобок холодной узкой струей воздуха. Повторить 5-6 раз, запомнить направление выдоха на кончик языка. Логопед должен помнить, что такую позу язык может принимать не у всех детей.

20. «Подуй на кончик языка вниз» Рот приоткрыт. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу и подуть холодным воздухом на кончик языка. Контролировать ладонью силу, непрерывность выдоха, следить, чтобы выдыхаемый воздух не становился теплым. Упражнение готовит направление и концентрацию выдоха для артикуляции свистящих, а также развивает силу и длительность речевого выдоха.

21. «Пузырек» Дуть в пузырек с узким горлышком так, чтобы возник свистящий звук. Запомнить положение губ, языка, направление и силу выдоха в этот момент.

Постановка звуков

А теперь поговорим о постановке звуков. Выполняя целенаправленные упражнения артикуляционной гимнастики, вы можете ускорить процесс появления правильных звуков самостоятельно, либо облегчить процесс постановки нужных звуков. Чтобы исправить звук, необходимо знать правильное положение органов артикуляции при произнесении этого звука. Для этой цели я вам продемонстрирую схему профиля каждого звука, о котором мы будем говорить.

Начнём со звука С. Губы в улыбке, Зубы сближены до 1,5 мм, но не сомкнуты. Кончик широкого языка прижат к нижним зубам. Спинка широкого языка выгнута и боковыми краями касается коренных зубов, холодная воздушная струя идёт строго по центру. Постановка звука С:

Упражнение 1. Попросить ребёнка установить язык в вышеуказанном положении и произносить слоги та-та-та, а по сигналу длительно произнести звук ИИИИИИ

Упражнение 2. Ребенку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук [с]: пропеть песенку насоса (с-с-с-с), водички (ссссссссссс), ветерка (сссссссссссссссссс).

Упражнение 3. Забей мяч в ворота. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. «Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях. Обратите внимание! При выполнении этих упражнений важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, которые должны быть на расстоянии 1,5 мм, а кончик языка находился строго за нижними зубами.

Постановка звука З. Следует использовать те же упражнения, что и для постановки звука С, только спинка языка поднимается чуть выше, а выдох происходит более расслабленно и, главное, этот звук образуется с участием голоса. Пробуйте вызвать звук в игре; - Как зенит комар? - ззззззззззззз - Как визжит пила?- з-з-з-з-з Как только ребёнок научится уверенно произносить звуки комара и пилы, объясните ему, что они звенят так же, как произносится звук З. Попросите ребёнка произнести звук З.

Звук Ц. Губы растягиваем в улыбке. Зубы при произнесении звука смыкаем или сближаем. Кончик языка, как при произнесении звука С, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнимаем и выгибаем «горкой». Передняя часть спинки языка должна сомкнуться с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха переднюю часть спинки мгновенно размыкаем с нёбом. Кончик языка слегка отдёргиваем от нижних зубов, этим самым усиливаем толчок воздушной струи. Воздух выдыхаем толчком в момент размыкания языка с нёбом. На тыльной стороне ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха. Постановка звука Ц Постановку звука Ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков С и Т в свободной речи ребёнка, поскольку Ц произносится в результате быстрого сочетания именно этих звуков.

Упражнение 1 Отрывисто произносить т-т-т-т (пулемёт строчит).

Упражнение 2. Отрывисто на сильном выдохе произносить звук с-с-с-с (насос).

Упражнение 3. Открываем рот. Кончиком языка напряжённо упираемся в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Под напором сильной струи выдыхаемого воздуха произнести Т, не отрывая при этом кончика языка от нижних зубов, чтобы получился С. В момент слияния этих звуков будет слышен звук Ц. Игровые приёмы. - Как цокают копытца? ц-ц-ц-ц - Не шуми! (поднося палец ко рту) - тс-ц-ц Обратите внимание! Положение губ и языка (они приоткрыты в улыбке, кончик языка плотно прижат к нижним зубам) при этом не меняется. Ребёнок при этом должен чувствовать удары холодного воздуха о ладошку.

Звук Л. Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2 4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Средняя часть спинки языка опущена. Корень языка отодвинут назад, поднят  вверх. Язык в форме седла. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха. Звук Л очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка.

Упражнение 1. Предложите ребёнку выполнить упражнение «Наказать непослушный язычок», а затем слегка прикусить язык зубами. Язык неподвижен и расслаблен. «Язычок лежит как блинчик на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Так. Закрой рот». Пусть ребёнок сделает это упражнение несколько раз подряд перед зеркалом.

Упражнение 2. Выполняем упражнение «Силач» - кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой упираем язык в зубы со звуком л-л-л-л

Упражнение 3. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук А или Ы. Взрослый артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук ллллллллллллл («Пароход гудит»). Когда отчётливо и свободно будет получаться звук Л, попросить ребёнка длительно тянуть аааааааа, кусая и отпуская язык, чтобы хорошо было слышно ла-ла-ла.

Упражнение 4. Предложите ребёнку в момент, когда он опускает язык после прикусывания, произнести звук А. По мере наращивания темпа сначала слышатся слоги ал-ал-ал, а затем - ла-ла-ла-ла. Следующий этап предполагает перевод языка в нормальное для звука Л положение. Попросите ребёнка поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги лы-лы-лы. Суть этого упражнения в том, что в сочетании со звуком Ы звук Л слышится более отчётливо.

Упражнение 5. Ребенок негромким низким голосом тянет А, не открывая широко рот и при этом стучит языком в верхние резцы. Получится произношение ЛА-ЛА-ЛА с усеченным звучанием гласного. Потом то же проделывают с другими гласными. Следить за тем, чтобы губы не вытягивались вперед.

Комплекс упражнений на выработку сложных артикуляционных поз, формирующих базовые артикуляционные уклады переднеязычных звуков, требующих активности кончика языка и верхнего положения всего языка (для постановки звуков [л], [ш], [ж], [р], [р ])

22. «Вкусное варенье» Рот в широкой улыбке. Широким языком облизнуть верхнюю губу движением сверху вниз. При этом язык принимает форму чашечки. Не выходить за край верхней губы.

23. «Индюк» Широким языком быстро двигать впередназад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл». Движения очень точные. За край верхней губы не выходить.

24. «Чашечка» Рот широко раскрыт. Язык в форме чашки (широкий кончик и боковые края языка загнуты кверху). Удерживать на медленный счет до Язык не должен дрожать или его кончик опускаться вниз.

25. «Киска, опусти спинку» Рот раскрыт. Упереть кончик языка в нижние зубы, а спинку выгнуть горкой. Не меняя положения кончика языка, опустить спинку языка вниз. Повторить чередование несколько раз, фиксируя внимания на произвольном удержании спинки в нижнем положении. Рот не закрывать.

26. «Пароходик» Губы улыбаются. Произносить длительно «Ы-Ы-Ы», одновременно плавно придвинуть к резцам кончик языка и прикусить его, в этот момент слышится звук, похожий на «Л-Л-Л»

27. «Поймаем мышку» («Самолетик») Губы улыбаются. Произнести «А-А-А» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик). Не допускать выдвижения губ вперед.

Комплекс упражнений на растяжку уздечки языка, активизацию и укрепление кончика языка, выработку умения удерживать язык вверху при широком раскрытии рта ( специально для постановки звуков [р], [р ], [ш], [ж], а также [л])

Звук Ш. Губы выдвинуты вперёд и округлены, Зубы слегка приоткрыты (4-5 мм), кончик языка и передняя часть спинки языка приподнят к верхним бугоркам, альвеолам, но не дотрагивается до них, Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык в форме чашечки. Воздушная струя сильная, тёплая.

Упражнение 1. Ребенок несколько раз произносит звук С и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного Ш, взрослый фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе.

Упражнение 2. Предложить ребёнку на сильном активном выдохе произнести длительно полученный звук шшшшш слышим «песенку змеи» («шипение гуся», «шелест листьев»). Обратить внимание на воздушную струю - она должна быть тёплой.

Упражнение 3. Короткое произнесение ш-ш-ш-ш «выпускаем воздух из шара».

Упражнение 4. Ребенок произносит слог са при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.

Упражнение 4. Несколько раз произносить звук т с интервалом в 2-3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук Т произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.

Упражнение 5. Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука Т к звуку Ш: т-ттшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука Т.

Упражнение 6. При ненарушенном произнесении р можно поставить ш и ж от этого звука. Ребенок произносит слог ра и в этот момент взрослый прикасается ручкой чайной ложки к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию.

Упражнение 7. При шепотном произнесении рррра без вибрации языка слышится шшша. Постановка звука Ж Следует использовать те же упражнения, что и для постановки Ш, только при произнесении надо включить голос. Меняем песенку, теперь это будет песенка жука (пчелы). - Как жужжит жук (пчела)? ж-ж-жжжж. Обратите внимание ребенка на то, как он произносит звук. Он должен понять и запомнить правильное положение органов артикуляции и знать, что воздушная струя при произнесении этого звука должна быть сильной и тёплой.

28. «Маляр» Рот широко раскрыть. Поставить кончик языка на альвеолы. Язык движется от альвеол кзади, вглубь рта. Пытаться дотягиваться до неба максимально долго. Не делать пауз, не отдыхать. Повторить раз в медленном темпе.

29. «Лошадка» Рот в широкой улыбке. Медленно щелкать языком, с силой растягивая уздечку языка. Язык должен присосаться широким, его кончик точно за верхними резцами на альвеолах. Повторить раз.

30. «Грибок» Улыбнуться, с силой присосать язык к небу. Кончик языка на альвеолах, уздечка языка сильно натянута, рот широко раскрыт. Удерживать язык в таком положении на медленный счет до «Гармошка» Сделать «Грибок». Удерживая язык в таком положении (чтобы он не «отклеился» от неба) оттягивать книзу нижнюю челюсть, добиваясь еще более сильного натяжения уздечки языка. Рот все время широко раскрыт. Повторить раз.

31. «Барабан» Рот широко раскрыт. Поставить кончик языка на альвеолы. Язык напряжен, работает только кончик языка с силой стучит по альвеолам: д-д-ддд, д-д-ддд. Воздух выдыхается сильными толчками. Движения кончика языка очень небольшой амплитуды и очень точные. Повторить раз. Можно для принудительно широкого раскрытия рта первое время использовать распорку. Затем ребенок сам должен контролировать очень широкое раскрытие рта (не менее 1-1,5см между верхними и нижними резцами).

Звук Р. Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает чашечку, как при звуке Ш. Под напором сильно выдыхаемого воздуха, проходящего по середине, кончик языка напряжен и вибрирует. Не рекомендуется приступать к постановке звук Р, если ребёнок произносит неправильно шипящие звуки, так как артикуляция звуков Ш и Ж очень похожа на положение органов речи при произнесении звука Р. Поэтому, если у ребёнка имеются какие-либо затруднения с точным воспроизведением шипящих звуков, звук Р ему будет произносить ещё труднее. Для произнесения звука Р необходимо, чтобы передний край языка стал широким. Это существенное условие зачастую не может быть выполнено, потому что кончик языка у ребёнка постоянно сужается. Здесь требуется отработка упражнения «Накажем непослушный язычок». Теперь добейтесь, чтобы ребёнок научился плавно выводить широкий язык на верхнюю губу, а затем снова убирать его за верхние зубы.

Упражнение 1. Присосать язык к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок» - рот приоткрыт, губы улыбаются), добавить резкий выдох по спинке языка на звук Т (должно получиться ТРРР), отрабатывать это упражнение. постепенно удлиняя звучание Р (Так лошадка фыркает) в этом случае звук получается глухой, затем включаем голос («Останови лошадку»)ик этому сочетанию добавляем гласные.

Упражнение 2. Когда широкий язык будет находиться за верхними зубами предложите ребёнку отодвинуть его выше к альвеолам (бугоркам), а затем подуть на его кончик. При этом губы ребёнка не должны закрывать его зубы, чтобы ребёнок мог видеть положение своего языка. (Всё это выполняется глядя в зеркало).

Упражнение 3. «Ну-ка, улыбнись, покажи зубы! Держи язык широкий наверху. Скажи: зззззз (должен получиться звук, похожий на Ж). Чувствуешь ветерок? Попробуй сделать так ещё раз». На этом этапе полученный звук напоминает звук Р, но без вибрации кончика языка. Если вместо Р будет получаться звук Ж, предложите ребёнку переместить язык ближе к зубам.

Упражнение 4. Недостатки его в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными. Наиболее эффективным является прием постановки р от слогового сочетания ЗА с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза.

Упражнение 5. После этого упражнения можно перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя ручку чайной ложки, чисто вымытый палец, ребёнка, наконец, соску плотно набитую ватой или закруглённый противоположный кончик шариковой ручки. В момент произнесения слога ЗА в верхнем положении с удлинённым произнесением ззззззза вводят подручное средство (палец, ручку и т.п.) под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами.

Упражнение 6. От «пулемёта, дятла, барабана». Ребёнок произносит: «Д-д-д». Взрослый плоской палочкой от мороженого с надетой на неё соской совершает лёгкие колебательные движения кончика языка у альвеол. Переводим в «мотор». Затем постепенно убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем. Обратите внимание! Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Мы сегодня рассмотрели коррекцию тех звуков, которые наиболее часто бывают нарушены у детей. Возможно, это вам пригодится и сыграет добрую службу в занятиях с вашими детьми.

Используемая литература

1. Д.К. Жантимирова «Мастер-класс для родителей «Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста», ж. «Дошкольная педагогика», 2/2016 г.

2. «Логопедия» под ред. Л.С. Волковой, М., «Просвещение», 1989 г.

3. Максаков, А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок», М., Мозаика - Синтез, 2012.

4. Ушакова О.С. «Теория и практика развития речи дошкольника», М.: Сфера, 2014.

5. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», М., Просвещение, 1980.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс для родителей "Эти непослушные звуки"

Автор: Маркина Ольга Николаевна

Дата: 07.12.2019

Номер свидетельства: 530711


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства