kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер - класс "Говорим правильно"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны рекомендации  по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях в становлении и коррекции звукопроизношения у детей. Информация будет полезна для родителей детей раннего и старшего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Говорим правильно"»

© И.М.Горбовская учитель-дефектолог  МБДОУ «Детский сад № 5» г.Усолье-Сибирское МАСТЕР - КЛАСС  для родителей

© И.М.Горбовская

учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад № 5»

г.Усолье-Сибирское

МАСТЕР - КЛАСС для родителей

Сроки усвоения детьми  гласных и согласных звуков Время появления звуков (возраст) 1 – 2  года 2 – 3  Звуки а о э 3 – 5 года  лет  п б м  и ы у 5 – 6 лет  с з ц  ф в ш ж т д н р ч щ г к х й л

Сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков

Время появления звуков (возраст)

1 – 2

года

2 – 3

Звуки

а о э

3 – 5

года

лет

п б м

и ы у

5 – 6

лет

с з ц

ф в

ш ж

т д н

р

ч щ

г к х й

л

Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения.   Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов речевого аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов речевого аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

  • Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  • Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, их мышцы будут уже подготовлены.
  • Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
    Рекомендации  к проведению упражнений   Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости. Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более точными и плавными, без подергиваний. В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений. Если во время упражнений язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен или не может удержать нужное положение, понадобятся помощь логопеда и специальный массаж.  

  Рекомендации к проведению упражнений

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать.
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости.
  • Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более точными и плавными, без подергиваний.
  • В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
  • Если во время упражнений язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен или не может удержать нужное положение, понадобятся помощь логопеда и специальный массаж.

 

2 Упражнения для губ 1 Дыхательные упражнения 3 Упражнения для щек 4 5 Статические упражнения для языка (выработка контроля за положением языка и удержанием позы) Динамические упражнения для языка (выработка координации и точности движений )

2

Упражнения

для губ

1

Дыхательные упражнения

3

Упражнения

для щек

4

5

Статические упражнения для языка (выработка контроля за положением языка и удержанием позы)

Динамические упражнения для языка (выработка координации и точности движений )

Дыхательная гимнастика Во время игр следите за тем, чтобы ребёнок выполнял общие правила дыхательной гимнастики – тогда они будут по-настоящему полезны! Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал) Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на Х, значит, ребёнок дует неправильно. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть. Важно! Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Дыхательная гимнастика

Во время игр следите за тем, чтобы ребёнок выполнял общие правила дыхательной гимнастики – тогда они будут по-настоящему полезны!

  • Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
  • Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал)
  • Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).
  • Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на Х, значит, ребёнок дует неправильно.
  • После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Важно! Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести

к головокружению.

Дыхательная гимнастика Упражнение «Загнать мяч в ворота» Цель: выработать целенаправленную воздушную струю. Описание: вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (ватный шарик лежит на столе); ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», шарик должен оказаться между кубиков. Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются. Упражнение «Сдуй снежинку» Цель: выработать целенаправленную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу; сделать вдох и, как бы произнося долгий звук Ф, сдуть «снежинку» (ватный комочек) с ладони. Повтори 3-4 раза, постепенно отводя ладонь со «снежинкой» на всё большее расстояние Методические указания: нижняя губа не натягивается на нижние зубы; щёки не надуваются; необходимо следить, чтобы ребёнок не произносил звук Ф, а не Х; если у ребёнка не получается сделать язык широким, необходимо предварительно выполнить упражнение «Лопата»/  

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Загнать мяч в ворота»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (ватный шарик лежит на столе); ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», шарик должен оказаться между кубиков.

Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.

Упражнение «Сдуй снежинку»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу; сделать вдох и, как бы произнося долгий звук Ф, сдуть «снежинку» (ватный комочек) с ладони. Повтори 3-4 раза, постепенно отводя ладонь со «снежинкой» на всё большее расстояние

Методические указания: нижняя губа не натягивается на нижние зубы; щёки не надуваются; необходимо следить, чтобы ребёнок не произносил звук Ф, а не Х; если у ребёнка не получается сделать язык широким, необходимо предварительно выполнить упражнение «Лопата»/

 

Упражнения для губ   «ЗАБОРЧИК». Улыбнуться, обнажив верхние и нижние сомкнутые зубки.  Зубы ровно мы смыкаем  И заборчик получаем

Упражнения для губ

«ЗАБОРЧИК». Улыбнуться, обнажив верхние и нижние сомкнутые зубки.

Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем

Упражнения для губ   «СЛОНИК»-«Трубочка». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. (Важно – зубы сомкнуты) Мои губы – трубочка  Превратились в дудочку

Упражнения для губ

«СЛОНИК»-«Трубочка». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. (Важно – зубы сомкнуты)

Мои губы – трубочка Превратились в дудочку

Упражнения для губ «Улыбка – Трубочка».  Чередование положений губ.  Свои губы прямо к ушкам  Растяну я как лягушка.  А теперь слонёнок я  Видишь – хобот у меня.  Мне понравилось играть  Повторю – ка всё опять.

Упражнения для губ

«Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ. Свои губы прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слонёнок я Видишь – хобот у меня. Мне понравилось играть Повторю – ка всё опять.

Упражнения для щек 1. Похлопывание и растирание щек.  2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.  3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.  4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для щек

1. Похлопывание и растирание щек. 2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки. 4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка «Накажу непослушный язычок» . Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и продвигать его сквозь зубы с усилием вперед-назад (это упражнение является самомассажем для языка).    На губу язык клади, Пя-пя-пя произноси!

Статические упражнения для языка

«Накажу непослушный язычок» . Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и продвигать его сквозь зубы с усилием вперед-назад (это упражнение является самомассажем для языка).

На губу язык клади,

Пя-пя-пя произноси!

Статические упражнения для языка «Окошко» . Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит .

Статические упражнения для языка

«Окошко» . Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит .

Статические упражнения для языка «Лопаточка».  Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.  Язык лопаткой положи  И спокойно подержи.  Язык надо расслаблять и под счёт его держать:  Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать

Статические упражнения для языка

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать

Статические упражнения для языка  «Чашечка».  Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.  Язык широкий положи,  Его края приподними .

Статические упражнения для языка

«Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. Язык широкий положи, Его края приподними .

Статические упражнения для языка «Иголочка»,  «Жало».  Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.  Язык в иголку превращаю,  Напрягаю и сужаю.  Острый кончик потяну,  До пяти считать начну.  Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.

Статические упражнения для языка

«Иголочка», «Жало». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.

Статические упражнения для языка «ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх, язык не должен выпячиваться вперед. Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубки упирается Бока к верху устремляются!

Статические упражнения для языка

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх, язык не должен выпячиваться вперед.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубки упирается

Бока к верху устремляются!

Статические упражнения для языка «ГРИБОК».  Рот открыт. Язык присосать к нёбу. На тоненькой ножке – Высокий грибок. Язык на присоске Шевельнуться не смог!

Статические упражнения для языка

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тоненькой ножке –

Высокий грибок.

Язык на присоске

Шевельнуться не смог!

Динамические упражнения для языка «Часики», «Маятник».  Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.  Влево - вправо мой язык скользит лукаво:  Словно маятник часов покачаться он готов.

Динамические упражнения для языка

«Часики», «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта. Влево - вправо мой язык скользит лукаво: Словно маятник часов покачаться он готов.

Динамические упражнения для языка «Качели».  Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.  На качелях я качаюсь:  Вверх, вниз, вверх, вниз.  Я до крыши поднимаюсь,  А потом спускаюсь вниз.

Динамические упражнения для языка

«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. На качелях я качаюсь: Вверх, вниз, вверх, вниз. Я до крыши поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз.

Динамические упражнения для языка «Чистим зубки».  Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы.  Чищу зубы, чищу зубы  И снаружи, и внутри.  Не болели, не темнели,  Не желтели чтоб они. (Важно – подбородок не двигается!)

Динамические упражнения для языка

«Чистим зубки». Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Чищу зубы, чищу зубы И снаружи, и внутри. Не болели, не темнели, Не желтели чтоб они.

(Важно – подбородок не двигается!)

Динамические упражнения для языка «Лошадка».  Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.  Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.  Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.  Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

Динамические упражнения для языка

«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок. Я копытцем постучу! Цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

Динамические упражнения для языка «Маляр».  Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.  Красить потолок пора,  Пригласили маляра.  Ниже челюсть опускаем,  Язык к нёбу поднимаем.  Проведём вперёд – назад – наш маляр работе рад.

Динамические упражнения для языка

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. Красить потолок пора, Пригласили маляра. Ниже челюсть опускаем, Язык к нёбу поднимаем. Проведём вперёд – назад – наш маляр работе рад.

Динамические упражнения для языка «Вкусное варенье».  Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.  Ох и вкусное варенье!  Жаль осталось на губе.  Язычок я подниму  И остатки оближу.

Динамические упражнения для языка

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу.

Динамические упражнения для языка «ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой появилась «твердая конфетка».

Динамические упражнения для языка

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой появилась «твердая конфетка».

Важным условием в коррекции нарушений речи является активное участие родителей в развитии  речи ребенка  Советы родителям:

Важным условием в коррекции нарушений речи является активное участие родителей в развитии речи ребенка

Советы родителям:

  • Старайтесь сделать ваши занятия с ребенком интересными и увлекательными.
  • Поощряйте каждый правильный ответ ребенка и будьте терпимы к его ошибкам.
  • Не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребенок устал и отвлекается, лучше отложите занятие.
  • Следует систематически выполнять артикуляционную гимнастику (особенно на этапе постановки звука), 2-3 раза в неделю, в течение 5-10 минут.
  • Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.
Желаем Вам терпения и радости  в общении с Вашими детками

Желаем Вам терпения и радости в общении с Вашими детками


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер - класс "Говорим правильно"

Автор: Горбовская Ирина Михайловна

Дата: 05.11.2016

Номер свидетельства: 355510

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Мастер класс: «Приёмы становления и развития навыков правильной устной речи учащихся на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_priiomy_stanovleniia_i_razvitiia_navykov_pravilnoi_ustnoi_rechi_uch"
    ["file_id"] => string(6) "633715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1686769472"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Труд творчество талант (мастер-класс)"
    ["seo_title"] => string(38) "trud_tvorchiestvo_talant_mastier_klass"
    ["file_id"] => string(6) "399627"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1489344338"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Сценарий этапа "Мастер класс"  конкурса "Педагог года" "
    ["seo_title"] => string(56) "stsienarii-etapa-mastier-klass-konkursa-piedaghogh-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "109433"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404529175"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Открытый урок мастер-класс по ритмике 4 класс  "Весенний бал""
    ["seo_title"] => string(62) "otkrytyi-urok-mastier-klass-po-ritmikie-4-klass-viesiennii-bal"
    ["file_id"] => string(6) "251425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447242923"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Мастер-класс «Изучение новых слов через активное речевое общение на уроках английского языка»"
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_izuchieniie_novykh_slov_chieriez_aktivnoie_riechievoie_obshchienii"
    ["file_id"] => string(6) "472784"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528548317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства