kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование звукового метода обучения на уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладение письменной речью – важнейший и сложнейший этап в развитии каждого ребенка. И, естественно, существует много методов обучения чтению, построенных на разных принципах, но базовую основу всех этих методов составляют всего три основных подхода, оправдавших себя в процессе развития букваристики: аналитико – синтетический метод, базирующийся на звуковом анализе; метод глобального чтения, или метод целых слов; послоговый метод и различные модификации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование звукового метода обучения на уроках.»

Использование звукового метода обучения речи на уроках

Использование звукового метода обучения речи на уроках

Актуальность  Овладение письменной речью – важнейший и сложнейший этап в развитии каждого ребенка. И, естественно, существует много методов обучения чтению, построенных на разных принципах, но базовую основу всех этих методов составляют всего три основных подхода, оправдавших себя в процессе развития букваристики: аналитико – синтетический метод, базирующийся на звуковом анализе; метод глобального чтения, или метод целых слов; послоговый метод и различные модификации.

Актуальность

Овладение письменной речью – важнейший и сложнейший этап в развитии каждого ребенка. И, естественно, существует много методов обучения чтению, построенных на разных принципах, но базовую основу всех этих методов составляют всего три основных подхода, оправдавших себя в процессе развития букваристики: аналитико – синтетический метод, базирующийся на звуковом анализе; метод глобального чтения, или метод целых слов; послоговый метод и различные модификации.

Звуковой метод обучения чтению наиболее гармонично сочетается с особенностями организации нашей психики.  Результаты последних исследований показали, что во время чтения про себя задействована та же часть мозга, что и при чтение вслух, когда мы быстро и слитно произносим отдельные буквы. Данная операция занимает доли секунды, из – за того что процесс происходит мгновенно, нам кажется, что мы воспринимаем слово целиком. Следовательно, для того чтобы свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать написанные буквы и соотносить их со звуками. Поэтому метод выделения и заучивание звуков оказывается намного эффективнее прочих современных приёмов.  В последнее время возросло количество детей с речевыми нарушениями и в этом случае наиболее актуально использовать звуковой метод. Звуковой метод развивает фонематический слух, что в свою очередь способствует правильному произношению звуков. И как, правило логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, так как звуковой метод позволяет избавиться от дефектов речи.

Звуковой метод обучения чтению наиболее гармонично сочетается с особенностями организации нашей психики.

Результаты последних исследований показали, что во время чтения про себя задействована та же часть мозга, что и при чтение вслух, когда мы быстро и слитно произносим отдельные буквы. Данная операция занимает доли секунды, из – за того что процесс происходит мгновенно, нам кажется, что мы воспринимаем слово целиком. Следовательно, для того чтобы свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать написанные буквы и соотносить их со звуками. Поэтому метод выделения и заучивание звуков оказывается намного эффективнее прочих современных приёмов.

В последнее время возросло количество детей с речевыми нарушениями и в этом случае наиболее актуально использовать звуковой метод. Звуковой метод развивает фонематический слух, что в свою очередь способствует правильному произношению звуков. И как, правило логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, так как звуковой метод позволяет избавиться от дефектов речи.

Соответственно данный метод обучения чтению можно применять в работе как с детьми, имеющими нормальный уровень речевого развития, так и имеющими речевые нарушения. При этом данный метод подходит как для группового использования, например на уроках, так и для индивидуального подхода.  Цель моего занятия: Дать представления об структуре звукового метода обучения чтению и его применения на уроках в условиях общеобразовательной школы.  Задачи:

Соответственно данный метод обучения чтению можно применять в работе как с детьми, имеющими нормальный уровень речевого развития, так и имеющими речевые нарушения. При этом данный метод подходит как для группового использования, например на уроках, так и для индивидуального подхода.

Цель моего занятия: Дать представления об структуре звукового метода обучения чтению и его применения на уроках в условиях общеобразовательной школы.

Задачи:

  • Познакомить со структурой звукового метода обучения чтению.
  • Научить применять звуковой метод обучения чтению на уроках.
На первом этапе ребенок учится слышать и выделять различные звуки в словах. Он узнает, что звуки бывают твердые и мягкие, гласные и согласные, глухие и звонкие и что у звука есть свое обозначение – буква.    Учимся слышать и произносить звуки.  Эти упражнения развивают фонематический слух , помогают заучить звуки и вычленять их в слове.  Упражнение 1. Ловим звук.  Начинаем со сказки. «Жил был звук «М». И был очень непослушный : сбежал из Азбуки и пошел гулять по белу свету. А как же жить без «М»? Ведь не будет ни молока, ни мороженого, и даже мама может исчезнуть. Будем его ловить. Как только услышите звук «М» в слове – сейчас же хлопайте в ладоши».

На первом этапе ребенок учится слышать и выделять различные звуки в словах. Он узнает, что звуки бывают твердые и мягкие, гласные и согласные, глухие и звонкие и что у звука есть свое обозначение – буква.

Учимся слышать и произносить звуки.

Эти упражнения развивают фонематический слух , помогают заучить звуки и вычленять их в слове.

Упражнение 1. Ловим звук.

Начинаем со сказки. «Жил был звук «М». И был очень непослушный : сбежал из Азбуки и пошел гулять по белу свету. А как же жить без «М»? Ведь не будет ни молока, ни мороженого, и даже мама может исчезнуть. Будем его ловить. Как только услышите звук «М» в слове – сейчас же хлопайте в ладоши».

Упражнение 2. Бусы из слов.  Данная игра научит слышать и вычленять звуки, увеличит словарный запас.  Итак, вы говорите слово, дети придумывают свое, начинающееся на последнюю букву вашего: арбуз- заяц – цапля – яблоко…    Упражнение 3.Начало, середина, конец  Игра учит слышать звуки, стоящие в разных местах в слове – начале, середине, конце, а также тренирует внимание.  Сначала загадываем какой – нибудь звук , например «Ш».  Объясняем детям правило игры: если они услышат звук в начале слова, они покажут оранжевую карточку, в середине – зеленую, в конце – желтую.

Упражнение 2. Бусы из слов.

Данная игра научит слышать и вычленять звуки, увеличит словарный запас.

Итак, вы говорите слово, дети придумывают свое, начинающееся на последнюю букву вашего: арбуз- заяц – цапля – яблоко…

Упражнение 3.Начало, середина, конец

Игра учит слышать звуки, стоящие в разных местах в слове – начале, середине, конце, а также тренирует внимание.

Сначала загадываем какой – нибудь звук , например «Ш».

Объясняем детям правило игры: если они услышат звук в начале слова, они покажут оранжевую карточку, в середине – зеленую, в конце – желтую.

Учимся различать звуки на слух ( твердые и мягкие)  Задача детей – различать звуки твердые и мягкие. Это важный этап для дальнейшего процесса чтения и звукового анализа слова.    Упражнение «Большой и маленький».  Рассказываем сказку про двух комариков.  Один комарик был большой и звенел вот так : ЗЗЗ- твердо звенит большой комарик.  А второй комарик был маленький и звенел вот так: ЗЗЗ(Ь)- мягко звенит маленький комарик.  Угадайте, какой комарик сел на зайку?  Учитель твердо говорит З – дети отвечают: большой, он звенит твердо, подсказываем что и в слове «зайка» – звук «з» тоже твердый.  Угадайте, какой комарик сел на Зину?  Учитель говорит «Зь».

Учимся различать звуки на слух ( твердые и мягкие)

Задача детей – различать звуки твердые и мягкие. Это важный этап для дальнейшего процесса чтения и звукового анализа слова.

Упражнение «Большой и маленький».

Рассказываем сказку про двух комариков.

Один комарик был большой и звенел вот так : ЗЗЗ- твердо звенит большой комарик.

А второй комарик был маленький и звенел вот так: ЗЗЗ(Ь)- мягко звенит маленький комарик.

Угадайте, какой комарик сел на зайку?

Учитель твердо говорит З – дети отвечают: большой, он звенит твердо, подсказываем что и в слове «зайка» – звук «з» тоже твердый.

Угадайте, какой комарик сел на Зину?

Учитель говорит «Зь».

Придумываем новые сказки с другими звуками.  Едут две машины.  В-В-В- твердо гудит большая машина, в которой едет Вася.  Вь-Вь-Вь- мягко гудит маленькая машина, в которой едет Витя  Угадай, чья машина едет?  Лопнули два шарика.  У Сашиного большого шарика воздух выходит твердо С-С-С.  А у маленького Сережиного шарика мягко – С-С-С(Ь).

Придумываем новые сказки с другими звуками.

Едут две машины.

В-В-В- твердо гудит большая машина, в которой едет Вася.

Вь-Вь-Вь- мягко гудит маленькая машина, в которой едет Витя

Угадай, чья машина едет?

Лопнули два шарика.

У Сашиного большого шарика воздух выходит твердо С-С-С.

А у маленького Сережиного шарика мягко – С-С-С(Ь).

Учимся различать гласные и согласные звуки.

Это самая важная серия звуковых упражнений, так как именно умение различать гласные и согласные звуки является первым шагом к слогообразованию.

Упражнение «Жили – были звуки»

Снова сказка. У учителя в руках две карточки: одна синего цвета, другая красного.

Жили – были звуки. Но жили они не в доме и не во дворце, а у вас в ротике. А вместе с ними жил вредный змей , ваш язычок ( можно попросить детей пошевелить язычком). Одни звуки он любил и свободно выпускал их погулять: «А-А-А», «О-О-О», «У-У-У», «Ы-Ы-Ы», «И-И-И». Эти звуки были очень веселые и носили вот такие красные платьица ( учитель показывает красную карточку). А на пути других звуков змей строил разные преграды: то двери на пути закрывал – «М-М-М» ( просим детей повторить, чтоб почувствовать, как звуку «М» губы мешают пройти), то к потолку прижимал звук «Т». Заставлять змей звуки шипеть- «Ш-Ш-Ш», фыркать «Ф-Ф-Ф», свистеть – «С-С-С», хрипеть – «Х-Х-Х». А некоторые звуки он пугал – звук «Р-Р-Р» ( просим детей попробовать , как трещит язычок). Одним словом, эти звуки не свободно приходили через рот и носили вот такие синие платьица ( учитель показывает синюю карточку). Продолжаем произносить разные звуки, а дети повторяют и показывают соответствующую карточку.

Когда ребенок познакомился со звуками, объясняем ему, что у каждого звука есть свое обозначение – буква ( графический символ). Можно использовать следующее упражнение.    Упражнение «Паровозик»  Понадобятся вырезанные из картона буквы, которые станут вагончиками, и картонный паровозик.  Присоединяем в паровозику вагончик с буквами и произносим соответствующий звук.

Когда ребенок познакомился со звуками, объясняем ему, что у каждого звука есть свое обозначение – буква ( графический символ). Можно использовать следующее упражнение.

Упражнение «Паровозик»

Понадобятся вырезанные из картона буквы, которые станут вагончиками, и картонный паровозик.

Присоединяем в паровозику вагончик с буквами и произносим соответствующий звук.

Второй этап.  После того, когда звук визуализирован, переходим ко второму этапу, где учим детей (ребенка) складывать звуки в слоги при одновременном слиянию букв.    Упражнение «Читаем по буквам»  Понадобится вырезанные из картона буквы и картонный паровозик с вагончиком, к которым приклеиваем кармашки для букв. Паровозик и вагончики соединяются между собой.  Располагаем в столбик гласные буквы: А,О,У, Ы,И.  В карманчик вставляем согласную букву, и она едет к станции – гласной букве А! А у станции паровозик дает сигнал, и гласная буква садится на поезд. Получается слог МА.

Второй этап.

После того, когда звук визуализирован, переходим ко второму этапу, где учим детей (ребенка) складывать звуки в слоги при одновременном слиянию букв.

Упражнение «Читаем по буквам»

Понадобится вырезанные из картона буквы и картонный паровозик с вагончиком, к которым приклеиваем кармашки для букв. Паровозик и вагончики соединяются между собой.

Располагаем в столбик гласные буквы: А,О,У, Ы,И.

В карманчик вставляем согласную букву, и она едет к станции – гласной букве А! А у станции паровозик дает сигнал, и гласная буква садится на поезд. Получается слог МА.

Третий этап.  И наконец, когда дети освоили и усвоили принцип чтения слогов, начинаем складывать слоги в слова.    Упражнение «Путешествие слов»  Чтобы из слога у вас получилось слова, усовершенствуйте уже пригодившийся вам паровозик – приделайте к нему ещё один вагончик с кармашком. На карточках напишите уже не буквы, а слоги. Дальше игра повторяется, но в гости друг к другу ездят не буквы , а слоги. Паровозик, подобрав на станции одну парочку , едет за другой.  На данном этапе сначала начинаем читать коротенькие и простые слова, а затем переходим к длинным многосложным словам.

Третий этап.

И наконец, когда дети освоили и усвоили принцип чтения слогов, начинаем складывать слоги в слова.

Упражнение «Путешествие слов»

Чтобы из слога у вас получилось слова, усовершенствуйте уже пригодившийся вам паровозик – приделайте к нему ещё один вагончик с кармашком. На карточках напишите уже не буквы, а слоги. Дальше игра повторяется, но в гости друг к другу ездят не буквы , а слоги. Паровозик, подобрав на станции одну парочку , едет за другой.

На данном этапе сначала начинаем читать коротенькие и простые слова, а затем переходим к длинным многосложным словам.

Упражнение «Собери слово»  Детям раздаются карточки со слогами, с помощью которых им нужно собрать ЗНАКОМЫЕ слова. Упражнение «Чтение слов, оканчивающихся мягким знаком»  Согласная и мягкий знак подчеркиваются волнистой линией.  Серии слов: РУЛЬ, СОЛЬ, ФАСОЛЬ, КИСЕЛЬ, КАРУСЕЛЬ; ЦАРЬ, КАЛЕНДАРЬ, ДВЕРЬ, СНЕГИРЬ. Упражнение « Чтение слов, включающих твердый знак»  При обучении чтению слов, включающих твердый знак, ребенку можно предложить вычеркивать его простым карандашом и говорить ребенку, что эту букву можно не называть.

Упражнение «Собери слово»

Детям раздаются карточки со слогами, с помощью которых им нужно собрать ЗНАКОМЫЕ слова.

Упражнение «Чтение слов, оканчивающихся мягким знаком»

Согласная и мягкий знак подчеркиваются волнистой линией.

Серии слов:

  • РУЛЬ, СОЛЬ, ФАСОЛЬ, КИСЕЛЬ, КАРУСЕЛЬ;
  • ЦАРЬ, КАЛЕНДАРЬ, ДВЕРЬ, СНЕГИРЬ.

Упражнение « Чтение слов, включающих твердый знак»

При обучении чтению слов, включающих твердый знак, ребенку можно предложить вычеркивать его простым карандашом и говорить ребенку, что эту букву можно не называть.

Причины нарушения чтения:

Причины нарушения чтения:

  • Неправильное дыхание при чтении
  • Плохая артикуляция звуков, слабый уровень владения речевым аппаратом (неправильная позиция языка, губ, зубов при произношении зубов)
  • Плохая память
  • Неразвитое поле зрения (угол зрения)
  • Неустойчивое внимание, слабые волевые качества
  • Отсутствие культуры чтения в семье
Комплекс упражнений, которые помогут устранить дефекты и добиться результативности при обучении оптимальному чтению. 1. Постановка дыхания. Упр. «Длительное дыхание». Произношение определенного звука ( на вдохе или выдохе) . С-с-с-с-с-с…. Можно использовать занятия по тренажеру, где нужно прочитать строку на одном вдохе или выдохе. 2. Развитие артикуляции (тренировка речевого аппарата). Четкость произношения зависит от того, как ребенок умеет работать губами, языком. Упр. Бегемотик Упр.Слоник Упр. Чередования положений губ в улыбке и трубочкой Упр. Дятел Упр. Парус Упр.Лошадка 3. Отработка произношения гласных звуков. Чтение гласных звуков используя тренажер: только губами (отработка положения губ), без голоса; шепотом; голосом. 4.Отработка произношения согласных. Чтения согласных используя тренажер. Допускается добавление гласных. 5.Упражнения способствующие ускорению чтения и углублению восприятия содержания.

Комплекс упражнений, которые помогут устранить дефекты и добиться результативности при обучении оптимальному чтению.

1. Постановка дыхания.

Упр. «Длительное дыхание».

Произношение определенного звука ( на вдохе или выдохе) . С-с-с-с-с-с….

Можно использовать занятия по тренажеру, где нужно прочитать строку на одном вдохе или выдохе.

2. Развитие артикуляции (тренировка речевого аппарата).

Четкость произношения зависит от того, как ребенок умеет работать губами, языком.

Упр. Бегемотик

Упр.Слоник

Упр. Чередования положений губ в улыбке и трубочкой

Упр. Дятел

Упр. Парус

Упр.Лошадка

3. Отработка произношения гласных звуков.

Чтение гласных звуков используя тренажер: только губами (отработка положения губ), без голоса; шепотом; голосом.

4.Отработка произношения согласных.

Чтения согласных используя тренажер. Допускается добавление гласных.

5.Упражнения способствующие ускорению чтения и углублению восприятия содержания.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Использование звукового метода обучения на уроках.

Автор: Асаева Анжелика Гасагусеновна

Дата: 25.09.2018

Номер свидетельства: 478787

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "конспект занятия по грамоте с использованием нетрадиционных форм обучения в подготовительной группе "Лесная школа""
    ["seo_title"] => string(131) "konspiekt-zaniatiia-po-ghramotie-s-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-form-obuchieniia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-liesnaia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "308550"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458616165"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации по теме "Рациональная организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка" "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-ratsional-naia-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "238771"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444651403"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Основные методы обучения истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
    ["seo_title"] => string(87) "osnovnyie-mietody-obuchieniia-istorii-v-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "142084"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418224083"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства