kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что делать, если у ребенка дислексия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы логопеда родителям, если у вашего ребенка дислексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что делать, если у ребенка дислексия»

Что делать, если у ребенка дислексия? Подготовила Егорова Л. Н., логопед МБОУ «Амгинская СОШ №1 им. В. Г. Короленко»

Что делать, если у ребенка дислексия?

Подготовила Егорова Л. Н.,

логопед МБОУ «Амгинская СОШ №1 им. В. Г. Короленко»

Что такое дислексия?

Что такое дислексия?

  • Ошибки при чтении :
  • Пропуск звуков, добавление ненужных звуков;
  • Искажение звучания звуков;
  • Побуквенное чтение. Невысокая скорость чтения;
  • Неусвоение букв. Неточное соотнесение звука и буквы. Смена букв местами при чтении;
  • Возможны пропуски слогов, их перестановка.
  • Отсюда нарушение понимания прочитанного.
  • Слуховые ошибки:
  • страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме;
  • нарушается возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”.
  • Следовательно, ребенок неохотно читает, пересказывает. Трудности в заучивании стихотворения.
  • В письме у ребенка плохой почерк. Слова как бы наползают друг на друга.
Виды дислексии:

Виды дислексии:

  • Фонематическая - недоразвитие функций фонематической системы. Ребенок смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
  • Семантическая - нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
  • Аграмматическая - изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
  • Оптическая - трудности усвоения и в смешениях сходных графических букв(В-3 , Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).
  • Мнестическа я - трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
Почему возникают нарушения? В процессе становления чтения и письма участвуют 4 анализатора: речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы; зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву); двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему – гр. «движение» (совокупность определенных движений, необходимых для артикуляции, записи).  Для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Почему возникают нарушения?

  • В процессе становления чтения и письма участвуют 4 анализатора:
  • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
  • зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);
  • двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему – гр. «движение» (совокупность определенных движений, необходимых для артикуляции, записи).

Для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Другие причины: Неравное развитие полушарий мозга тоже имеет свою роль. Наследственный фактор (недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. Как результат затруднение коркового контроля). Расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Хаотичное движение глазных мышц (экран ТВ попадает в поле зрения грудного малыша).
  • Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.
  • Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

Другие причины:

  • Неравное развитие полушарий мозга тоже имеет свою роль.
  • Наследственный фактор (недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. Как результат затруднение коркового контроля).
  • Расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Хаотичное движение глазных мышц (экран ТВ попадает в поле зрения грудного малыша).
Как определить дислексию?

Как определить дислексию?

  • Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д ; п – т ; Е – З ; а – о ; д – у и т.д.
  • Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
  • Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные оу , ёю ; согласные рл , йль ; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц , ч , щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
Что делать?

Что делать?

  • Зрительная, артикуляционная гимнастика;
  • Кинезиологическая коррекция ; упражнения на мелкую моторику, координацию;
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
  • Зеркально – симметричное рисование обеими руками;
  • Словесные игры: назвать слово с последней буквы предыдущего слова, синонимы, антонимы и др.;
  • Устная работа: упражнения на развитие фонематического восприятия/слуха. Дифференциация звуков. Звуковой анализ слова;
  • Игры с буквами. Лучше начать с тактильного упражнения. Для этого нужно попросить ребенка закрыть глаза и медленно вывести букву на его ладони. Ему требуется по очертаниям назвать букву;.
  • «Жужжащее чтение». Вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух вполголоса в короткий промежуток времени (5мин.);
  • Упражнения с текстом. Нужно подготовить несложный текст или отдельные предложения. После этого необходимо закрыть нижнюю половину строки линейкой и предложить ребенку прочитать текст. Затем то же самое следует проделать с верхней частью.
  • Письмо по памяти. Ребенок читает слово, запоминает, а потом записывает его. Постепенно усложняем: даем словосочетания, предложения.
Спасибо за внимание, успехов!

Спасибо за внимание, успехов!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что делать, если у ребенка дислексия

Автор: Егорова Лариса Николаевна

Дата: 08.02.2023

Номер свидетельства: 625121

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Тема: "Дислексия. Дар или проблема?" "
    ["seo_title"] => string(35) "tiema-dislieksiia-dar-ili-probliema"
    ["file_id"] => string(6) "146254"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419146021"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Профилактика  и коррекция дислексии на уроках английского языка. "
    ["seo_title"] => string(70) "profilaktika-i-korriektsiia-dislieksii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "229211"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441643548"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Предупреждение и преодоление дисграфических ошибок"
    ["seo_title"] => string(63) "priedupriezhdieniie-i-prieodolieniie-disghrafichieskikh-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "307934"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458479121"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Задачи и организация уроков чтения в младших классах коррекционной школы. "
    ["seo_title"] => string(85) "zadachi-i-orghanizatsiia-urokov-chtieniia-v-mladshikh-klassakh-korriektsionnoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "226009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440008326"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Консультация для родителей"
    ["seo_title"] => string(31) "konsultatsiia_dlia_roditelei_51"
    ["file_id"] => string(6) "546914"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587054015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства