kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Дислексия. Дар или проблема?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Дислексия.

Дар или проблема?

               

Содержание.

1.Введение 

2.Основная часть

 а) теоретическая часть;                                                                                        

 б)практическая часть.                                                                                                                                

3.Заключительная часть (вывод)

4.Приложение

5.Список литературы

Введение.

У меня есть подруга, с которой вот уже шестой год я учусь в одном классе. На протяжении последних двух лет меня волнует вопрос: «Почему она так плохо читает и делает глупые ошибки при письме?». Задав этот вопрос себе, я начала искать на него ответ.

Я поставили перед собой цель: Изучить проблему и определить влияние данной проблемы на успеваемость учеников.

Для этого я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Собрать информацию.
  2. Выяснить, как можно помочь таким детям.
  3. Выполнить исследовательскую часть (беседа).
  4. Сопоставить собранный материал и сделать выводы.

Я планирую провести исследовательскую работу с помощью следующих методов:

а) сбор информации;

б) беседа;

в) опрос.

В начальной школе в каждом классе обязательно есть один или несколько учеников (а в последнее время таких детей стало намного больше), которые плохо справляются с учебой, при этом постоянные дополнительные занятия не приносят никаких результатов. Дети  делают странные, нелепые ошибки при письме и чтении, их ругают  в школе и дома за невнимательность.(приложение рис.№1,№2,№3)

      Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил? А может – правила учит-учит, а  применить их не может?

     Если вы не знаете причин, не понимаете, в чем дело, если никакие дополнительные занятия не помогают – необходимо обратиться к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Возможно, это  дислексия.

Основная часть.

Дислексия– это частичное специфическое нарушение процесса  чтения и  письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера,таких как:

  • Пропуск букв и слогов-(трва-трава,кродил-крокодил);
  • Перестановка букв и слогов-(онко-окно,звял-взял,пеперисал-переписал,натуспила-напустила);
  • Недописывание букв и слогов-(красны-красный,лопат-лопата,набухи-набухли);
  • Искажение слов-(наотух-на охоту,хабаб-храбрый,чуки-щёки,спеки-с пенька);
  • Наращивание слов лишними буквами и слогами-(тарава-трава,катораые-которые,бабабушка-бабушка,клюкиква-клюква);
  • Слитное написание слов и их произвольное деление-(нас тупила-наступила,у стала-устала);
  • Неумение определить границы предложения в тексте,слитное написание предложений;
  • Замена одной буквы на другую-(звуки-жуки, панки-банки,шпаки-сапоги);
  • Нарушение смягчения согласных/

Этот недуг, порой называемый "словесной слепотой", связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей.

Обычно, когда люди слышат слово дислексия, думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. У некоторых это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других -только с отстающими учениками. Почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению - это только одна грань дислексии.

Термин дислексия - это был первый общий термин, который применялся для описания различных проблем обучения. В конечном счёте эти проблемы были разделены на группы и категории, чтобы можно было описать различные виды неспособности к обучению. Поэтому мы можем назвать дислексию матерью различных видов неспособности к обучению. В настоящее время для описания ее различных аспектов применяется более семидесяти названий.

Ученые изучают эту проблему уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает.
Обычному грамотному человеку, несомненно, тяжело представить себе, как можно не уметь читать печатный текст, как человек, списывая текст, делает при этом массу ошибок, поэтому эту неспособность часто приписывают лени. В течение длительного времени врачи попросту ставили диагноз "дислексия", однако подобный подход чересчур обобщает проблему. Если вдуматься, то само по себе умение человека читать - сродни чуду. Процесс чтения требует фундаментальной перестройки визуальных и речевых связей мозга для того, чтобы связать звуки с определенными графическими знаками, к примеру, буквами, которые их обозначают. В свою очередь, необходимо не только слышать и понимать различные слова - нужно, чтобы ваш мозг разложил их на составные части (звуки или фонемы) таким образом, чтобы, увидев, к примеру, слово "кот", вы мысленно услышали звуки [к]-[о]-[т] и ассоциировали их с образом пушистого мурлыкающего зверька.
В отличие от речи, которую любой нормально развитый ребенок осваивает, подражая окружающим, чтению необходимо учиться. Поскольку способность говорить развилась у человека 50-100 тысяч лет назад, а письменность была изобретена сравнительно недавно (ей около пяти тысяч лет), в мозгу еще не успели образоваться специальные центры. Скорее всего, для этой цели используется целый ряд других отделов мозга, первоначально имевших другое предназначение. Можно сказать, что наш мозг "подрабатывает по совместительству на стороне", и поэтому в нем иногда случаются сбои, которые необходимо устранять.

Как говорит невролог Детской Клиничской больницы им. Филатова Елена Жидкова (приложение рис.№4): «Дислексия возникает из-за "неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития. Дислексия - это не проявление тупости или нежелания учиться, а вполне реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга».

    На людей, страдающих дислексией, долго лепили ярлык "умственно неполноценных", однако, с развитием науки и этот миф постепенно сходит на нет, так как само явление дислексии не является психическим отклонением, а скорее представляет собой необычную особенность мозга, которая дает таким людям большое преимущество в образном мышлении и способность к нестандартным решениям. Иначе говоря, среди тех, кто добился признания и успеха - ученых, художников, актеров, - немало дислексиков. Наверное, из-за того, что их мозг устроен иначе, дислексики, как правило, смотрят на вещи с новой, необычной точки зрения, что позволяет им выходить на принципиально новый уровень восприятия, оставляя всех стандартно мыслящих далеко позади.

 Они видят мир как будто в ярком трехмерном изображении, в то время как остальные смотрят плоское черно-белое кино .И возникает  вопрос: как помочь таким детям?

Практическая часть.

Первый этап помощи детям с возможной дислексией - это вовремя её распознать. Очень важно родителям ребёнка 6-8 лет обратить внимание на следующие пункты, если он:

  1. плохо различает и воспроизводит звуки;
  2. с трудом учит стихи;
  3. путается в порядке следования времён года и дней недели;

4)  не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;
5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
6) плохо ориентируется в понятиях "право - лево";
7) не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

К группе риска детей, предрасположенных к дислексии детей, относятся также:
1) леворукие дети, скрытые левши и так называемые амбидекстры,

    одинаково владеющие как правой, так и левой рукой;
2) кинестетики;( люди, воспринимающие большую часть информации через

    обоняние, осязание и др. и с помощью движений.)
3) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
4) дети с задержкой развития устной речи.

Второй этап помощи таким детям состоит в том, что при хорошо налаженной преемственности в работе с такими детьми дошкольного учреждения (приложение рис.№5, рис.№6) и школы, а именно школьного логопеда и учителя, к которому бывший детсадовец  придёт. И уже в школе, зная о таких детях, смогут им вовремя помочь …

Преемственность и взаимосвязь трёх компонентов даёт развитие правильной, грамотной речи ребёнка, из чего следует развитие уверенной в себе личности и успешная адаптация в обществе.

В беседе с школьным логопедом (приложение рис.№7) я  узнала, что логопедических пунктов в школах  города всего три -это в МОАУ СОШ №1, 10, 11, что сводит на нет работу логопедов детских садов, а если же необходимые меры не принять вовремя, страдает самооценка ученика, который видит успехи своих одноклассников. Обычно дети шести - восьми лет уже свободно читают, в то время как более одаренные ребята с проблемами в чтении и письме безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах и под различными предлогами стараются избежать посещения школы. Более того, они часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, что еще более усугубляет ситуацию.(приложение рис.№8)

   В МОАУ СОШ №1 логопедический пункт работает с декабря 2012года, но и за это небольшое время была проделана огромная работа:

1) было проведено тестирование всех классов начальной школы (цель: выявление проблемных детей); (приложение рис.№9, рис.№10)

2) с детьми с выявленными нарушениями  ведется работа по коррекции их проблем, для того чтобы они смогли освоить школьную программу на уровне со своими одноклассниками.

Количество дислексиков по параллелям в начальной школе

2012-2013г. МОАУ СОШ№1(данные школьного психолога).

Из ста учащихся 4-х классов (2012-2013 г.) 13 человек испытывают проблемы при чтении и письме, т.е.13%. Каждый седьмой(100/13≈7) ребёнок не смог бы учиться на уровне со своими одноклассниками, если  бы им не оказывалась своевременная помощь школьного логопеда. (приложение рис.№11, рис.№12)

ВЫВОД.

По результатам последнего ЕГЭ по русскому языку только 10% российских школьников знают родной язык на пятерку, примерно столько же (11,2%) – на двойку.  Средний балл по России - это 55,4, т.е. тройка. И все же почему более чем каждый десятый российский школьник демонстрируют столь удручающее незнание родного языка – предмета, который изучают все 11 лет обучения? Может быть, это те, кому не была оказана своевременная помощь?

Занимаясь реформой образования, прежде чем вводить тестовую систему сдачи экзамена, хотелось бы, чтобы у всех детей  был равный шанс сдать его успешно, а для этого нужно:

1) чтобы в каждой школе был логопедический пункт, где оказывалась бы помощь детям с дислексией.

2) Министерством образования должны быть прописаны особые нормы оценок для детей с такими проблемами.

Если таким детям не помочь, то наша страна может в будущем лишиться таких людей как: Леонардо Да - Винчи, Петр Первый, Уинстон Черчилль, Уолт Дисней, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Маяковский В.В.(приложение рис.№13,рис.№14,рис.№15,рис.№16,рис.№17,рис.№18,рис.№19)

Проведя исследование, теперь я могу ответить на вопрос:  «Почему моя подруга так плохо читает и делает ошибки при письме». Я думаю, что в ближайшее время обязательно посоветую ей обратиться за консультацией к специалистам.

А вам я хочу предложить тест, с помощью которого вы можете проверить себя и своих учеников.Если вы отвечаете «ДА» более чем на пять вопросов, тогда можно предположить у вас наличие той или иной формы дислексии, но, безусловно, характер нарушения может быть определен только врачом с помощью более подробного тестирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«нпк»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1











Дислексия.

Дар или проблема?












Выполнила ученица 6-го Б класса

Крицкая Анастасия

Руководитель Макеева Н.В.

учитель русского языка и

литературы МОАУ СОШ №1.






Белогорск, 2013г


Содержание.

1.Введение…………………………………………………………………….......3

2.Основная часть……………………………………………………………….4-9

а) теоретическая часть;

б) практическая часть.

3.Заключительная часть (вывод)………………………………………………...9

4. Приложение ………………………………………………………………..10-14

5.Список литературы ……………………………………………………………15
































Введение.

У меня есть подруга, с которой вот уже шестой год я учусь в одном классе. На протяжении последних двух лет меня волнует вопрос: «Почему она так плохо читает и делает глупые ошибки при письме?». Задав этот вопрос себе, я начала искать на него ответ.

Я поставили перед собой цель: Изучить проблему и определить влияние данной проблемы на успеваемость учеников.


Для этого я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Собрать информацию.

  2. Выяснить, как можно помочь таким детям.

  3. Выполнить исследовательскую часть (беседа).

  4. Сопоставить собранный материал и сделать выводы.


Я планирую провести исследовательскую работу с помощью следующих методов:

а) сбор информации;

б) беседа;

в) опрос.


В начальной школе в каждом классе обязательно есть один или несколько учеников (а в последнее время таких детей стало намного больше), которые плохо справляются с учебой, при этом постоянные дополнительные занятия не приносят никаких результатов. Дети делают странные, нелепые ошибки при письме и чтении, их ругают в школе и дома за невнимательность. (приложение рис.№1,№2,№3)

Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил? А может – правила учит-учит, а применить их не может?

Если вы не знаете причин, не понимаете, в чем дело, если никакие дополнительные занятия не помогают – необходимо обратиться к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Возможно, это дислексия.









Основная часть.

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения и письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера, таких как:


  • Пропуск букв и слогов-(трва-трава,кродил-крокодил);

  • Перестановка букв и слогов-(онко-окно,звял-взял,пеперисал-переписал,натуспила-напустила);

  • Недописывание букв и слогов-(красны-красный,лопат-лопата,набухи-набухли);

  • Искажение слов-(наотух-на охоту,хабаб-храбрый,чуки-щёки,спеки-с пенька);

  • Наращивание слов лишними буквами и слогами-(тарава-трава,катораые-которые,бабабушка-бабушка,клюкиква-клюква);

  • Слитное написание слов и их произвольное деление-(нас тупила-наступила,у стала-устала);

  • Неумение определить границы предложения в тексте,слитное написание предложений;

  • Замена одной буквы на другую-(звуки-жуки, панки-банки,шпаки-сапоги);

  • Нарушение смягчения согласных


Этот недуг, порой называемый "словесной слепотой", связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей.

Обычно, когда люди слышат слово дислексия, думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. У некоторых это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других -только с отстающими учениками. Почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению - это только одна грань дислексии.


Термин дислексия - это был первый общий термин, который применялся для описания различных проблем обучения. В конечном счёте эти проблемы были разделены на группы и категории, чтобы можно было описать различные виды неспособности к обучению. Поэтому мы можем назвать дислексию матерью различных видов неспособности к обучению. В настоящее время для описания ее различных аспектов применяется более семидесяти названий.

Ученые изучают эту проблему уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает.
Обычному грамотному человеку, несомненно, тяжело представить себе, как можно не уметь читать печатный текст, как человек, списывая текст, делает при этом массу ошибок, поэтому эту неспособность часто приписывают лени. В течение длительного времени врачи попросту ставили диагноз "дислексия", однако подобный подход чересчур обобщает проблему. Если вдуматься, то само по себе умение человека читать - сродни чуду. Процесс чтения требует фундаментальной перестройки визуальных и речевых связей мозга для того, чтобы связать звуки с определенными графическими знаками, к примеру, буквами, которые их обозначают. В свою очередь, необходимо не только слышать и понимать различные слова - нужно, чтобы ваш мозг разложил их на составные части (звуки или фонемы) таким образом, чтобы, увидев, к примеру, слово "кот", вы мысленно услышали звуки [к]-[о]-[т] и ассоциировали их с образом пушистого мурлыкающего зверька.
В отличие от речи, которую любой нормально развитый ребенок осваивает, подражая окружающим, чтению необходимо учиться. Поскольку способность говорить развилась у человека 50-100 тысяч лет назад, а письменность была изобретена сравнительно недавно (ей около пяти тысяч лет), в мозгу еще не успели образоваться специальные центры. Скорее всего, для этой цели используется целый ряд других отделов мозга, первоначально имевших другое предназначение. Можно сказать, что наш мозг "подрабатывает по совместительству на стороне", и поэтому в нем иногда случаются сбои, которые необходимо устранять.

Как говорит невролог Детской Клиничской больницы им. Филатова Елена Жидкова (приложение рис.№4): «Дислексия возникает из-за "неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития. Дислексия - это не проявление тупости или нежелания учиться, а вполне реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга».

На людей, страдающих дислексией, долго лепили ярлык "умственно неполноценных", однако, с развитием науки и этот миф постепенно сходит на нет, так как само явление дислексии не является психическим отклонением, а скорее представляет собой необычную особенность мозга, которая дает таким людям большое преимущество в образном мышлении и способность к нестандартным решениям. Иначе говоря, среди тех, кто добился признания и успеха - ученых, художников, актеров, - немало дислексиков. Наверное, из-за того, что их мозг устроен иначе, дислексики, как правило, смотрят на вещи с новой, необычной точки зрения, что позволяет им выходить на принципиально новый уровень восприятия, оставляя всех стандартно мыслящих далеко позади.

Они видят мир как будто в ярком трехмерном изображении, в то время как остальные смотрят плоское черно-белое кино .И возникает вопрос: как помочь таким детям?


Практическая часть.

Первый этап помощи детям с возможной дислексией - это вовремя её распознать. Очень важно родителям ребёнка 6-8 лет обратить внимание на следующие пункты, если он:

  1. плохо различает и воспроизводит звуки;

  2. с трудом учит стихи;

  3. путается в порядке следования времён года и дней недели;

4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;
5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
6) плохо ориентируется в понятиях "право - лево";
7) не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

К группе риска детей, предрасположенных к дислексии детей, относятся также:
1) леворукие дети, скрытые левши и так называемые амбидекстры,

одинаково владеющие как правой, так и левой рукой;
2) кинестетики;( люди, воспринимающие большую часть информации через

обоняние, осязание и др. и с помощью движений.)
3) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
4) дети с задержкой развития устной речи.


Второй этап помощи таким детям состоит в том, что при хорошо налаженной преемственности в работе с такими детьми дошкольного учреждения (приложение рис.№5, рис.№6) и школы, а именно школьного логопеда и учителя, к которому бывший детсадовец придёт. И уже в школе, зная о таких детях, смогут им вовремя помочь …






ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗИ
В СИСТЕМЕ «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА»


Преемственность и взаимосвязь трёх компонентов даёт развитие правильной, грамотной речи ребёнка, из чего следует развитие уверенной в себе личности и успешная адаптация в обществе.

В беседе с школьным логопедом (приложение рис.№7) я узнала, что логопедических пунктов в школах города всего три -это в МОАУ СОШ №1, 10, 11, что сводит на нет работу логопедов детских садов, а если же необходимые меры не принять вовремя, страдает самооценка ученика, который видит успехи своих одноклассников. Обычно дети шести - восьми лет уже свободно читают, в то время как более одаренные ребята с проблемами в чтении и письме безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах и под различными предлогами стараются избежать посещения школы. Более того, они часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, что еще более усугубляет ситуацию. (приложение рис.№8)


В МОАУ СОШ №1 логопедический пункт работает с декабря 2012года, но и за это небольшое время была проделана огромная работа:

1) было проведено тестирование всех классов начальной школы (цель: выявление проблемных детей); (приложение рис.№9, рис.№10)

2) с детьми с выявленными нарушениями ведется работа по коррекции их проблем, для того чтобы они смогли освоить школьную программу на уровне со своими одноклассниками.


Количество дислексиков по параллелям в начальной школе

2012-2013г. МОАУ СОШ№1(данные школьного логопеда)


4А класс

4Б класс

4В класс

4Г класс

4уч-ся

2 уч-ся

4 уч-ся

3 уч-ся

16%

8%

16%

12%


3А класс

3Б класс

3В класс

3Г класс

2 уч-ся

3 уч-ся

4 уч-ся

5 уч-ся


2А класс

2Б класс

2В класс

2Г класс

3 уч-ся

8 уч-ся

6 уч-ся

3 уч-ся


Делая несложные вычисления, можно наглядно увидеть, что если в классе в среднем 25 человек, то:

В 4А классе

(4*100%)/25=16% или примерно каждый 6-й учащийся (25/4), у которого есть проблемы с чтением или письмом.

В 4Б классе

(2*100%)/25=8% или примерно каждый 12-й учащийся (25/2), у которого есть проблемы с чтением или письмом.

В 4В классе

(4*100%)/25=16% или примерно каждый 6-й учащийся (25/4), у которого есть проблемы с чтением или письмом.

В 4Г классе

(3*100%)/25=12% или примерно каждый 8-й учащийся (25/3), у которого есть проблемы с чтением или письмом.


Из ста учащихся 4-х классов (2012-2013 г.) 13 человек испытывают проблемы при чтении и письме, т.е.13%. Каждый седьмой(100/13≈7) ребёнок не смог бы учиться на уровне со своими одноклассниками, если бы им не оказывалась своевременная помощь школьного логопеда. (приложение рис.№11, рис.№12)


ВЫВОД.

По результатам последнего ЕГЭ по русскому языку только 10% российских школьников знают родной язык на пятерку, примерно столько же (11,2%) – на двойку. Средний балл по России - это 55,4, т.е. тройка. И все же почему более чем каждый десятый российский школьник демонстрируют столь удручающее незнание родного языка – предмета, который изучают все 11 лет обучения? Может быть, это те, кому не была оказана своевременная помощь?

Занимаясь реформой образования, прежде чем вводить тестовую систему сдачи экзамена, хотелось бы, чтобы у всех детей был равный шанс сдать его успешно, а для этого нужно:

1) чтобы в каждой школе был логопедический пункт, где оказывалась бы помощь детям с дислексией.

2) Министерством образования должны быть прописаны особые нормы оценок для детей с такими проблемами.

Если таким детям не помочь, то наша страна может в будущем лишиться таких людей как: Леонардо Да - Винчи, Петр Первый, Уинстон Черчилль, Уолт Дисней, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Маяковский В.В.(приложение рис.№13,рис.№14,рис.№15,рис.№16,рис.№17,рис.№18,рис.№19)

Проведя исследование, теперь я могу ответить на вопрос: «Почему моя подруга так плохо читает и делает ошибки при письме». Я думаю, что в ближайшее время обязательно посоветую ей обратиться за консультацией к специалистам.

А вам я хочу предложить тест, с помощью которого вы можете проверить себя и своих учеников. Если вы отвечаете «ДА» более чем на пять вопросов, тогда можно предположить у вас наличие той или иной формы дислексии, но, безусловно, характер нарушения может быть определен только врачом с помощью более подробного тестирования.








Проверь себя

(тест для взрослых

автор теста Светлана ОСЕЕВА)

Если вы отвечаете «ДА» более чем на пять вопросов, тогда можно предположить у вас наличие той или иной формы дислексии. Характер нарушения может быть определен только врачом с помощью более подробного тестирования.

1. Когда вы проверяете написанное вами, часто ли вы замечаете собственные ошибки?

2. Набирая телефонный номер, часто ли вы путаете числа?

3. Испытываете ли вы проблемы с правописанием?

4. Путаете ли вы даты, время, пропускаете ли важные встречи?

5. Сложно ли вам заполнять анкеты?

6. Затрудняетесь ли вы точно передать сообщения, оставленные по телефону

другими людьми?

7. Путаете ли вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59?

8. Трудно ли вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие – медленнее?

9. Испытывали ли вы трудности с изучением таблицы умножения в школе?

10. Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге?

11. Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево?

12. Когда вы говорите длинное слово, трудно ли вам произнести все звуки в правильном порядке?


















Приложение.


Рис.№1,№2,№3


Рис.№4


Рис.№5,рис.№6

Рис.№7

Рис.№8


Рис.№9,№10

рис.№11,рис.№12

работы детей начальной школы МОАУ СОШ №1(2012-2013уч.г.г.)


Леонардо Да-Винчи - один из наиболее известных художников мира.


Уинстон Черчилль - английский государственный деятель, оратор и писатель, премьер-министр Великобритании.


Ганс Христиан Андерсен - датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург...


Уолт Дисней выдающийся американский художник-мультипликатор, режиссёр, актёр, сценарист и продюсер, создатель целой серии полнометражных мультфильмов...


Альберт Эйнштейн - великий физик; один из основателей современной физической теории; создатель специальной и общей теорий относительности...



Маяковский В.В.- русский советский поэт.

Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник...

рис.№13, рис.№14, рис.№15, рис.№16, рис.№17, рис.№18, рис.№19















Используемая литература:


1. Лалаева Р. И. "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников", "Союз" С-Петербург 1998
2.
Чиркина Г. В. "Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы".
3.
Корнев А. Н. "Узловые вопросы дислексии".
4. Станислав Милевски "Фонетико-фонологические знания в логопедической практике. (избранные вопросы)"
5. Алтухова Т. А. "Состояние профессиональной компетентности учителей-логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения".
Российская Е. Н. "Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией".
6. Русецкая М. Н. "Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения".








2




Просмотр содержимого презентации
«Дислексия 2»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1 Дислексия. Дар или проблема? Выполнила ученица 6 Б класса Крицкая Анастасия  Руководитель Макеева Н. В.  Белогорск, 2013 г.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1

Дислексия.

Дар

или

проблема?

Выполнила ученица 6 Б класса

Крицкая Анастасия

Руководитель

Макеева Н. В.

Белогорск, 2013 г.

Цель: Изучить проблему и определить влияние данной проблемы на успеваемость учеников. Задачи: 1.Собрать информацию. 2.Выяснить, как можно помочь таким детям. 3.Выполнить исследовательскую часть (беседа). 4.Сопоставить собранный материал и сделать выводы.

Цель: Изучить проблему и определить влияние данной проблемы на успеваемость учеников.

Задачи:

1.Собрать информацию.

2.Выяснить, как можно помочь таким детям.

3.Выполнить исследовательскую часть (беседа).

4.Сопоставить собранный материал и сделать выводы.

Если вы не знаете причин, не понимаете, в чем дело, если никакие дополнительные занятия не помогают – обратитесь к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Возможно это дислексия.

Если вы не знаете причин, не понимаете, в чем дело, если никакие дополнительные занятия не помогают – обратитесь к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам.

Возможно это дислексия.

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения и письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках  стойкого характера.

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения и письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках

стойкого характера.

Пропуск букв и слогов-(трва-трава, кродил-крокодил); Перестановка букв и слогов-(онко-окно, звял-взял, пеперисал-переписал,натуспила-напустила); Недописывание букв и слогов-(красны-красный, лопат-лопата, набухи-набухли); Искажение слов-(наотух-на охоту, хабаб-храбрый, чуки-щёки,спеки-с пенька); Наращивание слов лишними буквами и слогами- (тарава-трава, катораые-которые,бабабушка-бабушка,клюкиква-клюква); Слитное написание слов и их произвольное деление-(нас тупила-наступила, у стала-устала); Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений; Замена одной буквы на другую- (звуки-жуки, панки-банки, шпаки-сапоги); Нарушение смягчения согласных
  • Пропуск букв и слогов-(трва-трава, кродил-крокодил);
  • Перестановка букв и слогов-(онко-окно, звял-взял, пеперисал-переписал,натуспила-напустила);
  • Недописывание букв и слогов-(красны-красный, лопат-лопата, набухи-набухли);
  • Искажение слов-(наотух-на охоту, хабаб-храбрый, чуки-щёки,спеки-с пенька);
  • Наращивание слов лишними буквами и слогами- (тарава-трава, катораые-которые,бабабушка-бабушка,клюкиква-клюква);
  • Слитное написание слов и их произвольное деление-(нас тупила-наступила, у стала-устала);
  • Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений;
  • Замена одной буквы на другую- (звуки-жуки, панки-банки, шпаки-сапоги);
  • Нарушение смягчения согласных
Этот недуг, порой называемый

Этот недуг, порой называемый "словесной слепотой", связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей.

Дислексия - матерь различных видов неспособности к обучению.

Дислексия - матерь различных видов неспособности к обучению.

Увидев слово

Увидев слово "кот", вы мысленно услышали звуки [к]-[о]-[т] и ассоциировали их с образом пушистого мурлыкающего зверька.

" Дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития.

Дислексия - это не проявление тупости или нежелания учиться, а вполне реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга."

Елена Жидкова - невролог Детской Клиничской больницы им. Филатова

Дислексии не является психическим отклонением, а скорее представляет собой необычную особенность мозга, которая дает таким людям большое преимущество в образном мышлении и способность к нестандартным решениям. Иначе говоря, среди тех, кто добился признания и успеха - ученых, художников, актеров, - немало дислексиков.

Дислексии не является психическим отклонением, а скорее представляет собой необычную особенность мозга, которая дает таким людям большое преимущество в образном мышлении и способность к нестандартным решениям. Иначе говоря, среди тех, кто добился признания и успеха - ученых, художников, актеров, - немало дислексиков.

Как помочь таким детям?

Как помочь таким детям?

Исследовательская часть

Исследовательская часть

  • плохо различает и воспроизводит звуки;
  • с трудом учит стихи;
  • путается в порядке следования времён года и дней недели;
  • не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;
  • не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
  • плохо ориентируется в понятиях "право - лево";
  • не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
  • затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.
К группе риска детей, предрасположенных к дислексии детей, относятся также: леворукие дети, скрытые левши амбидекстры, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой; кинестетики;( люди, воспринимающие большую часть информации через обоняние, осязание и др. и с помощью движений.) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; дети с задержкой развития устной речи.

К группе риска детей, предрасположенных к дислексии детей, относятся также:

  • леворукие дети, скрытые левши
  • амбидекстры, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой;
  • кинестетики;( люди, воспринимающие большую часть информации через обоняние, осязание и др. и с помощью движений.)
  • дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
  • дети с задержкой развития устной речи.

ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗИ  В СИСТЕМЕ «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА»

ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗИ В СИСТЕМЕ «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА»

В беседе со школьным логопедом я узнала, что логопедических пунктов в школах города всего три - это МОАУ СОШ №10, МОАУ СОШ №11 и МОАУ СОШ №1,что сводит на нет работу логопедов детских садов.

В беседе со школьным логопедом я узнала, что логопедических пунктов в школах города всего три - это МОАУ СОШ №10, МОАУ СОШ №11 и МОАУ СОШ №1,что сводит на нет работу логопедов детских садов.

Если необходимые меры не принять вовремя, страдает самооценка ученика, который видит успехи своих одноклассников. Обычно дети шести-восьми лет уже свободно читают, в то время как более одаренные ребята с проблемами в чтении и письме безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах и под различными предлогами стараются избежать посещения школы. Более того, они часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, что еще более усугубляет ситуацию .

Если необходимые меры не принять вовремя, страдает самооценка ученика, который видит успехи своих одноклассников. Обычно дети шести-восьми лет уже свободно читают, в то время как более одаренные ребята с проблемами в чтении и письме безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах и под различными предлогами стараются избежать посещения школы. Более того, они часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, что еще более усугубляет ситуацию .

Количество дислексиков по параллелям в начальной школе: 2012-2013уч.г. МОАУ СОШ №1 (данные школьного логопеда ) 4 «А»класс 4уч-ся 4 «Б» класс 2 уч-ся 16% 4 «В» класс 4 уч-ся 8% 4 «Г» класс 3 уч-ся 16% 12% 3 «А»класс 3 «Б» класс 2 ч-ся 3 уч-ся 3 «В» класс 5% 7,5% 3 «Г» класс 4 уч-ся 5 уч-ся 10% 12,5% 2«А»класс 3уч-ся 2 «Б» класс 2 «В» класс 7,5% 8 уч-ся 2 «Г» класс 6 уч-ся 20% 3 уч-ся 15% 7,5%

Количество дислексиков по параллелям в начальной школе:

2012-2013уч.г. МОАУ СОШ №1

(данные школьного логопеда )

4 «А»класс

4уч-ся

4 «Б» класс

2 уч-ся

16%

4 «В» класс

4 уч-ся

8%

4 «Г» класс

3 уч-ся

16%

12%

3 «А»класс

3 «Б» класс

2 ч-ся

3 уч-ся

3 «В» класс

5%

7,5%

3 «Г» класс

4 уч-ся

5 уч-ся

10%

12,5%

2«А»класс

3уч-ся

2 «Б» класс

2 «В» класс

7,5%

8 уч-ся

2 «Г» класс

6 уч-ся

20%

3 уч-ся

15%

7,5%

Из ста обучающихся в 4-х классах 13 человек с проблемами, то есть,  каждый седьмой ребёнок не смог бы учиться на уровне со своими одноклассниками, если бы им не оказывалась своевременная помощь школьного логопеда.

Из ста обучающихся в 4-х классах 13 человек с проблемами, то есть, каждый седьмой ребёнок не смог бы учиться на уровне со своими одноклассниками, если бы им не оказывалась своевременная помощь школьного логопеда.

По результатам последнего ЕГЭ по русскому языку только 10% российских школьников знают родной язык на пятерку, примерно столько же (11,2%) – на двойку. Средний балл по России - это 55,4, т.е. тройка.

По результатам последнего ЕГЭ по русскому языку только 10% российских школьников знают родной язык на пятерку, примерно столько же (11,2%) – на двойку. Средний балл по России - это 55,4, т.е. тройка.

1. Чтобы в каждой школе был логопедический пункт ,где оказывалась помощь детям с дислексией . 2. Министерством образования должны быть прописаны особые нормы оценок для детей с такими проблемами.

1. Чтобы в каждой школе был логопедический пункт ,где оказывалась помощь детям с дислексией .

2. Министерством образования должны быть прописаны особые нормы оценок для детей с такими проблемами.

Петр Первый - первый Российский император, дипломат, реформатор   … Леонардо Да – Винчи –  один из наиболее известных художников мира .

Петр Первый - первый Российский император, дипломат, реформатор  

Леонардо Да – Винчи –

один из наиболее известных художников мира .

Уинстон Черчилль -английский государственный деятель, оратор и писатель, премьер-министр Великобритании. Ганс Христиан Андерсен- датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист...

Уинстон Черчилль -английский государственный деятель, оратор и писатель, премьер-министр Великобритании.

Ганс Христиан Андерсен- датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист...

Уолт Дисней - выдающийся американский художник-мультипликатор, режиссёр, актёр, сценарист и продюсер, создатель целой серии полнометражных мультфильмов... Альберт Эйнштейн - великий физик; один из основателей современной физической теории; создатель специальной и общей теорий относительности...

Уолт Дисней - выдающийся американский художник-мультипликатор, режиссёр, актёр, сценарист и продюсер, создатель целой серии полнометражных мультфильмов...

Альберт Эйнштейн - великий физик; один из основателей современной физической теории; создатель специальной и общей теорий относительности...

Проверь себя 1. Когда вы проверяете написанное вами, часто ли вы замечаете собственные ошибки? 2. Набирая телефонный номер, часто ли вы путаете числа? 3. Испытываете ли вы проблемы с правописанием? 4. Путаете ли вы даты, время, пропускаете ли важные встречи? 5. Сложно ли вам заполнять анкеты? 6. Затрудняетесь ли вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другими людьми? 7. Путаете ли вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59? 8. Трудно ли вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие – медленнее? 9. Испытывали ли вы трудности с изучением таблицы умножения в школе? 10. Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге? 11. Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево? 12. Когда вы говорите длинное слово, трудно ли вам произнести все звуки в правильном порядке?

Проверь себя

1. Когда вы проверяете написанное вами, часто ли вы замечаете собственные ошибки?

2. Набирая телефонный номер, часто ли вы путаете числа?

3. Испытываете ли вы проблемы с правописанием?

4. Путаете ли вы даты, время, пропускаете ли важные встречи?

5. Сложно ли вам заполнять анкеты?

6. Затрудняетесь ли вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другими людьми?

7. Путаете ли вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59?

8. Трудно ли вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие – медленнее?

9. Испытывали ли вы трудности с изучением таблицы умножения в школе?

10. Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге?

11. Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево?

12. Когда вы говорите длинное слово, трудно ли вам произнести все звуки в правильном порядке?

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Тема: "Дислексия. Дар или проблема?"

Автор: Макеева Наталья Владимировна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146254

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства