Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по логопедии 1-7 класс коррекционной школы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в С(к)ОУ 8 вида.
Логопедическая работа в школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи ( в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
-дисграфия.
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Резкое увеличение числа учащихся с речевыми нарушениями, предъявление более высоких требований к работе логопеда, очень незначительное количество специальной литературы, отсутствие чёткого планирования вызвало необходимость создания специальной логопедической программы для учащихся 1 – 6 классов специальной коррекционной школы VIII вида.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся 1-6 классов С(к)ОУ 8 вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в С(к)ОУ 8 вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
3.Цели и задачи программы
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
4.Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся С(к)ОУ 8 вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения 8 вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 40 минут.
Занятия с каждой группой проводятся:
1 – 3 классы – 4 раза в неделю;
4 – 5 классы – 3 раза в неделю;
6 классы – 2 раза в неделю.
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 4 – 6 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
Формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Содержание изучаемого курса
1 класс (136 часов).
Обследование – 8 часов.
Пропедевтический (добукварный) период – 52 часа.
Букварный период
- Звуки и буквы -2 часа
- Буквы, сходные по начертанию – 18 часов.
- Гласные и согласные звуки – 2 часа
- Слова с буквами «и» и «й»- 2 часа
- Слова с гласными второго ряда в начале и конце слова – 2 часа
- Согласные глухие и звонкие – 16 часов
- Согласные артикуляторно сходные – 2 часа
- Согласные свистящие и шипящие – 4 часа
- Дифференциация согласных звуков - 10 часов
- Согласные твердые и мягкие – 8 часов
- Звуковой анализ слов – 2 часа
- Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ – 4 часа
Обследование – 4 часа.
2 класс (136 часов).
Обследование – 8 часов.
- Звуки и буквы - 1 час
- Буквы, сходные по начертанию – 9 часов.
- Гласные и согласные звуки – 1 час
- Гласные ударные и безударные – 2 часа
- Слова с буквами «и» и «й»- 1 час
- Слова с гласными второго ряда в начале и конце слова – 2 часа
- Согласные глухие и звонкие – 15 часов
- Согласные артикуляторно сходные – 2 часа
- Согласные свистящие и шипящие – 6 часов
- Дифференциация согласных звуков – 15 часов.
- Согласные твердые и мягкие – 8 часов
- Буква «ь» - 2 часа
- Слова, обозначающие предметы – 26 часов.
- Имена собственные и нарицательные – 2 часа
- Слова, обозначающие действие предмета – 3 часа.
- Работа с предлогами – 5 часов.
- Слова с непроверяемыми написаниями в корне – 2 часа
- Предложение – 16 часов.
- Текст – 2 часа.
- Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ – 4 часа
Обследование – 4 часа.
3 класс (136 часов).
Обследование – 8 часов.
- Звуки и буквы - 1 час
- Гласные и согласные звуки – 1 час
- Гласные звуки – 4 часа
- Гласные ударные и безударные – 1 час
- Твердые и мягкие согласные – 1 час
- Дифференциация гласных – 13 часов
- Обозначение мягкости согласного в конце слова буквой «ь» - 5 часов
- Разделительный «ь» перед гласными второго ряда – 2 часа
- Сочетание гласных с шипящими согласными звуками – 2 часа
- Разделительный «ъ» - 4 часа
- Парные звонкие и глухие согласные – 18 часов
- Дифференциация согласных звуков – 9 часов.
- Звонкие и глухие согласные в конце слова – 3 часа
- Слово – 2 часа
- Слова, обозначающие предметы – 6 часов.
- Слова, обозначающие действие предмета – 5 часов.
- Слова, обозначающие признаки (качества) предмета – 6 часов
- Работа с предлогами – 12 часов.
- Слова с непроверяемыми написаниями в корне – 3 часа
- Предложение – 14 часов.
- Текст – 8 часов.
- Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ – 4 часа
Обследование – 4 часа.
4 класс (102 часа).
Обследование – 6 часов.
- Гласные и согласные звуки – 2 часа
- Гласные звуки – 2 часа
- Ударение – 1 час
- Правописание безударных гласных – 3 часа
- Твердые и мягкие согласные – 10 часов
- Обозначение мягкости согласного в конце слова буквой «ь» - 1 час
- Обозначение мягкости согласного в середине слова буквой «ь» - 1 час
- Разделительный «ь» перед гласными второго ряда – 2 часа
- Сочетание гласных с шипящими согласными звуками – 1 час
- Парные звонкие и глухие согласные – 12 часов
- Звонкие и глухие согласные в конце слова – 2 часа
- Звонкие и глухие согласные в конце и середине слова – 2 часа
- Слова, обозначающие предметы – 2 часа.
- Слова, обозначающие действие предмета – 3 часа.
- Слова, обозначающие признаки (качества) предмета – 4 часа
- Имена собственные и нарицательные – 2 часа
- Работа с предлогами – 8 часов.
- Разделительный «ъ» - 2 часа
- Родственные слова – 10 часов
- Слова с непроверяемыми написаниями в корне – 2 часа
- Предложение – 9 часов.
- Текст – 9 часов.
- Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ – 3 часа
Обследование – 3 часа
5 класс (102 часа).
Обследование – 6 часов.
- Звуки речи: гласные и согласные – 2 часа
- Гласные звуки – 5 часов
- Парные звонкие и глухие согласные – 6 часов
- Звонкие и глухие согласные в конце слова – 4 часа
- Твердые и мягкие согласные – 6 часов
- Обозначение мягкости согласного в конце слова буквой «ь» - 1 час
- Обозначение мягкости согласного в середине слова буквой «ь» - 1 час
- Разделительный «ь» - 2 часа
- Разделительный «ъ» - 1 час
- Корень и однокоренные слова – 1 час
- Звонкие и глухие согласные в корне слова – 2 часа
- Проверяемые безударные гласные в корне слова – 3 часа
- Слово. Окончание – 2 часа
- Слово. Приставки - 3 часа
- Предлоги и приставки – 3 часа
- Слово. Суффикс – 3 часа
- Существительные близкие по значению – 2 часа
- Слова с противоположным значением – 2 часа
- Имена собственные и нарицательные – 2 часа
- Работа с предлогами – 3 часа
- Слова с непроверяемыми написаниями в корне – 2 часа
- Предложение – 19 часов
- Текст – 15 часов
- Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ – 3 часа
Обследование – 3 часа
6 класс (68 часов).
Обследование – 4 часа.
- Звуки речи: гласные и согласные – 2 часа
- Гласные звуки – 2 часа
- Ударные и безударные гласные – 3 часа
- Звонкие и глухие согласные - 3 часа
- Твердые и мягкие согласные – 1 час
- Разделительный «ь» - 2 часа
- Корень и однокоренные слова – 3 часа
- Окончание – 2 часа
- Приставки – 2 часа
- Предлоги и приставки – 2 часа
- Разделительный «ъ» - 1 час
- Слово. Суффикс – 2 часа
- Слова близкие по значению – 1 час
- Слова с противоположным значением – 1 час
- Многозначные слова – 2 часа
- Имена собственные и нарицательные – 1 час
- Существительные с шипящей на конце – 1 час
- Дифференциация существительных и прилагательных – 1 час
- Прилагательные с прямым и переносным значением – 1 час
- Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных – 2 часа
- Глаголы с переносным значением – 2 часа
- Предложение – 9 часов
- Текст – 14 часов
- Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ – 2 часа
Обследование – 2 часа
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1 класс.
Учащиеся должны уметь:
- различать на слух и в произношении звуки;
- слушать небольшую сказку, загадку, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя поставленные звуки, знать наизусть 3-4 стихотворения.
2 класс.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по слоговому и звуковому составу;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твердые и мягкие согласные.
3 класс.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слово по слоговому и звуковому составу, определять количество и последовательность звуков и место звука в слове;
- различать звонкие и глухие согласные, различать свистящие и шипящие согласные.
4 класс.
Учащиеся должны уметь:
- различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
- различать буквы, имеющие кинетическое сходство,
- ставить ударение;
- строить слого-ритмическую схему слова.
5 класс.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;
- выполнять морфемный анализ и синтез слов;
- выделять родственные слова из текста.
6класс.
Учащиеся должны уметь:
- согласовывать слова в словосочетании и предложении;
- пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, -
- различать предлоги и приставки;
- определять тему рассказа, основную мысль текста;
- составлять план связного высказывания;
- конструировать повествовательное сообщение.
Ожидаемый результат на момент окончания занятий (что должны знать и уметь обучающиеся 6 класса)
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.
Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные. Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак.
Лексико-грамматический строй речи.
Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Проводить морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их правописания.
Предложение и связная речь.
Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста по плану.
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ». - Ярославль:, «Академия развития»,1999 г.
Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
Учебные пособия для работы с детьми:
О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.
Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.
Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
В.А.Ракитина. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста: Пособие для логопеда: Животные в загадках в алфавитном порядке. – М., 2005.
С.Д.Дмитриев, В.С.Дмитриев. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.
Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
В.П.Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. М.: «Просвещение» 1969.
А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2005.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 1998.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Ль. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2003.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2006.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Рь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.,2002
Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.
Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,
1998 г.
Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.
Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
Шевченко Л.Е. «Планирование работы учителя – логопеда специальной коррекционной школы. – Армавир 2011г.