kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая работа состоит из трёх этапов:

1 этап – коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова (32 часа);

2 этап - коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова. (8 часов);

3 этап - коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста. (20 часов).

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).

Данная программа способствует не только развитию языкового анализа и синтеза, но и интеллектуальному развитию (развитие мысли­тельной деятельности: памяти, восприятия, внимания), развитию мелкой моторики пальцев рук, восприятия и понимания речи, экспрессивной речи в целом.

К концу обучения дети должны знать:

1. Гласные и согласные звуки и буквы.

2.Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосо­четание, предложение, текст, предлог, приставка, удар­ная гласная, ударный слог, безударная гласная, безудар­ный слог.

З.Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предло­жения и текст.

4.Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок.

5. Правописание предлогов и приставок.

К концу обучения дети должны уметь:

1. Различать гласные и согласные звуки.

2.Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания

и предложения, набор отдельных предложений и текст.

3. Определять ударные и безударные гласные, слоги.

4.Определять в словах место и последовательность звука:

гласных и согласных звуков.

5.Определять количество звуков в словах, слогов в словах,

слов в предложениях, предложений в тексте.

6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложе­ний.

7. Графически обозначать звуки, слоги и слова.

Данной программой могут пользоваться логопеды массовых и коррекционных школ, студенты дефектологических фа­культетов, родители, чьи дети нуждаются в помощи, педа­гоги коррекционных классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района







СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.

1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________

Руководитель Фролова И.В.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, на 2015-2016 учебный год






Разработчик программы

учитель-логопед

Емельяновой Е.В.







2015-2016 уч. год

Пояснительная записка.


Данная программа составлена на основе авторской программы «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е.В. Мазановой.

Проблема изучения и коррекции специфических нару­шений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных за­дач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушение письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы -своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Дисграфия, обусловленная несформированностью язы­кового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде спе­цифических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосо­четания, предложения и текста. Это:

- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонети­ческого наполнения слов: персеверации (циклические по­вторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);

- раздельное написание частей слова, слитное написание са­мостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предло­жений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для пре­дупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Настоящая программа предназначена для коррекции дисграфии, обусловленной нарушениями развития языкового анализа и синтеза.

Логопедическая работа строится с учётом принципа комплексности, учета специфики нарушения, поэтапности и т.д.

Логопедическая работа состоит из трёх этапов:

1 этап – коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова (32 часа);

2 этап - коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова. (8 часов);

3 этап - коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста. (20 часов).

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).


Данная программа способствует не только развитию языкового анализа и синтеза, но и интеллектуальному развитию (развитие мысли­тельной деятельности: памяти, восприятия, внимания), развитию мелкой моторики пальцев рук, восприятия и понимания речи, экспрессивной речи в целом.


К концу обучения дети должны знать:

1. Гласные и согласные звуки и буквы.

2.Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосо­четание, предложение, текст, предлог, приставка, удар­ная гласная, ударный слог, безударная гласная, безудар­ный слог.

З.Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предло­жения и текст.

4.Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок.

5. Правописание предлогов и приставок.


К концу обучения дети должны уметь:

1. Различать гласные и согласные звуки.

2.Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания

и предложения, набор отдельных предложений и текст.

3. Определять ударные и безударные гласные, слоги.

4.Определять в словах место и последовательность звука:

гласных и согласных звуков.

5.Определять количество звуков в словах, слогов в словах,

слов в предложениях, предложений в тексте.

6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложе­ний.

7. Графически обозначать звуки, слоги и слова.


Данной программой могут пользоваться логопеды массовых и коррекционных школ, студенты дефектологических фа­культетов, родители, чьи дети нуждаются в помощи, педа­гоги коррекционных классов.






































Календарно-тематический план реализации программы по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза,

на 2015-2016 учебный год


№ п/п

Тема занятий


Кол-во часов

Сроки

1 этап – коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова (32 часа).

1

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

1


2

Дифференциация гласных и согласных звуков.

1


3

Дифференциация понятий «звук» - «буква».

1


4

Дифференциация гласных I – II ряда

1


5

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А.

1


6

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У.

1


7

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О.

1


8

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э.

1


9

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы.

1


10

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И.

1


11

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я.

1


12

Дифференциация букв А – Я на письме.

1


13

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю.

1


14

Дифференциация букв У – Ю на письме.

1


15

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е.

1


16

Дифференциация букв Э – Е на письме.

1


17

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё.

1


18

Дифференциация букв О – Ё на письме.

1


19

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1


20

Разделительный мягкий знак. Звуко-буквенный анализ слов.

1


21

Дифференциация смягчающей и разделительной функций мягкого знака.

1


22

Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок.

1


23

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р – Л.

1


24

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М – Н.

1


25

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б – П.

1


26

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г – К.

1


27

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В – Ф.

1


28

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д – Т.

1


29

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З – С.

1


30

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж – Ш.

1


31

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Щ – Х – Ц – Ч.

1


32

Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок.

1


2 этап - коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова (8 часов).

33

Повторение понятий «слог», «открытый слог», «закрытый слог». Дифференциация слогов и слов. Слоговой анализ слов.

1


34

Дифференциация понятий «буква» - «слог» - «звук». Слоговой анализ и синтез слов.

1


35

Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов.

1


36

Дифференциация односложных и двусложных слов. Слоговой анализ и синтез.

1


37

Дифференциация одно-, двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза.

1


38

Слоговой анализ слов сложной слоговой структуры.

1


39

Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие.

1


40

Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок.

1


3 этап - коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста (20 часов).

41

Знакомство с понятием «ударения», «ударной гласной», «ударным слогом».

1


42

Закрепление знаний об ударении. Знакомство с безударной гласной и правилами её правописания. Повторение понятия «однокоренные слова».

1


43

Закрепление знаний о правописании слов с безударной гласной в корне.

1


44

Закрепление знаний о предлоге, о его правописании с другими словами.

1


45

Дифференциация предлогов и приставок.

1


46

Закрепление правописания предлогов и приставок.

1


47

Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок.

1


48

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение», «текст».

1


49

Составление словосочетаний и предложений. Языковой анализ и синтез предложения.

1


50

Анализ предложения. Работа с деформированным предложением.

1


51

Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов.

1


52

Построение сложносочинённых предложений.

1


53

Установление в предложении причинно-следственных связей. Построение сложноподчинённых предложений.

1


54

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста.

1


55

Анализ текста, определение границ предложений, расстановка знаков препинания в тексте.

1


56

Составление текста с опорой на серию сюжетных картин.

1


57

Составление текста с опорой на сюжетную картину.

1


58

Составление описательного рассказа с опорой на схему.

1


59

Составление описательного рассказа без опоры на схему.

1


60

Составление текста на определённую тему.

1












Список рекомендуемой литературы:


  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М., 1991.

  2. Волина В.В. Праздник букваря. - М., 1991.

  3. Волина В.В. Занимательная грамматика. - М., 1991.

  4. Головоломки своими руками / сост. Н.Н. Докучаева. - СПб. : Кристалл, 1997.

  5. Городкова Т.В., Елкина Н.В. Детские кроссворды. - Яро­славль, 1998.

  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М., 1991.

  7. Игры со спичками / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкая. -Минск : ВУАЛ, 1993.

  8. Козак О.Н. Загадки и скороговорки. - СПб., 1997.

  9. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5 -6 лет : Сценарии учебно-практических занятий. -М., 1998.

  10. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.,1999.

  11. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб., 1998.

  12. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1995.

  13. Лопухина И.С. Логопедия. 550 упражнений для разви­тия речи. - М., 1995.

  14. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. -2001.

  15. Мазанова Е.В. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №1, №3. - М. ; Киев, 2004.

  16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их пре­одоление у младших школьников: Книга для логопедов. -М., 1995.

  17. Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у де­тей с задержкой психического развития: Пособие для ло­гопедов. - СПб., 1997.

  18. Ткаченко ТА. Звуки и знаки. Подготовка дошкольни­ков к чтению и письму. - Смоленск, 2002.

  19. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. - М., 1991.

  20. Удзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский - с увлечением! Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. – Екатеринбург, 1997.
























6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Кириллова Екатерина Владимировна

Дата: 07.04.2016

Номер свидетельства: 316052

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Проблемы письменной речи "
    ["seo_title"] => string(28) "probliemy-pis-miennoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145867"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419005388"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства