Рабочая программа по преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза
Рабочая программа по преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза
Логопедическая работа состоит из трёх этапов:
1 этап – коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова (32 часа);
2 этап - коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова. (8 часов);
3 этап - коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста. (20 часов).
Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).
Данная программа способствует не только развитию языкового анализа и синтеза, но и интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания), развитию мелкой моторики пальцев рук, восприятия и понимания речи, экспрессивной речи в целом.
З.Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст.
4.Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок.
5. Правописание предлогов и приставок.
К концу обучения дети должны уметь:
1. Различать гласные и согласные звуки.
2.Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания
и предложения, набор отдельных предложений и текст.
3. Определять ударные и безударные гласные, слоги.
4.Определять в словах место и последовательность звука:
гласных и согласных звуков.
5.Определять количество звуков в словах, слогов в словах,
слов в предложениях, предложений в тексте.
6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
7. Графически обозначать звуки, слоги и слова.
Данной программой могут пользоваться логопеды массовых и коррекционных школ, студенты дефектологических факультетов, родители, чьи дети нуждаются в помощи, педагоги коррекционных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.
№ 1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________
Руководитель Фролова И.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, на 2015-2016 учебный год
Разработчик программы
учитель-логопед
Емельяновой Е.В.
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе авторской программы «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е.В. Мазановой.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушение письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы -своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это:
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Настоящая программа предназначена для коррекции дисграфии, обусловленной нарушениями развития языкового анализа и синтеза.
Логопедическая работа строится с учётом принципа комплексности, учета специфики нарушения, поэтапности и т.д.
Логопедическая работа состоит из трёх этапов:
1 этап – коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова (32 часа);
2 этап - коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова. (8 часов);
3 этап - коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста. (20 часов).
Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).
Данная программа способствует не только развитию языкового анализа и синтеза, но и интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания), развитию мелкой моторики пальцев рук, восприятия и понимания речи, экспрессивной речи в целом.
З.Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст.
4.Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок.
5. Правописание предлогов и приставок.
К концу обучения дети должны уметь:
1. Различать гласные и согласные звуки.
2.Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания
и предложения, набор отдельных предложений и текст.
3. Определять ударные и безударные гласные, слоги.
4.Определять в словах место и последовательность звука:
гласных и согласных звуков.
5.Определять количество звуков в словах, слогов в словах,
слов в предложениях, предложений в тексте.
6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
7. Графически обозначать звуки, слоги и слова.
Данной программой могут пользоваться логопеды массовых и коррекционных школ, студенты дефектологических факультетов, родители, чьи дети нуждаются в помощи, педагоги коррекционных классов.
Календарно-тематический план реализации программы по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза,
на 2015-2016 учебный год
№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
Сроки
1 этап – коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова (32 часа).
1
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.
1
2
Дифференциация гласных и согласных звуков.
1
3
Дифференциация понятий «звук» - «буква».
1
4
Дифференциация гласных I – II ряда
1
5
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А.
1
6
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У.
1
7
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О.
1
8
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э.
1
9
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы.
1
10
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И.
1
11
Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я.
1
12
Дифференциация букв А – Я на письме.
1
13
Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю.
1
14
Дифференциация букв У – Ю на письме.
1
15
Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е.
1
16
Дифференциация букв Э – Е на письме.
1
17
Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё.
1
18
Дифференциация букв О – Ё на письме.
1
19
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
1
20
Разделительный мягкий знак. Звуко-буквенный анализ слов.
1
21
Дифференциация смягчающей и разделительной функций мягкого знака.
1
22
Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок.
1
23
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р – Л.
1
24
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М – Н.
1
25
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б – П.
1
26
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г – К.
1
27
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В – Ф.
1
28
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д – Т.
1
29
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З – С.
1
30
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж – Ш.
1
31
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Щ – Х – Ц – Ч.
1
32
Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок.
1
2 этап - коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова (8 часов).
33
Повторение понятий «слог», «открытый слог», «закрытый слог». Дифференциация слогов и слов. Слоговой анализ слов.
1
34
Дифференциация понятий «буква» - «слог» - «звук». Слоговой анализ и синтез слов.
1
35
Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов.
1
36
Дифференциация односложных и двусложных слов. Слоговой анализ и синтез.
1
37
Дифференциация одно-, двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза.
1
38
Слоговой анализ слов сложной слоговой структуры.
1
39
Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие.
1
40
Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок.
1
3 этап - коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста (20 часов).
41
Знакомство с понятием «ударения», «ударной гласной», «ударным слогом».
1
42
Закрепление знаний об ударении. Знакомство с безударной гласной и правилами её правописания. Повторение понятия «однокоренные слова».
1
43
Закрепление знаний о правописании слов с безударной гласной в корне.
1
44
Закрепление знаний о предлоге, о его правописании с другими словами.
Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М., 1991.
Игры со спичками / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкая. -Минск : ВУАЛ, 1993.
Козак О.Н. Загадки и скороговорки. - СПб., 1997.
Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5 -6 лет : Сценарии учебно-практических занятий. -М., 1998.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.,1999.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб., 1998.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1995.
Лопухина И.С. Логопедия. 550 упражнений для развития речи. - М., 1995.
Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. -2001.
Мазанова Е.В. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №1, №3. - М. ; Киев, 2004.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Книга для логопедов. -М., 1995.
Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития: Пособие для логопедов. - СПб., 1997.
Ткаченко ТА. Звуки и знаки. Подготовка дошкольников к чтению и письму. - Смоленск, 2002.
Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. - М., 1991.
Удзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский - с увлечением! Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. – Екатеринбург, 1997.