Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.
В настоящее время у некоторых первоклассников общеобразовательных школ к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая сторона речи. Несформированность данного компонента речи является препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.
Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:
Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).
Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений.
| № п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Сроки |
| Подготовительный этап (15 часов) |
| 1 | Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Загнать мяч в ворота». | 1 | |
| 2 | Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Сдуть снежинку». | 1 | |
| 3 | Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Бабочки». | 1 | |
| 4 | Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Шторм в стакане». | 1 | |
| 5 | Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Надуть шарик». | 1 | |
| 6 | Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Фокус». | 1 | |
| 7 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Блинчик». | 1 | |
| 8 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Иголочка». | 1 | |
| 9 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Конфетка». | 1 | |
| 10 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Почистим зубки». | 1 | |
| 11 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Вкусное варенье». | 1 | |
| 12 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Чашечка». | 1 | |
| 13 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Лошадка». | 1 | |
| 14 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Грибок». | 1 | |
| 15 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Барабанщики». | 1 | |
| Основной этап (45 часов) |
| 16 | Постановка звука «л» по подражанию. | 1 | |
| 17 | Автоматизации изолированного произношения звука «л». | 1 | |
| 18 | Автоматизация звука «л» в открытых слогах. | 1 | |
| 19 | Автоматизация звука «л» в закрытых слогах. | 1 | |
| 20 | Автоматизация звука «л» в слогах типа «ала», «оло» и т.д. | 1 | |
| 21 | Автоматизация звука «л» в начале слова. | 1 | |
| 22 | Автоматизация звука «л» в середине слова. | 1 | |
| 23 | Автоматизация звука «л» в конце слова. | 1 | |
| 24 | Автоматизация звука «л» в словах со стечением согласных. | 1 | |
| 25 | Автоматизация звук «л» в словах с несколькими звуками «л». | 1 | |
| 26 | Автоматизация звука «л» в чистоговорках. Постановка звука «р». | 1 | |
| 27 | Автоматизация звука «л» в словосочетаниях, звука «р» в изолированном произношении. | 1 | |
| 28 | Автоматизация звука «л» в предложениях, звука «р» в открытых слогах. | 1 | |
| 29 | Автоматизация звука «л» в предложениях, звука «р» в закрытых слогах. | 1 | |
| 30 | Автоматизация звука «л» в стихотворениях, звука «р» в слогах типа «ара», «оро» и т.д. | 1 | |
| 31 | Автоматизация звука «л» в стихотворениях, звука «р» в начале слова. | 1 | |
| 32 | Автоматизация звука «л» в скороговорках, звука «р» в середине слова. | 1 | |
| 33 | Автоматизация звука «л» в скороговорках, звука «р» в конце слова. | 1 | |
| 34 | Автоматизация звука «л» в тексте, звука «р» в словах со стечением согласных. | 1 | |
| 35 | Автоматизация звука «л» в тексте, звука «р» в словах с несколькими звуками «р». | 1 | |
| 36 | Автоматизация звука «р» в чистоговорках. Постановка звука «р’». | 1 | |
| 37 | Автоматизация звука «р» в словосочетаниях, звука «р’» в открытых слогах. | 1 | |
| 38 | Автоматизация звука «р» в предложениях, звука «р’» в закрытых слогах. | 1 | |
| 39 | Автоматизация звука «р» в предложениях, звука «р’» в начале слова. | 1 | |
| 40 | Автоматизация звука «р» в стихотворениях, звука «р’» в середине слова. | 1 | |
| 41 | Автоматизация звука «р» в стихотворениях, звука «р’» в конце слова. | 1 | |
| 42 | Автоматизация звука «р» в скороговорках , звука «р’» в словах со стечением согласных. | 1 | |
| 43 | Автоматизация звука «р» в скороговорках , звука «р’» в чистоговорках. | 1 | |
| 44 | Автоматизация звука «р» в тексте, звука «р’» в предложениях. | 1 | |
| 45 | Автоматизация звука «р» в тексте, звука «р’» в стихотворениях. | 1 | |
| 46 | Автоматизация звука «р’» в тексте. | 1 | |
| 47 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из открытых слогов. | 1 | |
| 48 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из открытых слогов в письменной речи. | 1 | |
| 49 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из закрытых слогов. | 1 | |
| 50 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из закрытых слогов в письменной речи. | 1 | |
| 51 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах слогов типа «ала», «ара», «аря» и т.д. | 1 | |
| 52 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах слогов типа «ала», «ара», «аря» и т.д. в письменной речи. | 1 | |
| 53 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в рядах слов в письменной речи. | 1 | |
| 54 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словах с несколькими поставленными звуками в одном слове. | 1 | |
| 55 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словах с несколькими поставленными звуками в одном слове в письменной речи. | 1 | |
| 56 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словосочетаниях в письменной речи. | 1 | |
| 57 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в предложениях в письменной речи. | 1 | |
| 58 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в предложениях в письменной речи. | 1 | |
| 59 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в тексте в письменной речи. | 1 | |
| 60 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в тексте в письменной речи. | 1 | |
Гаубих Ю. Г. , Липкина Ю. С. . Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. –2-е изд. – М.; Просвещение. – 1979.
Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.; 1998.
Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. – м.; 1989.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. – М.; 2002.
Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. – М.; 1968.
Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – СПб.; Дельта 1998. – 208.
Резниченко Т. С, Ларина О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь.: Альбом для педагога. – М.; Владос, 2000. – 96с.
Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.; 1994.
Ткаченко Т. А. Если ребёнок плохо говорит. – СПб.;1997.
Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80с.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.; 1981.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // под ред. Гербовой В. В., - М.; Просвещение, 1983.