Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.
В настоящее время у некоторых первоклассников общеобразовательных школ к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая сторона речи. Несформированность данного компонента речи является препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.
Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:
Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).
Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений.
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Сроки |
Подготовительный этап (15 часов) |
1 | Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Загнать мяч в ворота». | 1 | |
2 | Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Сдуть снежинку». | 1 | |
3 | Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Бабочки». | 1 | |
4 | Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Шторм в стакане». | 1 | |
5 | Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Надуть шарик». | 1 | |
6 | Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Фокус». | 1 | |
7 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Блинчик». | 1 | |
8 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Иголочка». | 1 | |
9 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Конфетка». | 1 | |
10 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Почистим зубки». | 1 | |
11 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Вкусное варенье». | 1 | |
12 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Чашечка». | 1 | |
13 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Лошадка». | 1 | |
14 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Грибок». | 1 | |
15 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Барабанщики». | 1 | |
Основной этап (45 часов) |
16 | Постановка звука «л» по подражанию. | 1 | |
17 | Автоматизации изолированного произношения звука «л». | 1 | |
18 | Автоматизация звука «л» в открытых слогах. | 1 | |
19 | Автоматизация звука «л» в закрытых слогах. | 1 | |
20 | Автоматизация звука «л» в слогах типа «ала», «оло» и т.д. | 1 | |
21 | Автоматизация звука «л» в начале слова. | 1 | |
22 | Автоматизация звука «л» в середине слова. | 1 | |
23 | Автоматизация звука «л» в конце слова. | 1 | |
24 | Автоматизация звука «л» в словах со стечением согласных. | 1 | |
25 | Автоматизация звук «л» в словах с несколькими звуками «л». | 1 | |
26 | Автоматизация звука «л» в чистоговорках. Постановка звука «р». | 1 | |
27 | Автоматизация звука «л» в словосочетаниях, звука «р» в изолированном произношении. | 1 | |
28 | Автоматизация звука «л» в предложениях, звука «р» в открытых слогах. | 1 | |
29 | Автоматизация звука «л» в предложениях, звука «р» в закрытых слогах. | 1 | |
30 | Автоматизация звука «л» в стихотворениях, звука «р» в слогах типа «ара», «оро» и т.д. | 1 | |
31 | Автоматизация звука «л» в стихотворениях, звука «р» в начале слова. | 1 | |
32 | Автоматизация звука «л» в скороговорках, звука «р» в середине слова. | 1 | |
33 | Автоматизация звука «л» в скороговорках, звука «р» в конце слова. | 1 | |
34 | Автоматизация звука «л» в тексте, звука «р» в словах со стечением согласных. | 1 | |
35 | Автоматизация звука «л» в тексте, звука «р» в словах с несколькими звуками «р». | 1 | |
36 | Автоматизация звука «р» в чистоговорках. Постановка звука «р’». | 1 | |
37 | Автоматизация звука «р» в словосочетаниях, звука «р’» в открытых слогах. | 1 | |
38 | Автоматизация звука «р» в предложениях, звука «р’» в закрытых слогах. | 1 | |
39 | Автоматизация звука «р» в предложениях, звука «р’» в начале слова. | 1 | |
40 | Автоматизация звука «р» в стихотворениях, звука «р’» в середине слова. | 1 | |
41 | Автоматизация звука «р» в стихотворениях, звука «р’» в конце слова. | 1 | |
42 | Автоматизация звука «р» в скороговорках , звука «р’» в словах со стечением согласных. | 1 | |
43 | Автоматизация звука «р» в скороговорках , звука «р’» в чистоговорках. | 1 | |
44 | Автоматизация звука «р» в тексте, звука «р’» в предложениях. | 1 | |
45 | Автоматизация звука «р» в тексте, звука «р’» в стихотворениях. | 1 | |
46 | Автоматизация звука «р’» в тексте. | 1 | |
47 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из открытых слогов. | 1 | |
48 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из открытых слогов в письменной речи. | 1 | |
49 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из закрытых слогов. | 1 | |
50 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из закрытых слогов в письменной речи. | 1 | |
51 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах слогов типа «ала», «ара», «аря» и т.д. | 1 | |
52 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах слогов типа «ала», «ара», «аря» и т.д. в письменной речи. | 1 | |
53 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в рядах слов в письменной речи. | 1 | |
54 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словах с несколькими поставленными звуками в одном слове. | 1 | |
55 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словах с несколькими поставленными звуками в одном слове в письменной речи. | 1 | |
56 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словосочетаниях в письменной речи. | 1 | |
57 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в предложениях в письменной речи. | 1 | |
58 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в предложениях в письменной речи. | 1 | |
59 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в тексте в письменной речи. | 1 | |
60 | Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в тексте в письменной речи. | 1 | |
Гаубих Ю. Г. , Липкина Ю. С. . Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. –2-е изд. – М.; Просвещение. – 1979.
Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.; 1998.
Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. – м.; 1989.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. – М.; 2002.
Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. – М.; 1968.
Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – СПб.; Дельта 1998. – 208.
Резниченко Т. С, Ларина О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь.: Альбом для педагога. – М.; Владос, 2000. – 96с.
Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.; 1994.
Ткаченко Т. А. Если ребёнок плохо говорит. – СПб.;1997.
Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80с.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.; 1981.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // под ред. Гербовой В. В., - М.; Просвещение, 1983.