Программа по улучшению техники чтения разработана для детей с нарушением интеллекта. Помогает улучшить успеваемость учащихся по другим предметам, учит общаться со взрослыми и сверстниками, ориентироваться в современном обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по улучшению техники чтения»
Рабочая программа по улучшению техники чтения
учителя логопедических занятий I квалификационной категории Гардиной Алевтины Александровны.
Пояснительная записка.
Основными задачами обучения чтению детей с нарушением интеллекта являются: улучшение успеваемости учащихся по другим предметам, подготовка к самостоятельной жизни, развитие умения ориентироваться в современном обществе, общаться со взрослыми и сверстниками, приобрести трудовые навыки.
Если устная речь формируется у ребенка в норме, в основном, в процессе естественного общения с окружающими их взрослыми, то письменная – появляется в результате специального обучения, в котором сначала усваиваются технические средства написания букв и слов, затем (значительно позднее) становятся средством выражения мыслей. Нужно подчеркнуть, что, письменная речь (в отличие от устной) изначально является сознательным произвольным действием. Дети с нарушением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия. Все перечисленное представляет трудности для обучения чтению.
Необходима систематическая, целенаправленная работа по развитию и совершенствованию навыка чтения от класса к классу. Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию, и связаны с различными причинами – речевыми, психологическими, операциональными.
Необходимо обратить внимание на следующие компоненты чтения, определяющие причины трудностей усвоения навыка чтения детьми с нарушением интеллекта.
Правильность чтения: замены букв, нарушения звуко - слоговой структуры (пропуски букв, пропуски слогов, добавления букв, слогов, перестановки букв и слогов), ошибки угадывания; повторное считывание, пропуск строки, потеря строки, повторы букв, слогов, слов; грамматические ошибки: нарушение согласования и управления. Причинами этих трудностей являются недоразвитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза; слабая концентрация внимания, недостаточность зрительного анализа и синтеза, несформированность пространственных представлений, недоразвитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.
Выразительность чтения. Отрывистое или слитное чтение, отсутствие дифференциации в использовании пауз. Нарушение интонационного оформления читаемого предложения в соответствии с конечными знаками препинания. Неправильное употребление логического ударения. Недостаточная громкость и внятность при чтении. Причинами таких трудностей являются Несформированность навыка определения границ предложения в печатном тексте. Отсутствие ориентации на знаки препинания в процессе чтения.
отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного; отсутствие навыков воспроизведения по вопросам, непонимание причинно -следственных отношений; непонимание временных отношений; трудности вычленения из текста новой информации; трудности в выделении главной мысли произведения. Причины трудностей – фонетико- фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи, недоразвитие словесно-логического мышления.
Беглость, скорость чтения. Медленный или быстрый темп чтения,
нарушающий правильность и осознанность чтения.
Указанными причинами определяются разделы (ступени) обучения чтению детей с нарушением интеллекта.
I. Овладение звуко-буквенными обозначениями
На начальном этапе овладения чтением у умственно отсталых детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти.
Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы.
Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.
II. Послоговое чтение
На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развития психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.
III. Ступень синтетического чтения
Это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения).
Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, координации движения глаз, произвольности внимания.
Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения.
Умение читать включает в себя и понимание прочитанного. Смысловое восприятие начинается с выделения значимых элементов речевого высказывания (слов). Этот процесс опирается на особый тип слуха, обладает которым лишь человек,- фонематический слух. Слух этот способен выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам – фонемам. В школьной программе уделяется большое внимание эго развитию. Источником другого вида сложности смыслового восприятия текста становится то, что каждое слово в речи проявляет такие свойства, как многозначность и омонимия. Запланирована и работа по уточнению значений слов.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни.
Работа по улучшению техники чтения не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения детей с нарушением интеллекта. Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее и объёмнее тексты, в них закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия. Для достижения поставленных задач учителю необходимо использовать различные методы обучения: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсия, демонстрация иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, составление различных видов планов, пересказ и т.д.
В результате систематической работы у школьников появляется интерес к читаемым произведениям, умение самостоятельно разбираться в содержании текстов. Появляется и развивается интерес к родному языку.
Дата
№ урока
Раздел курса
Тема урока
1 четверть 16часов
Кол-во часов на
изучение раздела, темы
Основные термины и понятия, словарь
Научно-методическая поддержка курса (учебники, методические рекомендации, название, автор, год)
Примечание
сентябрь
Диагностика (проверка техники чтения, комплектация групп)
Развитие навыков чтения.
октябрь
1 неделя
Формирование навыков чтения путем постепенного изучения слоговых структур.Составление и чтение обратных слогов.
1
Формирование навыков чтения целыми словами путем чтения слов со знаком ударения, расширение поля чтения, целенаправленных упражнений на целостное и дифференцированное восприятие слов.
Постепенный переход к чтению целыми словами.
Проведения речевых зарядок или речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения
2 неделя
Составление и чтение прямых слогов.
1
3 неделя
Составление и чтение 3х буквенных слов.
1
4 неделя
Составление и чтение слов со стечением согласных.
1
ноябрь
2 неделя
Составление и чтение слов сложной слоговой структуры.
1
3 неделя
Составление и чтение слов с разделительным мягким знаком.
1
4 неделя
Составление и чтение слов с разделительным твёрдым знаком.
1
Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух и про себя, выработка приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного.
декабрь
1неделя
Составление и чтение слогов и слов с буквами Е, И, Я.
1
2 неделя
Составление и чтение слогов и слов с буквами Ё, Ю.
1
3 неделя
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками.
1
4 неделя
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками.
1
Развитие выразительности чтения и речи.
январь
3 неделя
Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.
Совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах.
4 неделя
Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.
февраль
1 неделя
Чтение предложений различных по цели высказывания.
2 неделя
Составление и чтение предложений различных по цели высказывания, работа со схемами предложений.
3 неделя
Работа над интонацией (темпом, ритмом, логическими ударениями, мелодикой речи и чтения). Словесное ударение. Развитие умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и наоборот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.
Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением
4 неделя
Чтение художественных произведений по ролям, драматизация произведения.
Выработка умений работать с текстом.
март
1 неделя
Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.
2 неделя
Воспроизведение содержания текста по вопросам.
3 неделя
Воспроизведение содержания текста по картинному плану
апрель
1 неделя
Подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом.
2 неделя
Раскрытие содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им
3 неделя
Деление текста на части, озаглавливание их, выявление основной мысли прочитанного
4 неделя
Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам.
май
Диагностика (проверка техники чтения, подведение итогов работы)
Литература:
Дефектология. Научно-методический журнал,№ 5,2004 г. стр.42–48.
Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику “Книга для чтения” для 2 класса специальных (коррекционных )образоват. учрежд. VIII вида.– Спб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя – логопеда. – М.: Гуманит. изд.центрВладос, 2001.
Матвеева Л.В. Методическое руководство к учебнику “Книга для чтения” для 3 класса специальных (коррекционных )образоват. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя.– СП .:филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.