Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно -развивающих логопедических занятий.»
Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для обучающегося 4 класса с ОВЗ.
Учитель –логопед : М.В.Беляева
Пояснительная записка
Данная Программа разработана на основе:
- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Программа разработана по рекомендации центральной психолого – медико – педагогической комиссии от 14.04.2016г. для обучающегося 4 класса. Ребенку рекомендована работа логопеда, направленная на коррекцию нарушений устной и профилактики нарушений письменной речи ( с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла. По результатам логопедической диагностики у ребенка – нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР (общим недоразвитием речи). С целью устранения недостатков устной речи и предупреждения нарушений письменной речи у ребенка с ОВЗ и была разработана «Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий» для обучающегося 4 класса с ОВЗ.
Программа способствует решению следующих задач:
Программа имеет следующие разделы:
Формы организации учебного процесса: групповая работа, индивидуальная работа.
Программа рассчитана на 88 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение 2 диагностических работ: диктант, списывание.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающегося к концу коррекционного обучения: должен знать:
основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой; значения многих лексических единиц;
должен уметь:
- четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
- называть отличия гласных и согласных звуков;
- правильно обозначать звуки буквами;
- производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
- дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
- определять место ударения в слове;
- пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
- составлять предложения, пользуясь различными частями речи;
- грамматически правильно связывать слова в предложении;
- пересказывать текст;
- составлять текст на определенную тему.
Содержание программы:
Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Посколькуцелью логопедических занятий с детьми с ОВЗ является развитие полноценной речедеятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап.
Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
-программирование смысловой структуры высказывания;
-установление связности и последовательности его;
-отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Эти цели реализуются в определённой последовательности:
1. Формирование практических представлений о тексте.Развитиеумений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искажённых вариантов (пропуск начала, середины, конца; добавление слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему, и т.п.).
2. Развитие умений и навыков анализировать текст:
- определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связанного высказывания.
3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:
- определять замысел высказывания; последовательность развертывания высказывания (план); связанность предложений и смысловую зависимость между ними;
Глагол. Распознавание глаголов среди существительных и прилагательных. Распознавание глаголов в тексте.
Неопределённая форма глагола.
Группировка глаголов совершенного и несовершенного вида по вопросам.
Изменение глаголов по временам.
Распределение глаголов по временам.
Распределение глаголов по временам.
4 ЧЕТВЕРТЬ
Формирование практических представлений о тексте
Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение сплошного текста на предложения.
Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте.
Развитие умений и навыков анализировать текст, самостоятельно строить связное высказывание
Тема текста и опорные слова в тексте. Заглавие текста.
Тема текста и основная мысль. Заглавие текста.
План. Виды планов. Пересказ текста по заданному плану.
Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.
9. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр http://logozavr.ru/
10. Логобург http://logoburg.com/
11. Журнал "Логопед" http://www.logoped-sfera.ru/
12. Дефектология для Вас http://defectus.ru/
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Закон Российской Федерации « О специальном образовании», 1995,ст.15.п.2.
- Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)
- Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
- Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
- Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2003г.
- Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.
- Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.
- Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М.,2006.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010
- Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.
- Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.