Программа коррекционного курса «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» 1 – 7 классы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа коррекционного курса «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» 1 – 7 классы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа коррекционного курса "Логопедические занятия" в 1 - 7 классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант. В Программе описана система коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционного курса «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» 1 – 7 классы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Краевое государственное казённое учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 14»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
Е. Н. Лушникова
«___»_________ _____
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
«___»_________ _____
Коррекционно-развивающая область
Программа коррекционного курса
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
1 – 7 классы
Составитель: учитель-логопед
Буркова Ольга Ивановна
Амурск
2024
Пояснительная записка
Коррекционный курс «Логопедические занятия» разработан на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого Приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МинПрос РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях на 2023-2024 учебный год
Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ 14 на 2024-2025 учебный год;
Годового календарного графика КГКОУ ШИ 14 на 2024-2025 учебный год
Цель курса – устранение дефектов устной речи и предупреждение дефектов письменной речи, формирование предпосылок к освоению образовательной программы по русскому языку и чтению.
Основные задачи реализации содержания:
Коррекция звукопроизношения и развитие фонематического восприятия.
Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
Коррекционный курс «Логопедические занятия», являясь структурным компонентом АООП, разработан участниками образовательно-коррекционного процесса. Он рассчитан на коррекцию звукопроизношения, предупреждение и исправление дисграфии, дислексии у учащихся 1-7 классов и обучение грамоте первоклассников. Коррекционная работа проводится в форме групповых и индивидуальных занятий в часы, отведённые на внеурочную деятельность. Для 1 – 4 классов отводится 3 часа в неделю. Из них 2 часа на групповые занятия и 1 час на индивидуальные, для 5 – 7 классов – 2 часа в неделю на групповые.
Логопедическая работа в школе для детей с интеллектуальными нарушениями является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.
Преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, а расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, отмечаются аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи.
Поэтому планирование занятий с такими детьми составлено с учетом принципов: от «простого к сложному»; поэтапного формирования умственного действия; опора на сохранные психические функции.
Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Кроме того, учитывая, что дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще всего сложная, планирование составлено таким образом, чтобы коррекционная логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку, речевой практике и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.
Количество часов в учебном плане на изучение каждой темы дано примерно. Логопед вправе корректировать его в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня речевого развития детей.
Программа коррекционного логопедического курса разработана с учетом требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП и программы формирования БУД.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса на конец обучения в младших классах (IV класс) и на завершение обучения по курсу (VII класс):
IV класс
Личностные результаты:
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
Развитие жизненных компетенций:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации;
Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Предметные результаты
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков;
оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам.
VII класс
Личностные результаты
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Развитие жизненных компетенций:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации;
Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Предметные результаты
чистое звукопроизношение, за исключением детей с СНР тяжелой степени;
максимально возможное увеличение словарного запаса;
минимальное проявление аграмматизмов и нарушений слоговой структуры слова;
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений.
Содержание коррекционного курса
Лексические темы, изучаемые на занятиях в начальной школе
Уточнение пространственных представлений:
определение схемы собственного тела;
определение правого и левого направления в пространстве;
определение пространственных взаимоотношений объектов;
последовательность предметного ряда;
графическое обозначение направлений.
Временные представления:
сутки;
дни недели;
месяцы;
времена года.
Сезонные изменения в природе. Погода.
Школа, классная комната.
Правильная посадка за столом, за партой. Поддержание порядка в классе.
Части тела человека: голова, шея, руки, ноги.
Правая и левая руки. Локоть, ладонь. Названия пальцев.
Учебные вещи.
Семья. Родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки.
Игрушки. Сравнение игрушек и учебных вещей.
Одежда.
Обувь.
Овощи. Цвет, форма, вкус, запах.
Фрукты. Цвет, форма, вкус, запах. Сравнение фруктов и овощей.
Деревья. Осенние цветы.
Домашние животные.
Дикие животные.
Птицы.
Насекомые.
1-й класс
Знакомство с кабинетом
Органы артикуляции
Гласные звуки, буквы(а, у, о, и, ы, э)
Дифференциация гласныха— у, о —у, и —ы
Согласные звуки, буквы(м, с, х, ш, н, л, р, к, п, т, з, в, ж, б, г, д, ф)
по мере изучения дифференциация с – ш, с – з, ж – ш, л – р, к – г,п – б, т – д.
по мере изучения дифференциация твёрдых и мягких согласных
Звук и буква й
Буква ь в конце слова как показатель мягкости Буква ь в середине слова
Гласные буквые, ё, я, ю
уточнение артикуляции;
обозначение мягкости согласных буквами е, ё, я, ю (по мере изучения).
распространение предложений дополнением, определением.
Называние предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху.
Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков.
Простейшая классификация предметов вначале по образцу и показу, потом по словесной инструкции.
Организованное участие в общей беседе (умение внимательно слушать собеседников, говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга).
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи при ответе на вопросы Кто? Что? Что делает? Что делают? Что делал? Что делала? Что делали? Какой? Какая? Чем? Куда? Где? Как? и др. с использованием предлогов В (в школу, в школе), НА (на стол, на столе) и некоторых более простых наречий (хорошо – плохо, близко – далеко и др.).
Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке, и добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам Чем? Что? Куда? Где? (Саша рисует (чем?) мелом).
2-й класс
Гласные звуки (уточнение артикуляции, развитие фонематического слуха)(а, у, о, и, ы, э)
Вычленение гласных звуков из слогов, слов, предложений
Согласные звуки
узнавание согласного звука на слух и по артикуляции;
вычленение согласного звука в слове.
Звуковой анализ слогов, слов
анализ слогов слияний (СГ);
анализ слов (мак, вол);
образование слов «наращиванием» гласной буквы (маки,волы);
анализ слов раки, маки, рыба;
анализ слов различной звуковой структуры (утро, паук, волк, стол);
анализ слов с опорой на цифровой ряд;
деление слов на СГ и букву вне слияния;
составление слов из СГ и букв вне слияния;
составление предложений из СГ и букв вне слияния;
твердые и мягкие согласные в словах; обозначение мягкости согласных буквами я, ю, е, ё, ь;
звонкие и глухие согласные (п — б, к — г, т —д, в —ф,с — з, с — з, ш — ж).
Ударение в слове. Ударные и безударные гласные.
Слово.
обозначающее предмет, отвечающее на вопросы кто? что?',
обозначающее действие, отвечающее на вопросы что делать? что сделать?
обозначающее признак предмета, отвечающее на вопросы какой? какая? какое? какие?
Гласные звуки (уточнение артикуляции, развитие фонематического слуха) (а, у, о, и, ы, э)
6
3
Вычленение гласных звуков из слогов, слов, предложений
3
4
Согласные звуки (дифференциация звонких и глухих согласных)
13
5
Звуковой анализ слогов, слов
10
6
Ударение в слове. Ударные и безударные гласные.
4
7
Слово
6
8
Предложение
4
9
Распространение предложений
6
10
Связная речь
6
11
Индивидуальные занятия
32-34
Тематическое планирование 3 класс
№
п/п
Название раздела
Количество часов
1
Обследование
8
2
Гласные звуки
5
3
Согласные звуки
8
Работа на лексическом уровне:
4
Работа над морфологическим анализом и синтезом слов
2
5
Расширение словарного запаса
6
6
Ударение
4
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
7
Предложение
18
8
Связная речь
15
9
Индивидуальные занятия
32-34
Тематическое планирование 4 класс
№
п/п
Название раздела
Количество часов
1
Обследование
8
2
Предложение
1
Коррекционная работа на фонетическом уровне:
3
Гласные звуки
2
4
Согласные звуки
25
Работа на лексическом уровне:
5
Работа над морфологическим анализом и синтезом слов
2
6
Ударение
3
7
Расширение словарного запаса
8
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
8
Предложение
11
9
Работа над связной речью
6
10
Индивидуальные занятия
32-34
Тематическое планирование 5 класс
№
п/п
Название раздела
Количество часов
1
Обследование
6
2
Работа на морфологическом уровне
5
3
Ударение
3
Работа на лексическом уровне:
4
Практическое усвоение частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
12
5
Имя существительное
20
6
Работа на синтаксическом уровне
11
7
Работа над связной речью
10
Тематическое планирование 6 класс
№
п/п
Название раздела
Количество часов
1
Обследование
6
2
Звуки и буквы
2
3
Состав слова
7
4
Части речи
2
5
Имя существительное
12
6
Имя прилагательное
20
7
Предложение
19
Тематическое планирование 7 класс
№
п/п
Название раздела
Количество часов
1
Обследование
6
2
Звуки и буквы
2
3
Состав слова
7
4
Части речи
3
5
Имя прилагательное
14
6
Глагол
21
7
Словосочетание
4
8
Предложение
9
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Для проведения логопедических занятий оборудован кабинет. Кабинет оснащен столами и стульями для обучающихся, шкафами для пособий, классной доской, настенным и индивидуальными зеркалами, логопедическими зондами для постановки звуков, антисептическими средствами, раковиной для мытья рук. Освещение в кабинетах соответствует требованиям СанПин. Зеркало имеет дополнительное освещение.
Для проведения коррекционно-развивающей работы в кабинете есть печатные пособия по русскому языку и чтению, кассы букв и слогов, предметные и сюжетные картинки, различные картинные лото, материалы для обследования фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Кроме этого, в кабинете есть игры и игрушки, настольно-печатные игры, карандаши, краски, фломастеры, альбомы для рисования, игры для развития речевого дыхания и обогащения словаря, пособия и игры для развития мелкой моторики.
Кабинет оборудован рабочим местом логопеда со специальным программным обеспечением: компьютерные игры, программно-методические комплексы «Учимся с Логошей» и «Логопедия», «Дельфа», «Комфорт-Лого»; проектором и интерактивной доской.
В кабинете организованы определенные зоны.
1. Зона индивидуальной работы.
Она находится в освещённом месте. Рабочее место оснащено зеркалом с дополнительной подсветкой. В контейнере хранится инструментарий для постановки звуков: логопедические зонды, шпатели, вата, стерильные салфетки, спирт. В шкафах хранятся пособия для проведения артикуляционной гимнастики с изображением упражнений, а также картинки-символы к артикуляционным упражнениям.
2. Сенсомоторная зона. Для нее выделено место в шкафах. Содержит материал для самостоятельных игр:
для развития мелкой моторики рук: пазлы, различные мозаики, массажные мячики, шнуровки, Су-джок, трафареты и раскраски, прищепки, пуговицы, наборы бусин; лотки с манной крупой.
для развития речевого дыхания: вертушки, музыкальные игрушки, мыльные пузыри, игры на отработку правильной, направленной воздушной струи. Эти упражнения способствуют развитию правильного дыхания, отрабатывают силу воздушной струи, что необходимо для подготовки органов артикуляции к правильному произношению звуков;
3. Для формирования лексико-грамматического строя и связной речи подобраны комплекты настольно-печатных, дидактических игр и упражнений, серии сюжетных картин и наборы сюжетных картин для пересказов составления рассказов, рассказов-описаний, рассказов. Подобрана библиотека учебно-методической литературы.