Логопедическая работа в период дошкольного детства должна быть направлена на своевременное выявление и максимальную коррекцию имеющихся речевых нарушений, что существенно ускорит темпы развития ребенка, предупредит вторичные личностные нарушения. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, для которых актуально раннее выявление и преодоление речевых отклонений. В ДОУ ограничены возможности зачисления детей раннего возраста в логопедическую группу, поскольку большой процент старших дошкольников имеет речевую патологию. Необходимость раннего выявления и преодоления речевых отклонений диктует введение в ДОУ коррекционно-развивающей работы с детьми 3-4 лет через реализацию дополнительной коррекционно-развивающей программы «Учимся говорить» (далее Программа).
Целью Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми 3-4 лет, предусматривающей создание оптимальных условий для ранней коррекции речевых и профилактики сопутствующих нарушений.
Программа направлена на решение следующих задач:
- подготовить речевой аппарат для правильного формирования
артикуляционных укладов;
- развивать физиологическое и речевое дыхание;
- развивать фонематические процессы;
- активизировать и обогащать словарь;
- формировать грамматически правильную фразовую речь;
- развивать мелкую моторику и психические процессы.
Программа является подготовительной для основных коррекционно-развивающих программ, реализуемых в ДОУ.
Срок реализации программы – 1 год (сентябрь – май).
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Предлагается оптимальное сочетание разных видов деятельности. Программой предусмотрены занятия группами по 10 человек продолжительностью не более 25 минут во второй половине дня 2 раза в неделю и носят игровой характер. Всего 59 занятий.
Программа основывается:
- на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме;
- на принципе индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- на принципе конкретности и доступности учебного материала, соответствии индивидуальным и возрастным особенностям дошкольников;
- на принципе систематичности и взаимосвязи учебного материала.
Каждое занятие включает в себя занимательные упражнения и игры для:
- развития артикуляционной моторики, дыхания, просодики;
- развития мелкой моторики;
- развития фонематического слуха;
- формирования лексико-грамматического строя;
- формирования фразовой речи;
- развития психических процессов.
Ожидаемые результаты.
Артикуляционная база воспитанников будет подготовлена для появления и вызывания звуков в дальнейшей работе с логопедом.
У воспитанников будут сформированы основы фонематического восприятия: умение слышать, различать и узнавать звуки окружающего мира, различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе и тембру, различать слова, близкие по звуковому составу, дифференцировать слоги.
Сократится разрыв между пассивным и активным словарем, увеличится их объем. Дети научатся вслушиваться в обращенную речь, соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением, понимать обобщающее значение слов.
Возрастет речевая активность, будут практически усвоены простые способы словообразования и формы словоизменения, дети научатся правильно строить предложение.
Улучшится состояние психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и мелкой моторики, движения пальцев рук будут более точными и дифференцированными.
Программой предусмотрены два вида мониторинга.
Вводный – проводится в первые две недели сентября с целью определения уровня речевого развития каждого воспитанника.
Итоговый – проводится в мае после завершения изучаемого курса с целью определения уровня овладения программой воспитанниками.
Результаты усвоения программы демонстрируются детьми на итоговом занятии.