Здравствуйте, ребята. Сегодня утром я получила очень странное голосовое сообщение. Хотите его прослушать? Ну, тогда слушайте (на диктофоне): «Пмгьть! Пмгьть! В м стрнь прпль всь глсн звкь. Ндьть х!» Вы, что-нибудь поняли? А как вы думаете, почему непонятно о чем идет речь? Правильно, потому что отправитель сообщения не произносил гласные звуки! А какие? Только одни согласные. Оказывается, очень важно гласные звуки знать и правильно произносить! Вы согласны со мной? А вы знаете гласные звуки? Назовите .Чтобы проверить, все ли вы гласные звуки назвали, сделаем звуко-гласную зарядку Физкультминутка. Мы знаем гласные звуки Раз. Руки кверху поднимаем, широко рот открываем. А Два. Руки на плечи опускаем, рот немножечко сужаем. Э. Три. Руки округляем, губы округляем. О. Четыре. Руки вытянем вперед, губы трубочкой вперед. У Пять. Руки в стороны раздвигаются, губы улыбаются. И Шесть. Руки назад и язык назад. Ы. Повторяем без текста, под счет. Сколько всего гласных звуков? А почему гласные звуки называют гласными? А есть ли преграда во рту, когда они произносятся? Правильно. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ тянутся, поются, во рту нет преграды Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос поет, Звук получается гласный О чем же говорилось в сообщении? Мне показалось , что я услышала «помогите» НАВЕРНОЕ, В ЗВУКОЛАНДИ, в стране, где живут все звуки, ПРОПАЛИ ВСЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, и королева этой страны просит о помощи. Поможем? Тогда в путь! Искать гласные звуки. А назовем наше путешествие «По следам гласных звуков» Кстати, каким цветом на схемах обозначаются гласные звуки? Правильно. Поэтому мы наденем красные накидки. А на чем же мы поедем? поедем мы на поезде. А вот и наш поезд подошел. Садитесь в вагоны. Поехали. | Здравствуйте! Да Нет Потому что не произносятся гласные звуки Согласные Да, согласны Да Дети называют гласные звуки: А О У И Ы Э (могут назвать не все звуки) 6. Потому что они тянутся, их можно петь Нет Дети выполняют упражнение Поможем Красным цветом | У детей появляется интерес к занятию Понимание детьми важности правильного произношения и знания гласных звуков Дети вспоминают гласные звуки Уточнение артикуляции гласных звуков, запоминание и дифференциация звуков ; Активизация у детей тактильного, двигательного, слухового анализаторов Дети вспоминают и уточняют, характеристику, отличительные особенности гласных звуков. Дети вспоминают, каким цветом обозначаются гласные звуки в схеме слова |
Упражнение в произношении звука у Наш поезд должен подать сигнал к отправлению У-У-У ДОЛГИЙ сигнал У-У-У-У-У (на длительном выдохе), короткие сигналы (на коротком выдохе) Развитие фонематического слуха Чтоб в пути не скучать, давайте поиграем. Игра «Сигнальщики». Хлопните в ладоши , если услышите звук У: а) из ряда гласных звуков: а о у и у э а у и ы у б) из ряда слогов: ух, ап, он, ум, оп, ус, от, ут; молодцы! Ну, вот мы и приехали на первую станцию. 1 станция « Озерная» Наш поезд привез нас к озеру, н к нему ведет каменистая тропинка. Идти по ней нужно осторожно, высоко поднимая ноги вот так (локоть – колено) Вот мы и подошли к озеру. Какой же гласный звук здесь спрятался? Сделаем губки как показано на схеме. Включаем голос. У. Какой звук слышим? Назови слова-КАРТИНКИ, на которые я покажу. Что общего в звучании этих слов? А где находится звук У в этих словах. В начале слова. Покажите схему слова. Вот мы и нашли первый гласный звук.У (Символ У надеваем на ребенка). А знак, которым обозначают звук У - Буква У Ребята, вернемся к поезду по тропинке, и продолжим наше путешествие по следам гласных звуков Садимся. гудок – у - у Повторить ритмический рисунок. Давайте мы покажем, как стучат колеса у нашего поезда: 1-2 2-1 1-2-1 2-2 2-2-1 А теперь вот так: по коленкам (ладонь-кулак) Ура мы едем. Поезд нас привез к следующей станции Здесь доктор Айболит лечит зверей. Пройти к нему можно только по узкой лесной тропинке. Осторожно идем за мной перекрестным шагом. Какой же здесь гласный звук спрятался? Откроем рот широко, как на схеме, включаем голос. А Вот и второй гласный звук нашелся. Внимательно посмотрите на картинку и назовите слова, выделяя голосом звук А в начале слова. Назовите транспорт, рыбу, фрукт, цветы, ягоду, птицу, дикое животное, школьная принадлежность, Вот и нашли мы еще один гласный звук . Какой? (надеваю символ звука А на ребенка ) А знак, которым обозначают звук А - буква А Не будем отвлекать доктора Айболита от его важных дел и отправимся дальше искать оставшиеся гласные звуки. Возвращаемся к поезду той же лесной тропинкой. Ну, поехали. Колеса стучат, гудок! Дифференциация звуков А – У. Пока едем, поиграем. Я буду называть слова. Если в слове есть звук А встанут мальчики, если У- девочки. Аист, уж, кенгуру, лиса, мак, жук, паук. Молодцы! Похлопали себе! Пока мы играли, подъехали к следующей станции. Станция «Овощная» здесь у нас живет ослик. Тропинка к его домику проходит у скалы. Идем осторожно, чтобы не упасть в пропасть. (Робот) А здесь у нас какой гласный звук спрятался? Откроем рот как на схеме, включаем голос. О. Вот и третий гласный звук нашелся. Выделение звука О из состава слова. Ослик очень огорчен со звуком О он не знаком (вот где спрятался ) Кто же ослику поможет – Овощи в ведро положит? Помнить надо вам одно – Овощи со звуком О. Правильно. А где находится Звук О в этих словах: в начале, середине или в конце слова? (надеваю символ О на ребенка) Покажите схему слова. Знак, которым обозначают звук О - буква О Отправляемся дальше. (Символ на ребенка) Скорее идем к поезду. Осторожно. Сели. Поехали. Гудок. Колеса. 2. Упражнение «Песенки гласных звуков» по карточкам Изолированное произношение гласных звуков. Пока едем к первой остановке споем песенки гласных звуков Открываем мы глаза, Вдох - и тянем долго : А-А-А | __________________ | Утром солнышко взошло Снизу вверх мы тянем: О-О-О | | Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы | | На санях как на коне: Э-Э-Э | | Вечер. Смотрим на звезду – Сверху вниз слетает: У-У-У | | Ночь. Завывает пурга И не видно ни зги: И-И-И | __________________ | Пока мы пели песенки гласных звуков, наш поезд подъехал к следующей станции. Станция друзей. Здесь живут лошадка Искорка и медведь Мишка. Они друзья и часто ходят друг к другу в гости. в Давайте станем парами, возьмемся за руки и подойдем к ним. Какие же гласные звуки здесь спрятались? Как вы думаете? по схемам. И, Ы Изолированное произношение гласных звуков . И Правильно, лошадка ржет И_И_И .схема. а медведь ревет Ы Упражнение на образование мн.ч. имен существительных, выполняется с мячом Мишка и Искорка любят играть с мячом и предлагают нам поиграть в игру «Один - много» назови последний звук. Заяц- Лиса - Дятел – Оса – Кошка Собака Жук Вот четвертый гласный нашелся – И, и пятый. Ы Сколько ещё осталось найти? Ну, поехали дальше. Пойдемте парами к поезду. Сели. Гудок Колеса... Ребята, наше путешествие подходит к концу, а шестой гласный звук мы так и не нашли. Где же он спрятался? А на чем мы ребята едем? На поезде. Не просто на поезде, а на электропоезде. Какой первый звук в этом слове? Э Ну вот, мы его искали, а он все время с нами был. Давайте произнесем вместе звук э. А вы знаете слова, которые начинаются на этот звук? Молодцы! Все гласные звуки нашли? Давайте проведем перекличку. А здесь? У О и ы э Ой, ребята, что-то не едет наш поезд дальше. Да мы же в детсад приехали. Выходим. | Изолированное произношение звука У Дети хлопают в ладоши, услышав У, слог со звуком У Дети выполняют кинезиологическое упражнение Получился звук у У Дети называют слова со звуком У: утка, утята, удочка, улитка, уж Есть звук у В начале слова. Дети прохлопывают ритмический рисунок Дети выполняют кинезиологическое упражнение А Называют слова: Айболит, автобус, апельсин, астры, антенна, антилопа, акула, азбука, аист Дети выполняют упражнение Выполняют кинезиологическое упражнение Дети называют кабачок, помидор, картофель, чеснок, патиссон в середине слова Дети выполняют упражнение за педагогом . Произносят изолированно звуки И и Ы Да. . Зайцы, Ы Лисы Ы Дятлы Ы Осы Ы Кошки И Собаки И Жуки И один Звук Э этаж, электричество, экран, этажерка, экскаватор, эскимо и т.д. да. | Развитие речевого выдоха Развитие фонематического восприятия у детей закрепляется умение выделять гласный звук из состава слова дети подбирают схему Развитие фонематического слуха Развитие межполушарного взаимодействия Развитие просодики, запоминание гласных звуков Уточнение обобщающих понятий Развитие фонематического слуха: дифференциация гласных А – У Дети учатся выделять звук из состава слова Выделение звука О из состава слова. Дети уточняют словарный запас по теме «овощи» Дети находят слова со звуком О Развитие фонематического слуха Развитие просодики . Развитие звукового анализа Уточнение артикуляции звуков И, Ы Дети образовывают мн.ч. существительных, НАЗЫВАЮТ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК развитие у детей общей моторики, координации движений Дети выделяют первый звук в слове |