kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

По следам гласных звуков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

провела коррекционное занятие с детьми старшего дошкольного возраста ( подготовительная группа), в рамках конкурса "Учитель года" в форме игры-путешествия с применением презентации. в ходе занятия использовала задания на развитие фонематического слуха, восприятия, на анализ и синтез слов; при этом использовала приемы на опору на различные анализаторы:   слуховой, тактильный, зрительный. Также использовала методы здоровье сберегающей технологии - кинезиологические.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«по следам гласных звуков. »

Форма №3

Непосредственно образовательная деятельность (занятие)


Педагог (ФИО) Красильникова Роза Вилдановна, учитель-логопед.

МАДОУ «Полазненский детский сад 5»

Предмет (раздел программы) Логопедия. Образовательные области: Развитие речи, Коммуникация, Познание.

Тема занятия: Обобщающее занятие по теме «Гласные звуки»: «По следам гласных звуков»

Актуальность. Ежегодно, начиная занятия с детьми на логопункте, сталкиваюсь со следующей проблемой: не все дети знают какие звуки гласные, какие согласные, не знают отличия гласных звуков от согласных, им трудно дается определение гласного звука в середине слова. Возникает необходимость уточнить, обобщить знания детей о гласных звуках, научить их различать, используя различные анализаторы (слух, зрение, тактильные ощущения).

Цель занятия:

  1. Уточнить и обобщить знания детей о гласных звуках; развивать навыки звукового анализа, в образовании существительного множественного числа, учить дифференцировать гласные звуки, гласные и согласные звуки; обогащение словаря. Напомнить графическое обозначение гласных звуков – буквы.

  2. Уточнить и закрепить артикуляцию гласных звуков, научить дифференцировать гласные звуки через активизацию различных анализаторов; развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, развивать мелкую, артикуляционную моторику, просодику, развивать память, внимание, восприятие.

  3. Воспитывать культуру речевого общения, умение взаимодействовать друг с другом, усидчивость, работоспособность, желание заниматься.

Ожидаемый результат занятия:

Дети правильно называют гласные звуки, выделяют гласные звуки из состава слова.

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки-символы гласных звуков (с буквенным обозначением), красные накидки для детей, 6 стульчиков, лента-дорожка, мяч, 7 зеркал малых схемы слов.

Деятельность педагога

Деятельность детей

ожидаемый результат

1 Этап занятия. Организационный момент

Цель: через постановку проблемной ситуации вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления;

Выяснить знания детей на данную тему. Объявление темы.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня утром я получила очень странное голосовое сообщение.

Хотите его прослушать? Ну, тогда слушайте (на диктофоне):

«Пмгьть! Пмгьть! В м стрнь прпль всь глсн звкь. Ндьть х!»

Вы, что-нибудь поняли?

А как вы думаете, почему непонятно о чем идет речь?

Правильно, потому что отправитель сообщения не произносил гласные звуки!

А какие?

Только одни согласные.

Оказывается, очень важно гласные звуки знать и правильно произносить!

Вы согласны со мной?

А вы знаете гласные звуки?

Назовите

.Чтобы проверить, все ли вы гласные звуки назвали, сделаем звуко-гласную зарядку

Физкультминутка. Мы знаем гласные звуки

Раз. Руки кверху поднимаем, широко рот открываем. А

Два. Руки на плечи опускаем, рот немножечко сужаем. Э.

Три. Руки округляем, губы округляем. О.

Четыре. Руки вытянем вперед, губы трубочкой вперед. У

Пять. Руки в стороны раздвигаются, губы улыбаются. И

Шесть. Руки назад и язык назад. Ы.

Повторяем без текста, под счет.

Сколько всего гласных звуков?

А почему гласные звуки называют гласными?

А есть ли преграда во рту, когда они произносятся?

Правильно. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ тянутся, поются, во рту нет преграды

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет,

Звук получается гласный


О чем же говорилось в сообщении? Мне показалось , что я услышала «помогите»

НАВЕРНОЕ, В ЗВУКОЛАНДИ, в стране, где живут все звуки, ПРОПАЛИ ВСЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, и королева этой страны просит о помощи. Поможем?



Тогда в путь! Искать гласные звуки. А назовем наше путешествие «По следам гласных звуков»

Кстати, каким цветом на схемах обозначаются гласные звуки?

Правильно. Поэтому мы наденем красные накидки.

А на чем же мы поедем? поедем мы на поезде.

А вот и наш поезд подошел.

Садитесь в вагоны. Поехали.










Здравствуйте!


Да



Нет

Потому что не произносятся гласные звуки


Согласные




Да, согласны

Да

Дети называют гласные звуки: А О У И Ы Э

(могут назвать не все звуки)









6.

Потому что они тянутся, их можно петь

Нет




Дети выполняют упражнение









Поможем





Красным цветом











У детей появляется интерес к занятию




Понимание детьми важности правильного произношения и знания гласных звуков






Дети вспоминают гласные звуки




Уточнение артикуляции гласных звуков, запоминание и дифференциация звуков ;

Активизация у детей тактильного, двигательного, слухового анализаторов




Дети вспоминают и уточняют, характеристику, отличительные особенности гласных звуков.

















Дети вспоминают, каким цветом обозначаются гласные звуки в схеме слова







2 Этап занятия. Основная часть.

Цель: Уточнить и обобщить знания детей о гласных звуках; развивать навыки звукового анализа, упражнять в образовании формы притяжательных прилагательных, в образовании существительного множественного числа, учить дифференцировать гласные звуки, гласные и согласные звуки; обогащение словаря. Напомнить графическое обозначение гласных звуков – буквы.

Уточнить и закрепить артикуляцию гласных звуков, научить дифференцировать гласные звуки через активизацию различных анализаторов; развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, развивать мелкую, артикуляционную моторику, просодику, развивать память, внимание, восприятие.

Воспитывать культуру речевого общения, умение взаимодействовать друг с другом, усидчивость, работоспособность, желание заниматься.



Упражнение в произношении звука у

Наш поезд должен подать сигнал к отправлению

У-У-У ДОЛГИЙ сигнал У-У-У-У-У (на длительном выдохе), короткие сигналы (на коротком выдохе)

Развитие фонематического слуха

Чтоб в пути не скучать, давайте поиграем.

Игра «Сигнальщики». Хлопните в ладоши , если услышите звук У:

а) из ряда гласных звуков: а о у и у э а у и ы у

б) из ряда слогов: ух, ап, он, ум, оп, ус, от, ут;

молодцы!

Ну, вот мы и приехали на первую станцию.


1 станция « Озерная»

Наш поезд привез нас к озеру, н к нему ведет каменистая тропинка. Идти по ней нужно осторожно, высоко поднимая ноги вот так (локоть – колено)

Вот мы и подошли к озеру. Какой же гласный звук здесь спрятался? Сделаем губки как показано на схеме. Включаем голос. У. Какой звук слышим?

Назови слова-КАРТИНКИ, на которые я покажу. Что общего в звучании этих слов?

А где находится звук У в этих словах. В начале слова.

Покажите схему слова.

Вот мы и нашли первый гласный звук.У

(Символ У надеваем на ребенка).

А знак, которым обозначают звук У - Буква У

Ребята, вернемся к поезду по тропинке, и продолжим наше путешествие по следам гласных звуков Садимся. гудок – у - у

Повторить ритмический рисунок.

Давайте мы покажем, как стучат колеса у нашего поезда:

1-2      2-1        1-2-1 2-2           2-2-1     

А теперь вот так: по коленкам (ладонь-кулак)

Ура мы едем.

Поезд нас привез к следующей станции

Здесь доктор Айболит лечит зверей.

Пройти к нему можно только по узкой лесной тропинке. Осторожно идем за мной перекрестным шагом. Какой же здесь гласный звук спрятался?

Откроем рот широко, как на схеме, включаем голос. А

Вот и второй гласный звук нашелся. Внимательно посмотрите на картинку и назовите слова, выделяя голосом звук А в начале слова.

Назовите транспорт, рыбу, фрукт, цветы, ягоду, птицу, дикое животное, школьная принадлежность,

Вот и нашли мы еще один гласный звук .

Какой? (надеваю символ звука А на ребенка )

А знак, которым обозначают звук А - буква А


Не будем отвлекать доктора Айболита от его важных дел и отправимся дальше искать оставшиеся гласные звуки.

Возвращаемся к поезду той же лесной тропинкой.

Ну, поехали.

Колеса стучат, гудок!

Дифференциация звуков А – У.

Пока едем, поиграем. Я буду называть слова. Если в слове есть звук А встанут мальчики, если У- девочки.

Аист, уж, кенгуру, лиса, мак, жук, паук. Молодцы! Похлопали себе!

Пока мы играли, подъехали к следующей станции.

Станция «Овощная» здесь у нас живет ослик. Тропинка к его домику проходит у скалы. Идем осторожно, чтобы не упасть в пропасть. (Робот)

А здесь у нас какой гласный звук спрятался? Откроем рот как на схеме, включаем голос. О.

Вот и третий гласный звук нашелся.

Выделение звука О из состава слова.

Ослик очень огорчен

со звуком О он не знаком

(вот где спрятался )

Кто же ослику поможет –

Овощи в ведро положит?

Помнить надо вам одно –

Овощи со звуком О.

Правильно. А где находится Звук О в этих словах: в начале, середине или в конце слова?

(надеваю символ О на ребенка)

Покажите схему слова.

Знак, которым обозначают звук О - буква О

Отправляемся дальше.

(Символ на ребенка)

Скорее идем к поезду. Осторожно.

Сели. Поехали. Гудок. Колеса.


2. Упражнение «Песенки гласных звуков» по карточкам

Изолированное произношение гласных звуков.

Пока едем к первой остановке споем песенки гласных звуков

Открываем мы глаза,

Вдох - и тянем долго : А-А-А

__________________

Утром солнышко взошло

Снизу вверх мы тянем: О-О-О


Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы


На санях как на коне: Э-Э-Э


Вечер. Смотрим на звезду –

Сверху вниз слетает: У-У-У


Ночь. Завывает пурга

И не видно ни зги: И-И-И

__________________

Пока мы пели песенки гласных звуков, наш поезд подъехал к следующей станции.


Станция друзей. Здесь живут лошадка Искорка и медведь Мишка. Они друзья и часто ходят друг к другу в гости. в Давайте станем парами, возьмемся за руки и подойдем к ним. Какие же гласные звуки здесь спрятались? Как вы думаете? по схемам. И, Ы


Изолированное произношение гласных звуков . И Правильно, лошадка ржет И_И_И

.схема. а медведь ревет Ы

Упражнение на образование мн.ч. имен существительных, выполняется с мячом

Мишка и Искорка любят играть с мячом и предлагают нам поиграть в игру «Один - много» назови последний звук.



Заяц-

Лиса -

Дятел –

Оса –

Кошка

Собака

Жук


Вот четвертый гласный нашелся – И, и пятый. Ы

Сколько ещё осталось найти?


Ну, поехали дальше. Пойдемте парами к поезду. Сели. Гудок

Колеса...

Ребята, наше путешествие подходит к концу, а шестой гласный звук мы так и не нашли. Где же он спрятался?

А на чем мы ребята едем? На поезде.

Не просто на поезде, а на электропоезде.

Какой первый звук в этом слове? Э

Ну вот, мы его искали, а он все время с нами был. Давайте произнесем вместе звук э.

А вы знаете слова, которые начинаются на этот звук?

Молодцы!

Все гласные звуки нашли? Давайте проведем перекличку.

А здесь? У О и ы э


Ой, ребята, что-то не едет наш поезд дальше. Да мы же в детсад приехали. Выходим.



Изолированное произношение звука У





Дети хлопают в ладоши, услышав У,



слог со звуком У




Дети выполняют кинезиологическое упражнение




Получился звук у

У

Дети называют слова со звуком У: утка, утята, удочка, улитка, уж

Есть звук у

В начале слова.










Дети прохлопывают ритмический рисунок


Дети выполняют кинезиологическое упражнение







А

Называют слова: Айболит, автобус, апельсин, астры, антенна, антилопа, акула, азбука, аист












Дети выполняют упражнение





Выполняют кинезиологическое упражнение












Дети называют кабачок, помидор, картофель, чеснок, патиссон


в середине слова








Дети выполняют упражнение за педагогом




















.




Произносят изолированно звуки И и Ы Да.




.



Зайцы, Ы

Лисы Ы

Дятлы Ы

Осы Ы

Кошки И

Собаки И

Жуки И


один









Звук Э


этаж, электричество, экран, этажерка, экскаватор, эскимо и т.д.


да.




Развитие речевого выдоха





Развитие фонематического восприятия у детей












закрепляется умение выделять гласный звук из состава слова

дети подбирают схему











Развитие фонематического слуха

Развитие межполушарного взаимодействия










Развитие просодики, запоминание гласных звуков

Уточнение обобщающих понятий











Развитие фонематического слуха: дифференциация гласных А – У









Дети учатся выделять звук из состава слова

Выделение звука О из состава слова.

Дети уточняют словарный запас по теме «овощи»

Дети находят слова со звуком О








Развитие фонематического слуха






Развитие просодики










.






Развитие звукового анализа

Уточнение артикуляции звуков И, Ы








Дети образовывают мн.ч. существительных, НАЗЫВАЮТ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК
развитие у детей общей моторики, координации движений















Дети выделяют первый звук в слове




3 Этап занятия итоговый

Ц Цель: Обобщение - вспомнить что делали, чем занимались. Общая и поименная оценка деятельности детей.        


Вот и закончилось наше необычное путешествие. Что мы с вами делали?

. Нашли? КАКИЕ?

ПО СИМВОЛАМ.


Ну, а теперь последняя проверка. Я назову слова, а вы назовите гласный звук в этом слове: рак, сок, рука, киты, ноги, сын, этажи.

Молодцы. А хотите, я раскрою вам страшный секрет: это я королева Звуколандии, это у меня в королевстве исчезли все гласные звуки, и это я просила вас о помощи: помогите. В моей стране пропали все гласные звуки ,вы помогли мне найти их! Огромное вам спасибо! И примите от меня на память эти золотые медали. И никогда не забывайте гласные звуки! Хорошо? А если что-то опять случится с моими звуками, вы мне поможете? Ну, спасибо возьмите на память обо мне эти книжки.и до свидания!

Искали гласные звуки


Да

А о у и ы э

















Дети правильно называют гласные звуки, выделяют гласные звуки из состава слова.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
по следам гласных звуков.

Автор: Красильникова Роза Вилдановна

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 196903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "" Гласные звуки и буквы""
    ["seo_title"] => string(20) "glasnyiezvukiibukvy1"
    ["file_id"] => string(6) "286811"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454403615"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему "Ударные и безударные гласные звуки" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "202127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429183864"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Тема урока:"Гласные звуки и буквы". "
    ["seo_title"] => string(34) "tiema-uroka-glasnyie-zvuki-i-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "151199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420646484"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Тема: «Чередование гласных звуков в корне слова, которого  не видно на письме» "
    ["seo_title"] => string(84) "tiema-chieriedovaniie-ghlasnykh-zvukov-v-kornie-slova-kotorogho-nie-vidno-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "177436"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424637061"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок обучения грамоте. Гласный звук [ы] буква ы. "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-obuchieniia-ghramotie-glasnyi-zvuk-y-bukva-y"
    ["file_id"] => string(6) "116226"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412339932"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства