Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Каждый ребенок испытывает потребность быть успешным.Ощущение успеха - необходимое условие развития ребенка.Для обеспечения ситуации успеха детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы усилия ряда специалистов,и прежде всего учителя-логопеда.Основной задачей в коррекционно-развивающей работе явлется создание ооптимальных условий для эмоционального,интеллектуального и речевого потенциала ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха - необходимое условие развития ребёнка. Для обеспечения ситуации успеха детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы усилия ряда специалистов, и прежде всего – учителя-логопеда.
Основной задачей в коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка.
Мое жизненное кредо: воспитание правильной речи – залог полноценного развития максимально сильной и максимально коммуникативной личности ребенка. Слайд 3.
Актуальная проблема, над которой я работаю – это координация работы логопедов, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов с целью своевременного выявления и исправления нарушений речи учащихся школ и воспитанников дошкольных учебных заведений. Слайд 4
Решая данную проблему ,работаю в тесной связи с коллегами-логопедами, администрацией школ и дошкольных учреждений, психологами, психиатром нашей районной больницы и районным педиатром , а также со службой ПМПК. Слайд 5
Основные цели логопедической сопровождения:
своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
предупреждение и профилактика нарушений речевого развития у учащихся и воспитанников дошкольных учреждений;
коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей. Слайд 6.
Исходя из общешкольных задач нацеливаю работу на решение следующих задач:
коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность учащихся в процессе логопедических занятий;
высокая эффективность каждого логопедического мероприятия (занятия, консультации);
совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся;
единство коррекции речи с коррекцией всей познавательной деятельности;
Комплексное развитие речи учащихся, направленное на:
Формирование правильного звукопроизношения.
Обогащение и развитие словаря.
Развития грамматического строя речи.
Формирование связной речи учащихся. Слайд 7.
Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ:
- выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме. Для этого учителем-логопедом составляется перспективный план работы, в котором отмечаются этапы и последовательность работы, ее содержание и сроки прохождения каждого этапа.
Основная задача логопедического сопровождения – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными речевыми нарушениями. Слайд 8.
Логопедическое сопровождение осуществляется в несколько этапов:
логопедическая диагностика (обследование устной и письменной речи учащихся, 1классы-беседа; 2- 4 классы -диктант);
зачисление на логопедический пункт;
•групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
диагностика учащихся для предоставления на ПМПК. Слайд 9- 10.
Количество детей с нарушениями увеличивается год от года. Они составляют неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов речи. Это дети с задержкой психического развития различного генеза, нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с недоразвитием и системным недоразвитием речи ,с нарушением слуха.
На основании диагностических данных предоставляется возможность построить комплексную программу сопровождения, направленную на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребёнка
Реализуя эту программу провожу индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с учениками с нарушениями речи. Слайд 11-13.
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ направлено на формирование и развитие:
развитие артикуляционной моторики
развитие мелкой моторики и координации движений, мимической мускулатуры;
формирование слухового внимания, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля);
обогащение словарного запаса;
формирование грамматического строя речи;
формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;
обучение грамоте;
привитие детям навыков коммуникативного общения. Слайд 15.
Важным этапом работы является пропаганда логопедических знаний:
1.Работа районного методического объединения учителей-логопедов.
2.Постоянно действующий логопедический семинар для дошкольников.
3. Выступления на заседаниях методических объединений учителей начальных классов, родительских собраниях в школах и ДОУ, педагогических советах школ и ДОУ.
4. Публикации в местных СМИ. Слайд16.
На базе ДОУ №2 г. Амвросиевка функционирует постоянно действующий семинар по теме: «Единство коррекционно - образовательного воздействия на ребёнка, имеющего дефекты речи». Цель данного семинара – научить работать всех участников образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения речи, познакомить с методами и приемами работы. В рамках данного семинара проводились бинарные занятия , где проводилась совместная работа:
логопеда и воспитателя;
логопеда и психолога;
логопеда и музыкального работника;
логопеда и инструктора по физкультуре;
логопеда и родителей воспитанников речевых групп. Слайд 17.
Слайд 18.Представленыфото участников логопедического ПДСа.
Слайд 19.Фото выступлений на родительских собраниях в школах, ДОУ, методических объединениях.
Слайд 20 .На выставке «Современные учебные заведения Донетчины 2014 года»
было представлено мною созданное методическое пособие по закреплению правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков в скороговорках, которое используют в своей работе как воспитатели ДОУ. Так и учителя начальных классов.
Терпение и творчество, Слайд 21. Упорство и победа - Вот главные этапы В работе логопеда