Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Значение беседы в работе с дошкольниками по развитию речи»»
Беседа – это целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений, событий. Это средство систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе повседневной жизни, в результате наблюдений, общения и деятельности.
В беседе взрослый, своими вопросами направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Это очень важно для неокрепшего ума ребенка.
Ценность беседы как раз в том, что ребенок учится в ней логически мыслить, рассуждать. Его конкретный способ мышления поднимается до простейшего абстрагирования, что очень важно для подготовки к школьному обучению.
В беседе воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли, развивает умение слушать собеседника, т.е. с одной стороны развивается речевая активность, а с другой – способность к сдержанности.
Беседы лишь тогда протекают быстро и непринужденно, будят мысль ребенка, остаются в его сознании, когда материал беседы близок и понятен опыту ребенка.
Тематика бесед с детьми до 5 лет – конкретна, т.е. обсуждаются предметы и явления, находящиеся поле зрения ребенка. Но учитывая, что современные дети живут в информационно насыщенном, компьютеризированном мире, и кругозор детей становится достаточно широк, содержание беседы может быть не из ближайшего окружения.
В беседе не только уточняются детские знания, в ней ребенок получает новый материал. Важно, чтобы воспитатель сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка целостную картинку окружающего мира.
Каково же место беседы в воспитательно-образовательном процессе?
Во-первых беседы проводят в процессе накопления детьми знаний:
- во время экскурсий, наблюдений;
- после проведения развлечений, чтения книг.
Во- вторых – создание ситуаций общения. Это специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения. Они могут возникать естественно – важно их увидеть и использовать. Дети в этом случае испытывают интеллектуальные эмоции: удивление при встрече с объектом, сомнение, догадку, радость успеха и открытий.
Ситуации общения могут быть реально-практическими и игровыми.
Их соотношение зависит от возраста детей. Например, в младшей группе можно использовать ситуацию общения, побуждающую ребенка искать и устранять причину, мешающую ему действовать. Например, открыть или закрыть дверь.
В старшем возрасте специально планируемыми ситуациями общения могут быть игры – викторины, например, «Из какой сказки эти вещи?», «Магазин волшебных вещей».
Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Ребенку надо внимательно слушать, соображать и быстро отвечать. Кроме того надо уметь и слушать других (что наши дети не всегда умеют). Некоторым детям приходится преодолевать робость, застенчивость, чтобы высказываться в присутствии других. Здесь участие взрослого решает успех дела. Воспитателю надо последовательно расположить весь материал, подготовить вопросы и объяснения, наглядный материал. Кроме того, педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к участию в ситуации общения, а затем в беседе.