Открытое развлечение по автоматизации свистящих звуков «Детективное агентство».
ЦЕЛЬ: автоматизация, дифференциация свистящих звуков – с – з – ц -, развитие фонематического восприятия, упражнять в правильном употреблении грамматических категорий (образование притяжательных прилагательных, родительного падежа имени существительного); закрепить знание детей о домашних животных и их детёнышах; развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия), мелкой и общей моторики; активизация, уточнение словаря, формирование связной речи.
МАТЕРИАЛ: картинки-символы, алфавит, загадка-кроссворд, куклы, предметные картинки, звуковые часы и домики, контурные изображения животных, картинки детёнышей животных.
ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Утренний круг.
Сообщаю детям о том, что сегодня на занятии мы будем юными детективами, и если пройдём все испытания, которые для нас приготовили Колобки из мультфильма «Следствие ведут Колобки», то они примут нас в своё сыскное агентство. Готовы?
2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
«Ириски от киски».
В гости к нам явилась киска.
Всем даёт она ириски:
Мышке, лебедю, жуку,
Псу, зайчонку, петуху.
Рады, рады все гостинцам!
Это видим мы по лицам.
Все захлопали в ладошки.
Побежали в гости к кошке.
3.УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.
Логопед: «А сейчас помоем руки, включаем воду, водичка побежала: - с-с-с-. Холодным ветерком дуем на язычок, водичка холодная. Показываю картинку–символ. Какой буквой обозначаем звук [с]? (Буквой С).
Комарики полетели, звонко звенят: -з–з–з-. Показываю картинку–символ. Какой буквой обозначаем звук [з] (Буквой З).
А если я попрошу вас не шуметь, что я скажу ? (-ц–ц–ц-). Показываю картинку-символ. Какой буквой обозначаем звук [ц]? (Буквой Ц).
Дети, что же делает наш язычок, губы, зубы, если в словах встречаются
звуки [с; з; ц]? (ответы детей)
4. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
Необходимо подсчитать буквы С, З, Ц, беспорядочно расположенные на листе бумаги.
5. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Детям даются индивидуальные задания.
- «Звуковые часы», подобрать картинки со звуками [с – з], [с – ц].
- «Звуковые домики», «поселить» картинки в названии которых есть звук [с] в домик с буквой С, со звуком [з] в домик с буквой З, со звуком [ц] в домик с буквой Ц.
- «Определи звук – запиши букву», если в слове есть звук [с],то под картинкой подписывается буква С и т.п.
Взаимопроверка.
6. «ПРЕДМЕТЫ ПОТЕРЯЛИСЬ» (образование притяжательных прилагательных, внимания)
Детям даётся сюжетная картинка, на которой куклы Соня и Зоя потеряли свои вещи, если в названии предмета есть звук [с], то дети возвращают его со словами: «Это Сонины сапоги», «это Зоин зонт» и т.д.
7. ФИЗМИНУТКА. «Снежинки»
Закружились, завертелись
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей
Лёгкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга –
Улеглись повсюду.
Заблистали, словно жемчуг, -
Все дивятся чуду.
Заискрились, засверкали
Белые подружки.
Заспешили на прогулку
Дети и старушки.
8. «КОГО ВИДИШЬ? НАЗОВИ».
Дети рассматривают картину с изображением контуров животных, наложенных один на другой, называют животное, которое увидели, и его детёныша.
9. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ, ЧТЕНИЕ СТИХОВ, ЗАГАДОК ДЕТЬМИ.
10. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАНИЯ (выполнение шнуровки, д/и «Что изменилось?», «Посчитай зайчат»)
11. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.
Ребята зачисляются в детективное агентство, им вручаются именные бейджи.
12. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Чем занимались на занятии? Что понравилось? Запомнилось?