kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение авторских песен в духовной жизни 60-70-х годов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет при подготовке к урокам по авторской песне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение авторских песен в духовной жизни 60-70-х годов»


Тема урока: «Музыку, дыхание и слово в предсказанье судеб превратив…» -

значение авторских песен Б.Окуджавы и В.Высоцкого в духовной

жизни 60 –70 - х годов

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – панорама

Цели урока.

Образовательная: подчеркнуть, что «авторская песня вышла из фольклора и сама

стала его частью, что это «форма духовного общения

единомышленников, друзей поэзии», тонкий лиризм песенного

творчества родоначальника жанра Б.Окуджавы и пафос

нравственного противостояния в лирике В.Высоцкого

Развивающая: формировать умение обобщать, сравнивать, сопоставлять,

делать выводы; развивать аналитическое мышление,

творческие способности, монологическую речь.

Воспитательная: воспитание любви к творчеству поэтов, чья гражданская позиция

способствовала оздоровлению общества 60 –70 - х годов

развивать у учащихся стремление к размышлениям о

прочитанном

Оборудование урока: выставка книг, тексты произведений, мультимедийный

проектор, записи выступлений Окуджавы и Высоцкого

Опережающие задания: сообщения учащихся:

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

У поэта соперников нету -
ни на улице и не в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он не о вас — о себе.
Но когда достигает предела
и душа отлетает во тьму...
Поле пройдено. Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.
То ли мед, то ли горькая чаша,
то ли адский огонь, то ли храм...
Все, что было его,— нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.

Булат Окуджава

Мне меньше полувека — сорок с лишним.

Я жив, тобой и Господом храним

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним

Мне есть чем оправдаться перед Ним

Владимир Высоцкий, 1980


План урока.

1. Вступительное слово учителя: «То ли мед, то ли горькая чаша…» - своеобразие

авторской песни»

2. Сообщение учащегося: «Нас родило время…» (Б.Окуджава) - из истории создания

авторской песни».

3. Сообщение учащегося: «Он так и запомнился мне на прощанье, к порогу лицо

обратив…» - страницы жизни Б.Окуджавы

4. «На любовь свое сердце настрою…» - тонкий лиризм песенного творчества

Окуджавы

5. Сообщение учащегося: «Я дожить не смогу, мне допеть не успеть…» - страницы

жизни В.Высоцкого

6. «Среди нехоженых путей один – пусть мой…» - пафос нравственного

противостояния в лирике В.Высоцкого

7. Заключение: «Давайте понимать друг друга с полуслова!» - значение авторских

песен Б.Окуджавы и В.Высоцкого в духовной жизни 60 –70 - х годов»

Проблемные вопросы:

  • Что же это такое авторская песня - «мед или горькая чаша»?

  • В чем состояло преимущество авторской песни перед другими жанрами литературного творчества?

  • Каково значение авторских песен Б.Окуджавы и В.Высоцкого в духовной жизни 60 –70 - х годов»  

1. Вступительное слово учителя: «То ли мед, то ли горькая чаша…» - своеобразие авторской песни».

В своих воспоминаниях Б.Окуджава пишет: «У меня было много удач, но, пожалуй, самая главная пришла в тот день, когда я первый раз придумал мелодию к своему стихотворению». Так родилась авторская песня Булата Окуджавы              «Авторская песня — это серьезные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души, - пишет далее Окуджава.

  • Что же это такое авторская песня - «мед или горькая чаша»?

  • Почему она стала близка людям?

  • Какие темы и герои особенно полюбились читателям?

На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить на нашем уроке

2. Сообщение учащегося: «Нас родило время…» (Б.Окуджава) - из истории

создания авторской песни».

На исходе 50-х годов в поэзии сложился жанр ав­торской песни, предполагавший исполнение поэтом своих стихов, положенных им же на музыку, чаще всего под гитару. Авторская песня стала выразительной приметой демократизации общественной жизни и культуры после XX съезда КПСС. Минуя печатное слово и книжную страницу, а значит, и цензуру (не случайно авторскую песню называли «магнитиздатом» — по аналогии с «самиздатом»), она обращалась к широкой аудитории, численно во много раз превосходившей даже самые большие тиражи поэтических сборников. В этом отношении авторская песня — родная сестра так называемой эстрадной лирики, собиравшей тыся­чи слушателей на поэтических вечерах в Лужниках.

«Нас родило время,- писал Б. Окуджава, - время всем памятных событий, связанных с разоблачением культа личности, большими надеждами на обновление общества, на перестройку. Тогда и возник круг таких поэтов, как Александр Галич, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Юлий Ким, Юрий Визбор, Евгений Клячкин, Александр Городницкий. Все они были не похожими друг на друга, имели собственное лицо, свой собственный почерк. Благодаря магнитофонам поэзия распространялась с огромной скоростью. Не будь их, стихи, наверное, ходили бы в списках. А как в списках передашь звук гитары, аккомпанемент? Музыка укрепляет воздействие поэзии. И круг интересующихся ею разрастается, поэзия становится шире».
«На какой почве выросла авторская песня? – спрашивал Окуджава.

Это, во-первых, наш русский фольклор. Частушка — лаконичная, метафоричная и остроумная. Городской романс, солдатские песни». Авторская песня вышла из фольклора и сама стала его частью.  Лучшие песни стали воистину народными. Свидетельство тому — «Вспомните, ребята» (стихи Д. Сухарева, музыка В. Берковского), «Песенка о Леньке Королеве» (стихи и музыка Б. Окуджавы), «Братские могилы» (стихи и музыка В. Высоцкого) и многие другие.
Преимущество авторской песни состояло в том, что в ней ставились во главу угла именно стихи, поэтический текст. В сущности, это была особая форма бытования лирической поэзии, воздействие кото­рой усиливалось мелодией, голосом, интонацией.

(Звучит одна из перечисленных песен. См. в Интернете по ссылке «Б.Окуджава.

Видео» на сайте http://moikompas.ru/compas/bulat_okoudjava#content)

3. Сообщение учащегося: «Он так и запомнился мне на прощанье, к порогу лицо

обратив…» - страницы жизни Б.Окуджавы

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). В 1934 переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать секретарем райкома. В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Впоследствии в стихотворении «Мой отец» Окуджава написал:

Он был худощав и насвистывал старый, давно позабытый мотив,
И к жёсткому чубчику ежеминутно его пятерня прикасалась.
Он так и запомнился мне на прощанье, к порогу лицо обратив,
А жизнь быстротечна, да вот бесконечной ему почему-то казалась.
Его расстреляли на майском рассвете, и вот он уже далеко.
Всё те же леса, водопады, дороги, и запах акаций острый.
И кто-то ж кричал: “Не убий!” — одинокий…

Окуджава возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси. В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе.

В 1942 после окончания девятого класса средней школы в Тбилиси добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок.

В 1945 Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси.
Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический
факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950. После
окончания университета, с 1950 по 1955 по распределению
учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи
Калужской области, затем - в одной из средних школ г. Калуги. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец".
В 1955 были реабилитированы его родители. В 1956 возвратился в Москву.
Участвовал в работе литературного объединения "Магистраль". Работал
редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем - заведующим
отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 уходит со службы и
целиком посвящает себя свободному творческому труду.

4. «На любовь свое сердце настрою…» - тонкий лиризм песенного творчества

Окуджавы

4.1 Возвышенный, романтичный и очень земной мир поэзии Булата Окуджавы

Булат Окуджава (1924—1997), один из наиболее ярких выразителей новых поэти­ческих настроений второй половины 50-х годов, на долгие десятилетия вперед занял место своеобразного лидера жанра.

С песнями Окуджавы в поэзию пришли герои обыкновенные, похожие на любого из слушателей, лишенные всякой плакатности и риторики, прису­щей тогдашней официальной культуре. Герой Окуд­жавы — не тот, кто, подобно герою советской массо­вой песни, «проходит как хозяин необъятной Родины своей» {В. Лебедев-Кумач), но жизнь его наполнена высоким смыслом и драматизмом.

Таков, например, герой аллегорической «Песенки о московском му­равье» (1959). «Мне нужно на кого-нибудь молиться. // Подумайте, простому муравью...» — как бы с удив­лением восклицает поэт от имени своего героя. Но и «простой муравей», простой человек способен на чув­ство, возвышающее и его самого, и его возлюбленную с «обветренными руками» и на «старых туфельках»:

И тени их качались на пороге,

Безмолвный разговор они вели,

Красивые и мудрые, как боги,

И грустные, как жители земли.

Мир Окуджавы вообще возвышен и романтичен — и в то же время он очень земной, узнаваемый, близ­кий. Поэт смело сближает традиционно высокий ли­рический пафос и разговорные выражения: «...Вдруг захотелось в ноженьки валиться, // Поверить в оча­рованность свою!» Кстати, не случайно «муравей» у Окуджавы — мос­ковский.

4.2 Цикл московских песен

Поэт часто пишет о Москве, и пишет о ней не как о «столице СССР», а как о своей малой родине, с ко­торой связаны лучшие жизненные впечатления и вос­поминания. Особенно дорог ему родной Арбат, образ которого теперь неотделим от песен Окуджавы

(«Песенка об Арбате», 1959)

Из воспоминаний поэта: «Мне давно хотелось написать песню о Москве, о городе, который я так люблю. Но не похожую на гимн, а какую-то интимную, выразить мою любовь. Вот так я думал, мечтал, мечтал… И вот у меня стали появляться «Лёнька Королёв», «Полночный троллейбус», потом «Московский муравей», «Арбат, мой Арбат» — получился такой вот цикл московских песен».

Звучит песня из московского цикла: См. в Интернете по ссылке «Б.Окуджава.

Видео» на сайте http://moikompas.ru/compas/bulat_okoudjava#content)


ПЕСЕНКА ОБ АРБАТЕ
Ты течешь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат,
                                  ты — мое призвание.
Ты — и радость моя, и моя беда.

Пешеходы твои — люди невеликие,
каблуками стучат — по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат,
                                    ты — моя религия,
мостовые твои подо мной лежат.

От любови твоей вовсе не излечишься,
сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат,
                                     ты — мое отечество,
никогда до конца не пройти тебя.

4.3 Тема Великой отечественной войны в творчестве Б.Окуджавы

Ощущение войны как «противного... всей челове­ческой природе события» (Л. Толстой) Окуджава вы­разил во многих произведениях.

И в этой теме поэт для него на первом месте для него всегда стоят извечные, простые, не отме­няемые никакой идеологией человеческие истины. Так, солдаты в его «Песенке о пехоте» (1961) не похожи на плакатных, походя берущих один город за другим, ратоборцев. Это живые люди, для которых война — тя­желый и страшный труд, оттеняемый по контрасту сниженным, как бы несерьезным названием («песен­ка»): «Не верьте погоде, // когда затяжные дожди она льет. // Не верьте пехоте, // когда она бравые песни по­ет».

В 1970 году появилась одна из самых знаменитых песен — «Мы за ценой не постоим». Песня стала одним из главных действующих лиц фильма «Белорусский вокзал». Мужественная «Песня о московских ополченцах» (1975) из кинофильма «Великая Отечественная» стала не только художественным, но и документальным памятником погибшим по Москвой.


4.4 «Под управлением любви»

«Тема многих моих стихов-песен — любовь. Долгое время у нас почти не пели о любви, и в самом слове «женщина» для некоторых было что-то сомнительное. Из протеста против пуританского ханжества я решился воспеть женщину, как святыню, пасть перед ней на колени. Должен признаться, что здесь мне ирония отказала. Если я и шутил, то только над собой как над героем этих песен, которые изображали беспомощность и неудачи мужчин», - писал Булат Окуджава.

В 1980-е годы появляются такие пронзительно-исповедальные песни, как «Всё глуше музыка души», «Пускай моя любовь, как мир, стара…»,

(Звучит песня в исполнении Б.Окуджавы См. в Интернете по ссылке «Б.Окуджава. Видео» на сайте http://moikompas.ru/compas/bulat okoudjava#content)

4.5 Анализ стихотворения «Прощание с новогодней елкой»

  • Внимательно перечитайте стихотворение:
    Синяя крона, малиновый ствол,
    звяканье шишек зеленых.
    Где-то по комнатам ветер прошел:
    там поздравляли влюбленных.
    Где-то он старые струны задел -
    тянется их перекличка...
    Вот и январь накатил-налетел,
    бешеный как электричка.

    Мы в пух и прах наряжали тебя,
    мы тебе верно служили.
    Громко в картонные трубы трубя,
    словно на подвиг спешили.
    Даже поверилось где-то на миг
    (знать, в простодушьи сердечном):
    женщины той очарованный лик
    слит с твоим празднеством вечным.

    В миг расставания, в час платежа,
    в день увяданья недели
    чем это стала ты нехороша?
    Что они все, одурели?!
    И утонченные как соловьи,
    гордые, как гренадеры,
    что же надежные руки свои
    прячут твои кавалеры?

    Нет бы собраться им - время унять,
    нет бы им всем - расстараться...
    Но начинают колеса стучать:
    как тяжело расставаться!
    Но начинается вновь суета.
    Время по-своему судит.
    И в суете тебя сняли с креста,
    и воскресенья не будет.

    Ель моя, Ель - уходящий олень,
    зря ты, наверно, старалась:
    женщины той осторожная тень
    в хвое твоей затерялась!
    Ель моя, Ель, словно Спас-на-крови,
    твой силуэт отдаленный,

будто бы след удивленной любви,
вспыхнувшей, неутоленной.

1963 -1965

Вопросы для анализ стихотворения «Прощание с новогодней елкой»

  • Благодаря чему и как поэтический рассказ о ново­годней елке превращается в песню о любви?

  • Как развивается лирический сюжет песни и её основной мотив - мотив прощания?

  • Почему поэт обращается именно к новогодним дням?

  • Объясните необычные эпитеты в первой строке: «Синяя крона, малиновый ствол...»

  • Каково значение евангельских мотивов в песне (сравните песню Окуджавы со стихотворением Б. Пас­тернака «Рождественская звезда»)?

Вывод: Нарядная, праздничная ель в сознании лирического героя сливается с обликом любимой женщины: «женщины той очарованный лик // слит с твоим празднеством вечным». Так поэтический рассказ о ново­годней елке превращается в песню о любви. Мотив прощания – основной в этом стихотворении.

Прощание с елью превращается в прощание с любимой: «в миг расставания, в час платежа, в день увяданья недели», «в суете тебя сняли с креста, и воскресенья не будет», так же как не будет встречи с той женщиной, чья «осторожная тень в хвое твоей затерялась». Стихотворение «Прощание с новогодней елкой» - одно из лучших стихотворений автора, где поражает его лирическая дерзость: так в переливчатых новогодних огнях у елки «синяя крона, малиновый ствол...», у ели «силуэт отдаленный» (отдаляется ель - отдаляется возлюбленная).

В стихотворении присутствуют и евангельские мотивы - «ель, словно Спас-на-крови» (Храм Воскресе́ния Христо́ва на Крови́, Храм Спа́са-на-Крови́ в Санкт-Петербурге - православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь, пролитую царём).

Лирический герой как бы сохраняет надежду на воскресение любви

5. Сообщение учащегося: «Я дожить не смогу, мне допеть не успеть…» -

страницы жизни В.Высоцкого ( 1938 -1980)

В. Высоцкий родился 25 января 1938 в Москве.  После окончания школы в 1955 году поступил в Московский инженерно-строительный институт, но не проучившись и года ушел. В 1956 году   поступает в Школу - студию МХАТ им. В.И.Немировича - Данченко на актерское отделение.  Первая актерская работа - роль Порфирия Петровича в "Преступлении и наказании" А.М.Достоевского на сцене Московского дома учителя. 

В 1960 году окончив студию, работает в Московском театре имени А.С.Пушкина и несколько месяцев - в Московском театре миниатюр. Тогда же начинает сниматься в кино. С детства писал стихи. В 1960 - 1961 годах появляются его первые песни. В 1964 году В.Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где и проработал до конца жизни. 

В 1968 году выходит первая гибкая пластинка В.Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль", позже, в 1973 - 76 годах, еще четыре авторских миньона. В 1977 году, но только - во Франции, выпущены еще три авторских диска. 

Всего Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов, многие из них — к фильмам и спектаклям. Писал также прозу, сценарии и сказки. Сыграл более 20 ролей на сцене театра (Гамлет, Лопахин в "Вишневом саде", Галилей в "Жизни Галилея" Б.Брехта, Хлопуша в "Пугачеве" и др.) , 30 ролей в кинокартинах и телефильмах (поручик Брусенцов в "Служили два товарища", Ибрагим Ганнибал в "Сказе про то, как царь Петр арапа женил", Корн в "Плохом хорошем человеке", Дон Гуан в "Маленьких трагедиях", Глеб Жеглов в многосерийном телефильме "Место встречи изменить нельзя" и др.), восемь - в радиоспектаклях.

6. «Среди нехоженых путей один – пусть мой…» - пафос нравственного

противостояния в лирике В.Высоцкого

6.1 Творчество Владими­ра Высоцкого как вершина авторской песни.

Владими­р Высоцкий в своем творчестве сумел создать новую поэтическую «энциклопедию русской жизни», об­ширную галерею типов и характеров. Будучи профес­сиональным актером, Высоцкий как бы вел поэтический монолог от лица своего героя, добиваясь настолько сильного эффекта подлинности, что поэта подчас отождествляли с его персонажами. По сравнению с лирикой Окуджавы и Галича, чьей аудиторией была в основном интеллигенция, творчество Высоцкого более демократично, обращено буквально к каждому. Его песни, переписанные с магнитофона на магнитофон (официального доступа к слушателю и читателю поэт почти не имел), слушала вся страна: они выражали настроения и чаяния миллионов людей. Манера ис­полнения Высоцкого, в отличие от камерной, романсовой у Окуджавы или академичной, близкой к мело­декламации у Галича, была более энергичной и дра­матизированной. От других бардов его отличал и уникальный голос, позволявший использовать самые разные речевые маски и интонации.

К тому же, Вы­соцкий был виртуозом стиха, абсолютно чуждого вся­кой монотонности, свободно заключаемого в рамки самых разных поэтических размеров — от двустопно­го анапеста («Без нее, вне ее — // Ничего не мое...») до редкого в русской поэзии четырехсложника («Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю...»); его рифмы изысканны и в то же время очень естественны («Я увидел Нагайскую бухту // да тракты, — // Улетел я туда не с бухты- // барахты»). Живое исполнение выделяло и усиливало поэтиче­ские находки мастера.

Во второй половине 60-х годов Высоцкий резко расширяет свой поэтический «театр одного актера». Поэт признавался, что ему интересны люди, рискующие жизнью, как бы застигнутые в момент решающего жизненного выбора. В этом смысле люди разных про­фессий и разного образа жизни у Высоцкого неожи­данно могут напоминать друг друга. Так, герой песни «Разведка боем» (1970), отправляющийся в тыл врага с неизвестным ему бойцом, мог бы повторить слова ге­роя «Песни о друге» (1966), альпиниста. Восхождение на вершину оказывается сродни военному бою: и здесь и там человек проходит главную проверку.

6.2 Анализ песенной дилогии «Два письма» (1966—1967).

Высоцкий мастерски пользовался живой разговорной речью, о чем свидетельствует и песенная дилогия «Два письма» (1966—1967).

(Прослушайте «Два письма»: Владимир Высоцкий - Голос целой эпохи.

Все ролики на http://www.yandex.ru)

Два письма

I

Здравствуй, Коля, милый мой, друг мой ненаглядный!

Во первых строках письма шлю тебе привет.

Вот приедешь ты, боюсь, занятой, нарядный -

Не заглянешь и домой, - сразу в сельсовет.


Как уехал ты - я в крик, - бабы прибежали.

"Ой, разлуки, - говорят, - ей не перенесть".

Так скучала за тобой, что меня держали, -

Хоть причины не скучать очень даже есть.


Тута Пашка приходил - кум твой окаянный, -

Еле-еле не далась - даже щас дрожу.

Он три дня уж, почитай, ходит злой и пьяный -

Перед тем как приставать, пьет для куражу.


Ты, болтают, получил премию большую;

Будто Борька, наш бугай, - первый чемпион...

К злыдню этому быку я тебя ревную

И люблю тебя сильней, нежели чем он.


Ты приснился мне во сне - пьяный, злой, угрюмый, -

Если думаешь чего - так не мучь себя:

С агрономом я прошлась, - только ты не думай -

Говорили мы весь час только про тебя.


Я-то ладно, а вот ты - страшно за тебя-то:

Тут недавно приезжал очень важный чин, -

Так в столице, говорит, всякие развраты,

Да и женщин, говорит, больше, чем мужчин.


Ты уж Коля, там не пей - потерпи до дому, -

Дома можно хоть чего: можешь - хоть в запой!

Мне не надо никого - даже агроному, -

Хоть культурный человек - не сравню с тобой.


Наш амбар в дожди течет - прохудился, верно, -

Без тебя невмоготу - кто создаст уют?!

Хоть какой, но приезжай - жду тебя безмерно!

Если можешь, напиши - что там продают.

1967

II

Не пиши мне про любовь - не поверю я:

Мне вот тут уже дела твои прошлые.

Слушай лучше: тут - с лавсаном материя, -

Если хочешь, я куплю - вещь хорошая.


Водки я пока не пью - ну ни стопочки!

Экономлю и не ем даже супу я, -

Потому что я куплю тебе кофточку,

Потому что я люблю тебя, глупая.


Был в балете, - мужики девок лапают.

Девки - все как на подбор - в белых тапочках.

Вот пишу, а слезы душат и капают:

Не давай себя хватать, моя лапочка!


Наш бугай - один из первых на выставке.

А сперва кричали - будто бракованный, -

Но очухались - и вот дали приз-таки:

Весь в медалях он лежит, запакованный.


Председателю скажи, пусть избу мою

Кроет нынче же, и пусть травку выкосют, -

А не то я телок крыть - не подумаю:

Рекордсмена портить мне - на-кось, выкуси!


Пусть починют наш амбар - ведь не гнить зерну!

Будет Пашка приставать - с им как с предателем!

С агрономом не гуляй, - ноги выдерну, -

Можешь раза два пройтись с председателем.


До свидания, я - в ГУМ, за покупками:

Это - вроде наш лабаз, но - со стеклами...

Ты мне можешь надоесть с полушубками,

В сером платьице с узорами блеклыми.


...Тут стоит культурный парк по-над речкою,

В ем гуляю - и плюю только в урны я.

Но ты, конечно, не поймешь - там, за печкою, -

Потому - ты темнота некультурная.

1966

Вопросы для анализа песенной дилогии «Два письма» (1966—1967)

  • Почему, на ваш взгляд, Высоцкому потребовались два персонажа, два голоса?

  • Можно ли говорить о большем сочувствии или большей иронии автора по отношению к кому-ли­бо из героев?

  • С помощью каких речевых средств он со­здает их поэтические характеристики?

  • Что общего у «Коли» с героем песни «Поездка в город»?

Вывод: в песенной дилогии «Два письма» (1966—1967) Высоцкому потребовались два персонажа – «Коля, милый мой, друг мой ненаглядный» и его возлюбленная,

«в сером платьице с узорами блеклыми». Автору важно показать объемную, панорамную (принцип кинематографии Высоцкий часто использует в своем творчестве) картину жизни на селе. Через живую разговорную речь, полную

юмора:

Без тебя невмоготу - кто создаст уют?!

Хоть какой, но приезжай - жду тебя безмерно!

Если можешь, напиши - что там продают

или:

До свидания, я - в ГУМ, за покупками:

Это - вроде наш лабаз, но - со стеклами...

автор рассказывает нам о своих героях, чем-то напоминающих персонажей Шукшина, его «чудиков» - наивных, совестливых, добрых. В иронии автора, его юмористическом описании мы чувствуем искреннюю любовь к своим героям

6. 3 Сюжетность, динамичное действие – важнейшие черты

поэти­ки Высоцкого

К концу 60-х годов в основном складывается поэти­ка Высоцкого, система наиболее характерных для не­го художественных приемов. Во-первых, его песни по­чти всегда обладают ярко выраженной сюжетностью, строятся как динамичное действие, порой напоми­нающее о законах киноискусства («В ресторане постенкам висят тут и там — // «Три медведя», «Зако­лотый витязь»... // За столом одиноко сидит капитан. // «Разрешите?» — спросил я. «Садитесь!..»). Во-вто­рых, к иронии и пародии, присущим уже ранней его лирике, теперь добавляются аллегория, бурлеск и гро­теск. За аллегорическими персонажами часто угады­вается сам поэт или, по крайней мере, некто близкий ему по духу и по судьбе:

Рвусь из сил — и из всех сухожилий,

Но сегодня не так, как вчера:

Обложили меня, обложили—

Но остались ни с чем егеря.

Эти строки «Охоты на волков» (1968) написаны по следам травли, устроенной Высоцкому в советской пе­чати. Бурлескные песни пишутся на материале извест­ных, хрестоматийных произведений, словно «не вы­держивающих» сравнения с грустной современной ре­альностью («Лукоморья больше нет, // От дубов простыл и след...»). Так же и гротескные образы появ­ляются там, где Высоцкий поет об абсурдности окружа­ющей жизни, коверкающей человеческие судьбы, ис­кажающей здравый смысл: «Вот — главный вход, но только вот // Упрашивать — я лучше сдохну, — // Вхо­жу я через черный ход, // А выходить стараюсь в окна» («Вот — главный вход...», 1966/67).

6.4 Лирико-философское начало в творчестве В. Вы­соцкого.

В 70-е годы все более ощутимым становится у Вы­соцкого лирико-философское начало - поэтические размышления о законах бытия. Это связано с общим самостановлением художника и, в частности, с его ра­ботой над ролью Гамлета на таганской сцене (премье­ра состоялась в 1971 году). Гамлет, с его неуспокоен­ностью, рефлексией, поиском истины, стал для Вы­соцкого не просто ролью — он стал темой всей его судьбы. Программное (не ставшее песней) стихотворе­ние «Мой Гамлет» (1972) показывает, каким слож­ным и парадоксальным предстает теперь поэту мир: «...Но гениальный всплеск похож на бред, // В рож­денье смерть проглядывает косо. // А мы все ставим каверзный ответ // И не находим нужного вопроса».

Вне «гамлетовского» опыта автора невозможно понять и его баллады последних лет - развернутые по объему (до 6—7 минут звучания), насыщенные глубо­ким социально-философским смыслом и сюжетным материалом лирические полотна. Таковы «Баллада о детстве» (1975), «Гербарий» (1976), «Летела жизнь» (1978), «Райские яблоки» (1978)... Например, герой последней баллады попадает в «рай», который оказы­вается ничем иным, как лагерной зоной.

В стихотворении «Кони привередливые» (1972) поэт много раз­мышлял о своей судьбе, о смерти: «И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых...» Кони, унося­щие героя в потусторонний мир и возвращающие об­ратно — фольклорный образ, одно из подтверждений устойчивого интереса художника к народному поэти­ческому творчеству, к мифу, к первоосновам нацио­нального сознания, ставшим мощным фундаментом всего творчества Высоцкого.

(«Кони привередливые» в исполнении автора: видеозаписи В. С. Высоцкого. Канал на youtube

посвященный его творчеству, можно просто по ссылке – «В. С. Высоцкий. Видео»)

6.5 Анализ стихотворения В. Высоцкого «Банька по-белому» (1968)

  • Внимательно перечитайте стихотворение В. Высоцкого

«Банька по-белому»

Протопи ты мне баньку, хозяюшка,

Раскалю я себя, распалю,

На полоке, у самого краюшка,

Я сомненья в себе истреблю.


Разомлею я до неприличности,

Ковш холодной - и все позади, -

И наколка времен культа личности

Засинеет на левой груди.


Протопи ты мне баньку по-белому, -

Я от белого свету отвык, -

Угорю я - и мне, угорелому,

Пар горячий развяжет язык.


Сколько веры и лесу повалено,

Сколь изведано горя и трасс!

А на левой груди - профиль Сталина,

А на правой - Маринка анфас.


Эх, за веру мою беззаветную

Сколько лет отдыхал я в раю!

Променял я на жизнь беспросветную

Несусветную глупость мою.


Протопи ты мне баньку по-белому, -

Я от белого свету отвык, -

Угорю я - и мне, угорелому,

Пар горячий развяжет язык.


Вспоминаю, как утречком раненько

Брату крикнуть успел: "Пособи!" -

И меня два красивых охранника

Повезли из Сибири в Сибирь.


А потом на карьере ли, в топи ли,

Наглотавшись слезы и сырца,

Ближе к сердцу кололи мы профили,

Чтоб он слышал как рвутся сердца.


Протопи ты мне баньку по-белому, -

Я от белого свету отвык, -

Угорю я - и мне, угорелому,

Пар горячий развяжет язык.


Ох, знобит от рассказа дотошного!

Пар мне мысли прогнал от ума.

Из тумана холодного прошлого

Окунаюсь в горячий туман.


Застучали мне мысли под темечком:

Получилось - я зря им клеймен, -

И хлещу я березовым веничком

По наследию мрачных времен.


Протопи ты мне баньку по-белому, -

Чтоб я к белому свету привык, -

Угорю я - и мне, угорелому,

Ковш холодной развяжет язык.

Протопи!...

Не топи!..

Протопи!..

Вопросы для анализа стихотворения В. Высоцкого Банька по-белому (1968)

  • Чем отличается герой этой песни от героев ран­ней лирики Высоцкого, тоже прошедших через неволю?

  • Предположите, кем мог быть герой песни до ареста. Обратите при этом внимание на его речевую манеру.

  • В чем многозначность мотива «бани» в песне? По­чему поэт уточняет: «...по-белому»?

  • С помощью каких деталей автор передает тра­гизм судьбы героя? Как соединяются в песне судьба конкретного человека и общенациональная судьба?

  • Можно ли назвать финал песни оптимистиче­ским и почему?

Вывод: в одной из самых известных песен Высоцкого «Банька по-белому» (1968) в центре – судьба человека, прошедшего через неволю. «Из тумана холодного прошлого» осталась у него «наколка времен культа личности»

Кем мог быть герой песни до ареста? Судя по его речи – «вспоминаю, как утречком раненько // Брату крикнуть успел: "Пособи!" – он относится к простым людям из крестьян, попавших в мясорубку сталинских репрессий: «Получилось - я зря им клеймен». Скорее всего арест был необоснованным и неожиданным, иначе бы герой стихотворения был бы к нему как –то психологически подготовлен…

Мотив «бани» в песне многозначен. Это метафора. Лирический герой стихотворения просит протопить баньку по - белому, не только потому, что «от белого свету отвык» и хочет избавиться от "наследия мрачных времен", от разъедающего душу "тумана холодного прошлого", но и выражает мысль, что «по – белому», т. е. по-людски, останется с ним навсегда. О его сомнениях и надеждах говорит последняя строка:

Протопи!..

Не топи!..

Протопи!..

Так в песне Высоцкого судьба одного конкретного человека отражает общенациональную судьбу

7. Заключение: «Давайте понимать друг друга с полуслова!» - значение

авторских песен Б.Окуджавы и В.Высоцкого в духовной жизни России

60 –70 - х годов»

«Наверное, поэты не могут жить долго. Они проживают более эмоциональную, более страдальческую жизнь. Боль других – их боль. С израненным сердцем долго не выдержишь» - размышляет режиссер Станислав Говорухин

Авторская песня стала настоящим прорывом в духовной жизни России 60 –70 –х годов. Необычайная искренность, ненависть к лживой лести, штампованной фразе, непримиримость к бездарности, нечестности, отрицание всякого компромисса со злом, ложью, насилием, наконец, твердая гражданская позиция её представителей стали залогом настоящих перемен в стране, её духовной раскрепощенности.

Итоги урока

Д/З: подготовить наизусть 2 – 3 стихотворения А.Твардовского











































БАЛЛАДА О ЛЮБВИ

Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась любовь
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков.

И чудаки - еще такие есть -
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья...

Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что "я люблю",
То же, что дышу или живу!

И вдоволь будут странствий и скитаний,
Страна любви - великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний
Все строже станет спрашивать она,
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна...

Но вспять безумцев не поворотить,
Они уже согласны заплатить
Любой ценой - и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули...

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
Потому что, если не любил, -
Значит, и не жил, и не дышал!

Но многих, захлебнувшихся любовью,
Не докричишься, сколько не зови...
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови...
Давай поставим свечи в изголовье
Погибшим от невиданной любви...

Их голосам дано сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья...

Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу - и, значит, я люблю!
Я люблю - и, значит, я живу!

КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю - погоняю.
Что-то воздуха мне мало, ветер пью, туман глотаю,
Чую с гибельным восторгом: "Пропадаю, пропадаю!"

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть.
Что-то кони мне попались привередливые...
Я дожить не смогу, мне допеть не успеть.

Я коней напою, я куплет допою -
Хоть мгновенье еще постою на краю.

Сгину я: меня пушинкой ураган сметет с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром.
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас в скачь не лететь.
Что за кони мне попались привередливые!
И дожить я не смог, и допеть - не успеть.

Я коней напою, я куплет допою -
Хоть мгновенье еще постою на краю!..

Мы успели. В гости к богу не бывает опозданий.
Что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!
Или это колокольчик весь зашелся от рыданий,
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани.

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам кнут и плеть.
Что-то кони мне попались привередливые?!
Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!

Я коней напою, я куплет допою -
Хоть мгновенье еще постою на краю!

Охота на волков

Рвусь из сил - и из всех сухожилий,

Но сегодня - опять как вчера:

Обложили меня, обложили -

Гонят весело на номера!


Из-за елей хлопочут двустволки -

Там охотники прячутся в тень, -

На снегу кувыркаются волки,

Превратившись в живую мишень.


Идет охота на волков, идет охота -

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу - и пятна красные флажков.


Не на равных играют с волками

Егеря - но не дрогнет рука, -

Оградив нам свободу флажками,

Бьют уверенно, наверняка.


Волк не может нарушить традиций, -

Видно, в детстве - слепые щенки -

Мы, волчата, сосали волчицу

И всосали: нельзя за флажки!


И вот - охота на волков, идет охота -

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу - и пятна красные флажков.


Наши ноги и челюсти быстры, -

Почему же, вожак, - дай ответ -

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем - через запрет?!


Волк не может, не должен иначе.

Вот кончается время мое:

Тот, которому я предназначен,

Улыбнулся - и поднял ружье.


Идет охота на волков, идет охота -

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу - и пятна красные флажков.


Я из повиновения вышел -

За флажки, - жажда жизни сильней!

Только сзади я с радостью слышал

Удивленные крики людей.


Рвусь из сил - и из всех сухожилий,

Но сегодня не так, как вчера:

Обложили меня, обложили -

Но остались ни с чем егеря!


Идет охота на волков, идет охота -

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу - и пятна красные флажков.


1968


Банька по-белому

Протопи ты мне баньку, хозяюшка,

Раскалю я себя, распалю,

На полоке, у самого краюшка,

Я сомненья в себе истреблю.


Разомлею я до неприличности,

Ковш холодной - и все позади, -

И наколка времен культа личности

Засинеет на левой груди.


Протопи ты мне баньку по-белому, -

Я от белого свету отвык, -

Угорю я - и мне, угорелому,

Пар горячий развяжет язык.


Сколько веры и лесу повалено,

Сколь изведано горя и трасс!

А на левой груди - профиль Сталина,

А на правой - Маринка анфас.


Эх, за веру мою беззаветную

Сколько лет отдыхал я в раю!

Променял я на жизнь беспросветную

Несусветную глупость мою.


Протопи ты мне баньку по-белому, -

Я от белого свету отвык, -

Угорю я - и мне, угорелому,

Пар горячий развяжет язык.


Вспоминаю, как утречком раненько

Брату крикнуть успел: "Пособи!" -

И меня два красивых охранника

Повезли из Сибири в Сибирь.


А потом на карьере ли, в топи ли,

Наглотавшись слезы и сырца,

Ближе к сердцу кололи мы профили,

Чтоб он слышал как рвутся сердца.


Протопи ты мне баньку по-белому, -

Я от белого свету отвык, -

Угорю я - и мне, угорелому,

Пар горячий развяжет язык.


Ох, знобит от рассказа дотошного!

Пар мне мысли прогнал от ума.

Из тумана холодного прошлого

Окунаюсь в горячий туман.


Застучали мне мысли под темечком:

Получилось - я зря им клеймен, -

И хлещу я березовым веничком

По наследию мрачных времен.


Протопи ты мне баньку по-белому, -

Чтоб я к белому свету привык, -

Угорю я - и мне, угорелому,

Ковш холодной развяжет язык.

Протопи!...

Не топи!..

Протопи!..


1968






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Значение авторских песен в духовной жизни 60-70-х годов

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 29.11.2018

Номер свидетельства: 488254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-muzyki-v-6-klassie-avtorskaia-piesnia"
    ["file_id"] => string(6) "265353"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449922514"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Музыка. Рабочая  учебная программа и календарно-тематическое планирование 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(91) "muzyka-rabochaia-uchiebnaia-proghramma-i-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142711"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418332682"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "4 класс Тематическое планирование"
    ["seo_title"] => string(38) "4-klass-tiematichieskoie-planirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "315569"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459922942"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Программа внеурочной деятельности "Театр рисованных кукол" Направление -общекультурное. "
    ["seo_title"] => string(98) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatr-risovannykh-kukol-napravlieniie-obshchiekul-turnoie"
    ["file_id"] => string(6) "190379"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427140673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства