kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Жизнь или " воротник"?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с требованиями дня работа раскрывает для подрастающего поколения на примере жизни героини рассказа Тэффи вечные нравственные проблемы добра и зла в сопоставлении с последними открытиями физиков. На уроке дети приходят к выводу о том, что вся наша жизнь зависит от того, как человек себя ведёт, что выбирает, что ставит во главу угла: любовь или зло. Говорится о том, что жизнь свою и судьбу свою человек может поменять в любое время в лучшую или в худшую сторону - всё зависит от поступков, решений, действий ; принятия и непринятия Законов  Бытия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Жизнь или " воротник"?" »

Грачёва Татьяна Петровна, март 2014г.

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС учителя русского языка и литературы МБОУ «Шатракасинская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики Грачёвой Татьяны Петровны.

Тема урока: «Жизнь или «воротник» по рассказу Надежда Тэффи(Надежда Александровна Лохницкая) «Жизнь и воротник»

Класс: 8

Предмет: русская литература

Тип урока: открытие новых представлений о жизни;

Цели урока: - раскрыть понятие «жизнь» как противоборство двух начал: «страстей»(зла) и «любви»(добра) ;

- сформировать способность разграничивать «добро(любовь)» и «зло(страсти)»;

- воспитывать детей в духе любви ко всему истинно живому и учить противостоять страстям как признакам зла;


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


- Добрый день, ребята! Как ваше настроение?Какое сегодня число? Кого нет в классе?

Если готовы начать урок , прошу показать это наличием на парте учебных принадлежностей и тишиной в классе.

- Как вы добры!. Спасибо!

- А это моё настроение- Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Отвечают,какое сегодня число и все ли на уроке


Готовят учебные принадлежности и утихают .

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: введение в материал, необходимый для «открытия новых знаний двойственных сторон человеческой жизни», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


Сегодня наш урок посвящён удивительному писателю-сатирику 20-го столетия – Тэффи ,и целью нашей встречи

будет раскрытие понятия «жизнь» как противоборство двух начал: любви и страстей; добра и зла;нравственного и безнравственного; и поговорим о том, почему нужно и необходимо противостоять страстям, как силам, уводящим нас от изначального предназначения БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.


Урок называется «Жизнь или «воротник»»,запишем число и тему урока.

И начнём урок под девизом: «Хочешь быть ЧЕЛОВЕКОМ - будь им!»


Вопросы классу:

- в какое время жила писатель Тэффи?

- что это за писатель? Вспомним её творчес

кую биографию как сатирика.



















-теперь вспомним, что мы знаем о произведении «Жизнь и воротник».


- Коротко вспомним содержание.




-как вы себе представляете, символом чего, каких человеческих качеств или потребностей является «воротник»?

(для ответа прочитаем начало произведения: «Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрётся в жизнь, закрутит её и перевернёт всю Судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти»


(Вещи – это Страсти человеческие , которые отрицательно влияют на жизнь человеческую, это отрицательная энергия Вселенной )


-А что мы знаем о добре и зле, о нравственном и безнравственном в человеческой сути?





-Что нравственно и что безнравственно для человека?

Любовь



Нравственна

Хочу просто каждый день быть рядом, ничего взамен не требуя; на седьмом небе, если просто посмотрит на меня; прощаю всё, лишь бы был(а) рядом;



Готов отдать последнее, чтобы любимому(ой) было хорошо

Открытость



щедрость

ДеликатностьТактичность,

Трудолюбие

честность

Простота и доступность

Нежность, скромность



Ответственное отношение к любому делу



Верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией

Преданность

Стыдливость, застенчивость

кроткость







Доброта

Милосердие, способность воспринимать чужую боль, как свою

Забота о тех, кто в этом нуждается

Порядочность



Способность критически оценивать свои недостатки, проступки(совестливость)

Уважительное отношение к историческому прошлому страны



Тишина


-При каком условии эти вещицы-страсти «втираются в жизнь Человека?»







Дети отвечают в зависимости от того, что знают, и как понимают все термины, выданные им в вопросах

(Она принадлежит к плеяде писателей Русского зарубежья, которые покинули Родину после Октябрьской революции, но всю оставшуюся жизнь оставались истинно русскими. Так как их произведения не издавались в СССР, мы получили возможность приобщиться к их многогранному творчеству совсем недавно.

Итак, Тэффи. Это литературный псевдоним. Настоящая фамилия писательницы – Лохвицкая Надежда Александровна. Дочь успешного адвоката, она рано приобщилась к литературе. Став сотрудницей популярного в начале 20-го века журнала «Сатирикон» , писала злободневные фельетоны, юмористические рассказы, сама стала необычайно популярной. Ее популярность была так велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи». В 1918 году эмигрировала, обосновалась в Париже. Её творческая жизнь продолжалась 52 года! За это время опубликовала огромное количество рассказов и фельетонов, стихов, песен, либретто, пьес, рецензий. Как в свое время в России, за рубежом она также была востребованной читателями, и не только из эмигрантских кругов.)







Рассказывают содержание или прослушать текст..









Вещи(страсти) - это наркотики; курительные смеси; алкоголь; террор, гордыня(человек ставит себя выше той СИЛЫ, которая создала ВСЕЛЕННУЮ и «ходит по головам людей»,переступая через всё дозволенное, думая, что никто ничего не узнает или не заметит),прелюбодеяние,зазнайство, ненависть, нетерпимость, обжорство, убий-ство…- это З Л О.





СТРАСТЬ («воротник»)

Безнравственна



Похоть







эгоизм

скрытость



Жадность

Пошлость

Цинизм

Паразитический образ жизни

Лживость

Хамство

Грубость,



Безответственность



Предательство в любой форме





Бесстыдство

Грубость

Бесцеремонность

Необузданность

Чопорность



жестокость

безразличие во всём и к чужому горю

беззаботность

Лицемерие



бессовестность



Презрительное, неуважительное отношение к истории своего народа, своей страны

шум

























При безответственном отношении к своим поступкам, когда Человек не думает о последствиях; не думает о том, как этот его поступок повлияет на жизнь окружающих и любящих его людей(Ведь любой человек живёт в обществе; а жить в обществе и быть отдельным от общества нельзя! Так как жизнь – это взаимосвязанная цепь всех поступков всех окружающих друг друга людей!!!)





























Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и закрепления учащимися тех жизненно-важных нравственных норм человеческого общежития ,которые помогут раскрыть понятие «жизнь» как противоборство двух начал: «страстей» и «любви» ; сформировать способность разграничивать «добро(любовь)» и «зло(страсти)»;будут воспитывать детей в духе любви ко всему истинно живому и научат противостоять страстям как признакам зла;




Итак, мы выяснили, что под словом «вещи» нужно понимать человеческие СТРАСТИ, то есть всё то, без чего человек мог бы жить в ЛЮБВИ: спокойно, счастливо, в дружбе со всеми , потому что человек, по природе своего происхождения добр, справедлив, честен, понятлив, любит и тянется к людям …,(как младенец…)


Жила же «… Олечка Розова три года была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью»





- что же случается с человеком, когда им овладевает одна из СТРАСТЕЙ? Читаем далее отрывок из рассказа :




«…ПРИМЕРИЛА дома перед зеркалом… скорее хорошо, чем дурно»


- что это значит? (это всё едино, что кто-то слышал и видел, как другие употребляют курительную смесь или ещё что-нибудь, и «ПРИМЕРЯЕТ» её , тоже пробует…, а потом ещё и ещё, ведь сначала всё хорошо, так как начинаются в организме изменения, которые требуют этого ещё и ещё…Исход нам уже всем знаком!!!)





- о чём забыла героиня рассказа? Что никогда не должен делать человек, если хочет, чтобы его жизнь строилась счастливо, спокойно, тихо, по законам природы- матери?










-но…могла ли она остановиться, не покупать следующую вещь?(По теории «пока сошло с рук»- нет, потому что ею овладевают другие СТРАСТИ – обман, расточительство, безрассудство, и самое главное, СКРЫТНОСТЬ!!!)







ОНА сомневалась в том , что делает?







-кто бы мог в это время помочь ей? (ДА, муж и бабушка, если бы обратили внимание на странности в её поведении и жизни…




Давайте ещё раз прочтём начало произведения:



«Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрётся в жизнь, закрутит её и перевернёт всю Судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти»

Что же получается?







а что такое в вашем понимании СУДЬБА?


-можно ли изменить судьбу, или она даётся человеку как что-то неизменное?

- а может никакой судьбы нет, и человек может жить как ему заблагорассудится, делая всё, что хочет?

(Судьба - это совокупность всех событий и обсто -ятельств, которые предопределены и в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т. п.; предопределённость событий, поступков; рок, фатум; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества, -ТАКОГО лексическое значение этого слова в ВИКИПЕДИИ).


Есть, конечно , и множество других определений этого слова, но прочитав вот это произведение, я ,как языковед, посмотрела на состав этого слова и решила , что оно сложное. ПОЧЕМУ?

А вот почему…

Если вдуматься в то, что в статье из ИНТЕРНЕТА за 2013 год (Источник: http://www.inauka.ru/phisic/article51283...)



Питер Хиггс

фото: ru.wikipedia.org

Бозон Хиггса - "частица Бога"; СИЛА, КОТОРАЯ ТОРМОЗИТ ЗЛО-

ЭТО и ЕСТЬ БОГ или ТВОРЕЦ Вселенной


Добро и зло

По современному представлению учёных, весь наш мир пронизывает ПОЛЕ, и одни элементарные частицы легко проходят сквозь него, а другие с трудом продираются.

Науке давно известно про антиматерию. Каждый химический элемент таблицы Менделеева имеет свою противоположность (водород - антиводород). Грубо говоря, в антиматерии электроны и протоны имеют свои аналоги, но с противоположными зарядами. При взаимодействии частицы и античастицы происходит взрыв с выделением большого количества энергии. Современная теория предполагает, что в момент "Большого взрыва" вещества по каким-то причинам образовалось чуть больше, чем антивещества, и на этих остатках вещества и строится наша осязаемая Вселенная.

…Только что в Европейском центре ядерных исследований объявлено о том, что бозон со свойствами, которые предсказывал Питер Хиггс, обнаружен. Таким образом, 4 июля 2012 года человечество получило подтверждение: таинственный бозон Хиггса – частица, которой давно уже присвоили звание «частицы бога», – существует...»


Значит, СУДЬБА – это не СУД ли БОГА – Творца, то есть ПОЛЯ, которое держит равновесие , устоявшееся при образовании Вселенной (в момент "Большого взрыва" вещества (носителя положительной энергии)по каким-то причинам образовалось чуть больше, чем антивещества(носителя отрицательной энергии), и на этих остатках вещества и строится наша осязаемая Вселенная).

И получается, что этот СУД БОГА –ТВОРЦА (ОСОБОГО ВСЕПРОНИКАЮЩЕГО ПОЛЯ ) постоянный,каждодневный,ежечасный и ежеминутный, и ежесекундный; и какой будет завтра,то есть , в будущем твоя Судьба, зависит от ТЕБЯ; ЗЛО(антивещество) не может распространяться и делаться безнаказанно потому, что Творец его «ловит и направляет» тому, кто его делает, объясняя, что это против ПРАВИЛ ВСЕЛЕННОЙ( одни элементарные частицы легко проходят сквозь него(добро), а другие с трудом продираются(зло)), а так как Вселенная огромна, скорость бумеранга зависит от того, насколько опасно ЗЛО для существования Вселенной, ведь в НЕЙ ДОБРА должно быть всегда чуть больше, чем ЗЛА.

Если человек не переступает дозволенное, живёт так, как, например, Олечка Розова в начале произведения жила, Судьба не изменится, а если…..

ЭТО ЗАКОН существования ВСЕЛЕННОЙ!!!



Вернёмся к ней.

-Какое ЗЛО совершила она? Каков суд был над ней?


-Поняла ли она свои ошибки? Прочитайте предпоследний абзац текста.


-как изменилась Судьба Оли? (Творец справедлив, если от человека перестаёт исходить зло или отрицательная энергия, если он становится «кротким», «скромным» ,то жизнь налаживается , НО ПОТЕРИ НЕ ВЕРНУТЬ). Поэтому Оля осталась одна.


-Какими могут быть потери, если человеком овладевают другие Страсти, н-р,наркотики?



если гордыня, как при Гитлере, овладевает человеком?.



…если –это гордыня человека малой группы?



…если обжорство?


…если прелюбодеяние ()




Значит, как надо стараться жить, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» ?


-А КАК ? По каким законам? (А по законам ЛЮБВИ ко всему живому:ДОБРА, МИЛОСЕРДИЯ,ЧЕСТИ, СОВЕСТИ, ДОЛГА, ТРУДОЛЮБИЯ, ПОРЯДОЧНОСТИ... )





Дети могут согласиться, но могут спорить, не соглашаясь с учителем…


могут сказать, что есть люди с врождёнными страстями, ведь гены от родителей передаются детям!

Да, но СТРАСТИ преследовать нас могут из –за того, что их нам «подарили» родители; и наша задача в том- то и состоит, чтобы поняв это, не продолжать дарить их своим детям нам – будущим родителям!







-Это значит, не подумав о последствиях, решила, что и так можно, не только можно, но и «…скорее хорошо, чем дурно»









-А то, что она встала на путь скольжения вниз, за страстями и переступила черту дозволенного в её семье, предала любимого мужа, когда

«…купила кофточку из хозяйственных денег.»







-«ДА или нет? Почему?» Дети отвечают …









-Да, «…На душе у неё было беспокойно и жутко. ….она легла в постель и проплакала весь вечер. ….Вечером, бледная и смущённая, она, заикаясь, говорила своей бабушке»

-муж и бабушка, если бы призналась она им…













-Вещица перевернула СУДЬБУ Олечки «не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти»







-Судьба – это…(ответы детей…)

























































































Разорила семью, то есть нарушила правильный уклад жизни, …и осталась ни с чем…





Произведение заканчивается такими словами: «КРОТКАЯ Олечка служит в банке. Она так СКРОМНА,что краснеет при слове «омнибус», потому что оно похоже на «обнимусь»







Человек может сам погибнуть,а родители , близкие-страдать…



Это уже страшнее, при этом погибают миллионы людей…

Ненависть друг к другу …и потери

Болезни всех органов, дискомфорт…

Зачастую распадается семья(иногда убийство ),-несчастны дети…

Стараться жить так, чтобы страсти не смогли овладевать нами, не допускать их к себе. Надо научиться говорить «НЕТ! » СТРАСТЯМ- «ВОРОТНИКАМ»

Поиск и выделение

информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё в своей жизни?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке.

- Работу класса

-. Изменилось ли ваше мнение о жизни? Почему?


Дают ответы на вопросы





Не забыть о девизе урока

Анализируют работу на уроке через самооценку


Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Жизнь или " воротник"?"

Автор: Грачёва Татьяна Петровна

Дата: 21.06.2014

Номер свидетельства: 107618

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник""
    ["seo_title"] => string(46) "problematika_rasskaza_n_teffi_zhizn_i_vorotnik"
    ["file_id"] => string(6) "568899"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1609187464"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Контрольная работа по литературе по творчеству писателей 19-20 века "
    ["seo_title"] => string(75) "kontrol-naia-rabota-po-litieraturie-po-tvorchiestvu-pisatieliei-19-20-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "195351"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427898371"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Урок –путешествие по истории для учащихся 7 класса.: «Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени» 7 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_istorii_po_teme_povsednevnaia_zhizn_evropeitsev_v_nachale_novogo_"
    ["file_id"] => string(6) "513644"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559823409"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Классный час  в 10 классе  «Жизнь и творчество Великого…»  «Я конечно вернусь…» "
    ["seo_title"] => string(79) "klassnyi-chas-v-10-klassie-zhizn-i-tvorchiestvo-vielikogho-ia-koniechno-viernus"
    ["file_id"] => string(6) "235756"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443811893"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка классного часа на тему "Костюм казака и казачки""
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskaia_razrabotka_klassnogho_chasa_na_tiemu_kostium_kazaka_i_kazachki"
    ["file_id"] => string(6) "399635"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1489345853"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства