kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке идёт поиск авторского решения проблемы власти вещей над жизнью человека. Предлагаются такие виды работ, как устное сообщение, работа в парах с таблицей на этапе анлиза текста, создание обобщающего вывода в форме синквейна. На этапе домашнего задания  письменный вывод - монологическое высказывание от лица героя "Жизнь или воротник?"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник"»

Проблематика рассказа Н. Тэффи «Жизнь и воротник» 8 класс

Цели:

  • познакомить c Н.А.Тэффи и её рассказом "Жизнь и воротник";

выявить проблематику рассказа "Жизнь и воротник";

  • уметь анализировать прозаический текст;

  • развивать устную речь учащихся: уметь обобщать, делать выводы, строить монологическое высказывание;

  • воспитывать способность противостоять власти вещей над разумом человека.


1. Формулирование темы и целей урока.

  1. «Портрет» воротничка с жёлтой лентой.

Что это? (Красивая вещь, аксессуар (необязательный предмет, сопутствующий чему-либо, от фр. «добавочный»), украшает человека).

- Назовите ещё примеры аксессуаров. (Шарф, перчатки, бижутерия (серьги, бусы, браслеты), шляпа, часы, сумка, ремень).

- То есть человек может обойтись и без этой вещи, но приобретает её! Красивый аксессуар меняет человека или нет?

Да!

+ поднимает настроение

+ прибавляет уверенности в себе

+ поднимает самооценку

Нет!

Кто это? Почему «кто»? (Главный герой рассказа Тэффи «Жизнь и воротник». Он живой, управляет жизнью человека). Тема.

  1. Цели урока.

- Заглавие. Растолкуйте понятия.

Жизнь – это высокое, глубокое. Воротник – вещь, обыденное.

- 1 абзац. О чем рассказ? (Вещь может изменить жизнь и судьбу человека.)

- Сформулируйте проблемы (спорные вопросы), поднятые в рассказе.

* «иногда вещи играют судьбоносную роль в жизни человека»?

Когда вещи играют судьбоносную роль в жизни человека?

Как человек должен относиться к вещам?

- Цель урока – найти ответы на вопросы, данные автором, и выбрать свою позицию.

2. Знакомство с писателем. Устное сообщение. Слово об авторе.

Надежда Александровна Лохвицкая. Псевдоним Тэффи (1872-1952)

- Какие факты ее биографии познавательны и интересны? (Выбрать).

  • Мастер смеха! Очень популярна в начале 20 века: выпускали даже духи и конфеты «Тэффи».

  • К 300-летию дома Романовых у Николая II спросили, чьи произведения он хотел бы видеть в юбилейном сборнике, Государь изрёк "Одну Тэффи!"

  • Тэффи-псевдоним, связанный с именем слуги Степана, которого все звали Стеффи (была отброшена первая буква).

  • Смех, по ее мнению, - лучшая терапия. «Смех есть радость, а посему сам по себе – благо». Смех помогал забыть о страхе смерти и страхе жизни. В длинную дорогу брали томик её рассказов.

  • Эмигрантская жизнь, смерть в Париже в 1952г. Печатается, помогает эмигрантам.

  • Жизненное кредо: «В день, когда перестаешь смеяться, начинаешь стареть».

  • «Аполлон … послал нам Тэффи … писателя большого, глубокого и своеобразного» (С.Чёрный). Сквозь смех всегда грусть, как у Чехова, и раздумья о несовершенстве мира.

  • 13-летней девочкой ходила к Л.Н.Толстому просить за князя Андрея, чтобы тот не умирал… Но от волнения не смогла внятно сформулировать мысль и получила от писателя только автограф.

  • Среди её читателей и почитателей были Николай II, Григорий Распутин, Владимир Ильич Ленин.

Т. о., Тэффи – писатель-классик сатирической литературы. «Королевой русского юмора" её назвал Е.Шварц.

  1. Анализ рассказа.

1) Словарная работа.

Гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.

Мануфактура (устар.) – ткань, текстильные изделия.

Извозчик (устар.) – наемный экипаж с кучером.

Корюшка – небольшая морская промысловая рыба.

Омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.

Профукать – промотать, потратить.

2) Беседа по вопросам.

 - Кто герои рассказа? (Олечка Розова, упоминаются муж, бабушка, студент. Главный герой -  воротник).  

- Где и когда происходит действие?  Какие детали это подчеркивают? (В Москве, так как Гостиный двор  – это Москва; рубеж веков – извозчики, женщина служит в банке).

- Что знаем о героине до истории с воротником?  (Замужем («мужа любила преданно»), детей не было. «Характер имела тихий, застенчивый». «Довольствовалась скромной жизнью»: то есть было скучно!)

- Почему купила воротник? (Хотела! Украсить свою жизнь!)

  1. Работа в парах. Заполнение таблицы.

- Какие перемены произошли в героине после покупки воротника?

Что покупала?

Почему покупала?

Воротничок!

На какие средства?


Что чувствовала?


Кофточка


«потребовал»


«из хозяйственных денег»

«мучилась всю ночь»


Юбка


«требовал»


«заложила серебро и браслетку»

«На душе у нее было беспокойно и жутко…»

Башмаки


«потребовал», «заказал»


часы


«проплакала весь вечер»

Шляпа, пояс и перчатки


«подходящие к характеру воротничка»

«заикаясь, говорила своей бабушке», что «муж очень болен»

«бледная и смущенная»


Диван


«несколько дней настойчиво требовал»

«укреплялся и властвовал»


«лгала и выклянчивала деньги»

«стала вести странную … воротничковую жизнь»: «угождая ему»

«от которого тошнило»


4) Обобщающие выводы.

- Как изменила Ольгу неуёмная жажда приобретательства! (Ложь и обман! Жизнь пошла «по наклонной», «распутство», «поплыла по течению»: обстригла волосы, стала курить, громко хохотать, изменила мужу).

- Почему героиня не смогла остановиться?

(- слабохарактерная, безвольная: соблазн велик;

- терпеть «сладкую муку» страдания (рыдала, молилась, терзалась, хотела признаться мужу) и есть жизнь;

- от безделья, нечем заняться ).

- Чем страшен «воротник»? (Разрушает жизнь и характер, личность человека).

- Каков финал борьбы с воротничком! (Печальный: разрушена семья, потеряла честное имя. Положительный момент – «служит в банке», «краснеет»).

- Представим будущее Ольги: не попадет ли она вновь под влияние какой-нибудь вещи?

3. Рефлексия. Подведение итогов.

1) Устные выводы.

- Почему главным героем рассказа стал именно «воротник»?

(Образ-символ:

* символизирует роскошную жизнь, вседозволенность, раскрепощенность, распущенность:

* воротничок как будто душит её, мешает ей жить, жизнь Олечки разрушается воротником).

- Кто на самом деле разрушил жизнь героини? ( Она сама – слабохарактерная: хотела роскошной, весёлой жизни и, почувствовав её вкус, не могла остановиться. Вещь само по себе не изменяет характер, она только проявляет суть характера: «воротник пошло захихикал» - это то, чего хотела Оленька).

- Реалистична ли ситуация рассказа? (Человек гонится за приобретение новых вещей больше и больше и не ценит вещи, которые у него уже есть (серебро,браслет, часы!)).

2) Разрешение проблем в рассказе.

- Когда вещи играют судьбоносную роль в жизни человека? (Когда начинают управлять жизнью человека, подчиняют себе. Когда смысл жизни – погоня за вещами!)

Как человек должен относиться к вещам?

( * Не быть рабом вещи.

* Не делать приобретательство смыслом жизни.

* Старые, дорогие сердцу вещи нужно ценить и беречь.)

3) Составление синквейна.

Олечка.

Слабая, бесхарактерная.

Покупает, обманывает, деградирует.

Жизнь дороже воротника!

Глупая курица!


Д/з. Монолог воротничка. Письменный вывод (О страшной власти вещей над человеком).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник"

Автор: Санакоева Галина Анатольевна

Дата: 28.12.2020

Номер свидетельства: 568899


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства