На уроке идёт поиск авторского решения проблемы власти вещей над жизнью человека. Предлагаются такие виды работ, как устное сообщение, работа в парах с таблицей на этапе анлиза текста, создание обобщающего вывода в форме синквейна. На этапе домашнего задания письменный вывод - монологическое высказывание от лица героя "Жизнь или воротник?"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- То есть человек может обойтись и без этой вещи, но приобретает её! Красивый аксессуар меняет человека или нет?
Да!
+ поднимает настроение
+ прибавляет уверенности в себе
+ поднимает самооценку
Нет!
- Кто это? Почему «кто»? (Главный герой рассказа Тэффи «Жизнь и воротник». Он живой, управляет жизнью человека). Тема.
Цели урока.
- Заглавие. Растолкуйте понятия.
Жизнь – это высокое, глубокое. Воротник – вещь, обыденное.
- 1 абзац. О чем рассказ? (Вещь может изменить жизнь и судьбу человека.)
- Сформулируйте проблемы (спорные вопросы), поднятые в рассказе.
* «иногда вещи играют судьбоносную роль в жизни человека»?
Когда вещи играют судьбоносную роль в жизни человека?
Как человек должен относиться к вещам?
- Цель урока – найти ответы на вопросы, данные автором, и выбрать свою позицию.
2. Знакомство с писателем. Устное сообщение. Слово об авторе.
Надежда Александровна Лохвицкая. Псевдоним Тэффи (1872-1952)
- Какие факты ее биографии познавательны и интересны? (Выбрать).
Мастер смеха! Очень популярна в начале 20 века: выпускали даже духи и конфеты «Тэффи».
К 300-летию дома Романовых у Николая II спросили, чьи произведения он хотел бы видеть в юбилейном сборнике, Государь изрёк "Одну Тэффи!"
Тэффи-псевдоним, связанный с именем слуги Степана, которого все звали Стеффи (была отброшена первая буква).
Смех, по ее мнению, - лучшая терапия. «Смех есть радость, а посему сам по себе – благо». Смех помогал забыть о страхе смерти и страхе жизни. В длинную дорогу брали томик её рассказов.
Эмигрантская жизнь, смерть в Париже в 1952г. Печатается, помогает эмигрантам.
Жизненное кредо: «В день, когда перестаешь смеяться, начинаешь стареть».
«Аполлон … послал нам Тэффи … писателя большого, глубокого и своеобразного» (С.Чёрный). Сквозь смех всегда грусть, как у Чехова, и раздумья о несовершенстве мира.
13-летней девочкой ходила к Л.Н.Толстому просить за князя Андрея, чтобы тот не умирал… Но от волнения не смогла внятно сформулировать мысль и получила от писателя только автограф.
Среди её читателей и почитателей были Николай II, Григорий Распутин, Владимир Ильич Ленин.
Т. о., Тэффи – писатель-классик сатирической литературы. «Королевой русского юмора" её назвал Е.Шварц.
Анализ рассказа.
1) Словарная работа.
Гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.
Омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.
Профукать – промотать, потратить.
2) Беседа по вопросам.
- Кто герои рассказа? (Олечка Розова, упоминаются муж, бабушка, студент. Главный герой - воротник).
- Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают? (В Москве, так как Гостиный двор – это Москва; рубеж веков – извозчики, женщина служит в банке).
- Что знаем о героине до истории с воротником? (Замужем («мужа любила преданно»), детей не было. «Характер имела тихий, застенчивый». «Довольствовалась скромной жизнью»: то есть было скучно!)
- Почему купила воротник? (Хотела! Украсить свою жизнь!)
Работа в парах. Заполнение таблицы.
- Какие перемены произошли в героине после покупки воротника?
Что покупала?
Почему покупала?
Воротничок!
На какие средства?
Что чувствовала?
Кофточка
«потребовал»
«из хозяйственных денег»
«мучилась всю ночь»
Юбка
«требовал»
«заложила серебро и браслетку»
«На душе у нее было беспокойно и жутко…»
Башмаки
«потребовал», «заказал»
часы
«проплакала весь вечер»
Шляпа, пояс и перчатки
«подходящие к характеру воротничка»
«заикаясь, говорила своей бабушке», что «муж очень болен»
«бледная и смущенная»
Диван
«несколько дней настойчиво требовал»
«укреплялся и властвовал»
«лгала и выклянчивала деньги»
«стала вести странную … воротничковую жизнь»: «угождая ему»
«от которого тошнило»
4) Обобщающие выводы.
- Как изменила Ольгу неуёмная жажда приобретательства! (Ложь и обман! Жизнь пошла «по наклонной», «распутство», «поплыла по течению»: обстригла волосы, стала курить, громко хохотать, изменила мужу).
- Почему героиня не смогла остановиться?
(- слабохарактерная, безвольная: соблазн велик;
- терпеть «сладкую муку» страдания (рыдала, молилась, терзалась, хотела признаться мужу) и есть жизнь;
- от безделья, нечем заняться ).
- Чем страшен «воротник»? (Разрушает жизнь и характер, личность человека).
- Каков финал борьбы с воротничком! (Печальный: разрушена семья, потеряла честное имя. Положительный момент – «служит в банке», «краснеет»).
- Представим будущее Ольги: не попадет ли она вновь под влияние какой-нибудь вещи?
3. Рефлексия. Подведение итогов.
1) Устные выводы.
- Почему главным героем рассказа стал именно «воротник»?
(Образ-символ:
* символизирует роскошную жизнь, вседозволенность, раскрепощенность, распущенность:
* воротничок как будто душит её, мешает ей жить, жизнь Олечки разрушается воротником).
- Кто на самом деле разрушил жизнь героини? ( Она сама – слабохарактерная: хотела роскошной, весёлой жизни и, почувствовав её вкус, не могла остановиться. Вещь само по себе не изменяет характер, она только проявляет суть характера: «воротник пошло захихикал» - это то, чего хотела Оленька).
- Реалистична ли ситуация рассказа? (Человек гонится за приобретение новых вещей больше и больше и не ценит вещи, которые у него уже есть (серебро,браслет, часы!)).
2) Разрешение проблем в рассказе.
- Когда вещи играют судьбоносную роль в жизни человека? (Когда начинают управлять жизнью человека, подчиняют себе. Когда смысл жизни – погоня за вещами!)
Как человек должен относиться к вещам?
( * Не быть рабом вещи.
* Не делать приобретательство смыслом жизни.
* Старые, дорогие сердцу вещи нужно ценить и беречь.)
3) Составление синквейна.
Олечка.
Слабая, бесхарактерная.
Покупает, обманывает, деградирует.
Жизнь дороже воротника!
Глупая курица!
Д/з. Монолог воротничка. Письменный вывод (О страшной власти вещей над человеком).