kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка классного часа на тему "Костюм казака и казачки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОСТЮМ КАЗАКА И КАЗАЧКИ. Цель: познакомить учащихся с особенностями формирования кубанского казачьего костюма. Задачи: прививать интерес к изучению истории костюма, способствовать творческому подходу к исследованию кубанского казачьего костюма, пробуждать в душе учащихся чувство гордости за свой народ. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка из предметов одежды кубанских казаков, куклы одетые в костюмы кубанского казака и казачки, рисунки с элементами мужского и женского костюма (количество элементов должно быть равным). Учитель: Ребята, посмотрите на предметы одежды и кукол, которые находятся в нашем кабинете. Как вы думаете, в каком веке казаки одевались так, как одеты наши куклы? Сегодня вы узнаете, как менялся костюм кубанских казаков на протяжении веков, и ответите на поставленный вопрос. Я разделила вас на две команды: команда девочек и команда мальчиков. На ваших партах лежат рисунки с изображением одежды. Внимательно слушая наших рассказчиков, вы должны подписать названия одежды. В конце классного часа команды должны определить, чей костюм (мужской или женский) они собирали, и убрать один лишний элемент. Заселение кубанских земель русскими началось в конце 17 века, когда в результате церковной реформы многие крестьяне устремились на юг, на казачий Дон. Однако чтобы избежать царской расправы, старообрядцам пришлось двинуться дальше на юг под покровительство крымского хана. Они поселились между реками Кубанью и Лабой. Переселенцы-эмигранты стали именоваться «кубанскими казаками». Старообрядцы принесли старинный русский костюм из глубины России, сохраняя его по религиозным мотивам. До самого недавнего времени казачки старообрядки в повседневной жизни носили сарафаны и кафтаны времен Ивана Грозного (слайд с изображением мужского и женского русского костюма времен Ивана Грозного). Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали имено-ваться казаками. В первую оче¬редь это относится к изобретению скифов — штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника. За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары — в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что на¬ходили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVII и в XIX веках. Рубахи были двух видов — русская и бешмет. Русскую заправ¬ляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шелка (слайды с изображением шаровар, русской рубахи и бешмета). Ученик (слайд с мужскими рубахами): Мужские рубахи встречаются в музейных собраниях значительно реже, чем женские, и большинство из них датируется первой половиной XX века. Различные типы рубах отличаются друг от друга главным образом характером разреза для надевания, фасоном воротника, украшениями. Исходя из имеющегося этнографического материала, можно сделать вывод, что в конце XIX - начале XX вв. на Кубани мужчины носили характерную для русских туникообразную рубаху — косоворотку с разрезом ворота, расположенным на левой стороне груди, и со стоячим воротником. Косоворотка, как модная и праздничная рубаха, вытеснила в XIX веке существовавшую у русских сорочку с прямым разрезом. Учитель (слайд с изображением костюмов запорожских и линейных казаков, формой Кубанского казачьего войска): В ХVШ веке на Кубань началось переселение черноморских казаков. Основу Кубанского казачьего войска составляли запорожцы и донцы. В начальный период за-селения края черноморцы сохранили одежду и вооружение, присущее запорожцам. Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В 1860 году была принята форма для Кубанского казачьего войска. Ученик (слайды с изображением черкески, башлыка, бешмета и др.) Комплект мужской одежды состоял из черкески, сшитой из черного фабричного сукна, шаровар темных то¬нов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц. Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Ши¬ли ее длиной ниже колена, с низким вырезом на груди, открывавшим бешмет, рукава делали с широкими отворотами. На Кубани черкеска шилась обычно из черного или темно-серого сукна. На груди черкески по обеим сторонам бортов нашивались напатронники (газыри). Длина одного напатронника - 5 вершков (1 вершок - 4,445 см). Первона¬чально газыри использовались для ношения патронов, позже туда стали вставляться деревянные втулки, украшенные роговыми или металлическими навершиями. На груди черкески нашивали подкладку для газырей; газыри вместе с кавказским поясом, часто с серебря¬ным набором, служили украшением черкески. Ученик (слайды с изображением черкески и бешмета): Черкеска застегивалась крючками от нижней части напатронников до пояса. Черкеска шилась достаточно широкой, что¬бы в зимние время ее можно было одеть на полушубок. Под черкеску одевался бешмет. Термин "бешмет" заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин - "чекмень". Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов - красного, малинового, синего, розового и т.д. Длина бешмета - до колен, с закругленным воротником-стойкой, застежкой, располагавшейся спереди на крючках, длинный рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обши¬вали ярким или серебряным шнуром-галуном. Нашивались небольшие нагрудные карманы. Учитель (слайды с женским казачьим костюмом): Женский костюм — это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый на¬ряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и, даже, сколько у женщины детей. Чем дальше вглубь веков, тем отчетливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно. Ученик (слайд с изображениями женских рубах): Особый интерес, с точки зрения художественной и исторической, представляет традиционный вид женской одежды - рубахи. В ней сох¬ранились основы русского женского костюма; длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете, ворот круглый, присборенный, с глубоким вырезом. Рукав пришивался ква-дратной ластовицей. Шили ее обычно из белого домотканого конопляного полотна. Украшались вышивкой подол и ворот. По внешнему виду различались рубахи на цельнокройные с пришитыми рукавами и составные (стан с рукавами и подставка). Обычно стан шили из более дорогой и тонкой ткани, чем подставку. Рубахи украшались вышивкой: будничные очень скромно, а праздничные, и особенно свадебные, отличались богатой орнаментикой. Особенно пышно декорировались рукава, меньше разрез ворота и подол. Ученик (слайды с изображением костюма «парочка», кирасой, брызжей и др.): В конце XIX начале XX веков на Кубани широко распространился комплект, состоящий из юбки и кофточки. Один из современников писал: «жители станицы Дмитриевской теперь и в нужде не могут примириться с дедовской патриархальностью в одежде, носить холщевую рубашку вместо ситцевой, грубую плахту – вместо цветной юбки». К концу XIX века рубаха из повседневной одежды все больше становилась или только домашней, или нижней нательной одеждой, на которую чаще всего надевали кофту. В женском казачьем костюме можно выделить два основных ти¬па, сложившихся под влиянием украинского, южнорусского и средне¬русского костюмов. Первый тип костюма состоял из кофты - "кира¬сы", плотно облегавшей торс, с небольшой баской до бедер и рука-вами - "дулями", а также юбки со сборкой, называемой "брызжей". Головной убор - колпак, вязали узором в форме закругленного мешочка, он надевался на уложенную сзади косу и затягивался шнур¬ком. В большом употреблении были фартуки. Будничный фартук, "запон", шили из холста, а праздничный - из более дорогих тканей, украшали его оборками, кружевами, лентами. Ученик (слайд с изображением матене, фартука, юбки и др.): Второй тип казачьего женского костюма состоял он из кофты - "матене" - свободного покроя, на 10-12 см ниже талии. Рукава длинные с густыми сборками в верхней части, а книзу зауженные и собранные на манжеты. Воротник - стойка. По воротнику и низу кофты украшали узкой оборочкой или кружевом. Фартук - "завеска" - с грудиной или до талии в два полотнища. Будничные «завески» - синие, коричневые, белые. Украшались мережками и отделочными полосками. Праздничные шились из более дорогой ткани, украшались по низу лентами, прошвами, кружевом. Под фартуком замужние женщины носили карман из крепкой ткани. Ткани и отделка женской одежда были весьма разнообразны и так же, как я в мужском костюме, свидетельствует об имущественном различии. Юбки шились шестиклинными, длиной до полу и украшались тесьмой, шнуром и кружевом. Они были присборены по линии талии. По низу юбки - оборка и мелкие складки. Под верхнюю юбку одевали несколь¬ко нижних юбок. Нижняя юбка - "спидница" - обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкого белого или светлого материала с кружевами, часто орнаментирована вышивкой. Ученик (слайд с изображением верхней женской одежды, головных уборов): Верхней зимней одеждой была стеганая "кохта" без воротника с широкими косыми полосами, образующими глубокий запах. Эта одежда считалась удобной, так как давала возможность выносить ребенка на улицу, не завертывая в одеяло, Так же зимней одеждой были овчинные шубейки и простые кожухи с запахом. Волосы женщины заплетались в косы и укладывали их на затылке в пучок. Пучок тщательно закрывала шлычка (очипок), маленькая шапочка, состоявшая из круглого донышка и узкого бортика, которая затягивалась на пучке шнурком. Девушки ходили летом с непокрытой головой, вплетая в косу различные ленты. Надевали и вязанные пуховые платки, меховые косынки, покупные чепцы, шарфы. Ученик (слайд с изображением женского костюма «парочка», платье для девочки): «Парочка» - так на Кубани назывался комплект женской одежды, состоящий из юбки и кофты. Так как ткань была очень дорогой, то шились вещи так, чтобы при крое как можно меньше было обрезков. Кофта была прямая, чуть-чуть ниже талии. Девушки носили кофту на выпуск. После того как девушка выходила замуж – кофта заправлялась в юбку. Волосы заплетали в две косы и прятали под шлычку (очипок). До того момента пока у замужней женщины было один-два ребенка, т.е. она была молодухой, она могла себе позволить носить светлые кофты, но чем старше становилась женщина, то тем темнее и скромнее становились ее наряды. Девочкам шили платья. Обычно делалось несколько складочек, которые, когда девочка подрастала, распускали и платье удлиняли. Ученик (слайд с изображением обуви): Обувь казаки шили сами. Женщины носили белые поршни - чулки, чирики, башмаки, сапоги - "гусарики". В начале XX в. в моду вошла вы¬сокие ботинки на шнурках. Как и у черкешенок одежда казачек была украшена монистами, серебряными пуговицами. Учитель: Вот вы и узнали, из чего состоял и как формировался костюм кубанских казаков. Когда казаки одевались так, как одеты наши куклы? (конец 19 – начало 20 века). Подведение итогов соревнования.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему "Костюм казака и казачки"»

КОСТЮМ КАЗАКА И КАЗАЧКИ.


Цель: познакомить учащихся с особенностями формирования кубанского казачьего костюма.

Задачи: прививать интерес к изучению истории костюма, способствовать творческому подходу к исследованию кубанского казачьего костюма, пробуждать в душе учащихся чувство гордости за свой народ.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка из предметов одежды кубанских казаков, куклы одетые в костюмы кубанского казака и казачки, рисунки с элементами мужского и женского костюма (количество элементов должно быть равным).

Учитель: Ребята, посмотрите на предметы одежды и кукол, которые находятся в нашем кабинете. Как вы думаете, в каком веке казаки одевались так, как одеты наши куклы? Сегодня вы узнаете, как менялся костюм кубанских казаков на протяжении веков, и ответите на поставленный вопрос. Я разделила вас на две команды: команда девочек и команда мальчиков. На ваших партах лежат рисунки с изображением одежды. Внимательно слушая наших рассказчиков, вы должны подписать названия одежды. В конце классного часа команды должны определить, чей костюм (мужской или женский) они собирали, и убрать один лишний элемент.

Заселение кубанских земель русскими началось в конце 17 века, когда в результате церковной реформы многие крестьяне устремились на юг, на казачий Дон. Однако чтобы избежать царской расправы, старообрядцам пришлось двинуться дальше на юг под покровительство крымского хана. Они поселились между реками Кубанью и Лабой. Переселенцы-эмигранты стали именоваться «кубанскими казаками». Старообрядцы принесли старинный русский костюм из глубины России, сохраняя его по религиозным мотивам. До самого недавнего времени казачки старообрядки в повседневной жизни носили сарафаны и кафтаны времен Ивана Грозного (слайд с изображением мужского и женского русского костюма времен Ивана Грозного).

Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали имено­ваться казаками. В первую оче­редь это относится к изобретению скифов — штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника. За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары — в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что на­ходили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVII и в XIX веках. Рубахи были двух видов — русская и бешмет. Русскую заправ­ляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шелка (слайды с изображением шаровар, русской рубахи и бешмета).

Ученик (слайд с мужскими рубахами):

Мужские рубахи встречаются в музейных собраниях значительно реже, чем женские, и большинство из них датируется первой половиной XX века. Различные типы рубах отличаются друг от друга главным образом характером разреза для надевания, фасоном воротника, украшениями. Исходя из имеющегося этнографического материала, можно сделать вывод, что в конце XIX - начале XX вв. на Кубани мужчины носили характерную для русских туникообразную рубаху — косоворотку с разрезом ворота, расположенным на левой стороне груди, и со стоячим воротником. Косоворотка, как модная и праздничная рубаха, вытеснила в XIX веке существовавшую у русских сорочку с прямым разрезом.

Учитель (слайд с изображением костюмов запорожских и линейных казаков, формой Кубанского казачьего войска):

В ХVШ веке на Кубань началось переселение черноморских казаков. Основу Кубанского казачьего войска составляли запорожцы и донцы. В начальный период за­селения края черноморцы сохранили одежду и вооружение, присущее запорожцам. Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В 1860 году была принята форма для Кубанского казачьего войска.

Ученик (слайды с изображением черкески, башлыка, бешмета и др.)

Комплект мужской одежды состоял из черкески, сшитой из черного фабричного сукна, шаровар темных то­нов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц. Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Ши­ли ее длиной ниже колена, с низким вырезом на груди, открывавшим бешмет, рукава делали с широкими отворотами. На Кубани черкеска шилась обычно из черного или темно-серого сукна. На груди черкески по обеим сторонам бортов нашивались напатронники (газыри). Длина одного напатронника - 5 вершков (1 вершок - 4,445 см). Первона­чально газыри использовались для ношения патронов, позже туда стали вставляться деревянные втулки, украшенные роговыми или металлическими навершиями. На груди черкески нашивали подкладку для газырей; газыри вместе с кавказским поясом, часто с серебря­ным набором, служили украшением черкески.

Ученик (слайды с изображением черкески и бешмета):

Черкеска застегивалась крючками от нижней части напатронников до пояса. Черкеска шилась достаточно широкой, что­бы в зимние время ее можно было одеть на полушубок. Под черкеску одевался бешмет. Термин "бешмет" заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин - "чекмень". Беш­мет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов - крас­ного, малинового, синего, розового и т.д.. Длина бешмета - до колен, с закругленным воротником-стойкой, застежкой, располагавшейся спереди на крючках, длин­ный рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обши­вали ярким или серебряным шнуром-галуном. Нашивались небольшие нагрудные карманы.

Учитель (слайды с женским казачьим костюмом):

Женский костюм — это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый на­ряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. За­мужняя женщина или девушка, вдова или не­веста, какого она рода и, даже, сколько у женщи­ны детей. Чем дальше вглубь веков, тем отчетливее видно назначение одеж­ды: не только оберегать человека от жары и хо­лода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно.

Ученик (слайд с изображениями женских рубах):

Особый интерес, с точки зрения художественной и исторической, представляет традиционный вид женской одежды - рубахи. В ней сох­ранились основы русского женского костюма; длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете, ворот круглый, присборенный, с глубоким вырезом. Рукав пришивался ква­дратной ластовицей. Шили ее обычно из белого домотканого конопляного полотна. Украшались вышивкой подол и ворот. По внешнему виду различались рубахи на цельнокройные с пришитыми рукавами и составные (стан с рукавами и подставка). Обычно стан шили из более дорогой и тонкой ткани, чем подставку. Рубахи украшались вышивкой: будничные очень скромно, а праздничные, и особенно свадебные, отличались богатой орнаментикой. Особенно пышно декорировались рукава, меньше разрез ворота и подол.

Ученик (слайды с изображением костюма «парочка», кирасой, брызжей и др.):

В конце XIX начале XX веков на Кубани широко распространился комплект, состоящий из юбки и кофточки. Один из современников писал: «жители станицы Дмитриевской теперь и в нужде не могут примириться с дедовской патриархальностью в одежде, носить холщевую рубашку вместо ситцевой, грубую плахту – вместо цветной юбки». К концу XIX века рубаха из повседневной одежды все больше становилась или только домашней, или нижней нательной одеждой, на которую чаще всего надевали кофту.

В женском казачьем костюме можно выделить два основных ти­па, сложившихся под влиянием украинского, южнорусского и средне­русского костюмов. Первый тип костюма состоял из кофты - "кира­сы", плотно облегавшей торс, с небольшой баской до бедер и рука­вами - "дулями", а также юбки со сборкой, называемой "брызжей". Головной убор - колпак, вязали узором в форме закругленного мешочка, он надевался на уложенную сзади косу и затягивался шнур­ком. В большом употреблении были фартуки. Будничный фартук, "запон", шили из холста, а праздничный - из более дорогих тканей, украшали его оборками, кружевами, лентами.

Ученик (слайд с изображением матене, фартука, юбки и др.):

Второй тип казачьего женского костюма состоял он из кофты - "матене" - свободного покроя, на 10-12 см ниже талии. Рукава длинные с густыми сбор­ками в верхней части, а книзу зауженные и собранные на манжеты. Воротник - стойка. По воротнику и низу кофты украшали узкой оборочкой или кружевом. Фартук - "завеска" - с грудиной или до талии в два полотнища. Будничные «завески» - синие, коричневые, белые. Украша­лись мережками и отделочными полосками. Праздничные шились из более дорогой ткани, украшались по низу лентами, прош­вами, кружевом. Под фартуком замужние женщины носили карман из крепкой ткани.

Ткани и отделка женской одежда были весьма разнообразны и так же, как я в мужском костюме, свидетельствует об имущественном различии. Юбки шились шестиклинными, длиной до полу и украшались тесьмой, шнуром и кружевом. Они были присборены по линии талии. По низу юбки - оборка и мелкие складки. Под верхнюю юбку одевали несколь­ко нижних юбок. Нижняя юбка - "спидница" - обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкого белого или светлого ма­териала с кружевами, часто орнаментирована вышивкой.

Ученик (слайд с изображением верхней женской одежды, головных уборов):

Верхней зимней одеждой была стеганая "кохта" без воротника с широкими косыми полосами, образующими глубокий запах. Эта одежда считалась удобной, так как давала возможность выносить ребенка на улицу, не завертывая в одеяло, Так же зимней одеждой были овчинные шубейки и простые кожухи с запахом.

Волосы женщины заплетались в косы и укладывали их на затылке в пучок. Пучок тщательно закрывала шлычка (очипок), маленькая шапочка, состоявшая из круглого донышка и узкого бортика, которая затягивалась на пучке шнурком. Девушки хо­дили летом с непокрытой головой, вплетая в косу различные ленты. Надевали и вязанные пуховые платки, меховые косынки, покупные чепцы, шарфы.

Ученик (слайд с изображением женского костюма «парочка», платье для девочки):

«Парочка» - так на Кубани назывался комплект женской одежды, состоящий из юбки и кофты. Так как ткань была очень дорогой, то шились вещи так, чтобы при крое как можно меньше было обрезков. Кофта была прямая, чуть-чуть ниже талии. Девушки носили кофту на выпуск. После того как девушка выходила замуж – кофта заправлялась в юбку. Волосы заплетали в две косы и прятали под шлычку (очипок). До того момента пока у замужней женщины было один-два ребенка, т.е. она была молодухой, она могла себе позволить носить светлые кофты, но чем старше становилась женщина, то тем темнее и скромнее становились ее наряды. Девочкам шили платья. Обычно делалось несколько складочек, которые, когда девочка подрастала, распускали и платье удлиняли.

Ученик (слайд с изображением обуви):

Обувь казаки шили сами. Женщины носили белые поршни - чулки, чирики, башмаки, сапоги - "гусарики". В начале XX в. в моду вошла вы­сокие ботинки на шнурках. Как и у черкешенок одежда казачек была украшена монистами, серебряными пуговицами.

Учитель:

Вот вы и узнали, из чего состоял и как формировался костюм кубанских казаков. Когда казаки одевались так, как одеты наши куклы? (конец 19 – начало 20 века).

Подведение итогов соревнования.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Методическая разработка классного часа на тему "Костюм казака и казачки"

Автор: Волкова Ольга Владиславовна

Дата: 12.03.2017

Номер свидетельства: 399635

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства