kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Живой и только!" (по творчеству Б Пастернака)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока "Живой и только!" (по творчеству Б Пастернака) - познакомить учащихся с биографией поэта, с особенностями его мироощущения и поэтики; помочь выявить феномен Бориса Пастернака. На примере жизни Пастернака формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество, ответственность за все, что делает человек, как он поступает.

Дети слушают стихи, учатся читать их выразительно.

Идет работа по формированию умения обобщать, выражать свои мысли в устной и письменной форме;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Живой и только!" (по творчеству Б Пастернака)»

Тема урока.

"Живой – и только!"



Цели:

  • познакомить учащихся с биографией поэта, с особенностями его мироощущения и поэтики; помочь выявить феномен Пастернака;

  • обучать выразительному чтению; продолжить работу по формированию умения обобщать, выражать свои мысли в устной и письменной форме;

  • на примере жизни Пастернака формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.

Словарь к уроку: гармония, феномен.

Оборудование:

  • Высказывания Пастернака о поэте и поэзии.

  • Портрет Б. Пастернака работы.

  • П. Чайковский. Фрагмент Пятой симфонии. (Вторая часть)

  • П. Чайковский "Времена года”. (Май).

  • Сюита А. Градского на стихи Б. Пастернака "Зимняя ночь”.

  • Ф. Шопен Ноктюрн № 11 соль минор, соч. 39.

Полное затемнение. Горит свеча. Звучит вступление к сюите Градского на стихи Пастернака. На фоне музыки учитель читает стихотворение "Зимняя ночь”.

Учитель: Как заклинание повторяемое – "свеча горела на столе, свеча горела...”. Много соединено в этом образе. Свеча горит как бы изнутри не пополняемой извне силой, а собою, своей сутью; и ее жизнь – это горение. Она светит, не может не светить, пока живет.

Жизнь – как свеча, которая не может гореть внутри, для себя. Именно такой мне представляется жизнь Б.Л. Пастернака. О Пастернаке написано и сказано многое. Но по сути, этот творческий материк еще только разгадывается.

Давайте и мы попробуем вступить в мир поэзии Пастернака, попытаемся понять, в чем же феномен (словарь к уроку) Пастернака.

Вопрос на доске. (Тезисы к ответу обучающиеся записывают в тетрадь).

Представим себе, что у нас на уроке присутствуют литературоведы, те, кто успешно изучает материалы к биографии поэта, литературный критик, противники поэта и просто читатели.

Юные литературоведы!

Что же помогло Пастернаку сформироваться как поэту?

Литературовед 1

- Б.Л. Пастернак родился 29 января (10ф.) 1990 г. в Москве. Его отец – академик живописи, мать поэта – одаренная профессиональная пианистка. Родители дружили с Л.Н. Толстым. Мальчик рос в высокоинтеллигентной московской среде, где искусство – живопись, музыка, литература – насыщало собой всю атмосферу жизни.

"Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина”, - говорит поэт в "Охранной грамоте”.

Литературовед 2

- Будущий поэт учился в классической гимназии и на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета. Здесь Пастернак начинает свои занятия поэзией. Гимназистом, а затем студентом он прошел предметы композиторского факультета консерватории. Музыкальные сочинения Пастернака получили одобрение Скрябина. Но будущего поэта удручало отсутствие абсолютного слуха. Он оставил музыку. Для совершенствования в философии Пастернак в 1912 г. едет в Германию, в Марбургский университет.

Литературовед 3

- Уместно вспомнить, что профессор Коген, под руководством которого Пастернак изучал философию, предложил дождаться экзамена на доктора, сдать его и обосноваться на Западе. Перед "красивым двадцатидвухлетним” Пастернаком не было проблемы выбора.

Он порывает с философией и Германией, остается верен России.

"Боже, - восклицает юноша Пастернак, - у меня голова кружится от счастья. Я вернусь на Родину, и эта Родина – Россия!”.

Литературовед 1

- Чтобы включиться в поэтическую жизнь Москвы, Пастернак вошел сначала в группу "Лирика”, затем в группу умеренных футуристов "Центрифуга”.

Противники:

- Позвольте, говорят Пастернак не принял революцию!

- Конечно, декадентские настроения сказались.

Литературовед 2:

- Неправда, Октябрьский переворот 1917 г. он принял, но чем дальше шло время, тем труднее ему становилось. Очень уж он оказался самостоятельным, личным, неподдающимся указке. Ему, человеку, выросшему в воздухе высшей культуры того времени, никак не по дороге с террором, кровью, с диким насилием "сталинской эпохи”.

Противники:

- У Пастернака была возможность после "905” года и "Лейтенанта Шмидта” стать на сторону советской власти, но он свернул со столбовой дороги социализма на тупиковую просеку, залег в своей переделкинской норе, чем "несказанно радует наших врагов” и весь антидемократический лагерь”.

Литературовед 1

- Отчуждение Пастернака от официальных сфер началось, когда он избавился от прежних иллюзий относительно сталинского режима.

Стихотворение наизусть "О знал бы я, что так бывает...”. Звучит Ноктюрн № 11 соль минор, соч. 39 Ф. Шопена.

Литературовед 2

- Эти стихи были написаны поэтом в 1931г. Началось время нелепых подозрений, преследований, репрессий.

Как быть? Поэт решает – остаться самим собой, остаться человеком. Жить, несмотря на опасности и трагические перемены.

Литературовед 3

- "Именно в 36-м году, - когда начались эти страшные процессы, все сломалось во мне, и единение со временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал”. Еще выступая на первом съезде советских писателей, Пастернак говорил о том, что партия так обогрела писателей, что есть опасность стать литературным сановником. Пастернак избежал этой участи.

Учитель: Пришло понимание, что главное – сохранить свою независимость и достоинство, ни в чем не уступая сталинскому режиму, направленному на унификацию (словарь) и принижение личности. Необходимо реализовать свое предназначение.

Чтение эпиграфа на стенде.

Ты понял блаженство занятий,
Удачи закон и секрет.
Ты понял, что праздность – проклятье
И счастья без подвига нет.

Литературовед 3

Преданность искусству станет главной, определяющей чертой личности Пастернака. Интересным кажется здесь воспоминание сына – Евгения Борисовича Пастернака:

"Отец трудился ежедневно по 10 часов... Да, это была каторжная работа. Он считал, что ценность человеческой жизни заключается в том, чтобы полностью себя в чем-то воплотить... И задача каждого человека заключается в том, чтобы суметь отказаться от временных удобств, от положения, карьеры и все, что ему дано, вложить в дело”.

Учитель: Хорошо об этом сказано в его стихотворении "Быть знаменитым некрасиво” (наизусть).

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица.
Но быть живым, живым и только
Живым и только – до конца.

Сам Пастернак сумел пронести нетронутой свою поэтическую ношу, щедро отмеренную ему природой. Для того чтобы лучше понять взгляды Пастернака на место поэта в жизни общества, давайте вспомним, как решал эту проблему для себя В. Маяковский.

Ответы учащихся:

Поэзия должна активно воздействовать на жизнь человека.

Нет!
И сегодня
рифма поэта
ласка и лозунг, и штык, и кнут.

- Важнейшая задача поэта – отражение жизни. Писать обо всем, что видишь вокруг.

- Место поэта – в первых рядах строителей новой жизни. Поэт призван воспевать сегодняшний день, и призывать, и воодушевлять, и бороться, и обличать недостатки. "Светить всегда, светить везде...” Долг поэта – "реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипеньи”.

- Маяковский выступает против поэтов, оторванных от жизни и больших общественных проблем.

И мне агитпром
в зубах навяз.

Учитель: Я мог бы писать и про то и про это.

Но нынче не время любовных ляс.

Прав ли Маяковский?

Видимо, на гребне критического момента для России, а такой момент наступил в 1917г., уход от насущных вопросов времени можно рассматривать как уход от борьбы, как проявление слабости, отступление от гражданских позиций.

Труд поэта – сложный труд, требующий квалификации и мастерства.

Поэзия – та же добыча радия.

Учитель: Разговор "о месте поэта в рабочем строю” для Маяковского – это не просто рассказ о поэте и солнце, о назначении поэзии, а и о том, как человеку надо жить, утверждая себя на земле. Это, последнее, особенно роднит Маяковского и Пастернака. Частично сохранившиеся черновики говорят о серьезной работе над текстом, но здесь следует сказать, что Пастернак часто заменял не одну строку на другую, а целые композиционные построения.

Очень часто многие наброски оставались без развития в черновиках и затем отправлялись в мусорную корзину. Особенно это касалось непосредственных откликов на общественные события, которые Пастернак всегда отличал как стихи на случай, недостаточно глубокие, чтобы стать лирикой. Не вступает ли в спор с Маяковским Пастернак, заявляя (запись на кодоскопе) в пылу споров и полемики:

"Я ничего не выражал, не отражал, не изображал. Моя постоянная забота обращена была на содержание, моею постоянною мечтой было, чтобы одно стихотворение содержало город Венецию, в другом заключался Брестский, ныне Белорусско-Балтийский канал”.

"Только в природе и рядовой обыденщине новизна, и вечная неожиданность”, - Пастернак.

Учитель: Пастернаку становилось ясно, что "у книг, людских поступков, чувств, музыки есть своя внутренняя суть и правда, и разобраться в ней, пожалуй, интереснее, а главное – жизненно нужнее, чем знать, как про то думать положено”.

Мастер поэтического слова, он стремился во всем "дойти до самой сути”.

Стихотворение наизусть. "Во всем мне хочется дойти до самой сути”.

Кодоскоп.

"Я сегодня убедился, что только то производит впечатление, где есть сила, там же, где нет силы, как бы ни было актуально, не производит впечатления”.

Учитель: Как вы понимаете смысл этого высказывания Пастернака? Ваше мнение.

Может быть, стихотворения, которые вы сейчас услышите, помогут определить свою точку зрения на вопрос: чему отдать предпочтение: идейности, художественности.

Обратимся к текстам художественных произведений. Стихотворение "Свидание” (наизусть).

Мелодично? Да.

Благозвучно? Да.

Это поэзия? Да. Истинная поэзия. Потому что талантливо, художественно.

Учитель: Наверное, одной из главных черт Пастернака была любовь к жизни, к людям, близким. Да, Пастернак умел сам глубоко любить.

Стихотворение "Разлука”. (Выразительное чтение)

Противники Пастернака.

- Вся страна строит социализм, дел невпроворот, а он про любовь.

- Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет.

Учитель: Действительно, после 1 съезда советских писателей, на котором, как мы знаем, было записано, что "метод социалистического реализма является основным”, а вскоре он стал и "единственным” методом советской литературы, работать Пастернаку как и другим писателям и поэтам: Платонову, Булгакову, Ахматовой, Зощенко, Мандельштаму - становилось все труднее.

В само понятие "социалистический реализм” критика стала вкладывать весьма определенное содержание: декларативное выражение авторской позиции, однозначная тенденция, регламентация героев, конфликтов, правдоподобие.

Свою необходимость быть "советским человеком” наиболее яркие и талантливые художники, причастные к революционной литературе, ощущали как внутреннюю драму. У Пастернака находим:

И разве я не мерюсь пятилеткой,
не падаю, не подымаюсь с ней?
Но как мне быть с моей грудною клеткой
И с тем, что всякой косности косней?

"Революция выше любви, выше милосердия, выше личных чувств” - так предписывала первая заповедь новой литературы. Но сердце художника не могло и не умело смириться с этим. Сейчас отчетливо видно, что творчество Пастернака выходило к "планетарному гуманизму”, к приоритету общечеловеческих, вечных ценностей над классовыми, конкретно-временными.

К середине 30-х идеологические и литературные власти уверились, что подлинных произведений соцреализма от Пастернака не дождешься. И тогда его оригинальные вещи перестают печатать.

Противники:

Вы слышали, Пастернак почти ничего не пишет, все больше занимается переводами. (Рассматривает желтую от времени газету, как бы читая ее).

Что же тут удивительного! Этот "внутренний эмигрант” давно исписался и его стишки никому не нужны.

Второстепенный поэт.

Посредственный переводчик.

Пастернак вынужден заняться переводами Шекспира, Гете, Шиллера, грузинских поэтов.

Литературовед 1

Эти работы составили эпоху в истории нашей переводной литературы. Но отняли у нас многое оригинальное, что было бы создано в другой обстановке.

Противники:

Скажите: "Ушел в себя”. Уж лучше: потерял гражданские позиции.

Не участвует в общественной жизни страны.

Литературовед 2

Да, если под участием в общественной жизни понимать создание каких-нибудь одических версий, то у Пастернака их нет.

Литературовед 3

"Вы спросили о гражданской позиции. "В архиве отца, - вспоминает его сын Евгений Борисович Пастернак, - есть толстый конверт с квитанциями переводов по самым разным адресам, в том числе и в ссылку, близким и совсем незнакомым людям. Разве это не есть та самая гражданская позиция?!”

Литературовед 1

Независимость поведения Бориса Пастернака в то страшное время была уникальна. Он был единственным, кто не боялся отвечать на письма, получаемые им из мест заключения. Много лет спустя, после разоблачения "культа личности” бывший редактор "Красной нови” Николай Павлович Смирнов, не один год проведший в лагерях, рассказывал, что туда ему писали только мать и Пастернак (а у него еще были брат и сестра!)

Литературовед 2

А в 1934 г. Пастернак хлопотал о смягчении участи Мандельштама. Нам известно о телефонном разговоре со Сталиным. "Отец всех народов” давал понять, что смягчить участь поэта Мандельштама может только хвалебная ода, которую он благосклонно примет”.

Литературовед 3

- Арест А. Цветаевой в 1937 г. прервал общение с Пастернаком, но не дружбу.

Литературовед 1

Уместно упомянуть и о другом факте. В 1937 г., когда собирали подписи под письмом, одобряющим смертный приговор Якиру, Тухачевскому и другим, Пастернак был единственным писателем, который отказался подписать это позорное письмо.

Скромный от природы, Пастернак говорил:

"Я, вероятно, самый обыкновенный обыватель, но, правда, есть случаи, когда меня ничто не может заставить поступить против совести”. 
"Жена со слезами умоляла меня согласиться, ведь она ждала ребенка”.

Пастернак провел без сна всю ночь, пересмотрел всю свою жизнь и понял, что сделать этого не может; хотя он и понимал, что его ждет та же участь, которую готовили военным.

Когда через некоторое время кто-то спросил, как случилось, что он остался на свободе, он ответил: "Вероятно, нужно было, чтобы видели, что у нас все есть: виноград есть, пастернак есть”. (Дело в том, что пастернак – это огородное и декоративное растение, корнеплод с желтыми цветками, употребляется как пряность).

Литературовед 2

- Менее известна поддержка Пастернаком Твардовского, когда начинающего поэта пытались объявить "кулацким” со всеми вытекающими последствиями.

В январе 1937 г., когда участь Н.И. Бухарина вполне определилась, Пастернак написал ему: "Никакие силы не заставят меня поверить в ваше предательство”.

Бесстрашие поэта восхищает!

Противники:

- А, по-моему, Пастернак ничего героического не совершал.

- Да, и в дни Великой Отечественной войны он ничего особенного не совершил.

- В дни войны Пастернак выезжал с писательской бригадой на фронт, писал патриотические стихи, очерки, занимался переводами.

Литературовед 3

- После войны выходит ряд поэтических сборников, долгие годы писатель работает над романом "Доктор Живаго”, который был издан в Италии.

Вслед за этим присуждение Нобелевской премии, и травля, и экзекуция поэта.

Учитель: Внесу ясность. Борис Леонидович выдвигался на премию неоднократно до этого. И премию ему в результате присудили не за роман, а "за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”.

Еще в декабре 1957г. Пастернак пишет: "Я не знаю, что меня ждет. По слепой игре судьбы мне посчастливилось высказаться полностью... Художник оказался в моем случае незатертым и нерастоптанным”.

Противники:

- Написал "антисоветский роман”, а когда новомировская редакция отказалась напечатать его, он передал его на Запад.

- Как же! Там эта книга была поднята на щит буржуазной прессой и принята на вооружение международной реакцией.

- Клеветник.

- Предатель.

- Я роман не читала, но возмущена им до глубины души.

- Свинья не сделает того, что он сделал... Он нагадил там, где он ест.

Литературовед 1

- Пастернак был исключен из Союза писателей, ему было предложено покинуть Родину.

Учитель: Собрание писателей 27 октября 1958 г. Послушаем писателей, исключавших Пастернака и требовавших от правительства высылки его из страны.

Противники:

" Пастернак по существу литературный Власов”. Генерала Власова советский суд расстрелял! (повесил!). Вон из нашей страны, Пастернак! Мы не хотим с вами дышать одним воздухом!”

Литературовед 2:

Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии, потому что перед ним был поставлен выбор – либо Нобелевская премия, либо Родина. Пастернак выбрал Родину.

Стихотворение "Нобелевская премия”. Звучит фрагмент из Пятой симфонии Чайковского (Вторая часть).

Учитель: 9 декабря 1989 года нобелевская медаль Бориса Пастернака была передана его сыну. В чем же феномен Пастернака? (зачитайте свои тезисы урока).

Ответы обучающихся:

Сумел остаться, самим собой в трудное время: "но быть живым, живым и только – до конца”.

  • В бесстрашии поэта! Бесстрашие правды в наш век – феномен.

  • Сумел сохранить преданность делу. "Цель творчества – самоотдача”.

  • В гражданстве, которое сумел пронести по жизни несмотря ни на что.

  • В патриотизме!

  • В силе духа!

  • Высокой нравственности!

Учитель: Судьба Пастернака – одна из самых, пожалуй, удивительных в литературе нашей – с трагическим и героическим оттенком.

Такова судьба глубокого и честного художника, который, по словам Пастернака, является заложником вечности, "у времени в плену”. Вот почему Пастернаку так близок Гамлет, к образу которого он неоднократно возвращался.

Я один. Все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.

Эпипроектор. (Портрет Б. Пастернака работы В. Лемпорта).

Учитель: Перед нами портрет Б.Л. Пастернака... Не тот, уже привычный для нас, отцовский, с легко поднятым тяжелым подбородком.

Другой, менее известный – портрет работы В. Лемпорта.

Чугун, вся в трещинах эмаль. Лицо – суровое, взгляд надменный, плотно сжатые губы, углы скул. В живописных портретах жизненные бури оставляют на лицах героев тонкие паутинки морщин, здесь – трещины. Теперь мы знаем, какими внешними и внутренними бурями они созданы. Но главное – цвет! Южное небо и молодая трава прорываются сквозь чугунную тяжесть "оправы” - и светлеет, и глубже становится взгляд, и мягче губы, только углы скул, сколько ни всматривайся, никак не сглаживаются – то ли чугун чересчур угловат, то ли жизнь, прожитая "навзрыд” виновата.

Но почему так много синего и зеленого в портрете?

Синь, синева – может быть, это бескрайность просторов, сгущенность красок природы. И прозрачная высота неба, и перспектива, уводящая в будущее, и мечта об обновленной Родине.

Учитель: Пастернак в поэзии – живописец. Его стихи – живое письмо. Живое – имеющее цвет, вкус, звук. Недаром, как заклинание, произносит поэт, убеждая себя и других:

Но быть живым, живым и только.
Живым и только – до конца.

Одно из самых ранних, самых "живых” - "Февраль”.

Чтение наизусть.

Противники:

- Никакого смысла.

- Пастернак ни одного слова не скажет просто.

Учитель: Вдумываться, дофразно, дословно вчитываться в смысл каждой строфы, пытаться разгадать образную связь, синтаксис его стихов почти бесполезно, не потому, что немыслимо, а именно бесполезно. Это все равно, что расчертить на клетки картину и, исследовав ее с лупой в руках, учиться живописи.

Александр Кушнер: "Стихи Пастернака – это чудо, на него нельзя смотреть потухшим, омертвелым взором, требовать от него логических непоэтических доказательств”.

Ранняя лирика Пастернака наполнена буквально языческим преклонением перед природой. И поражает гармония восприятия мира природы. Пастернак (разумеется, нечаянно) сумел сразу и услышать, и увидеть, и почувствовать ее очарование.

Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа – огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык.

Звучит музыка из "Времен года” П. Чайковского (Май), на фоне ее ученик читает стихотворение "Ты в ветре, веткой пробующем”...

Выступление литературного критика:

У Пастернака природа – активное действующее лицо. У нее свой голос и неповторимое звучание. Чуткий внутренний слух музыканта помогает Пастернаку воспроизвести эти звуки, звуки пробуждающегося мира природы.

Сколько их в каждой поэтической зарисовке!

Чуть светает. Слышится легкий шелест едва различимой в эту пору зеленой листвы, к которой прикасается ветерок, покачивается на ветке сероватый (под цвет раннего утра), воробышек.

Но вот по саду пробегают первые лучи солнца. И он, обрызганный, закапанный прошедшим ночью дождем, загорается: в каждой капле – "запонке” вспыхивает синий огонек - "мильоны синих слез”. И уже слепит невольного наблюдателя, влюбленного в природу человека. Ведь только влюбленный может услышать "бормотание” сада, почувствовать "запахи” и уловить "дух сырой прогорклости”.

"Его грудь заполнена природой до предела, - писала о Пастернаке Марина Цветаева – Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю – и вдруг захлебнулся ею, и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет”.

Учитель: Стихи Пастернака требуют усилий читателя, сотворчества, работы воображения.

Послушаем стихотворения Пастернака о природе: "Ветер”, "Тишина”, "Заморозки”, "Иней”. В чем особенность пастернаковского понимания природы?

Мы можем отметить постоянное внимание Пастернака к весне, зиме, лету, снегу, дождю, ветру.

Благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней.

Тютчевское удивление перед "божьим миром”.

Стихи Пастернака не знают деления природы на живую и неживую.

Пейзаж в стихотворениях Пастернака существует на равных правах с человеком.

Пастернак говорил, что поэзия "валяется” в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли”. Он мог с великим мастерством и пристальностью нарисовать мельчайшие приметы осеннего сада, пропев настоящий гимн деталям, замечая и сурьму листьев рябины на коврике за дверьми, и страдающие губы обреченных на гибель астр ("Давай ронять слова”).

Пастернак верил во взаимопроницаемость разных рядов мира, их прожитость друг другом, взаимное проживание друг друга. В творчестве Пастернака мы встречаем ростки того нового мировосприятия, которое называется экологическим сознанием и суть которого кроется в преклонении перед природой как перед непреходящей святыней. Эта формула единства особенно актуальна сегодня.

Домашнее задание

Сочинение-миниатюра.

"Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется” (как отозвалось в вас прозвучавшее на уроке слово Пастернака).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Живой и только!" (по творчеству Б Пастернака)

Автор: Степина Любовь Николаевна

Дата: 23.12.2015

Номер свидетельства: 269661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока литературы. Лирика Б.Л. Пастернака. "Плачущий сад". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-litieratury-lirika-b-l-pastiernaka-plachushchii-sad"
    ["file_id"] => string(6) "109800"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405062767"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству М.И. Цветаевой «... Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед» "
    ["seo_title"] => string(140) "litieraturnyi-viechier-posviashchionnyi-zhizni-i-tvorchiestvu-m-i-tsvietaievoi-moim-stikham-kak-draghotsiennym-vinam-nastaniet-svoi-chieried"
    ["file_id"] => string(6) "105425"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402851280"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Тема урока: «Целое с миром»  (по роману Б. Пастернака «Доктор Живого»)"
    ["seo_title"] => string(68) "tiema-uroka-tsieloie-s-mirom-po-romanu-b-pastiernaka-doktor-zhivogho"
    ["file_id"] => string(6) "252868"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447481077"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Сценарий литературно-музыкального вечера  «Поэты Серебряного века» "
    ["seo_title"] => string(75) "stsienarii-litieraturno-muzykal-nogho-viechiera-poety-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "140321"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417939343"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) ""Сонеты Шекспира". Урок литературы в 8 классе. "
    ["seo_title"] => string(47) "soniety-shiekspira-urok-litieratury-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "236554"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444113478"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства