kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству М.И. Цветаевой «... Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой

«... Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед»

Форма: литературно-музыкальный вечер

Цели: содействие эстетическому воспитанию школьников; приобщение к литературному наследию Марины Цветаевой

Возраст: учащиеся старших классов

Камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного эмоционального настроя.

Место проведения: актовый зал школы.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Power Point, аккустические колонки, микрофоны.

Этапы подготовки:

1 этап:

- сбор участников и постановка перед ними задач;

- отбор участников для подготовки и проведения (по возможности участвует весь класс);

2 этап:

- изучение биографии и творчества поэтессы,  переписки Цветаевой с мужем, друзьями;

Рекомендуемые материалы:

3 этап:

- создание сценария,  презентации в программе Power Point, подбор музыкального сопровождения,

4 этап:

- распределение ролей, в том числе оформление сцены;

- индивидуальная работа с участниками;

- репетиции (по плану);

     Учитель:  Русская поэзия - наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многие поэты и писатели были забыты: их не печатали, о них не говорили. Это такие замечательные русские поэты, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей и понять их, надо вместе с ними прожить жизнь, посмотреть на нее их глазами, понять ее их сердцем. Из этой великолепной плеяды нам ближе и дороже образ М. И. Цветаевой, замечательной русской поэтессы и, как мне кажется очень душевного человека.

Чтец 1 "Красною кистью..."

Ведущий 1: Так писала о дне своего рождения Марина Ивановна Цветаева - одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.

      В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия, которое стало своеобразным предсказанием.

Чтец 2 " Моим стихам, написанным так рано..."

Ведущий 2: Время - великий «браковщик» - знает свою работу. Вчера еще гремевшие поэты со звонкими именами и роскошными репутациями поодиночке и группами уходили в небытие. В то же самое время насильственно отдаленные от читателя, замалчиваемые, опальные, проклятые властью и ее слугами поэты выходили на первый план и по праву овладевали вниманием читателей.

Ведущий 1:  «И главное - я ведь знаю, как меня будут любить... через 100 лет», - писала Цветаева.

 Утечет много воды, и не только воды, но и крови, потому что жизнь М.Цветаевой, ее творчество пришлись на 10 - 30-е годы катастрофического XX века. Так попробуем же прикоснуться к истории «цветаевских правд», к истории ее жизни и любви.

Ведущий 2: Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в уютном особняке одного их старинных московских переулков.

Чтец 3  "У меня в Москве – купола горят..."

Ведущий 2. Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Ведущий 1.  Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо – природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.

Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.

Ведущий  2. Стремительно и властно вошел в жизнь Марины Цветаевой Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.

Ведущий 2. Великому русскому поэту Пушкину Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину».

Ведущий 1. : Какой была Цветаева?

Чтец Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом. Интерес к музыке постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги. Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.

Небольшого роста со стройной и строгой осанкой. Золотисто-каштановы волосы, бледное лицо, глаза… зеленее, цвета винограда.

Чтец 

Привычные к степям глаза,

Привычные к слезам газа.

Зеленые - соленые-

Крестьянские глаза.   («Глаза»)

Черты лица и ее контуры были очень тонкими и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи?»

Милый читатель! Смеясь, как ребенок,

весело встреть мой «Веселый фонарь».

Искренний смех твой, да будет он звонок

И безотчетен, как встарь.

 Ведущий 2.: осенью 1910 года 18-летняя гимназистка отнесла в частную типографию сборник своих стихов «Вечерний альбом». Порог юности - вечер детства. А детство было прекрасным. В него вошли стихи, написанные в 15 - 17 лет, которые получили высокую оценку.

Ведущий 1: Николай Гумилев: «Марина Цветаева внутренне своеобразна... Эта книга не только милая книга девичьих признаний, но и книга прекрасных стихов».

Ведущий 2: Хоть оценки и казались завышенными, Цветаева их вскоре оправдала.

Чтец  "Звенят - поют, забвению мешая..."

Ведущий 1: 5 мая 1911г. На пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза Сергея Эфрона Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж.

Ведущий 2: Конечно же, сердолик этот он нашел тот час же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».

Ведущий 1: Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912года. А после молодые поселились в Замоскворечье, где через несколько месяцев появилась на свет Ариадна. По словам всех, кто знал маленькую Алю, она была необыкновенным ребёнком. В 5-летнем возрасте она писала стихи, записывала в дневнике свои впечатления о матери, отце, о людях, приходивших в родительский дом: поэтах и писателях, музыкантах и актёрах. Мать общалась с дочерью на равных, гордилась ею, восхищалась её умом и талантами (она даже включает Алины стихи в свой поэтический сборник)

Исполняется песня на стихи Марины Цветаевой "В шитой серебром рубашечке..."

Ведущий 2 Стихи Цветаевой обладают глубиной, они мелодичны и задушевны, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы

Исполняется романс «Под лаской  плюшевого пледа…»

Ведущий 1.  Бурные события 1917 года перевернули жизнь не только Цветаевой. Империалистическая война, уход мужа на фронт, предчувствие близких перемен, без понимания, к лучшему они или к худшему, всё возрастающая тревога.

Исполняется песня «Я зову дождь» на стихи М. Цветаевой

Ведущий 1: Эфрон был офицером Добровольческой армии и сражался с большевиками. В конце концов, разделил горькую долю тысяч и тысяч соратников по оружию, оказавшись в эмиграции. Более четырёх лет Марина Ивановна ничего не знала о муже: жив ли, а если жив, то где? В полном неведении о его судьбе, в голодной и холодной Москве она буквально борется за выживание – своё и своих детей.

В 1922 году Марина Цветаева покидает Россию с болью и горечью в сердце вместе с дочерью уезжает за границу к мужу.

Новая полоса в жизни наполнена работой, заботами о семье, борьбой с нуждой.

Ведущий 2: Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. Находясь 17 лет в эмиграции, она постоянно думала о Родине. А вокруг все теснее смыкалась глухая стена одиночества. В 1934 году написала удивительное стихотворение «Тоска по родине…».

Чтец "Тоска по родине..."

Ведущий 1:  И несмотря ни на что в каждом луче света, в каждой дождинке, льдинке, снежинке Марина Цветаева черпала вдохновение. Об этом говорят циклы стихов: «Облака», «Ручьи», «Сугробы» и даже «Куст» и «Овраг». Ее одинаково вдохновляли солнце, морская ракови-на,  рябина, августовские астры и спелая рожь...

В стихотворении, обращенном к Борису Пастернаку, звучат ноты передаваемой грусти: "Русской ржи от меня поклон..."

 Ведущий2.    В 1939 году Марина Цветаева вернулась наконец на родную землю… Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы… Начало войны. Постоянная тревога за жизнь близких. Высылка в Елабугу. Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941года.

Чтец  "Уж сколько их упало в эту бездну.."

Заключительное слово (ведущий или учитель)

Марина Цветаева… она оставила нам сборники лирических стихот-ворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.

Цветаева – поэт «предельной правды чувства». Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимос-тью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…» (Вс. Рождественский).

Поэт – редкий гость на земле. Поэту всегда трудно, так помогите ему, когда он нуждается в этом! А посмертная слава к нему придёт и без вас.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству М.И. Цветаевой «... Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед» »

Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой

«... Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед»


Форма: литературно-музыкальный вечер

Цели: содействие эстетическому воспитанию школьников; приобщение к литературному наследию Марины Цветаевой

Возраст: учащиеся старших классов

Камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного эмоционального настроя.

Место проведения: актовый зал школы.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Power Point, аккустические колонки, микрофоны.

Этапы подготовки:

1 этап:

- сбор участников и постановка перед ними задач;

- отбор участников для подготовки и проведения (по возможности участвует весь класс);

2 этап:

- изучение биографии и творчества поэтессы, переписки Цветаевой с мужем, друзьями;

Рекомендуемые материалы:

3 этап:

- создание сценария, презентации в программе Power Point, подбор музыкального сопровождения,

4 этап:

- распределение ролей, в том числе оформление сцены;

- индивидуальная работа с участниками;

- репетиции (по плану);



Учитель: Русская поэзия - наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многие поэты и писатели были забыты: их не печатали, о них не говорили. Это такие замечательные русские поэты, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей и понять их, надо вместе с ними прожить жизнь, посмотреть на нее их глазами, понять ее их сердцем. Из этой великолепной плеяды нам ближе и дороже образ М. И. Цветаевой, замечательной русской поэтессы и, как мне кажется очень душевного человека.



Чтец 1

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

16 авг. 1916







Ведущий 1: Так писала о дне своего рождения Марина Ивановна Цветаева - одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.

В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия, которое стало своеобразным предсказанием.


Чтец 2

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.


Ведущий 2: Время - великий «браковщик» - знает свою работу. Вчера еще гремевшие поэты со звонкими именами и роскошными репутациями поодиночке и группами уходили в небытие. В то же самое время насильственно отдаленные от читателя, замалчиваемые, опальные, проклятые властью и ее слугами поэты выходили на первый план и по праву овладевали вниманием читателей.


Ведущий 1: «И главное - я ведь знаю, как меня будут любить... через 100 лет», - писала Цветаева.

Утечет много воды, и не только воды, но и крови, потому что жизнь М.Цветаевой, ее творчество пришлись на 10 - 30-е годы катастрофического XX века. Так попробуем же прикоснуться к истории «цветаевских правд», к истории ее жизни и любви.



Ведущий 2: Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в уютном особняке одного их старинных московских переулков.

Чтец 3

У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звонят,

И гробницы, в ряд, у меня стоят, -

В них царицы спят и цари.


И не знаешь ты, что зарёй в Кремле

Легче дышится – чем на всей земле!

И не знаешь ты, что зарёй в Кремле

Я молюсь тебе – до зари!


Всей бессонницей я тебя люблю,

Всей бессонницей я тебе внемлю –

О ту пору, как по всему Кремлю

Просыпаются звонари





Ведущий 2. Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Ведущий 1. Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо – природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.

Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.

Чтец 4

Позднее Марина Ивановна вспоминала: «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму. Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку»

«Слуху моему мать радовалась и невольно за него хвалила, тут же, после каждого сорвавшегося: «молодец!», холодно прибавляла: «Впрочем, ты не при чем. Слух — от Бога». Так это у меня навсегда и осталось, что я — не при чем, что слух — от Бога. Это меня охранило и от самомнения, и от самосомнения, от всякого, в искусстве, самолюбия, раз слух — от Бога».



Ведущий 2. Стремительно и властно вошел в жизнь Марины Цветаевой Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.



Чтец 5

«В спальне матери висела картина «Дуэль» Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням — а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый — Пушкин, отходящий — Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег и там, между черных безликих деревец, убил.

Первое, что я узнала о Пушкине, это — что его убили. Потом я узнала, что Пушкин — поэт, а Дантес — француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот.

Так я трех лет твердо узнала, что у поэта есть живот, и, — вспоминаю всех поэтов, с которыми когда-либо встречалась, — об этом животе поэта, который так часто не-сыт и в который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе. Нас этим выстрелом всех в живот ранили.»







Ведущий 2. Великому русскому поэту Пушкину Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину».

Чтец 6

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.


Такой уж почет, что ближайшим друзьям —

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева — ручищи по швам —

Жандармские груди и рожи.


Не диво ли — и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почет сей, почетно — да слишком!


Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх о поэте печется!

Почетно — почетно — почетно — архи-

почетно, — почетно — до черту!


Кого ж это так — точно воры вора

Пристреленного — выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора —

Умнейшего мужа России.


Ведущий 1. : Какой была Цветаева?

Чтец 7 Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом. Интерес к музыке постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги. Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.

Небольшого роста со стройной и строгой осанкой. Золотисто-каштановы волосы, бледное лицо, глаза… зеленее, цвета винограда.

Чтец 8

Привычные к степям глаза,

Привычные к слезам газа.

Зеленые - соленые-

Крестьянские глаза. («Глаза»)


Черты лица и ее контуры были очень тонкими и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи?»

Милый читатель! Смеясь, как ребенок,

весело встреть мой «Веселый фонарь».

Искренний смех твой, да будет он звонок

И безотчетен, как встарь.


Ведущий 2.: осенью 1910 года 18-летняя гимназистка отнесла в частную типографию сборник своих стихов «Вечерний альбом». Порог юности - вечер детства. А детство было прекрасным. В него вошли стихи, написанные в 15 - 17 лет, которые получили высокую оценку.

Ведущий 1: Николай Гумилев: «Марина Цветаева внутренне своеобразна... Эта книга не только милая книга девичьих признаний, но и книга прекрасных стихов».

Ведущий 2: Хоть оценки и казались завышенными, Цветаева их вскоре оправдала.


Чтец 9

Звенят - поют, забвению мешая,

В моей душе слова: «15 лет».

О, для чего я выросла большая?

Спасенья нет!

Еще вчера в зеленые березки

Я убегала, вольная, с утра.

Еще вчера шалила без прически,

Еще вчера!

Весенний звон далеких колоколен

Мне говорил: «побегай и приляг!»


И каждый крик шалунье был позволен,

И каждый шаг!

Что впереди? Какая неудача?

Во всем обман и, ах, на всем запрет!

- Так с милым детством я прощалась, плача,

В 15лет.


Ведущий 1: 5 мая 1911г. На пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза Сергея Эфрона Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж.


Ведущий 2: Конечно же, сердолик этот он нашел тот час же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».


Ведущий 1: Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912года. А после молодые поселились в Замоскворечье, где через несколько месяцев появилась на свет Ариадна. По словам всех, кто знал маленькую Алю, она была необыкновенным ребёнком. В 5-летнем возрасте она писала стихи, записывала в дневнике свои впечатления о матери, отце, о людях, приходивших в родительский дом: поэтах и писателях, музыкантах и актёрах. Мать общалась с дочерью на равных, гордилась ею, восхищалась её умом и талантами (она даже включает Алины стихи в свой поэтический сборник)


Песню на стихи Марины Цветаевой исполняет Сурган В.И.


В шитой серебром рубашечке,

- Грудь как звездами унизана! -

Голова - цветочной чашечкой

Из серебряного выреза.


Очи - два пустынных озера,

Два Господних откровения -

На лице, туманно - розовом

От Войны и Вдохновения.


Ангел - ничего - всe! - знающий,

Плоть - былинкою довольная,

Ты отца напоминаешь мне -

Тоже Ангела и Воина.


Может - всe мое достоинство -

За руку с тобою странствовать.

- Помолись о нашем Воинстве

Завтра утром, на Казанскую!



Ведущий 2 Стихи Цветаевой обладают глубиной, они мелодичны и задушевны, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы


Романс «Под лаской плюшевого пледа…» поёт Бабкина Наталья


Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было? - Чья победа? -

Кто побежден?


Все передумываю снова,

Всем перемучиваюсь вновь.

В том, для чего не знаю слова,

Была ль любовь?


Кто был охотник? - Кто - добыча?

Все дьявольски-наоборот!


Что понял, длительно мурлыча,

Сибирский кот?


В том поединке своеволий

Кто, в чьей руке был только мяч?

Чье сердце - Ваше ли, мое ли

Летело вскачь?


И все-таки - что ж это было?

Чего так хочется и жаль?

Так и не знаю: победила ль?

Побеждена ль?



Ведущий 1. Бурные события 1917 года перевернули жизнь не только Цветаевой. Империалистическая война, уход мужа на фронт, предчувствие близких перемен, без понимания, к лучшему они или к худшему, всё возрастающая тревога.

Песню «Я зову дождь» на стихи М. Цветаевой исполняет Сурган В.И.


Милый друг, ушедший дальше, чем за море!

Вот Вам розы - протянитесь на них.

Милый друг, унесший самое, самое

Дорогое из сокровищ земных.


Я обманут теперь и обокраден я, -

Нет на память ни письма, ни кольца!

Как мне памятна малейшая впадина

Удивленного - навеки - лица.


Я зову дождь, я зову дождь…

Ты не вернёшься и не придешь,

Только лишь роза в вазе моей

Без воды уже несколько дней

Я зову дождь, вчерашний дождь,

Но не проходит предсмертная дрожь.

Роза завяла в вазе моей

Без воды уже несколько дней


Как мне памятен просящий и пристальный

Взгляд - поближе приглашающий сесть,

И улыбка из великого Издали, -

Умирающего светская лесть...


Милый друг, ушедший в вечное плаванье,

Свежий холмик меж других бугорков!

Помолитесь обо мне в райской гавани,

Чтобы не было других моряков.



Ведущий 1: Эфрон был офицером Добровольческой армии и сражался с большевиками. В конце концов, разделил горькую долю тысяч и тысяч соратников по оружию, оказавшись в эмиграции. Более четырёх лет Марина Ивановна ничего не знала о муже: жив ли, а если жив, то где? В полном неведении о его судьбе, в голодной и холодной Москве она буквально борется за выживание – своё и своих детей.

Чтец 11 Письмо Цветаевой С.Эфрону

«Пишу Вам в глубокий час ночи, после трудного трудового дня. Вот уже три дня, как не разгибаю спины. — Последнее, что я знаю о Вас: что в начале мая было письмо. Дальше — темь… Мне трудно Вам писать. не надо знать одно — что Вы живы. А если Вы живы, я ни о чем не могу говорить. Быт, — всё это такие пустяки! Мне трудно Вам писать, но буду, потому что 1/1 000 000 доля надежды: а вдруг?! Бывают же чудеса! — Ведь было же 5-ое мая 1911 г. — солнечный день — когда я впервые у моря увидела Вас. Сереженька! Если Вы живы, буду жить во что бы то ни стало, а если Вас нет — лучше бы я никогда не родилась! Марина


Чтец 12. Письмо С. Эфрона: «Маринушка, солнышко мое, здравствуй! Как ты там одна, без меня, как там наши дети? За три года разлук я устал. Марина, мне нужны твои глаза: чистые, справедливые, восхищенные. Я истосковался по Родине, так хочу дотронуться рукой до русской земли, до берез, до трав луговых. Это невозможно передать словами, это говорит, говорит Русская душа…».


Чтец 11 . Письмо Цветаевой С.Эфрону

«Мой Серёженька! Если от счастья не умирают, то, во всяком случае – каменеют. Только что получила Ваше письмо. Закаменела…»

Чтец 13.

Итак, связь налажена. Сомнений «ехать – не ехать не существует. Оба знают – они созданы друг для друга и должны быть вместе.

В 1922 году Марина Цветаева покидает Россию с болью и горечью в сердце вместе с дочерью уезжает за границу к мужу.

Новая полоса в жизни наполнена работой, заботами о семье, борьбой с нуждой.



Ведущий 2: Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. Находясь 17 лет в эмиграции, она постоянно думала о Родине. А вокруг все теснее смыкалась глухая стена одиночества. В 1934 году написала удивительное стихотворение «Тоска по родине…».


Чтец 15

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно —

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной - непременно -

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведём без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично — на каком

Непонимаемой быть встречным!


(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен...)

Двадцатого столетья — он,

А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все - равны, мне всё -равно,

И, может быть, всего равнее –

Роднее бывшее — всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты — как рукой сняло:

Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей -поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино.

Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина...


Ведущий 1: И несмотря ни на что в каждом луче света, в каждой дождинке, льдинке, снежинке Марина Цветаева черпала вдохновение. Об этом говорят циклы стихов: «Облака», «Ручьи», «Сугробы» и даже «Куст» и «Овраг». Ее одинаково вдохновляли солнце, морская ракови-на, рябина, августовские астры и спелая рожь...

В стихотворении, обращенном к Борису Пастернаку, звучат ноты передаваемой грусти:

Чтец Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится…

Друг! дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Ты, в погудке дождей и бед –

То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку – на весь тот свет!

Здесь - мои обе заняты.

Романс «Мне нравится, что вы больны не мной» исполняют ученицы 10 класса и Сурган В.И.

Мне нравится,

Что вы больны не мной,

Мне нравится,

Что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной,

Распущенной,

И не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.


Спасибо вам

И сердцем и рукой

За то, что вы меня — не зная сами-

Так любите;

За мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши

Негулянья под луной,

За солнце

Не у нас над головами,—

За то, что вы больны - увы!-не мной,

За то, что я - увы! - больна не вами...


Ведущий2. Толя

В 1939 году Марина Цветаева вернулась наконец на родную землю… Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы… Начало войны. Постоянная тревога за жизнь близких. Высылка в Елабугу. Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941года.


Чтец 12

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.


Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось.

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.


И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет все - как будто бы под небом

И не было меня!


Изменчивой, как дети, в каждой мине,

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой.


Виолончель, и кавалькады в чаще,

И колокол в селе...

- Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!


К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?!-

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.


И день и ночь, и письменно и устно:

За правду да и нет,

За то, что мне так часто - слишком грустно

И только двадцать лет,


За то, что мне прямая неизбежность -

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид,


За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру...

- Послушайте!- Еще меня любите

За то, что я умру.


Заключительное слово (ведущий или учитель)

Марина Цветаева… она оставила нам сборники лирических стихот-ворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.

Цветаева – поэт «предельной правды чувства». Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимос-тью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…» (Вс. Рождественский).

Поэт – редкий гость на земле. Поэту всегда трудно, так помогите ему, когда он нуждается в этом! А посмертная слава к нему придёт и без вас.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Приданникова Ирина Александровна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105425


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства