kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий литературно-музыкального вечера «Поэты Серебряного века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  •  

    Сценарий литературно-музыкального вечера

    «Поэты Серебряного века»

     

      \Звучит музыка\

     Вед.- «Серебряный век» – проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца Х1Х – начала ХХ веков. Плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», определяют значение этого феномена. Ощущение рубежности, которым шла до сих пор Россия, глухим колоколом звучит в стихах всех поэтов «серебряного века»:

     ...скорбь великая растет в душе у всех…

     Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?

     Каким путем, куда идешь ты, век железный?

     Иль больше цели нет и ты висишь над бездной?-

     Трагически сложилась судьба большинства гениев «серебряного века». Но сквозь перипетии революции, мировой и гражданской войны, эмиграции, через огонь и кровь, застенки ЧК, ошибки и заблуждения многие из них пронесли чувство Родины, неизбывную веру в то, что «Россия будет великой».

     \ Гаснет свет, все рассаживаются под звуки скрипки /

     Владимир Маяковский

     Послушайте!

     Ведь если звезды зажигают-

     Значит – это кому-нибудь нужно?

     Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

     

     \ Свет гаснет, загораются звезды\

     А.Блок читает \ Танец « Кармен»\

     

     Ты как отзвук забытого гимна

     В моей черной и дикой судьбе

     О, Кармен, мне печально и дивно,

     Что приснился мне сон о тебе.

     Внешний трепет, и лепет и шелест

     Непробудные, дикие сны

     И твоя одичавшая прелесть-

     Как гитара, как бубен весны!

     И проходишь ты в думах и грезах

     Как царица блаженных времен,

     С головой, утопающей а розах

     Погруженная в сказочный сон.

     

     Моему детству можно позавидовать, я был окружен заботой тетушек, бабушек среди благоуханной глуши Шахматова. И сама прелесть окрестностей природы удваивалась от того, что многие прогулки я совершал вместе с дедом Андреем Николаевичем Бекетовым, «отцом русской ботаники», как его часто называли.

     …был заботой женщин нежной

     От грубой жизни огражден,

     Летели годы безмятежно,

     Как голубой весенний сон.

     Моя первая книга – «Стихи о прекрасной даме» 1905 год, многим современникам казалась чуждой. Слишком много было любви в этой поэзии, что не соответствовало времени первой революции. А я любил тогда уже мою жену Любовь Дмитриевну Менделееву.

     Я и молод, и свеж, и влюблен,

     Я в тревоге, в тоске и в мольбе,

     Зеленею, таинственный клен,

     Неизменно склоненный к тебе.

     Октябрь 17 года я встретил в Петрограде, взволнованно и напряженно вглядывался в происходящее.

     Произошло то, чего никто еще оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала.

     Не произойти не могло, случиться могло только в России.

     Черный вечер.

     Белый снег.

     Ветер, ветер!

     На ногах не стоит человек.

     Ветер, ветер –

     На всем божьем свете!

     «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее что я написал. А когда с 18-го года началась Красная Армия и социалистическое строительство, я больше не мог и с тех пор больше не пишу.

     

     Вед. – В самом начале 1921 года он почувствовал , по его словам что что-то стало в нем шевелиться

     , части остановившегося механизма приходят в движение» - и тогда же заболел смертельно.

    Звучит романс « Приходи на меня посмотреть»

     - Я родилась 11 июня 1989 г. Под Одессой. Годовалым ребенком меня перевезли в Царское село, там я прожила до 16 лет. Училась в женской гимназии , но неохотно. Первое стихотворение написала в 11 лет. В 1910 вышла замуж за Николая Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.

     Звенела музыка в саду

     Таким невыразимым горем,

     Свежо и остро пахли морем

     На блюде устрицы во льду.

     В 1912 году родился мой единственный сын Лев и вышел первый сборник стихов «Вечер». В1914сборник «Четки» -  всех восхищала моя любовная лирика, потому что о любви писала женщина.

     В сентябре 1917 года вышел сборник «Белая стая» - это встреча с новой страшной действительностью. Революцию я не восприняла:

     И целый день, своих пугаясь стонов,

     В тоске смертельной мечется толпа,

     А за рекой на траурных знаменах

     Зловещие смеются черепа.

     Тогда я еще не знала , что в 21 году расстреляют моего мужа, а в 1935 арестуют сына. Он пройдет через ужас Гулага, позднее станет ученым с мировым именем. Во время войны я написала цикл стихов «Ветер войны», в котором много стихов о блокаде Ленинграда:

     Принеси же мне горсточку чистой,

     Нашей невской студеной воды,

     И с головки твоей золотистой

     Я кровавые смою следы.

     В 1946 году меня лишили возможности работать, исключили из союза писателей. Выживать помогали друзья. Власти смотрели на меня, как на неблагонадежную. Летом 1964 года мне присудили литературную премию Италии, в 65 почетное звание доктора Оксфордского университета.

     

     Вед.- У Анны Ахматовой были три вещи сохранявшие для нее «память сердца», ее вечные спутники: перстень подаренный мужем, шаль от Марины Цветаевой и рисунок-портрет работы итальянского художника Модильяни.

      

    Мне голос был. Он звал утешно,

     Он говорил: « Иди сюда,

     Оставь свой край глухой и грешный,

     Оставь Россию навсегда.

     Я кровь от рук твоих отмою,

     Из сердца выну черный стыд,

     Я новым именем покрою

     Боль поражений и обид».

     Но равнодушно и спокойно

     Руками я замкнула слух,

     Чтоб этой речью недостойной

     Не осквернился скорбный дух.

     

     \Звучит фонограмма песни на стихи С.Есенина «Я Московский озорной гуляка»\

     

     Стихи я начал писать рано, лет девяти. Считал себя певцом русской деревни. Россия… Какое хорошее слово…и «роса», и «сила», и «синее что-то…»

     О Русь – малиновое поле

     И синь, упавшая в реку, -

     Люблю до радости и боли

     Твою озерную тоску.

     Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.

     Русь моя, деревянная Русь!

     Я один твой певец и глашатай,

     Звериных стихов моих грусть

     Я кормил резедой и мятой.

     К себе я был беспощаден, себя вынимал на испод. Мое время крутых поворотов истории России, отмеченное мировой войной, революциями, разрушениями гражданской войны особенно мне жаль русские деревни.

     …Россия! Сердцу милый край!

     Душа сжимается от боли.

     Уж сколько лет не слышит поле

     Петушье пенье, песий лай.

     Судьба моя складывалась непросто: бесконечные разочарования в друзьях и любимых,

     Горькие ошибки и болезненные удары, надрыв, боль, неустроенность, крушение надежд я часто топил в вине. Где же опора и пристанище? Даже поэзия не спасает от тоски. Такой опорой становилась мне мать.

     \Читает стихотворение «Письмо матери»\

     27 декабря 1925 года я ушел из жизни, тайну своей смерти унеся с собой.

     

     М.Цветаева.

     -Не грусти Сережа. Мы все были счастливы, не всегда и всех нас ломало и крушило то новое, бурное, страшное время.

     

     Кто создан из камня, кто создан из глины,-

     А я серебрюсь и сверкаю!

     Мне дело – измена, мне имя – Марина,

     Я – бренная пена морская

     Литературных влиянии не знаю, знаю человеческие…Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями. Моя главная способность – способность любить, вернее, невозможность не любить. Я так стремительно вхожу в жизнь каждого встречного, который мне чем-нибудь мил. Хочу помочь, пожалеть, что он пугается – или того, что я его люблю, или того, что он меня полюбит…

     

     Летят они, - написанные наспех,

     Тяжелые от горечи и нег.

     Между любовью и любовью распят

     Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.

     

     «После России» так я назвала свою книгу стихов в эмиграции. Я уехала к мужу, которому путь в Россию был закрыт – «белогвардеец». Долгие 17 лет все меня выталкивает в Россию.

     В июне 1939 года я с сыном возвращались в Россию. Муж и дочь уже там, но еще не в тюрьме.

     Тоска по Родине! Давно

     Разоблаченная морока!

     Мне совершенно все равно-

     Где совершенно одинокой

     Быть, по каким камням домой

     Брести с кошелкою базарной

     В дом, и незнающий, что – мой,

     Как госпиталь или казарма.

     В августе 1941 года в маленьком городке Елабуге жизнь моя трагически оборвалась.

     Вед. – Друзья, разрещите представить одну из ярких звезд «серебрянного века», лауреата Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.

     Б. Пастернак - Хочется сказать словами Пушкина – «Друзья, прекрасен наш союз!» И сколько ещё горит негаснущих звезд на небосклоне нашего времени…

     

     Пастернак – Осип Мандельштам

     

     Ахматова – Михаил Кузмин

     Блок - Николай Заболоцкий

     Цветаева – Андрей Белый

     Есенин – Константин Бальмонт

     

     Быть знаменитым некрасиво.

     Не это подымает ввысь,

     Не надо заводить архива,

     Над рукописями трястись.

     

     Цель творчества – самоотдача,

     А не шумиха, не успех

     Позорно ничего не знача,

     Быть притчей на устах у всех.

     

     Но надо жить без самозванства,

     Так жить, чтобы в конце концов

     Привлечь к себе любовь пространства,

     Услышать будущего зов.

     

     И надо оставлять проблемы

     В судьбе а не среди бумаг,

     Места и главы жизни целой

     Отчеркивая на полях.

     

     Другие по живому следу

     Пройдут твой путь за пядью пядь,

     Но пораженья от победы

     Ты сам не должен отличать.

     

     И должен ни единой долькой

     Не отступаться от лица,

     А быть живым, и только,

     ЖИВЫМ, И ТОЛЬКО ДО КОНЦА.

     

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкального вечера «Поэты Серебряного века» »

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ВЕЧЕРА

Поэты Серебряного века


\Звучит музыка\

Вед.- «Серебряный век» – проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца Х1Х – начала ХХ веков. Плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», определяют значение этого феномена. Ощущение рубежности, которым шла до сих пор Россия, глухим колоколом звучит в стихах всех поэтов «серебряного века»:

...скорбь великая растет в душе у всех…

Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?

Каким путем, куда идешь ты, век железный?

Иль больше цели нет и ты висишь над бездной?-

Трагически сложилась судьба большинства гениев «серебряного века». Но сквозь перипетии революции, мировой и гражданской войны, эмиграции, через огонь и кровь, застенки ЧК, ошибки и заблуждения многие из них пронесли чувство Родины, неизбывную веру в то, что «Россия будет великой».

\ Гаснет свет, все рассаживаются под звуки скрипки /

Владимир Маяковский

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают-

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?


\ Свет гаснет, загораются звезды\

А.Блок читает \ Танец « Кармен»\


Ты как отзвук забытого гимна

В моей черной и дикой судьбе

О, Кармен, мне печально и дивно,

Что приснился мне сон о тебе.

Внешний трепет, и лепет и шелест

Непробудные, дикие сны

И твоя одичавшая прелесть-

Как гитара, как бубен весны!

И проходишь ты в думах и грезах

Как царица блаженных времен,

С головой, утопающей а розах

Погруженная в сказочный сон.


Моему детству можно позавидовать, я был окружен заботой тетушек, бабушек среди благоуханной глуши Шахматова. И сама прелесть окрестностей природы удваивалась от того, что многие прогулки я совершал вместе с дедом Андреем Николаевичем Бекетовым, «отцом русской ботаники», как его часто называли.

…был заботой женщин нежной

От грубой жизни огражден,

Летели годы безмятежно,

Как голубой весенний сон.

Моя первая книга – «Стихи о прекрасной даме» 1905 год, многим современникам казалась чуждой. Слишком много было любви в этой поэзии, что не соответствовало времени первой революции. А я любил тогда уже мою жену Любовь Дмитриевну Менделееву.

Я и молод, и свеж, и влюблен,

Я в тревоге, в тоске и в мольбе,

Зеленею, таинственный клен,

Неизменно склоненный к тебе.

Октябрь 17 года я встретил в Петрограде, взволнованно и напряженно вглядывался в происходящее.

Произошло то, чего никто еще оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала.

Не произойти не могло, случиться могло только в России.

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

«Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее что я написал. А когда с 18-го года началась Красная Армия и социалистическое строительство, я больше не мог и с тех пор больше не пишу.


Вед. – В самом начале 1921 года он почувствовал , по его словам что что-то стало в нем шевелиться

, части остановившегося механизма приходят в движение» - и тогда же заболел смертельно.

Звучит романс « Приходи на меня посмотреть»

- Я родилась 11 июня 1989 г. Под Одессой. Годовалым ребенком меня перевезли в Царское село, там я прожила до 16 лет. Училась в женской гимназии , но неохотно. Первое стихотворение написала в 11 лет. В 1910 вышла замуж за Николая Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем,

Свежо и остро пахли морем

На блюде устрицы во льду.

В 1912 году родился мой единственный сын Лев и вышел первый сборник стихов «Вечер». В1914сборник «Четки» - всех восхищала моя любовная лирика, потому что о любви писала женщина.

В сентябре 1917 года вышел сборник «Белая стая» - это встреча с новой страшной действительностью. Революцию я не восприняла:

И целый день, своих пугаясь стонов,

В тоске смертельной мечется толпа,

А за рекой на траурных знаменах

Зловещие смеются черепа.

Тогда я еще не знала , что в 21 году расстреляют моего мужа, а в 1935 арестуют сына. Он пройдет через ужас Гулага, позднее станет ученым с мировым именем. Во время войны я написала цикл стихов «Ветер войны», в котором много стихов о блокаде Ленинграда:

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

В 1946 году меня лишили возможности работать, исключили из союза писателей. Выживать помогали друзья. Власти смотрели на меня, как на неблагонадежную. Летом 1964 года мне присудили литературную премию Италии, в 65 почетное звание доктора Оксфордского университета.


Вед.- У Анны Ахматовой были три вещи сохранявшие для нее «память сердца», ее вечные спутники: перстень подаренный мужем, шаль от Марины Цветаевой и рисунок-портрет работы итальянского художника Модильяни.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: « Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.


\Звучит фонограмма песни на стихи С.Есенина «Я Московский озорной гуляка»\


Стихи я начал писать рано, лет девяти. Считал себя певцом русской деревни. Россия… Какое хорошее слово…и «роса», и «сила», и «синее что-то…»

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай,

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

К себе я был беспощаден, себя вынимал на испод. Мое время крутых поворотов истории России, отмеченное мировой войной, революциями, разрушениями гражданской войны особенно мне жаль русские деревни.

…Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушье пенье, песий лай.

Судьба моя складывалась непросто: бесконечные разочарования в друзьях и любимых,

Горькие ошибки и болезненные удары, надрыв, боль, неустроенность, крушение надежд я часто топил в вине. Где же опора и пристанище? Даже поэзия не спасает от тоски. Такой опорой становилась мне мать.

\Читает стихотворение «Письмо матери»\

27 декабря 1925 года я ушел из жизни, тайну своей смерти унеся с собой.

М.Цветаева.

-Не грусти Сережа. Мы все были счастливы, не всегда и всех нас ломало и крушило то новое, бурное, страшное время.


Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская

Литературных влиянии не знаю, знаю человеческие…Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями. Моя главная способность – способность любить, вернее, невозможность не любить. Я так стремительно вхожу в жизнь каждого встречного, который мне чем-нибудь мил. Хочу помочь, пожалеть, что он пугается – или того, что я его люблю, или того, что он меня полюбит…


Летят они, - написанные наспех,

Тяжелые от горечи и нег.

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.


«После России» так я назвала свою книгу стихов в эмиграции. Я уехала к мужу, которому путь в Россию был закрыт – «белогвардеец». Долгие 17 лет все меня выталкивает в Россию.

В июне 1939 года я с сыном возвращались в Россию. Муж и дочь уже там, но еще не в тюрьме.

Тоска по Родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно-

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и незнающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.

В августе 1941 года в маленьком городке Елабуге жизнь моя трагически оборвалась.

Вед. – Друзья, разрещите представить одну из ярких звезд «серебрянного века», лауреата Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.

Б. Пастернак - Хочется сказать словами Пушкина – «Друзья, прекрасен наш союз!» И сколько ещё горит негаснущих звезд на небосклоне нашего времени…


Пастернак – Осип Мандельштам


Ахматова – Михаил Кузмин

Блок - Николай Заболоцкий

Цветаева – Андрей Белый

Есенин – Константин Бальмонт


Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь,

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.


Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех

Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.


Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.


И надо оставлять проблемы

В судьбе а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.


Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.


И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

А быть живым, и только,

ЖИВЫМ, И ТОЛЬКО ДО КОНЦА.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Сценарий литературно-музыкального вечера «Поэты Серебряного века»

Автор: Хуснетдинова Лариса Ниловна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140321


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства