kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Целое с миром» (по роману Б. Пастернака «Доктор Живого»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

                       Ход урока

До урока было дано опережающее задание: подготовить материал по указанным учителем главам на такие проблемы.

      1 группа                                                                          2 группа

- человек и революция                                          - человек и мир

- художник и революция                                       - человек и история

- гражданская война                                               - природа, жизнь человека в природе и  

                                                                                        антитеза этой жизни

                                                                                      - жизнь и смерть

I.   Работа по вопросам и тексту и запись выводов.

  1. Как выражается отношение автора к проблеме « человек и революция»?
  2. Каково это отношение, меняется ли оно? Проследим.

Сначала в эпизодах:

– в разговоре с Ларой (ч.5, гл.8)

- возвращение в Москву  (ч.5, гл 15)

- речь дома при гостях (ч. 6, гл. 4)

- чтение на улице газеты об октябрьском перевороте (ч.6, гл. 8)

   Потом взгляд меняется

- в партизанском отряде (ч.11, гл.4)

Работа по картине « Смерть комиссара», « Купание красного коня».

Вывод:  «Каждый ожил, переродился», следовательно, революция- это жизнь. Доктор, а вместе с ним автор, ожидают нового в жизни России, в русской судьбе и своей собственной.

    Так же герой понимает гениальность этого события.

    Потом взгляд меняется. Пролились « моря крови». Цель переделка жизни, но как можно ее переделать, когда она- самоценное и саморазвивающееся понятие. Всякая переделка только убивает жизнь.

II.   Художник и революция.

Работа над эпизодами:

- Дневник в Варыкино (ч. 9,гл. 7)

- Уход со службы (ч. 13,гл. 16)

Вывод:  изначально творчество и революция равноценны, но то, во что превращают революцию, вступают в противоречия с творчеством. Живаго- поэт и творческий врач, часто действует интуитивно, то есть так, как не может разум. Отсюда ощущение своей нужности.

III.  Человек и мир

1) Как соотносятся эти понятия? Что нервично? (высказывания учащихся)

2)Как соотносил эти понятия автор?

Эпизод:

- панихида по Анне Ивановне (ч.3, гл. 15)

Вывод: по мнению автора, человек равен тому миру, в котором он живет.

Я= всем = миру

Я- целое с миром

IV.  Человек и история

Работа над эпизодами:

- Юра Живаго и дядя (ч.3, гл.2)

- После отъезда Лары (ч. 14, гл. 15)

Вывод: « История – вторая вселенная, которую воздвиг человек в ответ на явление смерти с помощью явлений времени и памяти».

V.  Человек и природа

1)  Как связаны доктор и окружающий мир? Кто в его воображении сливается с деревьями, стихией, ветками и т.д?

- доктор в Мелюзеево (ч.5, гл. 6)

- дневник в Варыкино (ч.9, гл. 8)

- в партизанском отряде (ч.11, гл. 7)

- уход из отряда (ч.12, гл. 9)

Вывод:  по мнению автора, природа- волшебство. Когда человек понимает ее, он понимает жизнь, он в ладу с самим собой,  с окружающим миром.

2) Что является антитезой жизни в природе?

Где кончается жизнь Ю. Живаго? ( последняя глава романа)

Вывод:  чтение учителем стихотворения Н. Гумилева « Заблудившийся трамвай».

VI.  Человек и его отношения с жизнью и смертью

  1. Кончается ли роман со смертью Ю. Живаго? Что в конце?

2) Как вы думаете, почему?

  1.  Цикл стихов Ю. Живаго открывается стихотворением « Гамлет». Почему оно носит такое название? Какова основная мысль?
  2. Заключительная часть стихотворения- « Гефсиманский сад». Что общего в первом и последнем?
  3. Взгляды автора и лирического героя на достижение бессмертия через христианскую идею страданий?

Эпизоды:

-  Живаго у постели больной Анны Ивановны (ч.3, гл. 3)

- «Тифозный час» доктора (ч.6, гл. 15)

- Дневник в Варыкино (ч.9, гл. 7)

- После боя на поляне (ч.11, гл. 4)

- У Ларисы с письмом от Тони (ч.13, гл. 17)

Вывод:  по Пастернаку человек осознает себя лишь в жизни других или в том, что оставляет после себя, следовательно, он изначально не может умереть, а живет вечно.

Жизнь просто так не дает ничего, поэтому каждого в жизни его собственные страсти, страдания. Жизнь- дар всем, без различия классов, это объединяет всех.

VII. Этапы биографии автора и его героя (сопоставление)

Вывод:  понятие жизни одного человека и жизни народа уравновешены. Человек- это целое с миром.

Домашнее задание:  подготовиться к сочинению по данным темам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Целое с миром» (по роману Б. Пастернака «Доктор Живого»)»

Методическая разработка

Тема урока: «Целое с миром»

(по роману Б. Пастернака «Доктор Живого»)

Цель урока: рассмотреть проблемы миропонимания героя, философско- нравственный срез романа.

Оборудование: фотопортреты Б.Л. Пастернака разных лет; фотодокументы 10-20-х годов 20 века; репродукции картин Петрова- Водкина «Купание красного коня», « Смерть комиссара».

Ход урока

До урока было дано опережающее задание: подготовить материал по указанным учителем главам на такие проблемы.

1 группа 2 группа

- человек и революция - человек и мир

- художник и революция - человек и история

- гражданская война - природа, жизнь человека в природе и

антитеза этой жизни

- жизнь и смерть

I. Работа по вопросам и тексту и запись выводов.

  1. Как выражается отношение автора к проблеме « человек и революция»?

  2. Каково это отношение, меняется ли оно? Проследим.

Сначала в эпизодах:

– в разговоре с Ларой (ч.5, гл.8)

- возвращение в Москву (ч.5, гл 15)

- речь дома при гостях (ч. 6, гл. 4)

- чтение на улице газеты об октябрьском перевороте (ч.6, гл. 8)

Потом взгляд меняется

- в партизанском отряде (ч.11, гл.4)

Работа по картине « Смерть комиссара», « Купание красного коня».

Вывод: «Каждый ожил, переродился», следовательно, революция- это жизнь. Доктор, а вместе с ним автор, ожидают нового в жизни России, в русской судьбе и своей собственной.

Так же герой понимает гениальность этого события.

Потом взгляд меняется. Пролились « моря крови». Цель переделка жизни, но как можно ее переделать, когда она- самоценное и саморазвивающееся понятие. Всякая переделка только убивает жизнь.

II. Художник и революция.

Работа над эпизодами:

- Дневник в Варыкино (ч. 9,гл. 7)

- Уход со службы (ч. 13,гл. 16)

Вывод: изначально творчество и революция равноценны, но то, во что превращают революцию, вступают в противоречия с творчеством. Живаго- поэт и творческий врач, часто действует интуитивно, то есть так, как не может разум. Отсюда ощущение своей нужности.

III. Человек и мир

1) Как соотносятся эти понятия? Что нервично? (высказывания учащихся)

2)Как соотносил эти понятия автор?

Эпизод:

- панихида по Анне Ивановне (ч.3, гл. 15)

Вывод: по мнению автора, человек равен тому миру, в котором он живет.

Я= всем = миру

Я- целое с миром

IV. Человек и история

Работа над эпизодами:

- Юра Живаго и дядя (ч.3, гл.2)

- После отъезда Лары (ч. 14, гл. 15)

Вывод: « История – вторая вселенная, которую воздвиг человек в ответ на явление смерти с помощью явлений времени и памяти».

V. Человек и природа

1) Как связаны доктор и окружающий мир? Кто в его воображении сливается с деревьями, стихией, ветками и т.д?

- доктор в Мелюзеево (ч.5, гл. 6)

- дневник в Варыкино (ч.9, гл. 8)

- в партизанском отряде (ч.11, гл. 7)

- уход из отряда (ч.12, гл. 9)

Вывод: по мнению автора, природа- волшебство. Когда человек понимает ее, он понимает жизнь, он в ладу с самим собой, с окружающим миром.

2) Что является антитезой жизни в природе?

Где кончается жизнь Ю. Живаго? ( последняя глава романа)

Вывод: чтение учителем стихотворения Н. Гумилева « Заблудившийся трамвай».

VI. Человек и его отношения с жизнью и смертью

  1. Кончается ли роман со смертью Ю. Живаго? Что в конце?

2) Как вы думаете, почему?

  1. Цикл стихов Ю. Живаго открывается стихотворением « Гамлет». Почему оно носит такое название? Какова основная мысль?

  2. Заключительная часть стихотворения- « Гефсиманский сад». Что общего в первом и последнем?

  3. Взгляды автора и лирического героя на достижение бессмертия через христианскую идею страданий?

Эпизоды:

- Живаго у постели больной Анны Ивановны (ч.3, гл. 3)

- «Тифозный час» доктора (ч.6, гл. 15)

- Дневник в Варыкино (ч.9, гл. 7)

- После боя на поляне (ч.11, гл. 4)

- У Ларисы с письмом от Тони (ч.13, гл. 17)

Вывод: по Пастернаку человек осознает себя лишь в жизни других или в том, что оставляет после себя, следовательно, он изначально не может умереть , а живет вечно.

Жизнь просто так не дает ничего, поэтому каждого в жизни его собственные страсти, страдания. Жизнь- дар всем, без различия классов, это объединяет всех.

VII. Этапы биографии автора и его героя (сопоставление)

Вывод: понятие жизни одного человека и жизни народа уравновешены. Человек- это целое с миром.

Домашнее задание: подготовиться к сочинению по данным темам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема урока: «Целое с миром» (по роману Б. Пастернака «Доктор Живого»)

Автор: Гогонова Жанна Басанговна

Дата: 14.11.2015

Номер свидетельства: 252868


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства