Тема урока: «Целое с миром» (по роману Б. Пастернака «Доктор Живого»)
Тема урока: «Целое с миром» (по роману Б. Пастернака «Доктор Живого»)
Ход урока
До урока было дано опережающее задание: подготовить материал по указанным учителем главам на такие проблемы.
1 группа 2 группа
- человек и революция - человек и мир
- художник и революция - человек и история
- гражданская война - природа, жизнь человека в природе и
антитеза этой жизни
- жизнь и смерть
I. Работа по вопросам и тексту и запись выводов.
Как выражается отношение автора к проблеме « человек и революция»?
Каково это отношение, меняется ли оно? Проследим.
Сначала в эпизодах:
– в разговоре с Ларой (ч.5, гл.8)
- возвращение в Москву (ч.5, гл 15)
- речь дома при гостях (ч. 6, гл. 4)
- чтение на улице газеты об октябрьском перевороте (ч.6, гл. 8)
Потом взгляд меняется
- в партизанском отряде (ч.11, гл.4)
Работа по картине « Смерть комиссара», « Купание красного коня».
Вывод: «Каждый ожил, переродился», следовательно, революция- это жизнь. Доктор, а вместе с ним автор, ожидают нового в жизни России, в русской судьбе и своей собственной.
Так же герой понимает гениальность этого события.
Потом взгляд меняется. Пролились « моря крови». Цель переделка жизни, но как можно ее переделать, когда она- самоценное и саморазвивающееся понятие. Всякая переделка только убивает жизнь.
II. Художник и революция.
Работа над эпизодами:
- Дневник в Варыкино (ч. 9,гл. 7)
- Уход со службы (ч. 13,гл. 16)
Вывод: изначально творчество и революция равноценны, но то, во что превращают революцию, вступают в противоречия с творчеством. Живаго- поэт и творческий врач, часто действует интуитивно, то есть так, как не может разум. Отсюда ощущение своей нужности.
III. Человек и мир
1) Как соотносятся эти понятия? Что нервично? (высказывания учащихся)
2)Как соотносил эти понятия автор?
Эпизод:
- панихида по Анне Ивановне (ч.3, гл. 15)
Вывод: по мнению автора, человек равен тому миру, в котором он живет.
Я= всем = миру
Я- целое с миром
IV. Человек и история
Работа над эпизодами:
- Юра Живаго и дядя (ч.3, гл.2)
- После отъезда Лары (ч. 14, гл. 15)
Вывод: « История – вторая вселенная, которую воздвиг человек в ответ на явление смерти с помощью явлений времени и памяти».
V. Человек и природа
1) Как связаны доктор и окружающий мир? Кто в его воображении сливается с деревьями, стихией, ветками и т.д?
- доктор в Мелюзеево (ч.5, гл. 6)
- дневник в Варыкино (ч.9, гл. 8)
- в партизанском отряде (ч.11, гл. 7)
- уход из отряда (ч.12, гл. 9)
Вывод: по мнению автора, природа- волшебство. Когда человек понимает ее, он понимает жизнь, он в ладу с самим собой, с окружающим миром.
2) Что является антитезой жизни в природе?
Где кончается жизнь Ю. Живаго? ( последняя глава романа)
Вывод: чтение учителем стихотворения Н. Гумилева « Заблудившийся трамвай».
VI. Человек и его отношения с жизнью и смертью
Кончается ли роман со смертью Ю. Живаго? Что в конце?
2) Как вы думаете, почему?
Цикл стихов Ю. Живаго открывается стихотворением « Гамлет». Почему оно носит такое название? Какова основная мысль?
Заключительная часть стихотворения- « Гефсиманский сад». Что общего в первом и последнем?
Взгляды автора и лирического героя на достижение бессмертия через христианскую идею страданий?
Эпизоды:
- Живаго у постели больной Анны Ивановны (ч.3, гл. 3)
- «Тифозный час» доктора (ч.6, гл. 15)
- Дневник в Варыкино (ч.9, гл. 7)
- После боя на поляне (ч.11, гл. 4)
- У Ларисы с письмом от Тони (ч.13, гл. 17)
Вывод: по Пастернаку человек осознает себя лишь в жизни других или в том, что оставляет после себя, следовательно, он изначально не может умереть, а живет вечно.
Жизнь просто так не дает ничего, поэтому каждого в жизни его собственные страсти, страдания. Жизнь- дар всем, без различия классов, это объединяет всех.
VII. Этапы биографии автора и его героя (сопоставление)
Вывод: понятие жизни одного человека и жизни народа уравновешены. Человек- это целое с миром.
Домашнее задание: подготовиться к сочинению по данным темам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Целое с миром» (по роману Б. Пастернака «Доктор Живого»)»
Методическая разработка
Тема урока: «Целое с миром»
(по роману Б. Пастернака «Доктор Живого»)
Цель урока: рассмотреть проблемы миропонимания героя, философско- нравственный срез романа.
Оборудование: фотопортреты Б.Л. Пастернака разных лет; фотодокументы 10-20-х годов 20 века; репродукции картин Петрова- Водкина «Купание красного коня», « Смерть комиссара».
Ход урока
До урока было дано опережающее задание: подготовить материал по указанным учителем главам на такие проблемы.
1 группа 2 группа
- человек и революция - человек и мир
- художник и революция - человек и история
- гражданская война - природа, жизнь человека в природе и
антитеза этой жизни
- жизнь и смерть
I. Работа по вопросам и тексту и запись выводов.
Как выражается отношение автора к проблеме « человек и революция»?
Каково это отношение, меняется ли оно? Проследим.
Сначала в эпизодах:
– в разговоре с Ларой (ч.5, гл.8)
- возвращение в Москву (ч.5, гл 15)
- речь дома при гостях (ч. 6, гл. 4)
- чтение на улице газеты об октябрьском перевороте (ч.6, гл. 8)
Потом взгляд меняется
- в партизанском отряде (ч.11, гл.4)
Работа по картине « Смерть комиссара», « Купание красного коня».
Вывод: «Каждый ожил, переродился», следовательно, революция- это жизнь. Доктор, а вместе с ним автор, ожидают нового в жизни России, в русской судьбе и своей собственной.
Так же герой понимает гениальность этого события.
Потом взгляд меняется. Пролились « моря крови». Цель переделка жизни, но как можно ее переделать, когда она- самоценное и саморазвивающееся понятие. Всякая переделка только убивает жизнь.
II. Художник и революция.
Работа над эпизодами:
- Дневник в Варыкино (ч. 9,гл. 7)
- Уход со службы (ч. 13,гл. 16)
Вывод: изначально творчество и революция равноценны, но то, во что превращают революцию, вступают в противоречия с творчеством. Живаго- поэт и творческий врач, часто действует интуитивно, то есть так, как не может разум. Отсюда ощущение своей нужности.
III. Человек и мир
1) Как соотносятся эти понятия? Что нервично? (высказывания учащихся)
2)Как соотносил эти понятия автор?
Эпизод:
- панихида по Анне Ивановне (ч.3, гл. 15)
Вывод: по мнению автора, человек равен тому миру, в котором он живет.
Я= всем = миру
Я- целое с миром
IV. Человек и история
Работа над эпизодами:
- Юра Живаго и дядя (ч.3, гл.2)
- После отъезда Лары (ч. 14, гл. 15)
Вывод: « История – вторая вселенная, которую воздвиг человек в ответ на явление смерти с помощью явлений времени и памяти».
V. Человек и природа
1) Как связаны доктор и окружающий мир? Кто в его воображении сливается с деревьями, стихией, ветками и т.д?
- доктор в Мелюзеево (ч.5, гл. 6)
- дневник в Варыкино (ч.9, гл. 8)
- в партизанском отряде (ч.11, гл. 7)
- уход из отряда (ч.12, гл. 9)
Вывод: по мнению автора, природа- волшебство. Когда человек понимает ее, он понимает жизнь, он в ладу с самим собой, с окружающим миром.
2) Что является антитезой жизни в природе?
Где кончается жизнь Ю. Живаго? ( последняя глава романа)
Вывод: чтение учителем стихотворения Н. Гумилева « Заблудившийся трамвай».
VI. Человек и его отношения с жизнью и смертью
Кончается ли роман со смертью Ю. Живаго? Что в конце?
2) Как вы думаете, почему?
Цикл стихов Ю. Живаго открывается стихотворением « Гамлет». Почему оно носит такое название? Какова основная мысль?
Заключительная часть стихотворения- « Гефсиманский сад». Что общего в первом и последнем?
Взгляды автора и лирического героя на достижение бессмертия через христианскую идею страданий?
Эпизоды:
- Живаго у постели больной Анны Ивановны (ч.3, гл. 3)
- «Тифозный час» доктора (ч.6, гл. 15)
- Дневник в Варыкино (ч.9, гл. 7)
- После боя на поляне (ч.11, гл. 4)
- У Ларисы с письмом от Тони (ч.13, гл. 17)
Вывод: по Пастернаку человек осознает себя лишь в жизни других или в том, что оставляет после себя, следовательно, он изначально не может умереть , а живет вечно.
Жизнь просто так не дает ничего, поэтому каждого в жизни его собственные страсти, страдания. Жизнь- дар всем, без различия классов, это объединяет всех.
VII. Этапы биографии автора и его героя (сопоставление)
Вывод: понятие жизни одного человека и жизни народа уравновешены. Человек- это целое с миром.
Домашнее задание: подготовиться к сочинению по данным темам.