Самоопределение к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Добрый день, ребята! Как ваше настроение? Готовы к работе? Береги честь смолоду, а платье снову. Сам погибай, а товарища выручай. Пословицы Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Эти пословицы являются эпиграфом к нашему уроку. | | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
2. Актуализация знаний. Организация и самоорганизация учащихся Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | 1. Проверка домашнего задания Выступления и презентации о жизни и творчестве Толстого. 2. Беседа по 3 главе Вопросы: 1. Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага? 2. С чьей помощью мы знакомимся с жизнью горного аула? 3. Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему? 4. Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный»? Объясните причину такой разницы. 5. Почему к Жилину стали приезжать местные жители из близлежащих аулов? 6. Чем в этот период интересна жизнь Жилина и жизнь Костылина? | Ответы ребят Отвечают на вопросы викторины Оценивание Формулируют тему урока Формулируют цель и задачи, намечают этапы работы | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Практикум Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися | 1.Составление сравнительной характеристики героев. Жилин Костылин Место жительства героев горный татарский аул, сарай горный татарский аул, сарай Чем питались пленные? лепешка из просяной муки только лепешка, либо тесто или тесто сырое да вода; сырое и вода молоко, сырные лепешки, кусок баранины Чем занимались офицеры? писем не писал, все писал еще раз домой, высматривал, выпытывал, скучал, ждал, когда пришлют как ему устроить побег денег, считал дни, спал рукодельничал: лепил кукол; плел корзинки из прутьев; мастерил игрушечную карусель на диво всему аулу; чинил оружие, часы; учился понимать татарский язык 2. Знакомство с IV главой. Вопросы: 1. Как прожил Жилин месяц? 2. Какую хитрость придумал герой, чтобы взобраться на гору? 3. Что помешало ему в тот же вечер совершить побег? 4. Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним? 5. Какова причина колебаний Костылина перед побегом? Составление плана рассказа «Жилин готовится к побегу» по материалам III и IV глав. План (примерный): 1. Знакомство с жизнью татарского аула. 2. Работа над подкопом. 3. Поиски дороги. 4. Путь побега – только на Север. 5. Внезапное возвращение татар. 6. Побег. | Вывод: Жилин, в отличие от Костылина, деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению. Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации. (Интересно понаблюдать, какими глаголами действия сопровождает писатель жизнь в ауле Жилина – «рукодельничает», «высматривает», «ходит», и Костылина – «пишет», «ждет», «скучает», «спит».) | Умение работать в группе, выражение своих мыслей Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
4. Рефлексия. Домашнее задание | - Какую тему изучили на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса Дочитать рассказ Нарисовать иллюстрацию Подготовить вопросы | Оценивают свою работу на уроке | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |