Тема : Женские образы в романе «Герой нашего времени»
Цель: - рассмотреть женские образы романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», их своеобразие и роль в раскрытии сюжета и образа главного героя;
- развивать логическое и образное мышление, внимание, память, речь;
- воспитывать доброту и человечность, умение сострадать; формировать читательскую культуру.
Ход урока
Организационный этап
Актуализация
Беседа
- охарактеризуйте Печорина. скажите, какие черты его характера кажутся привлекательными, а какие не нравятся?
- как помогает раскрытию образа Печорина другие мужские персонажи- Максим Максимыч, Вернер, Грушницкий, Вулич?
- кто из них в той или иной степени двойник Печорина, а кто ни в чем не подобен ему? Охарактеризуйте этих персонажей.
III. Формирование новых понятии и способов действия
Работа в группах
- А теперь давайте обратимся к женским образом романа и попробуем понять, какую роль они играют в раскрытии образа Печорина.
Лермонтов неспроста проводит своего героя через испытание любовью, ведь любовь – это высшая человеческая ценность. И каждый женский образ выявляет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.
Дома вы подготовили характеристики женских персонажей романа. И сейчас я прошу вас разделиться на 4 группы- соответствии с полученным заданием.
Вам предстоит дать характеристику « своей» героини и ответить на ряд вопросов, касающихся ее отношений с Печориным. Затем каждая группа представит свой ответ- сообщение классу.
Задания ( начиная с домашнего) даются с учетом подготовленности учащихся в составе каждой группы и в зависимости от численности группы. На подготовку ответа классе отводится 10-15 минут, так как учащиеся получают опережающее задания перечитать эпизоды и подготовить характеристики дома.
1 группа. Печорин и Бэла.
- перечитайте песню- комплемент Печорину, спетой Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину?
- в чем своеобразие ее чувства? Почему она в начале отвергает любовь Печорина ?
- какими способами Печорин добивался любви Бэлы ?
- почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
- какова роль образа Бэлы в понимании в характера Печорина?
2 группа. Печорин и девушка-ундина.
- как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует ее самого ?
- перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
- какова композиционная роль ее образа ?
3 группа. Печорин и Мери.
- перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственная превосходства Мери над Печориным?
- перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения Мери ?
- проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все- таки решился на дуэль из за Мери?
- каков композиционный смысл образа Мери?
4 группа. Печорин и Вера.
- проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры записи 23 мая. как бы вы охарактеризовали их чувства друг к другу?
- перечитайте письмо Веры к Печорину, полученная им после дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценки Веры ? В авторской оценке ? в самооценке ?
- как образ Веры помогает понять характер Печорина ?
Каждая группа рисует свою героиню.
IV. Применение. Формирование и умение навыков
Работа с опорной схемой.
- итак, мы с вами убедились, что женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цены искреннее умеющие любить и глубоко чувствовать. А вот Печорин не выдерживает испытание любовью.
- теперь я вас прошу внимательно рассмотреть схему и ответь на вопрос: какую роль играла любовь в жизни Печорина?
Каждая группа готовит схему « Любовь в жизни Печорина». (Бэла-Печорин, Печорин-Мери, Печорин- девушка-ундина, Печорин –Вера).
V. Этап информации домашнем задании.
1. прочитать статью В.Г. Белинского « Герой нашего времени». Сочинение М.Ю. Лермонтова»
2. индивидуальное задание : «Белинский о творчестве М.Ю. Лермонтова».
VI. Этап рефлексии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Женские образы в романе " Герой нашего времени»
Тема : Женские образы в романе «Герой нашего времени»
Цель: - рассмотреть женские образы романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», их своеобразие и роль в раскрытии сюжета и образа главного героя;
- развивать логическое и образное мышление, внимание, память, речь;
- воспитывать доброту и человечность, умение сострадать; формировать читательскую культуру.
Ход урока
Организационный этап
Актуализация
Беседа
- охарактеризуйте Печорина . скажите, какие черты его характера кажутся привлекательными, а какие не нравятся?
- как помогает раскрытию образа Печорина другие мужские персонажи- Максим Максимыч, Вернер, Грушницкий , Вулич?
- кто из них в той или иной степени двойник Печорина, а кто ни в чем не подобен ему? Охарактеризуйте этих персонажей.
III. Формирование новых понятии и способов действия
Работа в группах
- А теперь давайте обратимся к женским образом романа и попробуем понять, какую роль они играют в раскрытии образа Печорина.
Лермонтов неспроста проводит своего героя через испытание любовью, ведь любовь – это высшая человеческая ценность. И каждый женский образ выявляет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.
Дома вы подготовили характеристики женских персонажей романа. И сейчас я прошу вас разделиться на 4 группы- соответствии с полученным заданием.
Вам предстоит дать характеристику « своей» героини и ответить на ряд вопросов, касающихся ее отношений с Печориным. Затем каждая группа представит свой ответ- сообщение классу.
Задания ( начиная с домашнего) даются с учетом подготовленности учащихся в составе каждой группы и в зависимости от численности группы. На подготовку ответа классе отводится 10-15 минут, так как учащиеся получают опережающее задания перечитать эпизоды и подготовить характеристики дома.
1 группа. Печорин и Бэла.
- перечитайте песню- комплемент Печорину, спетой Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину?
- в чем своеобразие ее чувства? Почему она в начале отвергает любовь Печорина ?
- какими способами Печорин добивался любви Бэлы ?
- почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
- какова роль образа Бэлы в понимании в характера Печорина?
2 группа. Печорин и девушка-ундина.
- как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует ее самого ?
- перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
- какова композиционная роль ее образа ?
3 группа. Печорин и Мери.
- перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственная превосходства Мери над Печориным?
- перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения Мери ?
- проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все- таки решился на дуэль из за Мери?
- каков композиционный смысл образа Мери?
4 группа. Печорин и Вера.
- проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры записи 23 мая . как бы вы охарактеризовали их чувства друг к другу?
- перечитайте письмо Веры к Печорину, полученная им после дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценки Веры ? В авторской оценке ? в самооценке ?
- как образ Веры помогает понять характер Печорина ?
Каждая группа рисует свою героиню.
IV. Применение. Формирование и умение навыков
Работа с опорной схемой.
- итак, мы с вами убедились , что женские образы в романе Лермонтова , несомненно , выше, чище Печорина. Они натуры более цены искреннее умеющие любить и глубоко чувствовать. А вот Печорин не выдерживает испытание любовью.
- теперь я вас прошу внимательно рассмотреть схему и ответь на вопрос: какую роль играла любовь в жизни Печорина?
Каждая группа готовит схему « Любовь в жизни Печорина». (Бэла-Печорин, Печорин-Мери, Печорин- девушка-ундина, Печорин –Вера).
V. Этап информации домашнем задании.
1. прочитать статью В.Г. Белинского « Герой нашего времени». Сочинение М.Ю. Лермонтова»
2. индивидуальное задание : «Белинский о творчестве М.Ю. Лермонтова».