Конспект урока по литературе Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова" Герой нашего времени"
Конспект урока по литературе Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова" Герой нашего времени"
Цели:
1•Образовательная: выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»;
2•Развивающая: систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине;
3•Воспитательная: воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям;
Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.
Тип урока -урок – исследование.
Методы: словесный, частично-поисковый
Формы работы: беседа,работа в парах
•Раздаточный материал: тестовые задания
Оборудование – интерактивная доска
Планируемые результаты: создание части проекта на тему «Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; (чтение отдельных отрывков из романа в сопровождении кратких сообщений и цитирование отдельных фрагментов), уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование).
Ход урока: 1. Оргмомент (психологический настрой )
2. Слово учителя : Мы продолжаем работу по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени ». Прежде чем мы приступим к изучению новой темы,проверим, как вы усвоили пройденный материал. По словам одного из лермонтоведов «Другие действующие лица романа расположены вокруг Печорина, как вокруг центра, и связаны с ним, как радиусами.Трех мужчин и трех женщин поставил Лермонтов в особенно живую, хотя и противоположную связь с Печориным : Максим Максимыч, Грушницкий и Вернер, с другой стороны- Бэла, Вера и княжна Мэри ».Обратите внимание на эту схему, прокомментируйте ее примерами из текста романа (слайд ).
(Учащиеся читают выдержки из романа и комментируют )
III. Работа по теме
Слово учителя. Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол, жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями.
Мы говорили о роли мужских образов в романе, на сегодняшнем мы проведём исследование композиционной роли женских образов.Тема нашего урока : Женские образы в романе «Герой нашего времени ».(слайд )
Эпиграфом нашего урока будут слова из романа «Я никогда не считался рабом любимой женщины».
– Как вы их понимаете?
– Работать мы будем в парах. В романе на внутренний мир Печорина, его поступки, характер влияют четыре женщины. Каждая пара будет рассматривать образ одной женщины.
IV. Задания парам
I пара: Печорин и Бэла.
1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?
IIпара: Печорин и девушка-ундина.
1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
3. Какова композиционная роль ее образа?
IIIпара : Печорин и Мери
1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
3. Каков композиционный смысл образа Мери?
IV пара: Печорин и Вера
1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?
2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?
3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
V. Вывод
Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.
VI. Задание на дом: ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?
Итог урока :1. Тестирование
2. Оценивание
Рефлексия: Сегодня на уроке у нас было :сотрудничество,партнерство,азарт,сплоченность,интуиция,бодрость,отдача.
Спасибо за работу и спасибо нашим гостям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова" Герой нашего времени"»
Тема : Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени ».
Цели:
1•Образовательная: выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»;
2•Развивающая: систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине;
3•Воспитательная: воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям;
Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.
Тип урока -урок – исследование.
Методы: словесный, частично-поисковый
Формы работы: беседа ,работа в парах
•Раздаточный материал: тестовые задания
Оборудование – интерактивная доска
Планируемые результаты: создание части проекта на тему «Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; (чтение отдельных отрывков из романа в сопровождении кратких сообщений и цитирование отдельных фрагментов), уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование).
Ход урока: 1. Оргмомент (психологический настрой )
2. Слово учителя : Мы продолжаем работу по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени ». Прежде чем мы приступим к изучению новой темы,проверим , как вы усвоили пройденный материал. По словам одного из лермонтоведов «Другие действующие лица романа расположены вокруг Печорина , как вокруг центра , и связаны с ним , как радиусами.Трех мужчин и трех женщин поставил Лермонтов в особенно живую , хотя и противоположную связь с Печориным : Максим Максимыч, Грушницкий и Вернер, с другой стороны- Бэла , Вера и княжна Мэри ».Обратите внимание на эту схему, прокомментируйте ее примерами из текста романа (слайд ).
(Учащиеся читают выдержки из романа и комментируют )
III. Работа по теме
Слово учителя. Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол, жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями.
Мы говорили о роли мужских образов в романе, на сегодняшнем мы проведём исследование композиционной роли женских образов.Тема нашего урока : Женские образы в романе «Герой нашего времени ».(слайд )
Эпиграфом нашего урока будут слова из романа «Я никогда не считался рабом любимой женщины».
– Как вы их понимаете?
– Работать мы будем в парах. В романе на внутренний мир Печорина, его поступки, характер влияют четыре женщины. Каждая пара будет рассматривать образ одной женщины.
IV. Задания парам
I пара: Печорин и Бэла.
1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?
IIпара: Печорин и девушка-ундина.
1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
3. Какова композиционная роль ее образа?
IIIпара : Печорин и Мери
1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
3. Каков композиционный смысл образа Мери?
IV пара: Печорин и Вера
1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?
2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?
3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
V. Вывод
Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.
VI. Задание на дом: ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?
Итог урока :1. Тестирование
2. Оценивание
Рефлексия: Сегодня на уроке у нас было :сотрудничество,партнерство,азарт,сплоченность,интуиция,бодрость,отдача.