kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова" Герой нашего времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели

1•Образовательная: выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»;

2•Развивающая:  систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине;

3•Воспитательная:  воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям;

Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных  способностей учащихся через групповую форму работы.

Тип урока -урок – исследование.

Методы: словесный, частично-поисковый

Формы работы: беседа,работа в парах

Раздаточный материал: тестовые задания

Оборудование – интерактивная доска

Планируемые результаты: создание части проекта на тему «Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»;  (чтение отдельных отрывков из романа в  сопровождении кратких сообщений и цитирование  отдельных фрагментов), уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование).

Ход урока: 1. Оргмомент (психологический настрой )

2. Слово учителя : Мы продолжаем работу по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени ». Прежде чем мы приступим к изучению новой темы,проверим, как вы усвоили пройденный материал. По словам одного из лермонтоведов «Другие действующие лица романа расположены вокруг Печорина, как вокруг центра, и связаны с ним, как радиусами.Трех мужчин и трех женщин поставил Лермонтов в особенно живую, хотя и противоположную связь с Печориным : Максим Максимыч, Грушницкий и  Вернер, с другой стороны- Бэла, Вера и княжна Мэри ».Обратите внимание на эту схему, прокомментируйте ее примерами из текста романа (слайд ).

(Учащиеся читают выдержки из романа и комментируют )

III. Работа по теме

Слово учителя. Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол,  жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну  Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания.  Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой   и   любовью  делают   этот   образ   малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того  чтобы разобраться  в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями.

  Мы говорили о роли мужских образов в романе, на сегодняшнем мы проведём исследование  композиционной роли женских образов.Тема нашего урока : Женские образы в романе «Герой нашего времени ».(слайд )

Эпиграфом  нашего урока будут слова из романа «Я никогда не считался рабом любимой женщины».

– Как вы их понимаете?

– Работать мы будем в парах. В романе на внутренний мир Печорина, его поступки, характер влияют четыре женщины. Каждая пара  будет рассматривать образ одной женщины.

IV. Задания парам

I пара: Печорин и Бэла.

1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой  на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? По­чему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?

3. Какова роль образа Бэлы  в понимании характера Печорина? 

IIпара: Печорин и девушка-ундина.

1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и  как это характеризует его самого?

2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?

3. Какова композиционная роль ее образа?

IIIпара : Печорин и Мери

1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?

IV пара: Печорин и Вера

1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи  от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?

2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?

3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

V. Вывод

Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.

VI. Задание на дом: ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?

Итог урока :1. Тестирование

                         2. Оценивание

Рефлексия: Сегодня на уроке у нас было :сотрудничество,партнерство,азарт,сплоченность,интуиция,бодрость,отдача.

                                        Спасибо за работу и спасибо нашим гостям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова" Герой нашего времени"»



Тема : Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени ».



Цели:

1•Образовательная: выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»;

2•Развивающая: систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине;

3•Воспитательная: воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям;

Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.

Тип урока -урок – исследование.

Методы: словесный, частично-поисковый

Формы работы: беседа ,работа в парах

Раздаточный материал: тестовые задания

Оборудование – интерактивная доска

Планируемые результаты: создание части проекта на тему «Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; (чтение отдельных отрывков из романа в сопровождении кратких сообщений и цитирование отдельных фрагментов), уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование).

Ход урока: 1. Оргмомент (психологический настрой )

2. Слово учителя : Мы продолжаем работу по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени ». Прежде чем мы приступим к изучению новой темы,проверим , как вы усвоили пройденный материал. По словам одного из лермонтоведов «Другие действующие лица романа расположены вокруг Печорина , как вокруг центра , и связаны с ним , как радиусами.Трех мужчин и трех женщин поставил Лермонтов в особенно живую , хотя и противоположную связь с Печориным : Максим Максимыч, Грушницкий и Вернер, с другой стороны- Бэла , Вера и княжна Мэри ».Обратите внимание на эту схему, прокомментируйте ее примерами из текста романа (слайд ).

(Учащиеся читают выдержки из романа и комментируют )

III. Работа по теме

Слово учителя. Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол, жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями.

Мы говорили о роли мужских образов в романе, на сегодняшнем мы проведём исследование композиционной роли женских образов.Тема нашего урока : Женские образы в романе «Герой нашего времени ».(слайд )

Эпиграфом нашего урока будут слова из романа «Я никогда не считался рабом любимой женщины».

– Как вы их понимаете?

– Работать мы будем в парах. В романе на внутренний мир Печорина, его поступки, характер влияют четыре женщины. Каждая пара будет рассматривать образ одной женщины.

IV. Задания парам

I пара: Печорин и Бэла.

1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? По­чему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?

3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

IIпара: Печорин и девушка-ундина.

1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?

2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?

3. Какова композиционная роль ее образа?

IIIпара : Печорин и Мери

1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?



IV пара: Печорин и Вера



1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?

2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?

3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

V. Вывод

Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.

VI. Задание на дом: ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?

Итог урока :1. Тестирование

2. Оценивание

Рефлексия: Сегодня на уроке у нас было :сотрудничество,партнерство,азарт,сплоченность,интуиция,бодрость,отдача.

Спасибо за работу и спасибо нашим гостям.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Ержанова Алтынжан Абдыхановна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 259885


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства