Учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ села Батурино Асиновского района Томской области Шитц Юлия Валентиновна
1.Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной;
2.Учебник-хрестоматия «Литература» для общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной;
3. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 11 класс. Коровина В.Я.
6. Интернет-сайты: School-collection.edu.ru; http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/30814/1/urgu1447s.pdf
Этапы урока и цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
познавательные | коммуникативные | регулятивные | личностные |
Организационный этап: проверить подготовленность к уроку, организовать внимание. | Вовлекает учащихся в деловой ритм урока, создает эмоциональный настрой. | Проявляют готовность к восприятию учебного материала. | Приветствуют учителя. | Готовятся к уроку литературы. | Контролируют эмоции, перестраиваются с предыдущего урока. |
Мотивационный этап: актуализировать знания и проверить выполнение домашнего задания | Выявляет уровень знаний о пройденном материале с помощью вопросов: -О произведении какого автора мы закончили разговор на прошлом уроке? -Что вам запомнилось? Приглашает продемонстрировать выполнение домашнего задания. -Кто прочитает наизусть отрывок из «Песни про купца Калашникова»? | Выдают информацию о поэте, читают отрывки наизусть. | Отвечают на предложенные вопросы. Высказывают собственное мнение относительно изученного материала. | Проговаривают предыдущие цели, оценивают степень усвоения пройденного материала. | Выражают адекватные эмоции, отвечают за выполнение домашнего задания. |
Этап постановки учебной задачи: подготовить к изучению нового материала, сообщить тему и цели урока. | Озвучивает тему урока (записи в тетрадях): Нам не дано предугадать. Как слово наше отзовется… Ф.И.Тютчев. -Приглашаю вас прикоснуться к тайне слова, ощутить значимость наших слов через знакомство со стихами-молитвами русских писателей (раздает тексты стихотворений) (Приложение 1) | Устанавливают причинно-следственные связи между словом и молитвой. | Понимают версию фрагмента, анализируют, создают высказывание, оформляют записи. | Сверяют раздаточный материал с целью урока. | Критически осмысливают свое понимание материала. |
Подготовка учащихся к работе на основном этапе: обеспечить осмысление материала, глубину понимания. | Создает проблемную ситуацию и обеспечивает актуализацию субъектного опыта. -Почему текст молитвы оказывает такое воздействие на человека? -Какие сходства и различия между молитвой А.С.Пушкина и молитвой «Отче наш» ? Организует работу с источниками или выдержками из источников. Обеспечивает формирование целостной системы знаний о жанре. -Знаете ли вы другие молитвы? | Анализируют, обобщают, делают выводы. | Высказывают свое мнение, корректируют его и создают письменное высказывание. | Выдвигают версии в соответствии с целями с учетом жизненного опыта. | Опираются на общечеловеческие ценности, критически осмысливают свои понятия. |
Ознакомление с новым материалом: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала. | Предлагает новый материал. -Давайте обратим внимание на стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва». По воспоминаниям О.А.Смирновой, для княгини М.А.Щербатовой М.Лермонтов, ухаживающий за молодой вдовой в 1839-40г., написал стихотворение, потому что «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи». Активизирует материал вопросом: -Когда человек обращается к молитве? -Согласны ли вы, что тоска – это и есть трудная минута? Именно так начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва», написанное в 1839 году. -Предлагаю воссоздать текст стихотворения из разбежавшихся строчек, воспользовавшись ножницами и клеем. Используйте свои знания о рифме, размере стиха. (Приложение 2). | Находят информацию для решения учебной задачи. Самостоятельно вычитывают подтекстовую информацию. | Участвуют в дискуссии в процессе подбора материала, организовывают работу в группе, договариваются с товарищами. | Выдвигают индивидуальные версии, определяют цель и совместно работают по плану. | Примеряют роли лидера, исполнителя, контролера и др. Контролируют свои эмоции в случае несогласия с участниками группы, предлагают свои варианты, справляются с эгоизмом. |
Этап первичной проверки понимания изученного материала: установить правильность и осознанность изучаемого материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. | Предлагает прослушать текст стихотворения, сверить воссозданные тексты с эталоном, оценить результат своей деятельности. | Прослушивают и проговаривают текст стихотворения М.Лермонтова «Молитва», корректируют. | Прослушивают и проговаривают текст стихотворения М.Лермонтова «Молитва», корректируют вслух. | Оценивают степень достижения цели. | Выражают эмоции в соответствии с результатами деятельности. |
Этап закрепления новых знаний: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. | Задает вопросы, связанные с организацией деятельности: -Все ли сразу согласились с предложенными вариантами? -В чем состояла трудность собрать строчки? Задает вопросы на понимание текста. -Какие художественные приемы, использованные поэтом, вызвали затруднения? (Инверсия в начале текста). Организует краткий анализ лирического произведения. (Приложение 3) -Слова молитвы принесли покой душе поэта. Возможно ли такое? | Соглашаются с трудностью работы в группе, когда выдвигается сразу несколько версий. Фиксируют записи художественных приемов в тетрадь (название, примеры из текста) | Включаются во фронтальную работу над анализом лирического текста. | Предлагают индивидуальные ответы на вопросы, самостоятельно исправляют ошибочные версии. | Критически осмысливают свое поведение во время работы группы. Отвечают за свои предложения. |
Этап обобщения и систематизации: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных связей. | Организовывает беседу, задавая вопросы: -Имеют ли силу слова человек? -Можно ли произносить их, не будучи твердо уверенным в воздействии? -Вся ли информация, окружающая нас, полезна человеку? -Чье произведение вам кажется наиболее приближенным к молитве? (Приложение 1). | Отвечают на вопросы, излагая собственную позицию относительно наличия разных видов информации в жизни человека. Демонстрируют разную степень владения смысловым чтением, сравнивают и выбирают нужную информацию. | Отвечают на вопросы, излагая собственную позицию относительно наличия разных видов информации в жизни человека. Различают мнения, предположения других участников группы, объясняют выбор материала друг другу и коллективу. | Выдвигают версии относительно излишнего количества информации. Определяют проблему, связанную с жанром молитвы. | Осваивают новые правила, стремятся применить их в личной жизни. Осознают свои эмоции в различных речевых ситуациях. |
Этап самоконтроля знаний и способов действий: организовать деятельность по созданию синквейна. | Организует деятельность по применению новых знаний. -Какое стихотворение вам понравилось? - Что в нем общего с молитвой? Предлагает создать синквейн, начальным словом которого может быть «Молитва». Образец работы ученика. Молитва. Благодатная, умиротворяющая. Примиряет, успокаивает, смиряет. Весомость каждого слова в молитве. Покой. | Выбирают необходимую информацию, готовят ответы на вопросы и готовят синквейн. | Осознанно используют речевые средства для ответов на вопросы и создания собственного продукта. | Создают продукт. | Осознают свой выбор и отвечают за него, признают уровень своих достижений. |
Этап объяснения домашнего задания: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Два уровня домашнего задания: 1.Выучить наизусть стихотворение-молитву по выбору. 2.Создать презентацию в три кадра к выбранному стихотворению. | Готовятся представить информацию в предложенных формах. | Планируют использовать технические средства для выражения собственного мнения. | Оценивают степень готовности к самостоятельному выполнению работы. Осуществляют пошаговую самопроверку. | Выбирают один из видов работы, отвечают за свой выбор и оценку. |
Этап подведения итогов занятия: дать качественную оценку работы класса, инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности. | Сообщает о завершении работы на уроке, предлагает по желанию озвучить готовые синквейны. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Предлагает закончить предложение: «Я доволен, что у меня получилось…». | Зачитывают работы и оценивают степень усвоения материала. | Высказывают свое мнение относительно усвоенного материала. | Сверяют свои достижения с планом урока. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |