kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жанр молитвы в русской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта учебного занятия по литературе

Просмотр содержимого документа
«Жанр молитвы в русской литературе»

Технологическая карта учебного занятия по литературе


Учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ села Батурино Асиновского района Томской области Шитц Юлия Валентиновна


Тема урока: «Жанр молитвы в русской литературе», 11 класс.


Тип урока: ознакомление с новым материалом (дети сидят в группах).


Дата урока: 7 ноября 2019 г.


Образовательные ресурсы:

1.Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной;

2.Учебник-хрестоматия «Литература» для общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной;

3. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 11 класс.  Коровина В.Я.

6. Интернет-сайты: School-collection.edu.ru; http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/30814/1/urgu1447s.pdf


Формы и методы, технологии обучения: групповая форма работы; фронтальная беседа; наблюдение и анализ; работа с источниками информации, создание синквейна.


Оборудование урока: проектор, тексты (Приложения), записи на доске.


Цели урока: познакомить с жанром молитвы; изучить стихотворения русских поэтов, обращавшихся к жанру молитвы; в рамках духовно-нравственного эксперимента провести параллели с духовными жанрами.






Планируемые образовательные результаты:


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения:

1 – низкий, 2 – средний, 3 - высокий

Предметные

Иметь понятие о молитве как о литературном жанре

1.Различать виды молитв, знать их композиционный строй.

2.Знать, какие поэты обращались к жанру молитвы.

3.Видеть различия между произведениями поэтов и религиозной службой.

Познавательные

Приобретение навыков интерпретации поэтического текста. Умение владеть информацией.

1.Понимание лирического произведения.

2.Анализ художественных средств.

3.Комплексный анализ лирического произведения.

Коммуникативные

Воспитание речевой культуры и эстетического вкуса учащихся. Умение владеть словом.

1.Умение сформулировать и высказать свое мнение.

2.Умение договориться в паре и в группе.

3.Уметь аргументированно доказать свою точку зрения.

Регулятивные

Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить.

1.Уметь работать по плану.

2.Уметь формулировать выводы из коллективного обсуждения.

3. Оценивать правильность выполнения своих действий.

Личностные

Определение своего эмоционального состояния.

1.Ответственно относиться к учению.

2.Осознавать ответственность за работу в группе.

3.Адекватно оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности.


Ход урока


Этапы урока

и цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

познавательные

коммуникативные

регулятивные

личностные

Организационный этап: проверить подготовленность к уроку, организовать внимание.

Вовлекает учащихся в деловой ритм урока, создает эмоциональный настрой.



Проявляют готовность к восприятию учебного материала.

Приветствуют учителя.

Готовятся к уроку литературы.

Контролируют эмоции, перестраиваются с предыдущего урока.

Мотивационный этап: актуализировать знания и проверить выполнение домашнего задания

Выявляет уровень знаний о пройденном материале с помощью вопросов:

-О произведении какого автора мы закончили разговор на прошлом уроке?

-Что вам запомнилось?

Приглашает продемонстрировать выполнение домашнего задания.

-Кто прочитает наизусть отрывок из «Песни про купца Калашникова»?

Выдают информацию о поэте, читают отрывки наизусть.

Отвечают на предложенные вопросы. Высказывают собственное мнение относительно изученного материала.

Проговаривают предыдущие цели, оценивают степень усвоения пройденного материала.

Выражают адекватные эмоции, отвечают за выполнение домашнего задания.

Этап постановки учебной задачи: подготовить к изучению нового материала, сообщить тему и цели урока.

Озвучивает тему урока (записи в тетрадях):

Нам не дано предугадать. 
Как слово наше отзовется… Ф.И.Тютчев.

-Приглашаю вас прикоснуться к тайне слова, ощутить значимость наших слов через знакомство со стихами-молитвами русских писателей (раздает тексты стихотворений) (Приложение 1)

Устанавливают причинно-следственные связи между словом и молитвой.

Понимают версию фрагмента, анализируют, создают высказывание, оформляют записи.

Сверяют раздаточный материал с целью урока.

Критически осмысливают свое понимание материала.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе: обеспечить осмысление материала, глубину понимания.

Создает проблемную ситуацию и обеспечивает актуализацию субъектного опыта.

-Почему текст молитвы оказывает такое воздействие на человека?

-Какие сходства и различия между молитвой А.С.Пушкина и молитвой «Отче наш» ?

Организует работу с источниками или выдержками из источников.

Обеспечивает формирование целостной системы знаний о жанре.

-Знаете ли вы другие молитвы?

Анализируют, обобщают, делают выводы.

Высказывают свое мнение, корректируют его и создают письменное высказывание.

Выдвигают версии в соответствии с целями с учетом жизненного опыта.

Опираются на общечеловеческие ценности, критически осмысливают свои понятия.

Ознакомление с новым материалом: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала.

Предлагает новый материал.

-Давайте обратим внимание на стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва». По воспоминаниям О.А.Смирновой, для княгини М.А.Щербатовой М.Лермонтов, ухаживающий за молодой вдовой в 1839-40г., написал стихотворение, потому что «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи».

Активизирует материал вопросом:

-Когда человек обращается к молитве?

-Согласны ли вы, что тоска – это и есть трудная минута? Именно так начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва», написанное в 1839 году.

-Предлагаю воссоздать текст стихотворения из разбежавшихся строчек, воспользовавшись ножницами и клеем. Используйте свои знания о рифме, размере стиха. (Приложение 2).

Находят информацию для решения учебной задачи. Самостоятельно вычитывают подтекстовую информацию.

Участвуют в дискуссии в процессе подбора материала, организовывают работу в группе, договариваются с товарищами.

Выдвигают индивидуальные версии, определяют цель и совместно работают по плану.

Примеряют роли лидера, исполнителя, контролера и др. Контролируют свои эмоции в случае несогласия с участниками группы, предлагают свои варианты, справляются с эгоизмом.

Этап первичной проверки понимания изученного материала: установить правильность и осознанность изучаемого материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

Предлагает прослушать текст стихотворения, сверить воссозданные тексты с эталоном, оценить результат своей деятельности.


Прослушивают и проговаривают текст стихотворения М.Лермонтова «Молитва», корректируют.


Прослушивают и проговаривают текст стихотворения М.Лермонтова «Молитва», корректируют вслух.

Оценивают степень достижения цели.

Выражают эмоции в соответствии с результатами деятельности.

Этап закрепления новых знаний: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Задает вопросы, связанные с организацией деятельности:

-Все ли сразу согласились с предложенными вариантами?

-В чем состояла трудность собрать строчки?

Задает вопросы на понимание текста.

-Какие художественные приемы, использованные поэтом, вызвали затруднения? (Инверсия в начале текста).

Организует краткий анализ лирического произведения.

(Приложение 3)

-Слова молитвы принесли покой душе поэта. Возможно ли такое?


Соглашаются с трудностью работы в группе, когда выдвигается сразу несколько версий.

Фиксируют записи художественных приемов в тетрадь (название, примеры из текста)

Включаются во фронтальную работу над анализом лирического текста.

Предлагают индивидуальные ответы на вопросы, самостоятельно исправляют ошибочные версии.

Критически осмысливают свое поведение во время работы группы. Отвечают за свои предложения.

Этап обобщения и систематизации: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных связей.

Организовывает беседу, задавая вопросы:

-Имеют ли силу слова человек?

-Можно ли произносить их, не будучи твердо уверенным в воздействии?

-Вся ли информация, окружающая нас, полезна человеку?

-Чье произведение вам кажется наиболее приближенным к молитве? (Приложение 1).

Отвечают на вопросы, излагая собственную позицию относительно наличия разных видов информации в жизни человека.


Демонстрируют разную степень владения смысловым чтением, сравнивают и выбирают нужную информацию.

Отвечают на вопросы, излагая собственную позицию относительно наличия разных видов информации в жизни человека.


Различают мнения, предположения других участников группы, объясняют выбор материала друг другу и коллективу.

Выдвигают версии относительно излишнего количества информации.





Определяют проблему, связанную с жанром молитвы.

Осваивают новые правила, стремятся применить их в личной жизни.






Осознают свои эмоции в различных речевых ситуациях.

Этап самоконтроля знаний и способов действий: организовать деятельность по созданию синквейна.


Организует деятельность по применению новых знаний.

-Какое стихотворение вам понравилось?

- Что в нем общего с молитвой?

Предлагает создать синквейн, начальным словом которого может быть «Молитва».

Образец работы ученика.

Молитва.

Благодатная, умиротворяющая.

Примиряет, успокаивает, смиряет.

Весомость каждого слова в молитве.

Покой.

Выбирают необходимую информацию, готовят ответы на вопросы и готовят синквейн.

Осознанно используют речевые средства для ответов на вопросы и создания собственного продукта.

Создают продукт.

Осознают свой выбор и отвечают за него, признают уровень своих достижений.

Этап объяснения домашнего задания: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Два уровня домашнего задания:

1.Выучить наизусть стихотворение-молитву по выбору.

2.Создать презентацию в три кадра к выбранному стихотворению.

Готовятся представить информацию в предложенных формах.

Планируют использовать технические средства для выражения собственного мнения.

Оценивают степень готовности к самостоятельному выполнению

работы. Осуществляют пошаговую самопроверку.

Выбирают один из видов работы, отвечают за свой выбор и оценку.

Этап подведения итогов занятия: дать качественную оценку работы класса, инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности.

Сообщает о завершении работы на уроке, предлагает по желанию озвучить готовые синквейны. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Предлагает закончить предложение: «Я доволен, что у меня получилось…».

Зачитывают работы и оценивают степень усвоения материала.

Высказывают свое мнение относительно усвоенного материала.

Сверяют свои достижения с планом урока.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Жанр молитвы в русской литературе

Автор: Шитц Юлия Валентиновна

Дата: 12.11.2019

Номер свидетельства: 526731

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова."
    ["seo_title"] => string(38) "molitvakakzhanrvlirikiemiuliermontova1"
    ["file_id"] => string(6) "280652"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453396177"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Басня как эпический жанр литературы. История басни в литературе разных времен и народов. "
    ["seo_title"] => string(97) "basnia-kak-epichieskii-zhanr-litieratury-istoriia-basni-v-litieraturie-raznykh-vriemien-i-narodov"
    ["file_id"] => string(6) "212935"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431953680"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "конспект урока: «Молитва»  Раздел:  «О России петь  – что стремиться в храм»       2 класс Музыка  Е.Д. Критская, Г.П Сергеева"
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekturokamolitvarazdielorossiipietchtostriemitsiavkhram2klassmuzykaiedkritskaiagpsierghieieva"
    ["file_id"] => string(6) "262449"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449331417"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Лекция "Природа в музыке П. И. Чайковского" "
    ["seo_title"] => string(45) "liektsiia-priroda-v-muzykie-p-i-chaikovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "236894"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444191988"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) ""Русская душа левши". Урок литературы в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(51) "russkaia-dusha-lievshi-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "162764"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422387442"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства