Конспект урока по литературе в 10-А классе. (Программа В.Я.Коровиной, учебник Ю.В.Лебедева.)
Тема урока: Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова.
Цель урока: показать место и значение данного жанра в лирике Лермонтова; выявить особенности лермонтовской молитвы(в сопоставлении с ранее изученным),обучение анализу стихотворения.
Вид урока и основные виды деятельности учителя и учащихся: лекция с элементами беседы, практикум.
Первый этап урока. Лекция с элементами беседы.
Ребята, вспомните, на прдыдущем уроке мы говорили об эволюции отношения Лермонтова к поэтическому дару и обратили внимание на то, что Лермонтов-романтик определенно и ясно обозначает себя поэтом с «русскою душой» в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» Скажите, к кому русский человек обращается в тяжелую минуту жизни, у кого просит душевных сил, поддержки, кого благодарит, перед кем раскаивается в грехах?
Всевышний, Господь, Бог, Матерь Божия.
Верно.Духовная опора русского человека заключается в православно-христианских святынях. Это понимал своей «русскою душой» Лермонтов.,
Посмотрим на содержание лермонтовских сборников. В каком объеме представлен в них жанр молитвы?
Учащиеся называют стихотворения и делают вывод, что жанр молитвы представлен достаточно широко.
Почему Лермонтов обращается к этому жанру, к молитве?
Мучительные противоречия души, трагическая рефлексия,тоска одиночествапоэта врачуются обращением к молитве,которая открывает благодатную гармонию в окружающем мире.
Обратимся к стихотворениям.
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения, в беседе выявляется основное идейно-тематическое содержание.
«Молитва»(«Не обвиняй меня,всесильный…» Обращение к «всесильному» с просьбой «не обвинять», «не карать» за «звуки грешных песен», за «страшную жажду песнопенья», за то, что «в заблужденье бродит мой ум далеко от тебя…»
«Молитва»(«Я,Матерь Божия, ныне с молитвою…»). Обращение к Матери Божьей с просьбой за любимого человека.
«Ветка Палестины». Ощущение благодатного дыхания святости.
Вспомните стихотворение А.С.Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…» Чем отличается пушкинская молитва от лермонтовской?
У Пушкина- сама молитва, почти дословно совпадающая с оригиналом. У Лермонтова – обращение к Богу не словами самой молитвы, а движением души,сердца,своими словами.
Второй этап урока. Практикум.
А сейчас обратимся к тексту еще одной «Молитвы» Лермонтова, чтобы попытаться увидеть это движение души и понять, как, какими средствами
языка поэт рисует это.
Чтение стихотворения учителем.
Какова интонация стихотворения?
(Мягкая,лирическая,задушевная.)
Назовите основные образы стихотворения.
(Лирический герой, молитва.)
Образ лирического героя статичен или дан в развитии?
(В развитии.)
От чего к чему?
(От состояния ДО молитвы к состоянию ПОСЛЕ.)
Как это состояние отражено в композиции?
1строфа- состояние ДО молитвы.
3строфа-состояние ПОСЛЕ.
Как это состояние показано через лексику?
(Трудную,теснится,грусть- бремя скатится,верится,легко.)
Как называется такой прием?
(Антонимичное противопоставление.)
Следовательно, говоря о композиции, мы можем выделить две части.
Состояние лирического героя до молитвы и состояние его после молитвы.
А сама молитва?
Это тоже композиционная часть стихотворения. Третья.
Чем обусловлена такая композиция, какова, по-вашему, задача поэта?
(Автор показывает, что происходит в человеческой душе под влиянием молитвы.)
Вот это движение души мы и должны увидеть.
Прочитайте еще раз первую строфу. Назовите слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Минута трудная, грусть теснится. Эпитет «трудную», слово «грусть» в сочетании с глаголом «теснится» говорят о смуте, печали,подавленности лирического героя.
Обратите внимание на звуковой фон первой строфы.
13 раз повторяется звук У, который создает звуковой фон Подавленности, тоски.
Перечитаем вторую строфу.Назовите слова, несущие основнеу смысловую нагрузку.
Это эпитеты «благодатная», «святая», олицетворение «дышит прелесть».
Обратите внимание на слово БЛАГОДАТНАЯ т.е.божественная, спасающая человека.
Это сама молитва? Понятно ли нам, какую молитву произносит лирический герой?
Нет, молитва не названа. Это тайна героя. Это не молитва, а рассказ о силе молитвы, о небъяснимом( «непонятная»), таинственном, но таком преобразующем влиянии на человеческую душу.
Перечитайте третью строфу. Что вы скажете о лексике?
Каждое слово- это ответ души на молитву.
Что же молитва дала лирическому герою?
Облегчение, душевный покой, веру, надежду.
«Бремя скатится», «сомненья далеко», «верится», «легко».
Обратите внимание на звуковой фон третьей строфы.
Звуки А, Э широкие, открытые, свободные,создают ощущение легкости.
Сделаем вывод: лексический строй и звукопись помогают нам увидеть, понять это движение души от «до» до «после».
А теперь обратимся к синтаксису.Назовите действия героя.
Единственное действие героя названо в определенно-личном предложении «…твержу я…» Все остальное происходит с ним, вне его воли.
Обратите внимание на две последние строчки.
Это безличные предложения, слова состояния.
Почему не « Я верю», «Я плачу»?
Действие молитвы необъяснимо, чудесно.
Исходя из наших наблюдений, мы можем сделать вывод, что сферу человеческого мы можем объяснить, а сферу божественного- нет.
Давайте обратимся к размеру и ритму стихотворения. Несут ли в данном
тексте эти две важные составляющие стихотворного произведения смысловую нагрузку.
Определите размер стихотворения.
Ямб.
А теперь обратите внимание на ритмическое построение строф. Сравните первую и третью строфы.
Первая строфа-3-х стопный ямб, все 12 ударений. Стих звучит «тяжело». Понятно, почему(душевное состояние лирического героя).
Третья строфа- тоже ямб, но уже двустопный, меняется ритм: 2 ударения в строчке.
Что это дает?
Стих становится «легче», строчки как будто «взлетают», действительно, «…легко, легко».
Сделаем вывод: для понимания идейного содержания стихотворенияважно увидеть и понять смысл всех его составляющих: образов,интонации,композиции,лексики, звукописи,ритмики. Что мы и попытались увидеть и понять в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Молитва».
Домашнее задание: подготовить устный ответ на тему «Восприятие и истолкование стихотворения Лермонтова «Молитва».