Просмотр содержимого документа
«Заключительный урок литературы в 8 классе»
Заключительный урок по литературе в 8 классе.
1. Правила игры. Урок проводится в формате игры «Своя игра».
Класс делится на 4 команды по 5 человек. Каждая команда выбирает капитана, дает своей команде название. Последовательность хода определяется жеребьевкой. На обсуждение вопроса команде дается 1 минута. Если команда дает неверный ответ, право ответить на этот вопрос и последующие переходит другой команде.
Все вопросы поделены на 6 блоков, каждый блок содержит 5 вопросов. В каждом блоке есть вопрос « Кот в мешке». Если он выпадает, команда выбирает одного ученика, который без подсказки и без обсуждения в группе дает ответ. Если ученик отвечает правильно, то команда получает удвоенной количество очков, если неправильный ответ- команда теряет то количество баллов, которое стоит данный вопрос.
2.Задания.
Блок 1 «Термины».
10 баллов . Дайте определение драмы как жанра литературы.
20 баллов. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека- это….
30 баллов. Что называется кульминацией?
40 баллов. Дайте определение повести как жанру литературы.
50 баллов (кот в мешке). Автор трилогии «Детство»,»Отрочество», «Юность»…
Блок 3. «Узнай текст»
10 баллов.».. и начал он
Сердить лапой рыть песок,
Встал на дабы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил..»
20 баллов. « На столе, например, арбуз- в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, откроют крышку-пар, которому подобного нельзя отыскать в природе.»
30 баллов. « После ужина я танцевал с ней кадриль,и, несмотря на то, что был,казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло».
40 баллов. « Из города на подводе приехал фотограф! Приехал фотографировать нас, учащихся овсянской школы».
50 баллов (кот в мешке). « Переправа,переправа!
Берег левый, берег правый…»
Блок 4. « Герои».
10 баллов. « Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах».
20 баллов.»Она была прелестна. Высокая, стройная, грациозная и величественная.Держалась она всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову, и это давало ей какой-то царственный вид.»
30 баллов.» Постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Говорит ни громко, ни тихо, ни много,ни мало».
40 баллов. « Лицо его было бледновато по сравнению с деревенскими, прическа «под политику»-волосы зачесаны назад. Необыкновенно добрые глаза. Было ему лет 25, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком».
50 баллов (кот в мешке). « Она 3 года была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый.Но как-то она пошла на Гостиный двор и увидела там в витрине крахмальный дамский воротничок…»
Блок 5. «Чьи слова?»
10 баллов. «Доктор, доктор, а нельзя ли изнутри погреться мне».
20 баллов. « Здесь много чиновников. Экое дурачье! Напишу-ка я обо всем в Петербург к Тряпичкину».
30 баллов. «Не хочу учиться, хочу жениться!»
40 баллов. « Так и быть, отпущу тебя. Казнит так казнить, миловать так миловать».
50 баллов . « Когда мы любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или нет, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает- это я знаю».
Блок 6. «Описания».
10 баллов. «Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, знаменитые музыканты, буфет великолепный и разливанное море шампанского».
20 баллов. « Находилась она в 40 верстах от Оренбурга. У ворот я увидел старую чугунную пушку. Улицы были тесны и кривы. Избы низки и большей частью покрыты соломой».
30 баллов. « На стене плакат:» Выдача трупов от 3-х до 4-х часов. Маленькие, как правило, в больших рубахах, а большие- в маленьких. В комнате около 30 разного сорта больных».
40 баллов. « Скоро потянулись перед ним пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером. Фонари стали мелькать реже, печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачуги».
50 баллов (кот в мешке). « Волгу толокном замесили, теленка на баню тащили, в кошеле кашу варили, комара за 8 верст ловить ходили, блинами острог конопатили, блоху на цепь приковали, небо кольями подпирали…»
3. Правильные ответы.
Блок 1. « Термины».
1. Драма- произведение, предназначенное для постановки на сцене.
2. Рассказ.
3. Момент наивысшего действия в художественном произведении.
4. Один из видов эпического произведения, больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
5. Гипербола.
Блок 2. « Кто автор?»
1. А.С.Пушкин.
2.М.Ю.Лермонтов.
3. К.Ф.Рылеев.
4. Д.И.Фонвизин.
5. Л.Н.Толстой.
Блок 3. «Узнай текст»
1. М.Ю. Лермонтов «Мцыри».
2. Н.В.Гоголь « Ревизор».
3. Л.Н. Толстой «После бала».
4. В.П.Астафьев « Фотография, на которой меня нет».
5. А.Т.Твардовский « Василий Теркин».
Блок 4. « Герои».
1.Мцыри, герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
2. Варенька, героины рассказа Л.Н.Толстого После бала».
3. Городничий, герой комедии Н.В.Гоголь «Ревизор».
4. Учитель из повести В.П.Астафьева « Фотография, на которой меня нет».
5. Олечка Розова, героиня рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».
Блок 5. «Чьи слова?»
1.Василий Теркин, поэма А.ТТвардовского « Василий Теркин».
2. Хлестаков, герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
3. Митрофан, герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
4. Емельян Пугачев, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
5. Алехин, герой рассказа А.П.Чехова «О любви».
Блок 6. «Описания».
1. Бал в рассказе Л.Н.Толстого « После бала».
2. Белогорская крепость (Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
3. Описание больницы ( рассказ М.М.Зощенко История болезни».
4. Описание ночного Петербурга ( рассказ Н.В.Гоголя «Шинель»).
5. Описание жизни глуповцев ( «История одного города», М.Е. Салтыков-Щедрин).
4. Подведение итогов.
В конце урока подсчитывается баллы, набранные командами. Определяется команда-победитель, которая награждается грамотами. В каждой команде выбирается самый активный , награждается медалью «Знаток».
Учащиеся сами выставляют отметки членам своей команды.
5. Рефлексия.
После подведения итогов учащиеся прикрепляют на дерево,нарисованное на доске, листочки на клейкой основе разных цветов ( красный, если урок очень понравился, желтый- понравился, зеленый – было неинтересно)