Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца "дедушки Крылова", как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВСТРЕЧА С И. А. КРЫЛОВЫМ И ЕГО БАСНЯМИ »
ВСТРЕЧА С И. А. КРЫЛОВЫМ И ЕГО БАСНЯМИ
Люблю, где случай есть пороки пощипать.
И. А. Крылов
Цели:
1. Закрепление знаний о творчестве Крылова.
2. Понятие об идейной направленности басен писателя.
3. Развитие творческой и познавательной активности на занятии, расширение кругозора.
Оборудование. Портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг Крылова,
мультимедиа.
I. Слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас на необычный урок — ВСТРЕЧУ С И. А. КРЫЛОВЫМ
Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца "дедушки Крылова", как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.
Ведущий 1. И. А. Крылов (1769-1844 гг.) родился в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений "подканцеляристом". Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.
Ведущий 2. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал "Зритель". Но именно басня сделала его известным.
Ведущий 1. Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов "посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов..."
Ведущий 2. По определению Н. В. Гоголя, басни Крылова - "книга мудрости самого народа". В. Г. Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.
Ведущий 1. Иногда задумываешься: а что, если бы в баснях речь шла только о животных? Что, если бы персонажи и "мыслили" по-звериному? Или, напротив, действовали бы в них только люди? Пожалуй, всё бы и пропало. Ведь "душа" крыловской басни в этом "органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном".
II. Выступление учащихся.
1. Крылов отрицательно относился к царю Александру I, который много обещал и ничего не сделал для народа. Царя и его министров он высмеял в басне "Квартет".
2. В 1810 году Александр 1 перестроил Государственный Совет, разделив его на четыре департамента. Во главе каждого из них стоял министр. Однако законов никаких для облегчения жизни народа не последовало. Крылов высмеял это бесплодное мероприятие.
3. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй,— говорят,— возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,—
Им отвечает Соловей,—
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Ведущий 1. Чему учит эта басня? (Разоблачает хвастунов, самоуверенных, берущихся не за свое дело.)
Ведущий 2. Есть у Крылова басни, в которых нет вывода, но сама сцена, коротенький сюжет заставляют задуматься.
IV.Басня "Демьянова уха".
ДЕМЬЯНОВА УХА
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай».—
«Соседушка, я сыт по горло».— «Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —
«Я три тарелки съел».— «И полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты,—
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стреляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку,
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой,
И — очищает всю. «Вот друга я люблю! —
Вскричал Демьян: — зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой.
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
Ведущий 1. Какие слова из этой басни часто употребляются в нашей речи? ("Сыт по горло", "катился градом пот" и др.)
V.Выразительное чтение наизусть басни "Волк на псарне".
ВОЛК НА ПСАРНЕ
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку.
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня! — кричат,— огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит наконец
Ему расчесться за овец,
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я...» — «Послушай-ка, сосед,—
Тут Ловчий перервал в ответ: — Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Ведущий 2. Какому событию посвящена басня? (Басня "Волк на псарне" была написана И. А. Крыловым во время Отечественной войны 1812 г. Французы заняли Москву. Наполеон предложил Кутузову заключить мир, но предложение было отвергнуто, и вскоре началось изгнание французов из России. И. А. Крылов послал эту басню Кутузову в действующую армию.)
Рассмотрим иллюстрации к басням. Какие строчки вспоминаются ?
(Чтение учащимися басен)
Ведущий 1. Сегодня вы были и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен И. А. Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов - актёр, художник, музыкант. Он сам читал свои басни, и замечательно!
Ведущий 2. Стихотворение М. В. Исаковского о Крылове и его баснях.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
Ведущий 1. Мы пригласили вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант
И показать, как исполняли роли.
А теперь, ребята, я предлагаю вам поучаствовать в викторине.
ВИКТОРИНА ПО БАСНЯМ И. А. КРЫЛОВА
В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник?
(В Петербурге, в Летнем саду.)
2. Что означает слово "квартет"?
(Музыкальное произведение для четырех инструментов.)
5. Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Объясните их смысл.
а) "Слона-то я и не приметил";
б) "Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку";
в) "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет";
г) "На задних лапках я хожу";
д) "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?";
е) "Да только воз и ныне там";
ж) "...рыльце у тебя в пуху".
6. В каких случаях употребляется выражение "демьянова уха"?
VII. Заключительное слово.
Поэт Батюшков писал о Крылове: "Это человек - загадка, и великая!" А великий критик Белинский восхищённо заметил: "Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского".
Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.