kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ВСТРЕЧА С И. А. КРЫЛОВЫМ И ЕГО БАСНЯМИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бо­лее двух­сот лет про­шло со дня ро­ж­де­ния ве­ли­ко­го бас­но­пис­ца "де­­ду­шки Кры­ло­ва", как лю­бов­но на­зы­ва­ет его на­род, но бас­ни его не ус­та­ре­­ли, учат нас по­ни­мать ис­тин­ные нрав­ст­вен­ные цен­но­сти, на­род­ную муд­рость, рас­ши­ря­ют жиз­нен­ный опыт.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВСТРЕЧА С И. А. КРЫЛОВЫМ И ЕГО БАСНЯМИ »

ВСТРЕЧА С И. А. КРЫЛОВЫМ И ЕГО БАСНЯМИ

Люб­лю, где слу­чай есть по­ро­ки по­щи­пать.

И. А. Кры­лов

Цели:

1. Закрепление знаний о творчестве Кры­лова.

2. Понятие об идейной направленности басен писателя.

3. Развитие творческой и познавательной активности на занятии, расширение кругозора.

Оборудование. Порт­рет И. А. Кры­ло­ва, ил­лю­ст­ра­ции к бас­ням, вы­­ста­вка книг Кры­ло­ва,

мультимедиа.

I. Сло­во учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас на необычный урок — ВСТРЕЧУ С И. А. КРЫЛОВЫМ

Бо­лее двух­сот лет про­шло со дня ро­ж­де­ния ве­ли­ко­го бас­но­пис­ца "де­­ду­шки Кры­ло­ва", как лю­бов­но на­зы­ва­ет его на­род, но бас­ни его не ус­та­ре­­ли, учат нас по­ни­мать ис­тин­ные нрав­ст­вен­ные цен­но­сти, на­род­ную муд­рость, рас­ши­ря­ют жиз­нен­ный опыт.

Ве­ду­щий 1. И. А. Кры­лов (1769-1844 гг.) ро­дил­ся в Мо­ск­ве. Дет­ст­во и от­ро­че­ст­во его про­шли в тя­же­лых ус­ло­ви­ях. Ан­д­рей Про­хо­ро­вич Кры­лов, отец бу­ду­ще­го пи­са­те­ля, был ар­мей­ским офи­це­ром. Сво­ему сы­ну он ос­та­­вил в на­след­ст­во сол­дат­ский сун­ду­чок с кни­га­ми. Мать Кры­ло­ва, Ма­рия Алек­се­ев­на не зна­ла гра­мо­ты, но бы­ла до­б­ра и ум­на от при­ро­ды. По­сле смер­ти от­ца Кры­ло­вы жи­ли в глу­бо­кой ни­ще­те. Мать хо­ди­ла чи­тать и от­­п­евать по­кой­ни­ков в бо­га­тые дво­рян­ские и ку­пе­че­ские до­ма, а бу­ду­щий бас­но­пи­сец на­чал слу­жить в од­ном из ка­зён­ных уч­ре­ж­де­ний "под­кан­це­ля­­р­истом". Он ра­но по­зна­ко­мил­ся с су­дей­ским про­из­во­лом, взя­точ­ни­че­ст­вом, крюч­ко­твор­ст­вом, уни­зи­тель­ной ат­мо­сфе­рой че­ло­ве­че­ско­го бес­пра­вия.

Ве­ду­щий 2. Бу­ду­щий бас­но­пи­сец не учил­ся в шко­ле. Но в нём жи­ла жа­ж­да зна­ний, а спо­соб­но­стя­ми он об­ла­дал ис­клю­чи­тель­ны­ми. Он са­мо­уч­кой ов­ла­дел язы­ка­ми, ма­те­ма­ти­кой и стал вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ным для сво­его вре­ме­ни че­ло­ве­ком.

Жизнь не ба­ло­ва­ла Кры­ло­ва, и ка­ж­дый шаг к ус­пе­ху да­вал­ся ему не да­ром. Кры­лов пи­сал ко­ме­дии для те­ат­ра, вы­пус­кал жур­нал "Зри­тель". Но имен­но бас­ня сде­ла­ла его из­вест­ным.

Ве­ду­щий 1. Кры­лов на­пи­сал 205 ба­сен. Он лю­бил ро­ди­ну и счи­тал сво­им дол­гом вес­ти борь­бу с не­дос­тат­ка­ми об­ще­ст­ва. Ин­те­ре­сы, на­вы­ки, при­выч­ки, вы­ра­же­ния ба­сен­ных пер­со­на­жей близ­ки и по­нят­ны са­мо­му ши­­р­ок­ому чи­та­те­лю. Из на­род­но­го язы­ка, из по­сло­виц и по­го­во­рок чер­пал пи­са­тель мно­гие свои сю­же­ты. По вос­по­ми­на­ни­ям од­но­го из со­вре­мен­ни­­ков, Кры­лов "по­се­щал с осо­бен­ным удо­воль­ст­ви­ем на­род­ные сбо­ри­ща, тор­го­вые пло­ща­ди, ку­лач­ные бои, где тол­кал­ся ме­ж­ду пё­ст­рою тол­пою, при­слу­ши­ва­ясь с жад­но­стью к ре­чам про­сто­лю­ди­нов..."

Ве­ду­щий 2. По оп­ре­де­ле­нию Н. В. Го­го­ля, бас­ни Кры­ло­ва - "кни­га муд­ро­сти са­мо­го на­ро­да". В. Г. Бе­лин­ский вы­со­ко це­нил твор­че­ст­во Кры­­л­ова, го­во­рил, что его бу­дет чи­тать весь рус­ский на­род. В на­ши дни бас­ни Кры­ло­ва пе­ре­ве­де­ны на 60 язы­ков ми­ра.

Ве­ду­щий 1. Ино­гда за­ду­мы­ва­ешь­ся: а что, ес­ли бы в бас­нях речь шла толь­ко о жи­вот­ных? Что, ес­ли бы пер­со­на­жи и "мыс­ли­ли" по-зве­ри­но­му? Или, на­про­тив, дей­ст­во­ва­ли бы в них толь­ко лю­ди? По­жа­луй, всё бы и про­па­ло. Ведь "ду­ша" кры­лов­ской бас­ни в этом "ор­га­ни­че­ском син­те­зе че­­л­ов­еч­еск­ого и зве­ри­но­го, со­еди­не­нии тон­ком, так­тич­ном и по­то­му ни­как не ос­кор­би­тель­ном".

II. Вы­сту­п­ле­ние уча­щих­ся.

1. Кры­лов от­ри­ца­тель­но от­но­сил­ся к ца­рю Алек­сан­д­ру I, ко­то­рый мно­го обе­щал и ни­че­го не сде­лал для на­ро­да. Ца­ря и его ми­ни­ст­ров он вы­сме­ял в бас­не "Квар­тет".

2. В 1810 го­ду Алек­сандр 1 пе­ре­стро­ил Го­су­дар­ст­вен­ный Со­вет, раз­де­­лив его на че­ты­ре де­пар­та­мен­та. Во гла­ве ка­ж­до­го из них сто­ял ми­нистр. Од­на­ко за­ко­нов ни­ка­ких для об­лег­че­ния жиз­ни на­ро­да не по­сле­до­ва­ло. Кры­лов вы­сме­ял это бес­плод­ное ме­ро­прия­тие.

3. Бас­ня ни­ко­гда не бы­ва­ет нуд­ной, на­вяз­чи­вой. Она по­уча­ет не­за­мет­но, муд­ро, лу­ка­во, ве­се­ло. Не­ко­то­рые бас­ни по­хо­жи на спек­так­ли, их лег­ко инс­це­ни­ро­вать.

III. Бас­ня "Квар­тет" (уча­щие­ся инс­це­ни­ру­ют бас­ню, в ру­ках ин­ст­­р­уме­нты - кар­тон­ные скрип­ки, ба­са, аль­та).

КВАРТЕТ

Проказница Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка.—

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

«Постойте ж, я сыскал секрет! —

Кричит Осел.— Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:

«Пожалуй,— говорят,— возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» —

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней,—

Им отвечает Соловей,—

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

Ве­ду­щий 1. Че­му учит эта бас­ня? (Ра­зо­бла­ча­ет хва­сту­нов, са­мо­уве­­ре­нных, бе­ру­щих­ся не за свое де­ло.)

Ве­ду­щий 2. Есть у Кры­ло­ва бас­ни, в ко­то­рых нет вы­во­да, но са­ма сце­на, ко­ро­тень­кий сю­жет за­став­ля­ют за­ду­мать­ся.


IV. Бас­ня "Демь­я­но­ва уха".

ДЕМЬЯНОВА УХА

«Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай».—

«Соседушка, я сыт по горло».— «Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —

«Я три тарелки съел».— «И полно, что за счеты:

Лишь стало бы охоты,—

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарем подернулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стреляди кусочек!

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»

Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку,

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот.

Однако же еще тарелку он берет:

Сбирается с последней силой,

И — очищает всю. «Вот друга я люблю! —

Вскричал Демьян: — зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»

Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой —

И с той поры к Демьяну ни ногой.

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Ве­ду­щий 1. Ка­кие сло­ва из этой бас­ни час­то упот­реб­ля­ют­ся в на­шей ре­чи? ("Сыт по гор­ло", "ка­тил­ся гра­дом пот" и др.)


V. Вы­ра­зи­тель­ное чте­ние наи­зусть бас­ни "Волк на псар­не".

ВОЛК НА ПСАРНЕ

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор —

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку.

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —

И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Бегут: иной с дубьем,

Иной с ружьем.

«Огня! — кричат,— огня!» Пришли с огнем.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Но, видя то, что тут не перед стадом

И что приходит наконец

Ему расчесться за овец,

Пустился мой хитрец

В переговоры

И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А я не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад

И волчьей клятвой утверждаю,

Что я...» — «Послушай-ка, сосед,—

Тут Ловчий перервал в ответ: — Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой».

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Ве­ду­щий 2. Ка­ко­му со­бы­тию по­свя­ще­на бас­ня? (Бас­ня "Волк на псар­не" бы­ла на­пи­са­на И. А. Кры­ло­вым во вре­мя Оте­че­ст­вен­ной вой­ны 1812 г. Фран­цу­зы за­ня­ли Мо­ск­ву. На­по­ле­он пред­ло­жил Ку­ту­зо­ву за­клю­­чить мир, но пред­ло­же­ние бы­ло от­верг­ну­то, и вско­ре на­ча­лось из­гна­ние фран­цу­зов из Рос­сии. И. А. Кры­лов по­слал эту бас­ню Ку­ту­зо­ву в дей­ст­­ву­ющую ар­мию.)


VI. Ка­ж­дая бас­ня име­ет сво­их дей­ст­вую­щих лиц.

Рас­смот­рим ил­лю­ст­ра­ции к бас­ням. Ка­кие строч­ки вспо­ми­на­ют­ся ?

(Чтение учащимися басен)

Ве­ду­щий 1. Се­го­дня вы бы­ли и ар­ти­ста­ми, и ил­лю­ст­ра­то­ра­ми, и зна­­т­ок­ами ба­сен И. А. Кры­ло­ва, про­из­ве­де­ния ко­то­ро­го ос­та­нут­ся для нас ум­ной и нуж­ной кни­гой. Этим и до­рог нам Кры­лов - ак­тёр, ху­дож­ник, му­зы­­кант. Он сам чи­тал свои бас­ни, и за­ме­ча­тель­но!

Ве­ду­щий 2. Сти­хо­тво­ре­ние М. В. Иса­ков­ско­го о Кры­ло­ве и его бас­нях.

Кто не слы­хал его жи­во­го сло­ва?

Кто в жиз­ни с ним не встре­тил­ся сво­ей?

Бес­смерт­ные тво­ре­ния Кры­ло­ва

Мы с ка­ж­дым го­дом лю­бим все силь­ней.

Всё знал и ви­дел ум пев­ца пыт­ли­вый,

Все­го силь­ней же­лая од­но­го,

Чтоб жи­ли жиз­нью воль­ной и сча­ст­ли­вой

На­род его и ро­ди­на его.

Ве­ду­щий 1. Мы при­гла­си­ли вас в те­атр,

Чтоб рас­ска­зать, что зна­ем о Кры­ло­ве,

Рас­крыть свой на­чи­наю­щий та­лант

И по­ка­зать, как ис­пол­ня­ли ро­ли.

А теперь, ребята, я предлагаю вам поучаствовать в викторине.

ВИК­ТО­РИ­НА ПО БАС­НЯМ И. А. КРЫ­ЛО­ВА

  1. В ка­ком го­ро­де бас­но­пис­цу Кры­ло­ву по­став­лен па­мят­ник?

(В Пе­тер­бур­ге, в Лет­нем са­ду.)

2. Что оз­на­ча­ет сло­во "квар­тет"?

(Му­зы­каль­ное про­из­ве­де­ние для че­ты­рех ин­ст­ру­мен­тов.)

3. Из ка­ких ба­сен взя­ты эти стро­ки?

а) Да толь­ко воз и ны­не там.

( "Ле­бедь, Щу­ка и Рак".)

б) Не ос­тавь ме­ня, кум ми­лый!

Дай ты мне со­брать­ся с си­лой

И до веш­них толь­ко дней

Про­кор­ми и обог­рей!

("Стре­ко­за и Му­ра­вей".)

в) А вы, дру­зья, как ни са­ди­тесь,

Все в му­зы­кан­ты не го­ди­тесь.

("Квар­тет".)

г) Вер­тит оч­ка­ми так и сяк:

То к те­мю их при­жмёт,

То их на хвост на­ни­жет,

То их по­ню­ха­ет, то их по­ли­жет;

Оч­ки не дей­ст­ву­ют ни­как.

("Мар­тыш­ка и оч­ки".)

д) У силь­но­го все­гда бес­силь­ный ви­но­ват:

То­му в Ис­то­рии мы тьму при­ме­ров слы­шим,

Но мы Ис­то­рии не пи­шем.

("Волк и Яг­нё­нок ".)


е) Го­лу­буш­ка! Как хо­ро­ша!

Ну что за шей­ка, что за глаз­ки!

Рас­ска­зы­вать, так, пра­во, сказ­ки!

("Во­ро­на и Ли­си­ца".)

ж) Он пор­ча, он чу­ма, он яз­ва здеш­них мест!

(А Вась­ка слу­ша­ет да ест.)

("Кот и по­вар".)

з) Вот то-то мне и ду­ху при­да­ёт,

Что я со­всем без дра­ки,

Мо­гу по­пасть в боль­шие за­бия­ки.

("Слон и Мось­ка".)

4. Ка­ж­дый ге­рой бас­ни оли­це­тво­ря­ет со­бой оп­ре­де­лен­ные ка­че­ст­ва. Ка­кие ка­че­ст­ва оли­це­тво­ря­ют Волк, Осёл, Яг­нё­нок, Ли­са?

5. Мно­гие бас­ни со­дер­жат вы­ра­же­ния, став­шие по­сло­ви­ца­ми и по­го­вор­­к­ами. Объ­яс­ни­те их смысл.

а) "Сло­на-то я и не при­ме­тил";

б) "Ку­куш­ка хва­лит Пе­ту­ха за то, что хва­лит он Ку­куш­ку";

в) "Ко­гда в то­ва­ри­щах со­гла­сья нет, на лад их де­ло не пой­дет";

г) "На зад­них лап­ках я хо­жу";

д) "Чем ку­му­шек счи­тать тру­дить­ся, не луч­ше ль на се­бя, ку­ма, обо­ро­­тит­ься?";

е) "Да толь­ко воз и ны­не там";

ж) "...рыль­це у те­бя в пу­ху".

6. В ка­ких слу­ча­ях упот­реб­ля­ет­ся вы­ра­же­ние "демь­я­но­ва уха"?

VII. За­клю­чи­тель­ное сло­во.

По­эт Ба­тюш­ков пи­сал о Кры­ло­ве: "Это че­ло­век - за­гад­ка, и ве­ли­кая!" А ве­ли­кий кри­тик Бе­лин­ский вос­хи­щён­но за­ме­тил: "Сла­ва Кры­ло­ва всё бу­дет рас­ти и пыш­нее рас­цве­тать до тех пор, по­ка не умолк­нет звуч­ный и бо­га­тый язык в ус­тах ве­ли­ко­го и мо­гу­че­го на­ро­да рус­ско­го".

Де­душ­ка Кры­лов по-преж­не­му без­раз­дель­но цар­ст­ву­ет в ба­сен­ном ми­ре.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
ВСТРЕЧА С И. А. КРЫЛОВЫМ И ЕГО БАСНЯМИ

Автор: Дрюнина Светлана Ивановна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232297

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по литературному чтению "Басни Ивана Андреевича  Крылова" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-basni-ivana-andrieievicha-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "151724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420735336"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Дедушка Крылов и его басни "
    ["seo_title"] => string(30) "diedushka-krylov-i-iegho-basni"
    ["file_id"] => string(6) "163571"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422513283"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока, презентация и тест по басне И.А.Крылова "Слон и Моська" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-priezientatsiia-i-tiest-po-basnie-i-a-krylova-slon-i-mos-ka"
    ["file_id"] => string(6) "123796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414573815"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока чтения.Тема урока И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-chtieniia-tiema-uroka-i-a-krylov-basnia-vorona-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "237791"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444396522"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Внеклассное мероприятие на тему "Путешествие в мир басен""
    ["seo_title"] => string(66) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_na_tiemu_putieshiestviie_v_mir_basien"
    ["file_id"] => string(6) "402192"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1490120756"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства