Урок - Литературная гостиная на тему: "Великая Отечественная война в лирике поэтов -фронтовиков".
Урок - Литературная гостиная на тему: "Великая Отечественная война в лирике поэтов -фронтовиков".
Литературные гостиные – это праздничные уроки, они очень воодушевляют ребят. Усилия, которые прилагают учащиеся, приносят плоды: аплодисменты и благодарность зрителей окружают их со всех сторон. И, кроме того, ученики хорошо знают стихи русских поэтов, а некоторые даже смогут цитировать их и через много лет. Возрастная группа: учащиеся 6 класса. Название: Литературная гостиная «Сороковые, роковые…» Тема: Великая Отечественная война в лирике поэтов-фронтовиков.
Оборудование:
Слайд-шоу, специально подготовленное для этой гостиной, содержащее общие фотографии военных лет и фотографии родственников учащихся.
Музыка и песни военных лет.
Портреты поэтов.
Цели урока:
Обучающая:
обучение творческому восприятию лирического произведения;
показать особенности военной лирики;
актуализировать и углубить знания учащихся о ВОВ.
Развивающая:
развить познавательный интерес учащихся, навыки научно-исследовательской деятельности и анализа лирического произведения;
развить творческие и актерские способности учащихся.
Воспитывающая:
воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания; чувства гуманизма и альтруизма;
воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям ВОВ.
Задачи урока:
1.Развить навыки выразительного чтения и актерского мастерства, мотивировать творческую активность учащихся и их коллективную деятельность.
2.Развить поисково-информационные умения: работать с историческими и публицистическими источниками, справочной литературой и электронными ресурсами.
3.Развить практические исследовательские умения: пользоваться мультимедийным оборудованием, компьютером и оргтехникой
Мультимедийный урок строится на основе театрализованного представления, художественного чтения стихов учащимися, музыкального сопровождения и демонстрации подборки электронных слайдов о ВОВ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - Литературная гостиная на тему: "Великая Отечественная война в лирике поэтов -фронтовиков". »
МКОУ «Красноярская СОШ»»
Конспект литературно-музыкальной гостиной в 6 классе
Учитель: Гатаулина Наталья Алексадровна
Название: Литературная гостиная в 6 классе «Сороковые, роковые…» Тема: Великая Отечественная война в лирике поэтов-фронтовиков.
Оборудование:
Музыка и песни военных лет.
Поэтические сборники стихов
Портреты поэтов
Иллюстрации на тему войны.
Цели урока:
Обучающая:
обучение творческому восприятию лирического произведения;
показать особенности военной лирики;
актуализировать и углубить знания учащихся о ВОВ.
Развивающая:
развить познавательный интерес учащихся, навыки научно-исследовательской деятельности и анализа лирического произведения;
развить творческие и актерские способности учащихся.
Воспитывающая:
воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания; чувства гуманизма и альтруизма;
воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям ВОВ.
Задачи урока:
Развить навыки выразительного чтения и актерского мастерства, мотивировать творческую активность учащихся и их коллективную деятельность.
Развить поисково-информационные умения: работать с историческими и публицистическими источниками, справочной литературой и электронными ресурсами.
Развить практические исследовательские умения: пользоваться мультимедийным оборудованием, компьютером и оргтехникой
Осуществить межпредметные связи: литература, история, музыка, изобразительное искусство, публицистика. Мультимедийный урок строится на основе театрализованного представления, художественного чтения стихов учащимися, музыкального сопровождения и эксклюзивной демонстрации подборки электронных слайдов о ВОВ. Мультимедийное сопровождение играет большую роль в формировании особой атмосферы, приближающей участников и зрителей к военному времени.
Форма мероприятия: урок – литературная гостиная с мультимедийной презентацией.
Ход урока
Звучит красивая музыка.
Слово учителя: Мирная жизнь, ничто не предвещает беды: кто-то поет, кто-то катается на лодке, клоуны выступают в цирке, выпускники сдают экзамены, празднуют окончание школы.
(ребята сидят за партами и пишут, передают друг другу записки, шепчутся)
Тревожная музыка.
Голос Левитана (ребята отрываются от записей и слушают)
Слово учителя
Вчерашниевыпускники школы одели на себя шинели и пошли защищать родину. Это были молодые девчонки и ребята. Жизни многих из них унесла война.
( мальчики одевают гимнастерки, пилотки, встают у доски)
1. Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, - где, не знали сами.
2. Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки,
Убивали мальчиков за побег на месте.
Не продали мальчики совести и чести.
3. Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку,
В черный дым сражений, на броне покатой,
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
4. Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрею – в сорок пятом…
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
5. Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое! Оглянись на тех, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочеными буквами выписаны имена павших солдат. Остановись у красной стены, обагренной кровью погибших, красной стены – кровавой стены!
6 .Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда, не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат,
Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье..
Ты послушай святую минуту молчанья.
( минута молчания)
7. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
8.Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» - Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Самое лучшее и дорогое – Родина.
Вместе: Горе твое – это наше горе, Родина.
Правда твоя – это наша правда, Родина.
Слава твоя – это наша слава, Родина.
(ребята садятся на места)
Слово учителя: В первые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, корреспондентов, политработников ушло около тысячи писателей. Более четырехсот писателей не вернулось с полей сражения. Среди них А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, В. Ставский, Иосиф Уткин, А. Лебедев, Г. Суворов.
Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева- Кумача.
В воспоминаниях бывшего комбата одного из партизанских полков рассказывается, как в мае 1943 года этот полк, действовавший на территории Белоруссии, захватил вокзал, в одном из помещений которого находился мощный радиоприемник. “Настраивай на Москву”, - бросил на ходу одному из партизан командир батальона. А в это время шел бой, гитлеровцы пытались отбить помещение. Напряжение боя росло. И вдруг среди ночи, освященной пожаром, в суматоху боя ворвались мощные, потрясающие душу слова (звучит песня «Священная война») Трудно даже вообразить, как это было неожиданно и кстати. Радиоприемник разносил вдохновенные слова и звуки…. Песня прорывалась в промежутках между разрывами гранат и пулеметными очередями, ее не в силах были заглушить крики врагов.
2. Слово учителя.
Стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», посвященное другу, поэту Алексею Суркову.
Строки из биографии К. Симонова рассказывает заранее подготовленный ученик. ( мультимедийная презентация)
4. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» инсценируют ученики.
Слово учителя: Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» посвящено Алексею Суркову, автору песни знаменитой« Землянки». Впрочем, он стихотворения -то и не писал - просто сложил письмо из наиболее выразительных слов, просто рассказал жене , где находится, о чем думает, какая вокруг обстановка… Письма в стихах были одним из весьма распространенных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны. Константин Листов положил это письмо- стихотворение на музыку, и родилась песня.
( Звучит песня «Землянка»)- демонстрация слайдов об участниках ВОВ.
Слово учителя: Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности.
Каких только курьёзов не происходило с русским солдатом на войне, из каких переплётов выбирались. Аж дух захватывало!
Сценка (два солдата сидят возле костра и ведут беседу).
1 солдат - А я расскажу, как я однажды за “языком” ходил.
Вот сижу я, значит, братцы.
Под покровом темноты.
Слышу шорох. Вижу братцы,
Немец лезет, 2 солдат - Ну, а ты?
1 солдат. - Ну, а я конечным делом,
Притаился меж сосён,
Белый снег, и я, весь в белом.
Жду бандита... 2 солдат - Ну, а он?
1 солдат. - Ну а он. Ползёт по лесу.
Только вижу, я браты.
Много, в том фашисте весу,
Как бугай он... 2 солдат – Ну, а ты?
1 солдат.– Ну, а я по весу муха, как полезешь на рожон?
Ах ты, думаю, поруха,
Как с ним сладить? 2 солдат - Ну, а он?
1 солдат.– Ну, а он всё ближе, ближе... вижу только я браты,
Брюхом он лежит на ложе,
Снег глубокий... 2 солдат -Ну, а ты?
1 солдат. - Ну, а я решил упрямо;
Взять живым его должен,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет... 2 солдат - Ну, а он?
1 солдат. - Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнуть в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает... 2 солдат - Ну, а ты?
1 солдат - Тут меня и осенило!
Взял я в бок одним прыжком.
И на фрица, на верзилу,
Прямо с маху сел верхом.
“Хальт”, - кричу, - не то стреляю!
Ходу, чертова душа!
И к затылку приставляю,
Свой заветный “пэ-пэ-ша”. 2 солдат - Ну, а он?
1 солдат - Куда ж деваться?
Подчинился мне, подлец,
И повёз меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон. (солдаты уходят )
Слово учителя: Казалось бы, что любовь и война – несовместимые понятия. Но это не так. Только любовь могла согревать душу бойцов перед боем, только любовь помогала выжить. Война и любовь. Далеко от передовой тысячи и тысячи женщин трудились в тылу: выращивали хлеб, собирали оружие, шили одежду и ждали, ждали своих любимых – мужей, отцов, сыновей, братьев. Ждали и верили, что они вернутся. И это помогало, поддерживало бойцов в трудные минуты.
Слово учителя: Женщине Богом предназначено любить, хранить семейный очаг, растить детей, украшать землю, сеять мир и добро. Но когда на ясном небе сгущаются тучи и враг топчет и разоряет твой дом, твою землю, несет смерть, — слабый пол становится сильным и поднимается на защиту Отечества. Особенно ярко женский массовый патриотизм проявился в годы Великой Отечественной войны. Миллионы девушек и молодых женщин ушли добровольно на фронт, в партизанские отряды и подпольные группы, отважно сражались с врагами, разделяя с мужчинами все тяготы и испытания. Юлия Друнина. Поэтесса. Посвящала свои стихи женщинам, сражавшимся на войне. Юля в 17 лет прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт: ...ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод. Была батальонным санинструктором. Тонкая и возвышенная натура, она рано прошла школу настоящего мужества. Этот жизненный опыт и сильные впечатления легли в основу ее творчества.
(Чтение стихотворных строчек под демонстрацию слайдов) Целовались. Плакали. И пели. Шли в штыки. И прямо на бегу . Девочка в заштопанной шинели Разбросала руки на снегу. Мама! Мама! Я дошла до цели... Но в степи, на волжском берегу, Девочка в заштопанной шинели Разбросала руки на снегу.
На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.
( Звучит песня «Нам нужна одна победа») Автор - Булат Окуджава
Слово учителя: И сегодня хотелось бы вспомнить еще одного замечательного поэта фронтового поколения – Давида Самуиловича Самойлова. Как и многие его сверстники, он со студенческой скамьи ушел на фронт. Самым его известным произведением стало стихотворение «Сороковые». Это стихи о войне, о юности, о мечтах и испытаниях.
Строки из биографии Д. Самойлова рассказывает заранее подготовленный ученик. ( мультимедийная презентация)
Звучит стихотворение «Сороковые» (читает ученица)
Слово учителя: Сегодня, в нашей литературно-музыкальной гостиной прозвучали отрывки из произведений и стихотворения, написанные писателями и поэтами в годы Великой Отечественной войны. Быстро мчится время. С каждым днем все дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Но время не властно над памятью людей. И люди будут вечно помнить, и чтить бессмертный подвиг, совершенный нашим народом.
(Звучит песня «Журавли»)
Выходят участники со свечами.
1 - Помните!
2 - Через века, через года. Помните,
3 - О тех, кто уже ни придет никогда,
Помните!
4 - Тех. Кто шел в бой за Родину. Выстоял и победил.
5 - Тех, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей. - Тех, кто улетел вместе с дымом из Бухенвальдских печей.
6 - Тех, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.
7 - Тех, кто на века безымянный канул в фашистском плену.
8 - Тех, кто ради победы сердце отдать был готов.
9 - Тех, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Все вместе: Всех, кто ушел в бессмертие. Помните!
Заключительное слово учителя.
Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем! Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей И наших внуков внуки.