kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и поселки. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.

Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя – фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов" »

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

Цель урока: формирование знаний у учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни.

 Задачи:

обучающие:

- познакомить с русскими поэтами-фронтовиками,

- показать значение поэзии в годы войны;

развивающие:

- способствовать развитию речи;

- продолжить формирование умения работы с текстом, выделять главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры;

- развивать образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, кинематограф);

- активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной.

Ход урока:

1. Просмотр видеоролика.

Задание:

- Ребята, просмотрите видеоролик и определите тему нашего урока.("Священная война")

Итак, тема нашего урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

- Ребята, почему Война называется Великая Отечественная?

Великой она называется из-за своего масштаба. Это была война на уничтожение нашего народа. В случае поражения такой страны больше не было бы. Это была судьбоносная веха для нашей страны.

  Отечественной данная война была названа потому, что весь народ от мала до велика встал на защиту своей Родины. В войне сражались представители всех народов многонациональной страны. Было не важно, какой ты национальности и на каком языке ты говоришь.

2. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в творчестве русских поэтов. Будем читать и анализировать стихотворения поэтов-фронтовиков. Мы постараемся мысленно представить те события, участниками которых были авторы стихов, попытаемся понять их чувства, настроение, переживания, что тревожило их и печалило в происходящем.

- В этом году мы будем отмечать 70-годовщину со дня великой победы. Все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу.

4. Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Именно в стихах, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления.

Одним из известных поэтов военных лет был Константин Михайлович Симонов (1915-1979) (доклад ученика)

Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..» было написано в первые, особенно тяжёлые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжёлыми боями и большими потерями, оставляя врагу сёла и города.

Послушаем запись

Звучит в записи стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» (видеоролик)

4. Беседа по содержанию стихотворения.

- Какие чувства вызывает это стихотворение?

- С каким образом поэт связывает образ Родины в стихотворении?

В последней строфе поэт троекратно повторяет: РУССКАЯ мать, РУССКАЯ женщина, ПО-РУССКИ три раза меня обняла.  В целом стихотворении слово РУССКИЙ повторяется многократно, в чем выражается гордость за «самую милую, за горькую землю, где я родился», готовность умереть за родину и защитить ее от врагов.

Вместе с образом русской женщины в стихотворении встаёт и образ Дороги, которая названа разными словами – это и дороги, и тракт, и проселки. Этот образ ассоциируется с понятием жизненного пути, который должен достойно пройти каждый. Военная страда — это нелегкое испытание, выпавшее на долю целого народа, а поэт-солдат должен пройти этот путь вместе с Родиной. 

 Вечной ценностью предстает и образ Дома, который понимается как Родина в целом, и простому русскому солдату нужно защитить свою Родину, свой Дом.

5.    - Прочтите еще раз самостоятельно текст.  А сейчас работа в парах.

( Листы с заданиями)

Задание 1

Найдите словосочетания, в которых автор призывает вспомнить свою историю, свои корни, в которых отражается вера в великое будущее нашей Родины.

Найдите слова и выражения,

которые являются Родиной

для лирического героя?











 Давайте проверим себя.

Делаем вывод о том, что автор показывает нам страшные реалии того времени, но в то же время надеется и верит в великое будущее нашей Родины.

6. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» посвятил своему фронтовому другу Алексею Суркову, автору песни знаменитой «Землянки». Алексей сложил письмо из наиболее выразительных слов, просто рассказал жене , где находится, о чем думает, какая вокруг обстановка.. Впрочем, давайте послушаем.

Звучит песня «Землянка»

Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко - далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.

Передаваясь из уст в уста, песня молниеносно распространилась на фронте.

-Как вы думаете, почему песня так полюбилась солдатам?

Лирическая, немного грустная и очень искренняя, песня понравилась бойцам. Слова песни “до тебя мне дойти не легко, а до смерти четыре шага” – были не только поэтическим образом, но и реальностью.

- Казалось бы, что любовь и война – несовместимые понятия. Но это не так. Только любовь могла согревать душу бойцов перед боем, только любовь помогала выжить.

-Какие ещё песни о войне вы знаете, где вы их слышали?/ «Катюша», «Три танкиста», «Синий платочек», «Смуглянка» и.т.д./

Прослушивание стихотворения К.Симонова « Жди меня»(читает ученик наизусть).

- Кому нужно это ожидание: ему, ей, обоим? Почему?

7. - Ребята, Судьбы многих поэтов оказались очень схожими. Почти все они прошли войну и знают об ее ужасах не понаслышке. Поэтому каждое их стихотворение - документальное свидетельство тех лет

8. Сегодня Вы узнаете еще об одном замечательном поэте фронтового поколения – Давидом Самуиловичем Самойловым. (доклад ученика)

Самым известным произведением поэта стало стихотворение «Сороковые». Это стихотворение о войне, о юности, о мечтах и испытаниях. Но написано оно не во время войны, не на фронте. Почти два десятилетия спустя поэт вспомнил «сороковые, роковые».

Звучит стихотворение «Сороковые».

9. Беседа по содержанию стихотворения  «Сороковые».

- Ребята, давайте побеседуем о содержании стихотворения

-Каким видится вам герой стихотворения?

- Как меняется настроение стихотворения, когда поэт вспоминает себя на войне? (Сначала автор изображает страшные годы войны, беду, ужас, но он начинает вспоминать себя в это время, и настроение меняется, становится веселым и озорным. Он вспоминает себя, каким он был веселым, задорным. Автор стихотворения видится нам человеком мудрым, многое повидавшим на своем пути.)

- Какие чувства испытывает поэт, вспоминая свою юность?

(Вспоминая свою юность, автор испытывает чувство горечи, печали. Война разрушила все. Она разрушила юношеские мечты, желания, надежды. Автор говорит о несовместимости, противоположности юности и войны)

- Какими словами рисует поэт картину войны? Что увидели вы за скупыми строками первых двух строф?

Вывод: В этом стихотворении Самойлов хочет сказать о том, как противостоят и как несовместимы юность - прекрасная пора жизни, и война – ужасная, кровопролитная.

11. Итоги урока.

Мы сегодня   лишь прикоснулись к Поэзии о Великой Отечественной войне. Сейчас о ней пишут люди, родившиеся уже в мирное время. И это естественно. Они чтут память о тех, кто воевал, кто испытал все ужасы войны.

Я буду рада, если вам когда-нибудь захочется прочитать стихи, послушать песни, посмотреть кинофильмы о войне

- Что вы можете сказать о стихотворениях, посвященных Великой Отечественной войне?

- Что, как вы думаете, у вас останется в памяти надолго?

- Как будете относиться к ветеранам, которых сейчас осталось так мало?

Напишите в тетради ответ на вопрос:

-Зачем нам, современному поколению нужно знать о подвиге нашего народа в ВОВ?

12. Рефлексия

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

Закончить я хотела бы словами Р.Рождественского

Люди Земли!

Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех, 
кто уже не придет
никогда, –
заклинаю, –
помните!

Спасибо всем за урок, вы прекрасно поработали!







































Раздаточный материал

К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

Задание 1

Найдите словосочетания, в которых автор призывает вспомнить свою историю, свои корни, в которых отражается вера в великое будущее нашей Родины.

Найдите слова и выражения,

которые являются Родиной

для лирического героя?











































«Жди меня, и я вернусь» Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов"

Автор: Седымова Елена Владимировна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 188132

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок литературы на тему: "Великая Отечественная войнв в стихотворениях русских поэтов" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-litieratury-na-tiemu-vielikaia-otiechiestviennaia-voinv-v-stikhotvorieniiakh-russkikh-poetov"
    ["file_id"] => string(6) "102385"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402502233"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Великая Отечественная война в стихах русских поэтов"
    ["seo_title"] => string(61) "vielikaia_otiechiestviennaia_voina_v_stikhakh_russkikh_poetov"
    ["file_id"] => string(6) "423956"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1499787819"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Поэты о Великой Отечественной  войне (1941-1945 г.г.). А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."
    ["seo_title"] => string(90) "poety-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-1941-1945-gh-gh-a-t-tvardovskii-rasskaz-tankista"
    ["file_id"] => string(6) "306398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458124006"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Поэзия Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(40) "poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "165341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799138"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Литературно-музыкальная композиция "Советская культура периода Великой Отечественной войны""
    ["seo_title"] => string(101) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-sovietskaia-kul-tura-pierioda-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "319698"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460919137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства