3. воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.
Ход урока
Вводно-мотивационный этап.
Психологический настрой: учитель предлагает встать в круг и вспомнить слова -заклинание про цветик –семицветик:
Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!
Учитель предлагает загадать желание и обращает внимание на Цветик-семицветик на доске.
Актуализация прежних знаний:
Учитель предлагает учащимся по очереди отрывать лепестки , на которых написаны вопросы ( если правильно ответить на вопрос, то желание обязательно сбудется).
-назовите виды словесности?
-что обозначает слово « фольклор» в переводе с английского языка?
-кого называют фольклористом?
-назовите основные жанры фольклора?
-виды лирики?
-назовите малые жанры фольклора?
-назовите виды обрядовой лирики?
Учащиеся выступают с сообщениями о календарных обрядах, которые сопровождаются слайдами:
1 ученик: колядование
2 ученик: подблюдные песни
3 ученик : масленица
4 ученик: троица или семик
5 ученик: Иван Купала
Затем учащиеся читают тексты песен, которыми сопровождался каждый обряд.
Например:
Мы завьем веночки на овес росистый,
На годы добрые, на жито густое,
На ячмень колосистый, на гречиху черную,
На капусту белую! ( на троицу)
Совместная деятельность учителя и учащихся:
Учитель сообщает учащимся, что помимо календарных обрядов существовали семейно-бытовые. Задает вопрос учащимся, чем различаются?
Учащиеся приходят к выводу, что семейно-бытовые обряды происходили не по календарю, а в каждой семье.
Рассказ учителя:
- самый знаменательный- свадьба ( предсвадебный-выбор невесты, сватовство, сговор, девишник; день свадьбы и послесвадебный). Свадебные причитания(плачи) обычно исполнялись на девишнике, особенно много песен –во время свадебного пира.
В величальных песнях восхвалялись молодостьи красота невесты, удаль и статность жениха.
- обряды, связанные с рождением ребенка. Особый жанр- колыбельная песня, тексты которой как бы сотканы из существительных и глаголов, большое количество олицетворений, слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Учитель предлагает прослушать запись народной колыбельной песни.
- причитания, исполняемые во время проводов в солдаты, были очень похожи на похоронные, потому что солдат-рекрутов забирали надолго, и родственники прощались навсегда.
Во время рассказа учитель обращается к слайдам, иллюстрирующим данные обряды.
Закрепление
Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевое слово:
(по горизонтали)
Творчество, выражающееся в устном и письменном слове;