kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семейно-обрядовая поэзия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнение основных жанров русской семейно-обрядовой поэзии и казахской обрядовой поэзии. 

Семейно-обрядовая поэзия — вид устно-поэтического народного творчества, сопровождающий обряды, приуроченные к основным моментам жизни человека (рождение, вступление в брак, смерть). 

  • Рождение ребенка (колыбельная)
  • Рождение ребенка у казахов (колыбельная)
  • Свадебные обряды
  • Причитания – похоронные, рекрутские
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семейно-обрядовая поэзия »

Семейно-обрядовая поэзия 5 класс

Семейно-обрядовая поэзия

5 класс

Семейно-обрядовая поэзия — вид устно-поэтического народного творчества, сопровождающий обряды, приуроченные к основным моментам жизни человека (рождение, вступление в брак, смерть). 
  • Семейно-обрядовая поэзия — вид устно-поэтического народного творчества, сопровождающий обряды, приуроченные к основным моментам жизни человека (рождение, вступление в брак, смерть). 
Баю-баюшки-баю,   Не ложися на краю.   Придет серенький волчок,   Он ухватит за бочок   И потащит во лесок,   Под ракитовый кусток.   К нам, волчок, не ходи,   Нашу Сашу не буди.

Баю-баюшки-баю,  Не ложися на краю.  Придет серенький волчок,  Он ухватит за бочок  И потащит во лесок,  Под ракитовый кусток.  К нам, волчок, не ходи,  Нашу Сашу не буди.

В первый день молодежь без приглашения собиралась на шилдехана, чтобы отметить по традиции рождение ребенка. 

В первый день молодежь без приглашения собиралась на шилдехана, чтобы отметить по традиции рождение ребенка. 

Әлди, әлди бөпешім, Әнімді айтып берейін. Аялап, сені жүрейін, Өскеніңді, көрейін.  ( Баю, баю, мой ребенок. Песенку тебе спою. Буду я тебя ласкать, увижу как ты вырастешь.)

Әлди, әлди бөпешім,

Әнімді айтып берейін.

Аялап, сені жүрейін,

Өскеніңді, көрейін.

( Баю, баю, мой ребенок. Песенку тебе спою. Буду я тебя ласкать, увижу как ты вырастешь.)

Вступление в брак рассматривалось крестьянами прежде всего как хозяйственный акт родства двух семей, преследующих взаимную выгоду, и получение одной из них новой работницы и продолжательницы рода.

Вступление в брак рассматривалось крестьянами прежде всего как хозяйственный акт родства двух семей, преследующих взаимную выгоду, и получение одной из них новой работницы и продолжательницы рода.

Свадебные причитания – невеста должна был оплакивать свою долю, сожалеть о девичестве и счастливой жизни в родительском доме и выражать свою недоброжелательность по отношению к жениху и его семье.

Свадебные причитания – невеста должна был оплакивать свою долю, сожалеть о девичестве и счастливой жизни в родительском доме и выражать свою недоброжелательность по отношению к жениху и его семье.

Бог судья, кормилец-батюшка, Бог судья, родима матушка. Не дали да красной девице До люба да насидетися, До охоты нагулятися, Цветного платья наноситися, Мне дополнить лицо белое, Мне дорастить да русу косу До единого до волоса. Так и что я, красна девица, Со годами да не сверсталася.

Бог судья, кормилец-батюшка,

Бог судья, родима матушка.

Не дали да красной девице

До люба да насидетися,

До охоты нагулятися,

Цветного платья наноситися,

Мне дополнить лицо белое,

Мне дорастить да русу косу

До единого до волоса.

Так и что я, красна девица,

Со годами да не сверсталася.

Жат жұрттық боп барамын өскен елім, Кір жуып , кіндігімді кескен жерім. Ата ана, аға бауыр, сіңлілер, Көкейімнен мәңгілік кетпес менің.  Моя родина, ухожу в чужое селение,  Место, где я родилась и выросла, Родная мать, братья,   младшие сестры,  Никогда я вас не забуду  Все прощальные песни невесты буквально тождественны похоронным плачам и отличаются от них только текстом, но не музыкой.

Жат жұрттық боп барамын өскен елім,

Кір жуып , кіндігімді кескен жерім.

Ата ана, аға бауыр, сіңлілер,

Көкейімнен мәңгілік кетпес менің.

Моя родина, ухожу в чужое селение, Место, где я родилась и выросла, Родная мать, братья, 

младшие сестры, Никогда я вас не забуду

Все прощальные песни невесты буквально тождественны похоронным плачам и отличаются от них только текстом, но не музыкой.

Особым жанром свадебных песен, отличающимся своей функцией и художественной спецификой, являются величания. Величания преследовали цель наделить величаемых всеми качествами, какими должен был, по мнению крестьянина, обладать счастливый человек.

Особым жанром свадебных песен, отличающимся своей функцией и художественной спецификой, являются величания. Величания преследовали цель наделить величаемых всеми качествами, какими должен был, по мнению крестьянина, обладать счастливый человек.

Как по блюду, блюду, блюдечку, По серебряному блюдечку, По серебряной тарелочке Тут катилися два яблочка, Уж как первое-то яблочко – Ивану Алексеевичу, А второе-то яблочко – Марии Ивановне!

Как по блюду, блюду, блюдечку, По серебряному блюдечку, По серебряной тарелочке Тут катилися два яблочка, Уж как первое-то яблочко – Ивану Алексеевичу, А второе-то яблочко – Марии Ивановне!

  Укатилося красное солнышко За горы оно да за высокие, За лёсушка оно да за дремучие, За облачка оно да за ходячие, За часты звезды да подвосточные!

 

Укатилося красное солнышко

За горы оно да за высокие,

За лёсушка оно да за дремучие,

За облачка оно да за ходячие,

За часты звезды да подвосточные!

Сложился в начале 18 века, после введения Петром 1 всеобщей рекрутской повинности (1699). Проводы на «службу государеву» на 25 лет для крестьянской семьи были равносильны смерти рекрута; влекли за собой разорение и упадок хозяйства .

Сложился в начале 18 века, после введения Петром 1 всеобщей рекрутской повинности (1699). Проводы на «службу государеву» на 25 лет для крестьянской семьи были равносильны смерти рекрута; влекли за собой разорение и упадок хозяйства .

Какие обряды относятся к семейным ? Какие обряды русских и казахов схожи? Знаете ли вы колыбельные песни?
  • Какие обряды относятся к семейным ?
  • Какие обряды русских и казахов схожи?
  • Знаете ли вы колыбельные песни?
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что заинтересовало вас? Что вам понравилось? Чему мы научились? К чему ещё нужно стремиться?
  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что заинтересовало вас?
  • Что вам понравилось?
  • Чему мы научились?
  • К чему ещё нужно стремиться?
Стр. 29-32, пересказ Хрестоматия: стр. 3 читать выразительно
  • Стр. 29-32, пересказ
  • Хрестоматия: стр. 3 читать выразительно


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Семейно-обрядовая поэзия

Автор: Утебаева Умирсая Ермековна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235494


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства