«Виды и жанры устного народного творчества» - урок обобщение.
«Виды и жанры устного народного творчества» - урок обобщение.
Урок предназначен для обобщения и закрепления сведений об устном народном творчестве и его видах и жанрах. Огромная часть работы посвящена развитию творческого потенциала детей. Это и исполнение частушек, и проговаривание поговорок, пословиц и скороговорок, отгадывание загадок,а также инсценирование небылиц. Также предоставлено задание для групповой работы- это создание сказки по опорной схеме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Виды и жанры устного народного творчества» - урок обобщение. »
7 Класс
Тема: «Виды и жанры устного народного творчества» - урок обобщение изученного материала.
Цели:
Образовательные: вспомнить все виды устной словесности, закрепить сведения об УНТ, расширить представление о народном творчестве, показать самобытность народа, показать языковую связь национальных культур.
Воспитательные: Воспитывать любовь к русскому языку, уважительное отношение к народным традициям русского народа и других народов, живущих в РК. Дать детям ощутить себя наследниками предшествующих поколений.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Эпиграф к уроку: «Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами. » (А.М. Горький)
Ход урока:
1.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
Психологический настрой на урок (круг, «Пусть всегда будет солнце!»)
Сегодня мы вновь совершим путешествие в прошлое, отправимся в стародавние времена, когда не было еще компьютеров, телефонов, когда ценилось живое слово, мудрые речи да добрые дела. Представьте себе, что вы отправились на народное гуляние, чтобы себя показать, на других посмотреть, загадки отгадывать, скороговорки говорить, частушки петь. (Выходят и танцуют в круге ученики и поют «Во поле берёза стояла»)
- Спасибо большое за песню, за радость!
2. Опрос домашнего задания.
Подобрать по 2 пословицы на темы: труд, знания, Родина.
Поиграем в игры, покажем какие мы веселые да смекалистые.
3. Повторение изученного о жанрах народной словесности
А). Игра «Угадай-ка!» (опрос теоретического материала: называют жанры народной словесности)
1. Устную народную словесность называют по-другому … (Фольклором)
2.В ней добро побеждает зло, это ложь, но в ней намек… (сказка)
3.Краткое мудрое изречение на разные житейские темы …(пословица)
4.Это младшая сестра песни. Под нее и в пляс пускаются (частушка)
5.Проговаривая ее, не сломайте язычок! (скороговорка)
6.Используются в детских играх, главное в них – четкость ритма (считалка)
- Молодцы, ребята! А теперь покажите, что делать умеете.
Б) . Игра «Отгадай загадку!»
Учитель: Сяду с вами я на лавку,
С вами вместе посижу,
Загадаю вам загадки.
Кто смышленей – погляжу!
1. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, людей с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его (ветер)
2. Сижу верхом, не знаю на ком, знакомого встречу, соскочу, привечу (шапка)
3. Красненький петушок по селу бежит (огонь)
4.Три братца пошли купаться, два купаются, один на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли (ведра, коромысло)
5.Две сестренки-подружки похожи друг на дружку, рядышком бегут, одна – там, другая – тут. (Ноги)
6.Полон дом голубей, нет ни окон, ни дверей (огурец)
-Молодцы, ребята! Загадки – это нелегкая работа для ума, а после работы надо бы отдохнуть. Пусть сейчас язык поработает. А какой жанр может заставить наш язык потрудиться?
В). «Не сломай язычок!» (тянут и произносят трижды) (Слайд)
1) Наш Полкан попал в капкан.
2) Летят три пичужки через три пустых избушки.
3) От топыта копыт пыль по полю летит.
- А теперь произнесем одну скороговорку вместе! Молодцы, ребята! Молодцы, девчата!
С) Собери пословицу.
1. Делу время, а потехе час.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Без труда- не вытащиь и рыбку из пруда.
Сильна птица крыльями, а человек- знанием.
Сделал дело, гуляй смело.
Ум хорошо, а два лучше.
4. Актуализация знаний о небылицах.
- А теперь угадайте, что это.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике (Это небылица)
- А что вы знаете о небылицах?
1) Словарная работа. (Слайд)
Небылица - 1. Вымысел, лживое сообщение. 2. В народном творчестве – шуточный рассказ о том, чего не может быть. (записывают)
- А какой антоним соответствует слову небылица? Быль – то, что было на самом деле, правдивое происшествие (по Ожегову)
- Зачем народ придумал небылицы? ( Небылицы весело учат различать действительность и фантастику, развивают воображение)
- Ребята, небылицы – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, эта заведомая чепуха поднимает людям настроение, одним словом, творит чудеса.
Мы живем с вами в Республике Казахстан, а это многонациональная республика, кроме русских, живут в ней башкиры, татары, марийцы, украинцы и др. народы. И у всех народов свой фольклор. Сделаем вывод: небылицы сочиняли люди разных национальностей.
2)Творческая мастерская. Инсценирование небылиц.
- На посиделках молодежь между работой да песней рассказывала небылицы, которые еще называли перевертышами. А теперь, ребята, пришло и ваше время проявить свои таланты: разыграем небылицы в лицах.
***
Д. Фома, что из леса не идешь?
М. Да медведя поймал.
Д. Так веди сюда.
М. Да он не идет.
Д. Так сам иди.
М. Так медведь не пускает.
Д. Федул, что губы надул?
М. Кафтан прожег.
Д. Можно зашить.
М. Да иглы нет.
Д. А велика ли дыра?
М. Да один ворот остался.
***
1м. Что сегодня делал?
2м. Рукавицы искал.
1м. Нашел?
2м. Нашел.
1м. А где они были?
2м. Да за поясом.
-Молодцы
3). Конкурс частушек.
- А теперь пропоет кто для гостей развеселые частушки? (на слайде)
*** Мы девчушки-хохотушки, Начинаем петь частушки
Начинаем веселей, Чтоб порадовать гостей.
***Мы веселые такие Утром, вечером и днем, Потому что мы частушки Развеселые поем
***По деревне я ходила И Ванюшку видела – Под кустом сидел и плакал: Курица обидела.
***Боевая, я девчонка, Боевая я на пять. Боевая я работать, Боевая и плясать.
4). Составить (придумать) самостоятельно сказку по опорной схеме. Схема предоставлена на форматах А4.
5). Занимательный филворд. (слайд, карточки)
Отгадывают пословицы зашифрованные на языке Морзе
Ж
П
Л
Х
М
У
Т
К
А
О
М
Г
А
Б
Я
Ь
С
О
Б
А
У
К
В
Э
Г
О
З
Г
Ь
К
Ю
А
А
Щ
Р
Д
К
А
Ю
А
У
П
Н
Я
Б
Л
О
Ц
Ф
Р
М
Л
Ь
Ф
Г
В
К
С
А
М
Р
Ы
Е
Т
Ч
Н
О
П
Н
Ё
Э
Г
Л
А
З
А
Р
В
И
Д
Готовь …… летом, а телегу зимой.
БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ- БОЛЬШОЕ…………
Все перемелится, ……… будет.
Сколько ……. не бодрись, а лебедем не быть.
………. от яблони недалеко падает.
У страха……. велики.
Твоими устами да …… пить.
……. На сене лежит, сама не ест и другим не даёт.
Один …… хорошо, а два лучше.
Красная …… да на вкус горька.
5. Подведение итогов. Оценивание.
-Ребята, сегодня все молодцы! Сразу видно, что вы любите смех, веселье. Помните только одну народную мудрость: «Делу время, потехе час». Сегодня мы и поработали, и отдохнули.
- Вот и кончился урок. (слайд)
Он пойдет ребятам впрок.
Книги больше вы читайте,
Ничего не забывайте!
6.Вывод по уроку. Рефлексия.
«Две звезды и одно пожелание» - оценить урок самим.
-Понравился урок? Что больше всего понравилось? О чем мы узнали?
- Почему нельзя забывать о произведениях, созданных народом?