kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"В чем истинное счастье человека?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по повести А.С.Пушкина " Станционный смотритель"  и библейской притчи "Блудный сын".Урок построен по новым технологиям, групповая форма работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"В чем истинное счастье человека?"»

Тема урока: «В чем истинное счастье человека?» по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и евангельской притчи «Блудный сын»

Тип урока: проблемно-сопоставительный анализ

Цели урока:

  • сопоставить евангельскую притчу о «Блудном сыне» с пушкинской историей;

  • совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текста;

  • воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других.

Технологии:

  • технология сотрудничества;

  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;

  • технология личностно-ориентированного обучения.

Ход урока

  1. Актуализация. Слово учителя.

Звучит фрагмент романса «Не спрашивай зачем».

  • Ребята, мы сейчас прослушали фрагмент русского романса «Не спрашивай зачем», как вы думаете, к какому самому проблематичному и поучительному произведению А.С. Пушкина можно отнести эти слова.

  • Какова цель нашего занятия?

  • Назовите ключевое слова темы нашего урока (счастье).

  1. Изучение и осмысление нового.

  1. Составление ассоциативного ряда. Составьте ассоциативный ряд к слову СЧАСТЬЕ-ЖИЗНЬ-СЕМЬЯ.

2. Мозговой штурм. Сейчас мы посмотрим внимательные ли вы читатели.

  • С каких слов начинается повесть «Станционный смотритель»? ( кто только не проклинал…)

  • Какие времена года описаны в повести? (весна, осень)

  • Какую фразу произнёс младший сын, прося у отца наследство? (Отец, дай мне мою часть наследства)

  • Картинки какого содержания украшали комнату смотрителя? (Лубочные «Возвращение блудного сына»)

  • Как звали дочь станционного смотрителя? (Авдотья Самсоновна)

  • Как повёл себя отец, когда увидел возвращающегося сына? (побежал навстречу, обнял и поцеловал)

  • Узнайте героя: «седой, с «глубокими морщинами давно небритого лица», со сгорбленной спиной).

  1. Визуализация ЗУН. Каждая группа выполняет задание. На карточках дается начало высказывания, ваша задача найти продолжение высказывания в тексте и озвучить текст.

  • У одного…(человека было два сына).

  • Кто не… (проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался).

  • Сын же сказал отцу: … (Отец, я согрешил против тебя и не достоин называться твоим сыном!).

  • «Дочка – с, - …» (отвечал он с видом довольного самолюбия, да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать).

  • «Авось, - …» (думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою).

  1. Слово учителя.

  • Ребята, скажите фраза, которую обронил смотритель перекликается с мотивом какого произведения (притча о блудном сыне)?

  • В чем смысл данной притчи?

  • Что означает слово «блудный»?

Презентация. Притча о блудном сыне.

  1. Опережающее задание: сообщение учащихся с презентацией. А сейчас, давайте совершим небольшое путешествие в единственный музей литературного героя.

Сообщение:

1 ученик – История Вырской почтовой станции берет свое начало в 1800 году. В то время здесь проходил Белорусский почтовый тракт и Выра была третьей по счету постовой станцией от Петербурга. Согласно «Табеля о рангах» она была отнесена к третьему разряду (18 ямщиков, 55 лошадей).

2 ученик - Имела два корпуса: северный и южный – два одноэтажных домика, выложенных из кирпича, оштукатуренных и выкрашенных в розовый цвет. Дома соединялись между собой кирпичной оградой. Внутри находились две деревянные конюшни, сараи, кузнеца, амбар, пожарная каланча и колодец.

3 ученик – Дом станционного смотрителя выглядел следующим образом: … небольшие сени, освещенные фонарем со свечой. Вход на «чистую половину» для приезжающих напоминает «смиренную обитель», уединение и покой. На стене при входе правила, указы и постановления: «Какому чину и по скольку выдавать лошадей», «О подорожных и сборе с оных». Здесь же висело расписание, по которому распределялись «по скольку лошадей, и в какие экипажи запрягать должен».

4 ученик – В «красном» углу – стол смотрителя. На нем бронзовый подсвечник, ящик для денег, чернильница с гусиным пером, две шнуровые книги. За перегородкой комната дочери: диван, сундук для приданного, столик для руководителя с пяльцами; на комоде портреты отца, зеркало, а рядом – портрет Дуни.

Слово учителя. Ребята, мы не случайно прослушали историю «Музея станционного смотрителя», потому что эпиграф, взятый Пушкиным, характеризует смотрителя как диктатора.

  • Что обозначает слово диктатор?

  • А какова жизнь смотрителя на самом деле?

  1. Работа в группах. Составление кластера и диаграммы Вена.

1 группа - образ Дуни (составление кластера).

2 группа – образ блудного сына (составление кластера).

3 группа – образ Самсона Вырина и отца блудного сына (диаграммы Вена).

Ответ: 1. Дуня – уезжает тайно, случайно без согласия и благословения отца. Не желает, чтобы ее нашли. Живет в богатстве, роскоши, становиться матерью. Боится встречи с отцом. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца. 2. Блудный сын – добровольно уходит из дома с благословлением отца. Его никто не ищет, ведет разгульный образ жизни. Когда становиться одиноким, теряет друзей, возвращается к отцу. Раскаивается в содеянном. Происходит примирение с отцом. 3. Самсон Вырин – сам отправляет Дуню в поездку, но разыскивает и оплакивает дочь. Живет в труде, затем в нищете. Терпит предательство от близкого человека, теряет интерес к жизни, предпочитает свести счеты с жизнью. Отец блудного сына – сильно любит, что разрешает сыну самостоятельно искать счастье в жизни, благословляет и прощает.

  1. Осмысление изученного.

  1. Слово учителя. На ваш взгляд, кто из героев оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? (Б.с.) Что означает слово рубище? А кто не счастлив? (Самсон Вырин – не верит в прочность случайного союза дочери, из-за боязни за судьбу дочери, трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья.)

  2. Творческая работа на ассоциации по группам. Задание: раскрасьте в цвета всю гамму чувств наших героев и нарисуйте радугу.

1 группа – Самсон Вырин: испуг - …, тревога - …, тоска - …, негодование - …, одиночество - …, бессилие помочь - ….

2 группа – Дуня: испуг - …, любопытство - …, привязанность - …, доверие - …, любовь и счастье - …, богатство - …, рождение детей - ….

3 группа – Блудный сын: зависимость от отца - …, желание свободы - …, наследство - …, друзья - …, одиночество - …, работа -…, испуг - …, примирение - ….

  1. Слово учителя. Ребята вы составили цветовую гамму чувств наших героев, а теперь давайте посмотрим как великие художники воспринимали образы литературных героев, создавая при этом великие полотна искусства. Что вы знаете о создании этих полотен? Голландского художника Рембранта Харменс Ван Рейна «Возвращение блудного сына», Алексея Венецианова «Блудный сын», Мстислава Добужинского русского художника «Дуня на могиле отца». Что объединяет эти картины?

  1. Закрепление. Сейчас я предлагаю вам выполнить задание творческого характера. Напишите письмо от имени Дуни своему отцу. (медленная музыка)

Каждая группа зачитывает письмо, выступление одной группы под звучание скрипки.

  1. Итог урока.

Слово учителя. Как вы считаете, в чем истинное счастье человека?

Вывод: самое главное, нужно успеть сказать родителям, что мы их любим, приносить им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Даже если человек совершил дурной поступок, но понял и раскаялся, это не значит, что он плохой человек, его можно и нужно простить. Главное, чтобы его раскаяние было осознанным и искреннем. И хотя ждут Дуню в карете сыновья, маленькие барчата, складывается впечатление, что снова повториться история блудного сына. И произведение А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и притча «Блудный сын» напоминают нам о нравственных уроках, которые необходимо помнить.

















Задания





Составление ассоциативного ряда. Составьте ассоциативный ряд к слову СЧАСТЬЕ-ЖИЗНЬ-СЕМЬЯ.



Визуализация ЗУН. Каждая группа выполняет задание. На карточках дается начало высказывания, ваша задача найти продолжение высказывания в тексте и озвучить текст.

  • У одного_____________________________________________________

  • Кто не… ________________________________________________

  • Сын же сказал отцу: …______________________________________

  • «Дочка – с, - …» __________________________________________

  • «Авось, - …» _________________________________________



Сообщение:

1 ученик – История Вырской почтовой станции берет свое начало в 1800 году. В то время здесь проходил Белорусский почтовый тракт и Выра была третьей по счету постовой станцией от Петербурга. Согласно «Табеля о рангах» она была отнесена к третьему разряду (18 ямщиков, 55 лошадей).

2 ученик - Имела два корпуса: северный и южный – два одноэтажных домика, выложенных из кирпича, оштукатуренных и выкрашенных в розовый цвет. Дома соединялись между собой кирпичной оградой. Внутри находились две деревянные конюшни, сараи, кузнеца, амбар, пожарная каланча и колодец.

3 ученик – Дом станционного смотрителя выглядел следующим образом: … небольшие сени, освещенные фонарем со свечой. Вход на «чистую половину» для приезжающих напоминает «смиренную обитель», уединение и покой. На стене при входе правила, указы и постановления: «Какому чину и по скольку выдавать лошадей», «О подорожных и сборе с оных». Здесь же висело расписание, по которому распределялись «по скольку лошадей, и в какие экипажи запрягать должен».

4 ученик – В «красном» углу – стол смотрителя. На нем бронзовый подсвечник, ящик для денег, чернильница с гусиным пером, две шнуровые книги. За перегородкой комната дочери: диван, сундук для приданного, столик для руководителя с пяльцами; на комоде портреты отца, зеркало, а рядом – портрет Дуни.







Работа в группах. Составление кластера и диаграммы Вена.

1 группа - образ Дуни (составление кластера).

2 группа – образ блудного сына (составление кластера).

3 группа – образ Самсона Вырина и отца блудного сына (диаграммы Вена).



Творческая работа на ассоциации по группам. Задание: раскрасьте в цвета всю гамму чувств наших героев и нарисуйте радугу.

1 группа – Самсон Вырин: испуг - …, тревога - …, тоска - …, негодование - …, одиночество - …, бессилие помочь - ….



Творческая работа на ассоциации по группам. Задание: раскрасьте в цвета всю гамму чувств наших героев и нарисуйте радугу.

2 группа – Дуня: испуг - …, любопытство - …, привязанность - …, доверие - …, любовь и счастье - …, богатство - …, рождение детей - ….



Творческая работа на ассоциации по группам. Задание: раскрасьте в цвета всю гамму чувств наших героев и нарисуйте радугу.

3 группа – Блудный сын: зависимость от отца - …, желание свободы - …, наследство - …, друзья - …, одиночество - …, работа -…, испуг - …, примирение - ….





Напишите письмо от имени Дуни своему отцу.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"В чем истинное счастье человека?"

Автор: Исаева Ирина Валентиновна

Дата: 06.05.2016

Номер свидетельства: 324500

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Разработка открытого урока по самопознанию в 7 классе по теме "Счастье человека""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_otkrytogho_uroka_po_samopoznaniiu_v_7_klassie_po_tiemie_schast_ie_chi"
    ["file_id"] => string(6) "469210"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1526105490"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Конспект открытого урока по литературе в 7 классе "Уроки истинной любви" (по сказке "Русалочка" Г. Х. Андерсена)"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiektotkrytoghourokapolitieraturiev7klassieurokiistinnoiliubviposkazkierusalochkagkhandiersiena"
    ["file_id"] => string(6) "292843"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455361183"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Урок по русской литературе на тему "Что такое счастье?" по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkoi_litieraturie_na_tiemu_chto_takoie_schast_ie_po_poviesti_v_g_koro"
    ["file_id"] => string(6) "418496"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495713445"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Духовный мир человека "
    ["seo_title"] => string(25) "dukhovnyi-mir-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "193077"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427561839"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Классный час по теме: "Счастливы счастливые" конспект "
    ["seo_title"] => string(57) "klassnyi-chas-po-tiemie-schastlivy-schastlivyie-konspiekt"
    ["file_id"] => string(6) "118322"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413110344"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства