Тема: Духовный мир человека
Цель: Содействовать совершенствованию духовного мира учащихся на основе постижения понятия «гармония жизни»
Задачи:
-расширение представлений учащихся о духовном мире человека через понятие «человечность»
-развитие ценностных ориентаций и убеждений через осмысление идей человечности
- Воспитание стремления обогащать, развивать свой духовный мир.
1. Позитивный настрой
Сядьте удобно, спинку держите прямо. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову, освещает ваше сердце, в котором находится прекрасный бутон цветка. Под лучами света бутон медленно раскрывается, в вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Представьте, что свет распространяется по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Этот свет, наполнивший вас, поможет вам совершать только добрые, хорошие дела, говорить только хорошие и добрые слова, думать только о хорошем и видеть только хорошее. Пошлите этот свет добра, счастья и любви всем своим одноклассникам, близким, друзьям, учителям, животным, растениям, всему нашему селу (поселку), стране, всей планете Земля. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной
Тема урока: Духовный мир человека
2. Беседа
- Что понимают под духовным миром человека,
- Для чего необходимо постигать природу своего духовного мира,
- как может проявляться духовный мир человека,
- Знает ли каждый человек особенности своего внутреннего мира,
- Может ли измениться духовный мир человека, Почему?
4. Чтение стихотворения «Доброе царство»
- О каком «добром царстве души» говорит поэт,
- У каждого ли человека есть «доброе царство» Почему,
5. Учебная информация
Духовный мир человека составляют его чувства, мысли, переживания, стремления к избранным и целям: быть человеком, найти свое место в этом мире, понимать смысл своей жизни, познать истину.
Познание человеком своего внутреннего духовного мира – процесс бесконечный. Он включает отношение к окружающим людям, природе, миру.
Духовность человека проявляется через такие его качества как великодушие, человеколюбие, добропорядочность, доброжелательность
6. Чтение сказки «Мудрый правитель» (самосознание)
Знаешь ли ты, что далеко-далеко, а совсем близко к нам есть волшебная страна? Она находится внутри нас. Волшебники называют ее Внутренним Миром. Так вот, правит этой страной Король. У него есть множество слуг и поданных. Есть такие, которых называют чувствами, есть такие, что зовутся мыслями, есть поданные, которые, которые зовутся желаниям, есть среди поданных Короля особенные существа - их зовут возможностями и способностями. У каждой группы поданных есть свои земли и свои дома. И конечно, они приходят на службу к своему Королю по первому его требованию
Все жители большой внутренней страны глубоко уважают Короля за мудрость, справедливость, любовь к ним, доброту и заботу.
Страна эта невидима нашим глазам. Но то, что она есть у нас внутри, чувствует наше сердце. Кто же тогда этот Король, спросите вы? Король – это наш добрый разум, еще его называют Сознанием. Король думает, как лучше и правильнее поступать в тех или иных ситуациях. Если Король силен, умен и добр, человек многого достигает в своей жизни. Если Король слаб и ленив, Нашему внутреннему государству приходится нелегко и самому человеку нелегко справится с самим с собой. Встречал ли ты таких, про которых говорят: «Он сам себе хозяин»? Такие люди часто не справляются со своими чувствами, у них постоянно меняется настроение. Они сами не знают чего хотят – сегодня одного, а завтра совсем противоположного. С ними нелегко дружить, им трудно угодить, они капризны или раздражительны. Вот ведь как много зависит от силы Короля.
Очень важно изучать свое внутреннее государство. Тем самым ты увеличиваешь силу Короля. Ведь тот кто знает, чем он управляет, гораздо сильнее и мудрее того, кто не ведает какая страна ему досталась
7. Работа в тетради *
Возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Они помогут тебе сделать видимым то, что обычно невидимо глазу. Послушай свое сердце, позови на помощь свое воображение и нарисуй страну, которая находится внутри тебя. Там есть не только леса и поля, реки и долины. Там есть поселения чувств, мыслей, желаний, способностей, знаний. И конечно, там есть дворец Короля.
Нарисуй Короля своей внутренней страны. Подумай. Какой у него характер? Какой закон в своей стране он считает самым главным?
8. Цитата урока
Человек становится человеком благодаря своей духовной жизни
Генрих Песталоции
- Объясните смысл изречения.
9. Чтение текста
«Стремление к гармонии жизни» А. Арын
-На какие высшие ценности опирается духовный мир человека? Почему?
- Как можно сохранить или восстановить душевное равновесие?
10. Творческая деятельность. (групповая)
Прочитайте изречение русского поэта Константина Бальмлнта. Нарисуйте к нему иллюстрацию
Мы хотим пересоздания всей Земли, и мы ее пересоздадим, так что все на Земле будут счастливы, и сильны, и красивы. Это вполне возможно, ибо Человек и есть Солнце и его чувства – его планеты.
К. Бальмонт
11. Расскажи о себе, отвечая на предложенные вопросы
(индивидуальная работа)
- Какой (какая) вы?
- Что вы можете сказать о своих достоинствах и недостатках?
- Каким (какой) бы вы хотели быть?
- Правда ли, что «Я» всегда зависит от ситуации: в кругу семьи «Я» -одно, в школе «Я» - другое, в компании друзей «Я» - третье?
- Ощущаете ли вы себя временами подобно героине сказки Л.Кэролла Алисе: «Видите ли, сэр, я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая – словом, какая –то не такая». Когда это происходит?
- Возникает ли у вас впечатление, что внутри вас спорят и борются два разных человека, как в случае с той же Алисой: «Алиса вообще давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко –далеко не всегда); иногда она закатывала себе такие выговоры, что еле могла удержаться от слез, а попробовала выдрать себя за уши за собой в крокет. Эта выдумщица ужасно любила понарошку быть двумя разными людьми сразу». Расскажите об этом.
12. Круг «От сердца к сердцу»
Кратко передать эпизод из жизни, который вызвал в душе прекрасные чувства.