Классный час по теме «Счастливы счастливые».
Разговор о том, как быть счастливым человеком.
Класс: 4
Учитель: О.Г.Ионова
Оборудование:
Экран, проектор, презентация Power Point “Счастливы счастливые», картонные свечи, листы бумаги с изображением Птицы Счастья, ватман, цветные маркеры.
Цели:
- Попробовать найти определение счастья.
- Сформулировать правила жизни счастливого человека.
- Узнать, где найти счастье.
Ход занятия.
- Оргмомент. (Слайд 1)
Что вы ждете от сегодняшнего занятия? (Ответы записать на доске).
- Слово учителя. Постановка целей и задач занятия. (Слайд 2)
Ребята, вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «Что такое счастье»? Можем ли мы дать точный ответ на этот вопрос? Известен ли нам рецепт счастья? Сегодняшняя встреча не только поможет нам ответить на эти вопросы, но и научит нас быть счастливыми всегда.
- Разговор о счастье.
Часть I. Когда придет время для счастья? (Слайд 3)
У: Я хочу спросить у вас, что такое счастье?
Д: ответы детей (о семье, о достатке, об учебе, о работе, о достижениях и т.п.).
2.
У: Перед вами лист бумаги. Постарайтесь написать на нем ответы на следующие вопросы:
- Назовите самого богатейшего человека на планете.
- Назовите последнюю «Мисс Мира».
- Назовите последнего лауреата Нобелевской премии.
- Назовите последнего лауреата кинопремии «Оскар» за лучшую роль. (Слайд 4)
У: Получилось?
Д: ответы детей.
У: Не совсем получилось? Трудновато, не так ли? Не беспокойтесь, никто этого не помнит. Потому что аплодисменты стихают. Призы покрываются пылью. Победителей вскоре забывают.
А теперь переверните лист бумаги и попробуйте ответить на эти вопросы:
- Назови имена учителей, которые помогают тебе больше всех остальных.
- Назови имена трех друзей, которые помогли тебе в трудный час.
- Вспомни несколько человек, которые вызвали у тебя особые чувства.
- Назови троих человек, с которыми тебе приятно проводить время. (Слайд 5)
- А теперь получилось?
- ответы детей.
У: Это легче, правда же? Люди, которые что-то значат в твоей жизни, не имеют больше всех денег, не выиграли величайших призов. Это те, кто заботится о тебе, дорожит тобой, кто несмотря ни на что остается рядом.
3.
У: А как вы думаете, в каком списке вы?
Задумайтесь об этом на мгновение. Жизнь очень коротка.
Когда вы будете счастливыми? Что для этого вам нужно?
Д: ответы детей. (Когда закончу школу, когда выучу уроки и пойду гулять, когда создам семью и т.п.) (Слайд 6)
У: Истина в том, что нет лучшего времени для того, чтобы быть счастливым, чем здесь и сейчас. В жизни всегда будет много проблем, и больших, и незначительных. Всегда будут возникать препятствия: еще не выученные уроки, время, которое нужно посвятить младшему брату или сестре, посуда, которую нужно вымыть, чтобы мама могла немножко отдохнуть после работы. А ведь эти препятствия и есть сама жизнь! И нет пути к счастью, который нужно преодолеть! Счастье – это и есть путь! Наслаждайся каждым моментом!
4.
Посмотрите, что говорили великие о счастье (Слайд 7):
«Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед».
Эмиль Золя
«Помните, что счастье – это способ путешествия, а не пункт назначения».
Рой М. Гудман
Давайте попробуем сформулировать первое правило счастья. Когда нужно быть счастливым? Когда наступит подходящее время для этого?
Дети с помощью учителя формулируют правило №1: будь счастливым прямо сейчас! (Слайд 8)
Часть II. Свеча ничего не теряет. (Слайд 9)
1.
Подготовленный ученик рассказывает сказку о счастье «Однажды шло счастье по лесу…»
Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? - спрашивает человек
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.
- Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой.
Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье.
Сидит Счастье в яме плачет ещё громче. Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? — спрашивает человек
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.
- Я хочу много красивых и дорогих машин.
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал.
Совсем потеряло надежду Счастье. Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста.
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше. Обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:
- Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?
- Ничего мне не надо,- ответил человек.
Так и бежит Счастье за человеком, не отставая от него никогда.
У: Как вы думаете, в чем основная мысль этой сказки? Чему она учит нас?
Д: Сказка учит нас тому, что нужно бескорыстно оказывать помощь другому. Тогда счастье пойдет за тобой по пятам. (Слайд 10)
2.
У: Я очень рада, что мы смогли разгадать второй секрет счастья. Но прежде чем записать его, мне хочется рассказать вам еще одну историю. (Слайд 11).
Некоторое время назад на олимпиаде в Сиэтле (Канада) девять атлетов стояли на старте 100-метровой дорожки. Все они были физическими или умственными инвалидами.
Прозвучал выстрел, начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить.
Они пробежали треть дистанции, когда один мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать.
Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег и оглянулись.
Девочка с синдромом Дауна присела рядом с ним, обняла и спросила: «Теперь тебе лучше?»
Потом они все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии.
Все зрители встали с мест и зааплодировали. Аплодисменты длились очень долго. Те, кто видел это, до сих пор об этом говорят.
Почему?
Д: ответы детей.
У: Верно. Потому что в глубине души мы все знаем, что самая важная вещь в жизни – помогать другим побеждать.
Прочитайте, что говорят об этом признанные мудрецы.
Д: Читают с экрана высказывания (Слайд 12):
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». Платон
«Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его». Б. Шоу
«Стремитесь делать добро, и вы поймете, что счастье будет бегать за вами». Джеймс Фриман Кларк
3.
У: Если мы помогаем другим, мы не теряем, а приобретаем, так же, как свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча. Только тепла и света становится больше.
Сейчас мы зажжем свечи, хоть и не настоящие. Попробуем сделать так, чтобы в классе стало светлее. (Учитель оставляет одну свечу себе, остальные передает ученику. Ученик, оставив у себя одну свечу, отдает остальные следующему и т.д.)
Посмотрите, мы поделились друг с другом пламенем, но при этом у каждого из нас остался и свой огонек.
Правило №2: свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча. (Слайд 13)
Часть III. Где прячется счастье? (Слайд 14)
У: Вы, наверное, удивитесь, но психологи говорят, что окружающая обстановка никак не влияет на то, счастливы мы или нет. Счастье в нас самих. Хочешь изменить жизнь – начни с себя. Вспомните, когда последний раз вы были абсолютно счастливы?
Д: Когда занимались любимым делом, когда наряжали елку дома, в День рождения, когда выпал снег и т.д.
У: Ребята, оказывается, вы уже знаете, где живет счастье. «Никогда не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом»,- говорил Пифагор. (Слайд 15) Нужно прислушаться к себе. Увидеть свои таланты, достоинства.
2.
Расскажем друг другу о своих достоинствах и талантах.
Д: ответы детей.
У: Нужно стараться наполнять душу тем, что ее вдохновляет, потому что пустая душа не может быть счастлива. Видите, каждый из нас это может. Если мы хотим, чтобы мир поменялся к лучшему – нужно самим меняться к лучшему. Весь мир изменить мы не можем, а изменить себя нам под силу. Добро всегда возвращается. Что мы отдадим миру, окружающим людям, то мир отдаст нам. Получается, какой ты сам, таким и будет твое счастье. Какое счастье ты даришь другим, таким будет и твое собственное.
Дети с помощью учителя формулируют правило №3.
Правило №3: счастье в тебе самом. (Слайд 16)
3.
У: Вы, наверное, заметили, что во время нашей беседы над нами парила птица Феникс – птица Счастья. Она стала символом нашей сегодняшней встречи. У себя на партах вы найдете небольшие листочки с изображением этой птицы. Переверните листок белой стороной вверх. Я предлагаю вам написать, что или кто является для вас символом вашего личного счастья. Например, для меня символом счастья является улыбка. Значит, я напишу на этом листочке «улыбка». (Учитель всё наглядно демонстрирует)
Д: выполняют задание.
У: А теперь мы попросим наших гостей выбрать 3-4 наиболее часто повторяющихся символа. Затем мне хотелось бы попросить Оксану Чумакову и Настю Вернидуб, чтобы они соединили эти символы в одну картину, и нарисовали на ватмане нашу общую эмблему счастья.
Подсчет результатов. Изображение эмблемы.
- Подведение итогов.
1.
Учитель открывает доску, на которой записаны, чего ждали дети от разговора о счастье. Обсуждение:
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Что показалось наиболее интересным в сегодняшней беседе?
- Что нового вы узнали из разговора?
- Какие правила жизни счастливого человека вы постараетесь применить? (Слайд 17)
2.
У: Теперь я прошу вас выйти из-за парт, встать в круг. Давайте соединим наши руки и пожелаем счастья друг другу. (Учитель протягивает руки, дети кладут ладони сверху).
Скажем все вместе: «Будьте счастливы!». Три-четыре: «БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!»
3.
У: Я благодарю вас за участие в этой беседе. Сейчас вы можете идти домой. Будьте счастливы!