kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям"

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить о особенностями творчества Маяковского, помочь понять идею стихотворения "Хорошее отношение к лошадям"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям"»


Класс: 
8 «Б»

Тема урока: В. В. Маяковский стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»

Цель: познакомить школьников с особенностями творчества В. Маяковского, помочь ученикам понять идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».

Задачи:

Образовательная: обучать анализу лирического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения.

Развивающая: развивать внимание, устную речь, воображение.

Воспитательная: воспитывать неравнодушное отношение к живым существам, сострадание, ответственность за «братьев наших меньших», гуманизм и человеколюбие.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, комментарии учителя, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет В. В. Маяковского; презентация Power Point; экран, проектор, компьютер, колонки; текст стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».

Ход урока

I) Организационный момент (Актуализация внимания учащихся)

- Приветствие, знакомство.

- Объявление цели и инструкции по организации работы.

- Проверка готовности учащихся к работе.

II) Проверка домашнего задания.

Сегодня мы с вами впервые будем обращаться к творчеству В.Маяковского, в частности к его стихотворению «Хорошее отношение к лошадям». Личность этого автора, как и его произведения, вызывает много споров. Одни восхищаются творчеством поэта, другие не понимают и не принимают его. В любом случае Маяковский – один из самых ярких людей 20 века.

Мне бы хотелось начать разговор о поэте с одного из самых знаменитых его стихотворений «Послушайте!»

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
                                           жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!



Не каждый человек может так написать о звездах, правда?.

- Если Маяковский написал так, как это его характеризует?

- Каким предстаёт перед нами лирический герой стихотворения?

- К кому он обращается? Слышат ли его? (Если он так настойчиво и надрывно требует, чтобы его послушали, значит, толпа не хочет слышать. Лирический герой отличается от всех.)


  1. Жизнь и творчество В. Маяковского. Знакомство с биографией поэта.


Это только некоторые штрихи к портрету Маяковского. Чтобы правильно понять его произведения, услышать автора, нужно знать о нем немножечко больше.


Слайд 2.

Дома вы прочитали статью в учебнике о В. Маяковском. Я предлагаю вам разгадать совсем не большой кроссворд, посвященный биографии поэта:

1 Г: Как называлось грузинское село, в котором родился поэт? (Багдады)

2 В: Кем Владимир Маяковский мечтал стать в детстве? (художником)

3 В: Место, где Маяковский начал писать стихи. (тюрьма)

1 В: Друг Владимира Маяковского, художник и поэт, который помогает ему войти в мир литературы. (Бурлюк)

4 Г: Что создавал Маяковский, когда работал в окнах РОСТА? (плакаты)

5 В: Какой новый вид записи стихотворных строк изобрел Маяковский? (лесенка)


Некоторые ответы учеников можно прокомментировать.

Маяковский родился в 1893 г. в Грузии. Детство на фоне природы Кавказа было счастливым для будущего поэта.

В 1908 г. умирает отец Маяковского. Семья перебирается в Москву, где Маяковский мог бы учиться на художника. Это была его мечта. Два года учебы в Строгановском училище прерываются арестами из-за подпольной работы.

За участие в подготовке побега политзаключенных Маяковский попадает в тюрьму, где проводит почти год. Там он начинает писать стихи.

Маяковский стремился к новым течениям и в живописи, и в поэзии. Новая жизнь – это новое искусство, устремленное в будущее. Отсюда и название направления в искусстве – футуризм (от лат. futurum – будущее).

Октябрьскую революцию Маяковский встретил восторженно. Работал в «Окнах РОСТА» - Российском Объединенном Советском Телеграфном Агентстве. Это было учреждение, в котором в образной форме, с помощью стихов и карикатур, людям рассказывалось о наиболее важных политических событиях. Стихи и карикатуры Маяковского пользовались особой популярностью. Эти рисунки вывешивались прямо на витрины этого агентства.

Главной темой творчества Маяковского стала борьба за утверждение нового общества. Но он ясно видел и общественные недостатки. Маяковский был бескомпромиссен, потому и неудобен. Поэт покончил с собой в 1930 г.

Маяковский – одна из оригинальнейших, ярчайших творческих фигур 20 века. Его поэтическая система была новаторской и оказала огромное влияние на всю поэзию 20 века.


  1. Постановка проблемного вопроса.


Дома вы прочитали стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Это ваше первое восприятие произведения.


- Понравилось ли вам стихотворение? Всё ли было понятно?

Тема нашего урока звучит так: «Хорошее отношение…» Два взгляда на мир в стихотворении». Поэтому к концу урока мы должны будем постараться ответить на вопрос: «Какие два взгляда на мир представлены в стихотворении?»



А) Как работал поэт над стихами?

(Нужно работать до предела, до кульминации, нужно работать над стихотворением до тех пор, пока не почувствуешь, что больше ничего не сможешь сделать. Писатель работал над некоторыми стихотворениями неделями, месяцами. В других случаях творческий процесс сводился к одному дню, а то и к считанным часам.)

Б) Чего требовал поэт от чтецов?

(Необходимо внимательно читать стихи и понять, что именно хотел сказать автор. Читать, как правило, надо медленно и внятно, не нажимая, если нет к тому каких – либо смысловых причин.)

III) Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя.

История создания стихотворения:

Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

  1. Выразительное чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» - (запись)

3) Словарная работа (запись в тетрадь)

Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.

Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.

Кузнецкий – (Кузнецкий мост) одна из центральных улиц в Москве.

Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».

Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».

Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».

Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины.

4) Беседа по вопросам (анализ стихотворения).

1) Как Маяковский изображает зевак? Можно ли понять отношение поэта к зевакам? Какое это отношение?

(Зеваки изображены одной безликой массой: «за зевакой зевака…сгрудились». Это бездельники, «штаны, пришедшие Кузнецким клешить», они равнодушны к чужой боли, смеются над упавшей лошадью. И смех их ненатуральный, неживой: «Смех зазвенел и зазвякал», похожий на «вой»)

2) Кто противопоставлен равнодушной смеющейся толпе?

(Против безликой массы зевак – один лирический герой, поэт: «Лишь один я\ голос свой не вмешивал в вой ему».)

3) Какие слова подчеркивают большие размеры лошади?

( «Лошадь грохнулась»; «течет за каплищей каплища».)

4) Как вы понимаете слова: «улица опрокинулась»?

(Улица, отразившаяся в глазах упавшей лошади, кажется перевернутой.)

5) Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади?

И какая – то общая

Звериная тоска, плеща,

Вылилась из меня

И расплылась в шелесте.

6) Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова сочувствия и поддержки?

(«Рыжий ребенок», «пришла веселая».)

7) Как вы понимаете слова:

«Деточка, все мы немножко лошади,

Каждый из нас по – своему лошадь?»

(Все живые существа – и люди, и животные – звенья одной цепи, всем бывает больно и страшно; считать себя выше, лучше другого живого существа – глупо и самонадеянно.)

8) К чему призывает читателей поэт?

(Поэт призывает нас к сочувствию, состраданию.) – Давайте прочитаем эти строки.

9) В чем главная мысль стихотворения?

(Главная мысль выражена в последних строках: «и стоило жить,\ и работать стоило».)

10) Как вы понимаете эти строки?

(«Хорошее отношение к лошадям» - это хорошее отношение и к людям, и ко всему живому. Такое отношение принесло пусть маленькую, но победу добра над злом, вселило оптимизм в душу поэта: «И стоило жить и работать стоило». Таков вывод, дающий представление и о смысле жизни, и о цели творчества Маяковского.)

IV) Работа над выразительным чтением стихотворения.

1) Какие звуки помогают, создают иллюзию стука копыт по мостовой?

2) С помощью каких художественных приемов изображен гололед?

(С помощью олицетворения: «Ветром опита,\ льдом обута,\ улица скользила»)

V) Чтение и обсуждение статьи учебника «В творческой лаборатории В. В. Маяковского» (стр. 102 – 105 учебника)

Вопросы:

- В чем значение работы Маяковского в «Окнах РОСТА»?

- Каким вы представляете Маяковского?

VI) Подведение итогов.

VII) Объявление оценок

VIII) Домашнее задание






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
В.В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям"

Автор: Шефер Елена Вячеславовна

Дата: 20.06.2018

Номер свидетельства: 473852

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "В.В.Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В.Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». "
    ["seo_title"] => string(132) "v-v-maiakovskii-kratkiie-sviedieniia-o-poetie-ia-i-vy-poet-i-tolpa-v-stikhakh-v-v-maiakovskogho-khoroshieie-otnoshieniie-k-loshadiam"
    ["file_id"] => string(6) "245141"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446058472"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "В.В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям".Презентация к уроку литературы (Г.С.Меркин. 8 класс ) "
    ["seo_title"] => string(108) "v-v-maiakovskii-khoroshieie-otnoshieniie-k-loshadiam-priezientatsiia-k-uroku-litieratury-g-s-mierkin-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "199268"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428559904"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока литературы в 5 классе "Братья наши меньшие" в стихотворениях поэтов XX века "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-brat-ia-nashi-mien-shiie-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "175314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260796"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Индивидуальная рабочая программа по литературе с использованием ИКТ для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(88) "individual-naia-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-s-ispol-zovaniiem-ikt-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "170563"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423570908"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок литературы в 7 классе «Образы фауны в поэзии и прозе»"
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyiuroklitieraturyv7klassieobrazyfaunyvpoeziiiprozie"
    ["file_id"] => string(6) "313724"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459527133"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства