kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям".Презентация к уроку литературы (Г.С.Меркин. 8 класс )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учителю на уроке литературы в 8 классе по теме: "Поэт и толпа в стихотворениях Маяковского/

Материал к уроку.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский написал в 1918 году. Известно, что Маяковский как никто из поэтов принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция,  и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Но в жизни каждого не только светит солнце. И хотя поэты той поры были люди востребованными, Маяковский, как человек умный и чуткий, понимал, что служить творчеством Отечеству надо и можно, но вот толпа не всегда понимает поэта. В конце концов не только любой поэт, но и любой человек остаются одинокими.

Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».

Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».

Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтином», слове.

Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?

1. Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –

Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.

ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…

Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.

А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.

… и СРаЗу
За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…

Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.

2. Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.

В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз – буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз – буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии: 
- ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!

Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих.

3. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы. 
- Гриб. 
- Грабь. 
- Гроб. 
- Груб.

В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной.

4. Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен.

У-ли-ца  сколь-зи-ла.
Ло-шадь на круп
грох-ну-лась.

Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-лаг-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача: воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.

5. Повтор:
- Лошадь упала!
-Упала лошадь!

Это так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей животинки. Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Кроме того, она, живая, упавшая на круп, перевернувшаяся, подогнула копыта, которые вместе с ушибленной спиной передают зримое ощущение  круговой  боли.

6. Рифмы :

  • усеченные неточные (плоше - лошадь, зевака- зазвякал),

  • неравносложные (в шерсти -в шелесте, стойло - стоило),

  • составные ( в вой ему - по-своему, один я -лошадиные, в няньке - на ноги),

  • даже одна омонемическая (пошла - краткое прилагательное ипошла - глагол).

    7. Графика стиха – деление на интонационные отрезки. Строчкам придается свободная непринужденность.

    Вывод.

    Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.

    встала на ноги, 
    ржанула 
    и пошла.
    Хвостом помахивала.
    Рыжий ребенок.
    Пришла веселая,
    Стала в стойло.
    И все ей казалось –
    Она жеребенок,
    И стоило жить,
    И работать стоило.

    Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям".Презентация к уроку литературы (Г.С.Меркин. 8 класс ) »

В.В.Маяковский

В.В.Маяковский

"Хорошее отношение к лошадям"

Урок литературы в 8 классе

Цели урока: Научить определять тему стихотворения, видеть нравственную глубину стихотворения; отрабатывать навыки выразительного чтения текста, находить художественные особенности в тексте; 2. Развивать умение анализировать стихотворение 3. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим».

Цели урока:

  • Научить определять тему стихотворения, видеть нравственную глубину стихотворения; отрабатывать навыки выразительного чтения текста, находить художественные особенности в тексте;

2. Развивать умение анализировать стихотворение

3. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим».

Я люблю зверье.                Увидишь собачонку - тут у булочной одна -                     сплошная плешь,- из себя        и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая,                     ешь!

Я люблю зверье.

               Увидишь собачонку -

тут у булочной одна -

                    сплошная плешь,-

из себя

       и то готов достать печенку.

Мне не жалко, дорогая,

                    ешь!

Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Били копыта,  Пели будто:  - Гриб.  Грабь.  Гроб.  Груб.-  Ветром опита,  льдом обута  улица скользила.  Лошадь на круп  грохнулась…

Били копыта, Пели будто: - Гриб. Грабь. Гроб. Груб.- Ветром опита, льдом обута улица скользила. Лошадь на круп грохнулась…

Словарная работа

Словарная работа

  • Грибмерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
  • Крупчасть туловища лошади от спины до хвоста.
  • Кузнецкий мостодна из центральных улиц в Москве.
  • Плещаформа деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
  • Клешитьот слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
  • Плошеформа сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
  • Стойлоотгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины
Ветром опита – ветром подсушена; сырость «выпита» ветром. Льдом обута – улица обута льдом, улица (а не лошадь) скользит.
  • Ветром опита ветром подсушена; сырость «выпита» ветром.
  • Льдом обута улица обута льдом, улица (а не лошадь) скользит.

Анализ стихотворения  - О каком происшествии рассказано в стихотворении? Какова его тема?  - Что необычного в начале стихотворения? Для чего автор использовал форму лесенки?  - Какие ассоциации вызывает у вас звучание этих строк? Благодаря чему автору удаётся воспроизвести стук копыт по мостовой? Послушайте , как цокают копыта по мостовой. Били копыта,  Пели будто:  - Гриб.  Грабь.  Гроб.  Груб.-

Анализ стихотворения

- О каком происшествии рассказано в стихотворении? Какова его тема?

- Что необычного в начале стихотворения? Для чего автор использовал форму лесенки?

- Какие ассоциации вызывает у вас звучание этих строк? Благодаря чему автору удаётся воспроизвести стук копыт по мостовой? Послушайте , как цокают копыта по мостовой.

Били копыта, Пели будто: - Гриб. Грабь. Гроб. Груб.-

Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?
  • Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?
Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?          Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.  БиЛи КоПыТа, ПеЛи БуДТо: - ГРиБ. ГРаБь. ГРоБ. ГРуБ. –  Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.  ЛоШаДь на КРуП ГРоХНуЛаСь… … СГРуДиЛиСь…  Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.  А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.  … и СРаЗу За ЗеваКой ЗеваКа, ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…  Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту. …

Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

  • БиЛи КоПыТа,
  • ПеЛи БуДТо:
  • - ГРиБ.
  • ГРаБь.
  • ГРоБ.
  • ГРуБ. –

  • Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.

  • ЛоШаДь на КРуП
  • ГРоХНуЛаСь…
  • СГРуДиЛиСь…

  • Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.
  • А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.

  • и СРаЗу
  • За ЗеваКой ЗеваКа,
  • ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…

  • Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.

- Для чего зеваки пришли на Кузнецкий? - Что значит « улица опрокинулась»? - Что отличает лирического героя от толпы зевак? - Что увидел он и не увидели другие? Почему? - Почему слова, обращённые к лошади, взяты в кавычки? Как их произносит герой: вслух или про себя?

- Для чего зеваки пришли на Кузнецкий?

- Что значит « улица опрокинулась»?

- Что отличает лирического героя от толпы зевак?

- Что увидел он и не увидели другие? Почему?

- Почему слова, обращённые к лошади, взяты в кавычки? Как их произносит герой: вслух или про себя?

- Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? - Как изменилась лошадь, когда услышала слова поддержки? - Как вы понимаете эти строчки: Лошадь, не надо.  Лошадь, слушайте -  чего вы думаете, что вы их плоше?  Деточка,  все мы немножко лошади,  каждый из нас по-своему лошадь . Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.

- Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете?

- Как изменилась лошадь, когда услышала слова поддержки?

- Как вы понимаете эти строчки:

Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь .

Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.

- Прочитайте строки, подтверждающие мысль, что лошадь обрела силы, желание жить и работать. Пришла веселая,  стала в стойло.  И всё ей казалось -  она жеребенок,  и стоило жить,  и работать стоило    Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми

- Прочитайте строки, подтверждающие мысль, что лошадь обрела силы, желание жить и работать.

Пришла веселая, стала в стойло. И всё ей казалось - она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило

Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми

Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека, а необычная форма призвана была помочь автору в выражении гуманистического отношения к миру. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека, научить людей любить мир, который его окружает.

Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека, а необычная форма призвана была помочь автору в выражении гуманистического отношения к миру. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека, научить людей любить мир, который его окружает.

Вслед за поэтом…

Вслед за поэтом…

Лошадь на круп  грохнулась…

Лошадь на круп грохнулась…

Подошел и вижу -  За каплищей каплища  по морде катится,  прячется в шерсти...

Подошел и вижу - За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти...

Лошадь, не надо.  Лошадь, слушайте -  чего вы думаете, что вы сих плоше?

Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - чего вы думаете, что вы сих плоше?

Улица опрокинулась,  течет по-своему...

Улица опрокинулась, течет по-своему...

Деточка,  все мы немножко лошади,  каждый из нас по-своему лошадь.

Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.

Вывод.  Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.  … встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, Стала в стойло. И все ей казалось – Она жеребенок, И стоило жить, И работать стоило.  Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.
  • Вывод.

  • Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.

  • встала на ноги,
  • ржанула
  • и пошла.
  • Хвостом помахивала.
  • Рыжий ребенок.
  • Пришла веселая,
  • Стала в стойло.
  • И все ей казалось –
  • Она жеребенок,
  • И стоило жить,
  • И работать стоило.

  • Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.

… и стоило жить,  и работать стоило.

и стоило жить, и работать стоило.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Галина Андреевна Беликова, учитель русского языка и литературы

Дата: 09.04.2015

Номер свидетельства: 199268


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства