В.В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям".Презентация к уроку литературы (Г.С.Меркин. 8 класс )
В.В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям".Презентация к уроку литературы (Г.С.Меркин. 8 класс )
Презентация поможет учителю на уроке литературы в 8 классе по теме: "Поэт и толпа в стихотворениях Маяковского/
Материал к уроку.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский написал в 1918 году. Известно, что Маяковский как никто из поэтов принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция, и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Но в жизни каждого не только светит солнце. И хотя поэты той поры были люди востребованными, Маяковский, как человек умный и чуткий, понимал, что служить творчеством Отечеству надо и можно, но вот толпа не всегда понимает поэта. В конце концов не только любой поэт, но и любой человек остаются одинокими.
Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».
Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».
Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтином», слове.
Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?
1.Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.
БиЛи КоПыТа, ПеЛи БуДТо: - ГРиБ. ГРаБь. ГРоБ. ГРуБ. –
Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.
ЛоШаДь на КРуП ГРоХНуЛаСь… … СГРуДиЛиСь…
Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.
А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.
… и СРаЗу За ЗеваКой ЗеваКа, ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…
Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.
2.Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.
В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз – буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз – буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии: - ЛошАдь упАлА! -УпАлА лошАдь!
Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих.
3. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы. - Гриб. - Грабь. - Гроб. - Груб.
В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной.
4.Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.
Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен.
У-ли-ца сколь-зи-ла. Ло-шадь на круп грох-ну-лась.
Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-ла, г-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача: воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.
5. Повтор: - Лошадь упала! -Упала лошадь!
Это так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей животинки. Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Кроме того, она, живая, упавшая на круп, перевернувшаяся, подогнула копыта, которые вместе с ушибленной спиной передают зримое ощущение круговой боли.
Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.
…встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришлавеселая, Стала в стойло. И все ей казалось – Она жеребенок, И стоило жить, И работать стоило.
Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В.В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям".Презентация к уроку литературы (Г.С.Меркин. 8 класс ) »
В.В.Маяковский
"Хорошее отношение к лошадям"
Урок литературы в 8 классе
Цели урока:
Научить определять тему стихотворения, видеть нравственную глубину стихотворения; отрабатывать навыки выразительного чтения текста, находить художественные особенности в тексте;
2. Развивать умение анализировать стихотворение
3. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим».
Я люблю зверье.
Увидишь собачонку -
тут у булочной одна -
сплошная плешь,-
из себя
и то готов достать печенку.
Мне не жалко, дорогая,
ешь!
Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Били копыта,Пели будто:- Гриб.Грабь.Гроб.Груб.-Ветром опита,льдом обутаулица скользила.Лошадь на крупгрохнулась…
Словарная работа
Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины
Льдом обута–улица обута льдом, улица (а не лошадь) скользит.
Анализ стихотворения
- О каком происшествии рассказано в стихотворении? Какова его тема?
- Что необычного в начале стихотворения? Для чего автор использовал форму лесенки?
- Какие ассоциации вызывает у вас звучание этих строк? Благодаря чему автору удаётся воспроизвести стук копыт по мостовой? Послушайте , как цокают копыта по мостовой.
Били копыта,Пели будто:- Гриб.Грабь.Гроб.Груб.-
Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?
Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?
Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.
БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –
Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.
ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
…СГРуДиЛиСь…
Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.
А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.
…и СРаЗу
За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…
Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.
…
- Для чего зеваки пришли на Кузнецкий?
- Что значит « улица опрокинулась»?
- Что отличает лирического героя от толпы зевак?
- Что увидел он и не увидели другие? Почему?
- Почему слова, обращённые к лошади, взяты в кавычки? Как их произносит герой: вслух или про себя?
- Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете?
- Как изменилась лошадь, когда услышала слова поддержки?
- Как вы понимаете эти строчки:
Лошадь, не надо.Лошадь, слушайте -чего вы думаете, что вы их плоше?Деточка,все мы немножко лошади,каждый из нас по-своему лошадь .
Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.
- Прочитайте строки, подтверждающие мысль, что лошадь обрела силы, желание жить и работать.
Пришла веселая,стала в стойло.И всё ей казалось -она жеребенок,и стоило жить,и работать стоило
Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми
Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека, а необычная форма призвана была помочь автору в выражении гуманистического отношения к миру. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека, научить людей любить мир, который его окружает.
Вслед за поэтом…
Лошадь на круп грохнулась…
Подошел и вижу - За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти...
Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - чего вы думаете, что вы сих плоше?
Улица опрокинулась, течет по-своему...
Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.
Вывод.
Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.
…встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.
Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.