Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы в 7 классе «Образы фауны в поэзии и прозе»»
Открытый урок литературы в 7 классе «Образы фауны в поэзии и прозе»
Учитель Сусанина В.М. Многопрофильная гимназия №41.
Цель урока:
выявить идейное содержание стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Задачи:
развивать устную речь учащихся на основе анализа литературного произведения; развивать навыки критического мышления ; способствовать воспитанию поликультурной личности.
Орг.момент(приветствие, объявление темы и цели урока).
Изучение нового материала.
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
II. Изучение нового материала.
Слово учителя:
Тема нашего урока: «Образы фауны в поэзии и прозе». Образы фауны – это общая тема, она включает в себя весь животный мир от бабочки до кита.
Сегодня на уроке мы будем говорить об образе коня, лошади. Послушаем выступление наших учеников с индивидуальными заданиями, которые сделают небольшие сообщения на тему: «Кони и лошади - мифология и символика».
Выступления учеников ( показ слайдов).
Выразительное чтение учителем стихотворения Н.А.Некрасова «До сумерек».
Вопросно-ответная беседа.
-Какова главная тема этого стихотворения?
-Почему лирический герой не вступился?
Слово учителя:
Проблему насилия над животными поднимали поэты и писатели 19 века: Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский. И эту же тему уже в 20 веке развивают В.Маяковский и С.Есенин.
В.В.Маяковский – один из талантливейших русских поэтов 20 века. Творчество этого поэта самобытно и оригинально.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский написал в 1918 году. Известно, что Маяковсвкий, как никто из поэтов, принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция, и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Маяковский, как человек умный и чуткий, понимал, что служить творчеством Отечеству надо и можно, но вот толпа не всегда понимает поэта. В конце концов не только любой поэт, но и любой человек остаются одинокими.
Выразительное чтение учителем стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Вопросно-ответная беседа.
-Какова тема?
-Как реагируют окружающие?
-Выделим части композиции.
-Какие события мы отнесем к экспозиции?
-Что является завязкой?
-Какие события мы отнесем к кульминации?
-Что является развязкой?
-Как ведет себя лирический герой?
-Скажите, образ лошади имеет конкретное или символическое звучание?
-В чем идея этого стихотворения?
Анализ средств художественной выразительности.
Учитель:
Передать мысли и эмоции стихотворения помогают оригинальные, мастерски подобранные средства художественной выразительности.
Произведение наполнено звукописью, помогающей почувствовать атмосферу описываемых событий. Например, стук копыт лошади: Гриб. Грабь. Гроб. Груб.
Запись в тетрадях:
Аллитерация - повторение согласных звуков в слове, фразе.
БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
-ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ.
Учитель:
в этих словах и стук копыт лошади:Гриб. Грабь. Гроб. Груб. В этих словах звучит предвестие отношения толпы к упавшей лошади ( Гроб-Груб), а также революционные нотки (Грабь, Гроб, Груб).
Запись в тетрадях:
Ассонанс– созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.
Обратимся к стихотворению
-ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!
Звук «а» - выражение крика и самой лошади, и многочисленных прохожих.
Запись в тетрадях:
Повтор:
Лошадь упала !
Упала лошадь!
Это так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей животинки. Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Кроме того, она, живая, павшая на круп, перевернувшаяся, подогнула копыта, которые с ушибленной спиной передают зримое ощущение круговой боли.
Слово учителя:
Интересны и оригинальны тропы использованные поэтом в данном произведении.
- Какие вы подобрали метафоры ?
-Найдите примеры метонимии.
-Найдите эпитеты.
-Найдите сравнения.
После ответов учащихся слово учителя:
Таким образом, «Хорошее отношение к лошадям» является одним из лучших стихотворений В.В.Маяковского, пронизанным гуманистическим пафосом, наполненным богатейшими и оригинальными средствами художественной выразительности.
Учитель:
Как я уже говорила, проблему насилия поднимали писатели 19 века. К этой проблеме обращается и замечательный русский писатель Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание». Об этом романе мы будем говорить на уроках литературы в 10 классе. А сегодня мы обратимся к фрагменту из романа, где главный герой видит себя ребенком во сне. В этом фрагменте также представлен образ «клячи заезженной» как символ бесконечного страдания.
Чтение фрагмента учителем.
Вопрос к классу:
У Некрасова человек бьет лошадь «по плачущим, кротким глазам» и у Достоевского «Миколка кричит: «По глазам хлещи, по глазам!»» И мальчик видит, как лошадь «секут по глазам, по самым глазам».
-Почему по глазам?
III. Подведение итогов.
- С какой целью поэты и писатели рисуют образ животных?
( Чтобы возбудить сострадание к слабым, беззащитным, незащищенным.)
Выставление оценок.
Домашнее задание: 1) прочитать в хрестоматии и по учебнику стихотворения о животных;