kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок литературы в 7 классе «Образы фауны в поэзии и прозе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: выявить идейное содержание стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы в 7 классе «Образы фауны в поэзии и прозе»»

Открытый урок литературы в 7 классе «Образы фауны в поэзии и прозе»

Учитель Сусанина В.М. Многопрофильная гимназия №41.

Цель урока:

выявить идейное содержание стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Задачи:

развивать устную речь учащихся на основе анализа литературного произведения; развивать навыки критического мышления ; способствовать воспитанию поликультурной личности.

Оборудование:

портреты В.В.Маяковского, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, художественные тексты, интерактивная доска (презентации учащихся).

Ход урока:

  1. Орг.момент(приветствие, объявление темы и цели урока).

  2. Изучение нового материала.

  3. Подведение итогов.

  4. Выставление оценок.

  5. Домашнее задание.



II. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя:

Тема нашего урока: «Образы фауны в поэзии и прозе». Образы фауны – это общая тема, она включает в себя весь животный мир от бабочки до кита.

Сегодня на уроке мы будем говорить об образе коня, лошади. Послушаем выступление наших учеников с индивидуальными заданиями, которые сделают небольшие сообщения на тему: «Кони и лошади - мифология и символика».

  1. Выступления учеников ( показ слайдов).

  2. Выразительное чтение учителем стихотворения Н.А.Некрасова «До сумерек».

  3. Вопросно-ответная беседа.



-Какова главная тема этого стихотворения?

-Почему лирический герой не вступился?



  1. Слово учителя:

Проблему насилия над животными поднимали поэты и писатели 19 века: Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский. И эту же тему уже в 20 веке развивают В.Маяковский и С.Есенин.

В.В.Маяковский – один из талантливейших русских поэтов 20 века. Творчество этого поэта самобытно и оригинально.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский написал в 1918 году. Известно, что Маяковсвкий, как никто из поэтов, принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция, и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Маяковский, как человек умный и чуткий, понимал, что служить творчеством Отечеству надо и можно, но вот толпа не всегда понимает поэта. В конце концов не только любой поэт, но и любой человек остаются одинокими.

  1. Выразительное чтение учителем стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».



  1. Вопросно-ответная беседа.

-Какова тема?

-Как реагируют окружающие?

-Выделим части композиции.

-Какие события мы отнесем к экспозиции?

-Что является завязкой?

-Какие события мы отнесем к кульминации?

-Что является развязкой?

-Как ведет себя лирический герой?

-Скажите, образ лошади имеет конкретное или символическое звучание?

-В чем идея этого стихотворения?



  1. Анализ средств художественной выразительности.

Учитель:

Передать мысли и эмоции стихотворения помогают оригинальные, мастерски подобранные средства художественной выразительности.

Произведение наполнено звукописью, помогающей почувствовать атмосферу описываемых событий. Например, стук копыт лошади: Гриб. Грабь. Гроб. Груб.

  1. Запись в тетрадях:

Аллитерация - повторение согласных звуков в слове, фразе.

БиЛи КоПыТа,

ПеЛи БуДТо:

-ГРиБ.

ГРаБь.

ГРоБ.

ГРуБ.

Учитель:

в этих словах и стук копыт лошади:Гриб. Грабь. Гроб. Груб. В этих словах звучит предвестие отношения толпы к упавшей лошади ( Гроб-Груб), а также революционные нотки (Грабь, Гроб, Груб).

Запись в тетрадях:



Ассонанс – созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.



Обратимся к стихотворению

-ЛошАдь упАлА!

-УпАлА лошАдь!

Звук «а» - выражение крика и самой лошади, и многочисленных прохожих.

Запись в тетрадях:

Повтор:

Лошадь упала !

Упала лошадь!

Это так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей животинки. Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Кроме того, она, живая, павшая на круп, перевернувшаяся, подогнула копыта, которые с ушибленной спиной передают зримое ощущение круговой боли.



Слово учителя:

Интересны и оригинальны тропы использованные поэтом в данном произведении.

- Какие вы подобрали метафоры ?

-Найдите примеры метонимии.

-Найдите эпитеты.

-Найдите сравнения.

После ответов учащихся слово учителя:

Таким образом, «Хорошее отношение к лошадям» является одним из лучших стихотворений В.В.Маяковского, пронизанным гуманистическим пафосом, наполненным богатейшими и оригинальными средствами художественной выразительности.

Учитель:

Как я уже говорила, проблему насилия поднимали писатели 19 века. К этой проблеме обращается и замечательный русский писатель Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание». Об этом романе мы будем говорить на уроках литературы в 10 классе. А сегодня мы обратимся к фрагменту из романа, где главный герой видит себя ребенком во сне. В этом фрагменте также представлен образ «клячи заезженной» как символ бесконечного страдания.

  1. Чтение фрагмента учителем.



  1. Вопрос к классу:

У Некрасова человек бьет лошадь «по плачущим, кротким глазам» и у Достоевского «Миколка кричит: «По глазам хлещи, по глазам!»» И мальчик видит, как лошадь «секут по глазам, по самым глазам».

-Почему по глазам?



III. Подведение итогов.

- С какой целью поэты и писатели рисуют образ животных?

( Чтобы возбудить сострадание к слабым, беззащитным, незащищенным.)



  1. Выставление оценок.



  1. Домашнее задание: 1) прочитать в хрестоматии и по учебнику стихотворения о животных;

2) понравившееся стихотворение выучить.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок литературы в 7 классе «Образы фауны в поэзии и прозе»

Автор: Сусанина Венера Магруфовна

Дата: 01.04.2016

Номер свидетельства: 313724


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства